13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Варух
ОТДЕЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ.
Варух.
ГЛАВА 1.
Чудный Варух, как известно нам из сказанного прежде, переселился в Египет вместе с бежавшими туда иудеями; но, по истечении пяти лет от взятия Иерусалима, он прибыл в Вавилон; потому что питомцы благочестия употребляли все старание, быть опорою немощных и руководить их к истине. Потому, пришедши в Вавилон, Варух читал пророчество божественного Иеремии всем пленным, особенно же Иехонии, который, по кратковременном царствовании, отведен был в плен. И не обманулся в своем намерении; потому что привел их в чувство прежних грехов; познали они причину бедствия, пролили много слез, каждый делал денежные вклады для отсылки жрецам, оставшимся в Иерусалим, чтобы купили на cиe нужное для жертвоприношения, (10) сотворили жертвы (манаа), и уми-
316
лостивили тем Владыку Бога (Ибо словом: манаа Евреи называют жертву). Испрашивают они также долголетия Навуходоносору и Валтасару сыну его. Так и божественный Апостол законоположил молиться за царей, которые возставали еще нa благочестие, и за всех иже во власти суть (1 Тим. 2, 1. 2). Таково согласие ветхозаветного с новозаветным. Иудеи, будучи принуждены жить в рабстве, умоляют о себе Господа, (12) да просветит очи их, чтобы не впасть им в какое-либо заблуждение; приводят же себе на память собственные грехи свои и исповедывают правдивость Божия о них определения. Сверх того просят и сие их послание читать пред Богом в торжественные праздники.
(15). И да речете, сказано: Господу Богу нашему правда, а нам стыдение лица нашего, яко же день сей, человеку Иудину, и живущим во Иерусалиме, (16) и князем нашим, и жерцем нашим (17) пред Господем; то есть, весьма правдиво произнесенное о нас Богом определение; и мы, все вообще предавшись беззакониям, достойны стыда; потому что вместе с царями и жрецы совратились на стезю противную.
(18). Не покорихомся Ему, и не послушахом гласа Господа Бога нашего, ходити в повелениих Господних, яже даде пред лицем нашим. Припоминают же и прежние беззакония, говоря: с того времени, как отцы наши освобождены от египетского рабства, и до ныне не преставали мы нарушать божественный закон.
(19). И отметахомся, еже не послушати гласа
317
Его. Сказано: отметахомся (ἐσχεδιάζομεν), то есть, выдумывали разные роды грехов. Таковых и блаженный Павел называет: обретателями злых (Рим. 1, 30). А мы, сказано далее у Пророка, пожали плоды сих грехов.
(20). Прилпе к нам зло, и клятва, юже сочини Господь Моисею отроку Своему. Закон содержит в себе и клятвы и благословения, — благословения сохраняющим, и клятвы нарушающим оный.
ГЛАВА 2.
Сказуют же о себе, что пренебрегали они Пророков, посылаемых к ним от Бога, и что предсказанное ими пришло в исполнение.
(2). И навел, сказано у Пророка, на ны зло велие, еже не сотворися под всем небесем яко же сотвори во Иерусалиме. И показывая, что сие было предсказано, присовокупил Пророк:
По писанным в законе Моисеове, (3) еже ясти нам плоть «человеческу сына своего, и плоть человеческу дщере своея; потому что осада произвела голод, а голод понудил питаться плотию человеческою. И стали мы, сказано, посмешищем для соседних народов.
(5). И быхом в исподи, а не в верху, то
318
есть рабами, а не господами. Потом приводят и причину:
Яко согрешихом Господеви Богу нашему, не слушающе гласа Его. Снова восписуя правдивость Божию определению, себе приписывают стыдение, и говорят: Бог неоднократно угрожал и предсказывал нам о том чрез Пророков, но мы во дни наши не обратились к Вечному, а коснели в противлении.
(9). И убудися Господь о злобах, и наведе на нас сия. Пробуждением Божиим Пророк называет наказание; потому что божественному Писанию обычно долготерпение называет сном. И опять, вспомянув о наказании, Владыку именуют правдивым; потому что наказал преступивших закон и не захотевших исцелиться. Потом униженно умоляют и воспоминают о древней свободе, какую получили отцы их, избавившись от горького египетского рабства; воспоминают и о бывших чудесах, исповедуют же и собственные свои прегрешения, и взывают:
(12). Согрешихом, нечествовахом, неправдовахом, Господи Боже наш, во всех оправданиих Твоих, то есть, преступили мы всякую Твою заповедь, попрали весь закон.
(13). Да отвратится от нас ярость Твоя, яко остася нас из многих мало во языцех, аможе разсеял ны ecи. Признаем правдивость наказания; но умоляем прекратить оное; потому что мы, которые древле по множеству уподобляемы были песку; стали малочисленны.
(14). Услыши, Господи, молитву нашу и про-
319
шение наше, и избави нас Тебе ради. Мы недостойны, но Ты человеколюбив; именуемся же народом Твоим; и поэтому да сподобимся пощады.
И даждь нам благодать пред лицем преселивших нас, чтобы не питали к нам ненависти, но оставили нас в покое.
(15). Да увесть вся земля, яко Ты Господь Бог наш, и яко имя Твое призвася на Израили, и на племени его. Перемена на лучшее бедственного нашего состояния для других соделается поводом к благочестию; ибо дознают крепость Бога нашего.
(16). Господи призри из дому святаго Твоего, и вонми нам. Домом святым именуют храм иерусалимский; ибо в нем являл Бог присутствие Свое.
Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши. (17). Отверзи очи Твои и виждь. Негодующее, обыкновенно, смежают очи, как скоро видят пред собою оскорбивших, и отвращают зеницы, когда умоляют их проступившиеся. Посему пленные говорят сие человекообразно; потому что Божество не сложно, но просто и неописанно. К сему присовокупили: яко не умершии могут песнословить Тебя, свойственно же сие живым.
(18). Душа сетующая о величестве ходит, дух слячен и боляй, и очи оскудевающии, и душа алчущая, воздадят Тебе славу, и правду, Господи. Подвергшиеся величайшим бедствиям и отчаявшиеся в перемене на лучшее, а потом сподобившиеся такой перемены, искренно будут песно-
320
словить человеколюбие Твое. После сего говорят пленные: (19) не на оправдания отец наших, или наши собственные, уповая, умоляем, сколько-нибудь умилосердиться над нами. Ибо достойны мы бедствий, какими угрожал Ты нам чрез Пророков. Они советовали нам вразумиться правдивым судом Твоим и служить царю вавилонскому; но мы продолжали упорствовать. И исполнил Ты, Владыка, Тобою чрез них предреченное. Не мы только, оставшиеся в живых, преданы в рабство, но и гробы отцов, даже царей наших, извлечены из земли, и кости их повержены под открытым небом, и гниют от губительных для них воздушных перемен.
(25). И изомроша болезими злыми, гладом и мечем, и заточением. Не нас только предал гладу, убийству и рабству (заточением называют плен), но храм Твой святый, который по имени Твоему был славен и знаменит, привел в запустение. Впрочем, и сие совершил Ты не по мере нашего нечестия, но и в этом срастворил справедливость человеколюбием. Ибо продолжают они:
(27). Сотворил ecи в нас, Господи Боже наш, по всей тихости Твоей, и по всем щедротам Твоим великим. Вспоминают же и об угрозах, написанных в законе; потому что Моисей предрек постигшие их бедствия, особенно в песни: зубы зверей послю в ня (Втор. 32, 2). И давая знать, что зверями называет врагов, присовокупил: отвне обезчадит их меч, и от храмов их страха (25); и еще: разсею
321
их (26). Сии-то припоминают угрозы, воспоминают и о благах обетованных; ибо говорят: Ты сказал, что прострешь милость к кающимся, освободишь из плена, возвратишь им прежнюю свободу.
ГЛАВА 3.
(1). Господи Вседержителю Боже Израилев, душа в тесноте, и дух в стужении возопи к Тебе. Вижу, говорит Пророк, чрезмерность бедствий и великий упадок духа.
(2). Услыши, Господи, и помилуй, яко ecи Бог милосерд: и помилуй, яко согрешихом пред Тобою. У тебя мое человеколюбия, у Тебя бездна милости; окажи милость нам, имеющим в ней нужду; потому что согрешившим и кающимся прилична милость.
(3). Яко Ты пребываяй во век, мы же погибающей во век. Ты вечен, а мы временны; Ты нескончаем и негиблющ, а наша жизнь измеряется малою мерою. Сие и выразил Пророк словами: пребываяй во век.
(4). Господи Вседержителю Боже Израилев, услыши молитву умерших Израилевых. Пророческое слово ясно показывает бессмертие души.
И сынов согрешивших пред Тобою. Сам Ты сказал: ядшим кислая оскоменятся зубы (Иер.
322
31, 30); посему обрати взор на юных, которые непричастны греху, и не помяни отеческих согрешений.
(5). Но помяни руку Твою, и имя Твое в сие время. Сотвори чудо, как обычно Тебе; и как извел из Египта, так освободи из Вавилона.
(6). Яко Ты Господь Бог наш; потому что Ты Тот же, и не изменился: тоже имеешь могущество, тоже человеколюбие.
Похвалим Тя, Господи, (7) яко того ради дал ecи страх Твой в сердце наше, еже призывати имя Твое. Пророк показал пользу наказания; ибо, говорить, быв наказаны, мы обратились.
И похвалим Тя в преселении нашем, яко отвратихом от сердца нашего всю неправду отец в наших согрешивших пред Тобою; то есть, не по следам отцов идем мы, не их стезями(*) ходим, но последуем Твоим законам. Посему воззри на наше посрамление и тяжкое рабство, какое терпим и за нечестие наше и за отеческое беззаконие.
Cию-то молитву народа изложив письменно, чудный Варух прилагает и Божественный ответ.
(9). Слыши, Израилю, заповеди живота, внушите разумети смышление. (10). Что есть Израилю? что яко ecи на земли вражии? обетшал еси на земли чуждей, осквернился ecи с мертвы-
________________________
(*) По другим спискам вместо: παιδέιαν здесь: κορέιαν.
323
ми, (11) вменился ecи с сущими во аде, то есть, какая новость! какая необычайность! народ, называвшиеся Моим, народ знаменитый и пресловутый, из свободного стал рабом, живет вместе с иноплеменниками и мужами нечестивыми, по чрезмерности бедствий уподобляется мертвецам! Потом дает видеть и причины сего.
(12). Оставил ecи Источника премудрости, (13) аще бы путем Божиим ходил ecи, жил бы в мире во время вечное, то есть, ты сам для себя соделался виновником настоящих бедствий, надлежало тебе пользоваться руководством закона, какий дарован тебе Источником премудрости; а ты последовал суетным помыслам.
(14). Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость? еже разумети купно, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир? Если не мог прежде, то по крайней мере теперь взыщи и познай, Кто податель сих благ.
(15). Кто обрете место ея? и кто вниде в сокровища ея, то есть премудрости? (16). Где суть князи язычестии, и владеющии зверми сущими на земли, и играющии птицами небесными, (17) и хранящии злато и сребро, на неже уповаша человецы, и несть конца стяжанию их? (18). Делающии сребро и пекущиися, и несть изобретения дел их? Делает сравнение благочестия, богатства и владычества, и советует привести себе на память беззаконных царей, которые не знали сытости в богатстве. Они то, говорит Пророк, с помощью звероловного искусства овла-
324
дели зверями и птицами; но дает видеть и конец их.
(19). Погибоша, и во ад снидоша, и инии вместо их восташа. (20). Юнейшии видеша свет, и вселишася на земли, пути же хитрости неуведаша, (21). ни разумеша стезь ея, ниже пpияша ея. И сами они преданы истлению, и произшедшие от них, хотя причислялись к живым и приобщались зари чувственного света, однако же не прияли лучей разума и боговедения. Перечисляет же Пророк высоко думавших о своей мудрости, Хананеев, Идумеев и Измаильтян, ибо Феман есть Идумея, а Агарь — матерь Измаила. И их называет (23) баснословцами; потому что говорили обыкновенно притчами. Впрочем и они пути премудрости не уведеша; потому что не переставали служить нечестию.
(24). О Израилю, коль велик дом Божий, и пространно место селения его? (25). Велико, и не имать конца, высоко, и безмерно. Не думай, говорит Пророк, что сей Божий храм есть тот, который построил Соломон; потому что сей Божий храм весьма велик, неизмерим, и притом негиблющ: он не имать конца. Потом, упомянув об исполинах, соделавшихся именитыми величиною роста, присовокупил:
(27). Не сих избра Бог, ни пути хитростнаго даде им, (28). и погибоша за безсоветие свое. Касается же сего с намерением показать, что Иудеев предпочел Бог всем народам, им одним дал писанный закон, над ними поставил Пророков, их сподобил всякого о них
325
попечения, и к ним напоследок вочеловечившись пришел Сам. Ибо сие давая разуметь, в следующих за сим словах научает:
(29). Кто взыде на небо, и взя ю, и снесе ю, то есть премудрость, от облак? (30). Кто прейде на ону страну моря, и обрете ю, и возмет ю за злато избранно? Премудрость не продается, и не предлагается просто желающим купить ее.
(31). Несть ведущаго путь ея, ни помышляющаго стезь ея. Она превышает человеческий помысел.
(32). Но ведый вся весть, изобрете ю смыслом Своим. Слово: изобрете Пророк употребил человекообразно; ибо назвал Бога источником премудрости (13), а в начале сего же пророчества наименовал Его источником жизни (Иер. 17, 13). В следующих же словах показывает всемогущество зиждительной Божией силы.
Сотворивый землю вечное время (ἐις τον ἀιῶνα χρονόν), наполни ю скотом четвероножным. Веком Пророк называет настоящую жизнь человеческую, жизнь же будущая называется веком века.
(33). Посылаяй свет, и идет, призва его, и послуша Его с трепетом. (31). Звезды же возсияша в хранилищах своих, и возвеселишася. (35). Призва я, и рекоша: приидохом, возсияша с веселием Сотворшему я. Все покорно Творцу, говорит Пророк. Каждая тварь хранит пределы свои. Хранилищами звезд называет времена; потому что каждая звезда восходит в определенное время.
326
(36). Сей Бог наш. Правитель и распорядитель их — Создатель всего.
Не вменится ин к Нему. Пророческое слово не между Сыном и Отцом делает сравнение, но отвергает так именуемых богов.
(37). Изобрете всяк путь хитрости. Опять поставлено: изобрете, по человеческому образу выражения; ибо Он есть источник благ.
И даде ю Иакову, отроку своему, и Израилю возлюбленному от Него, то есть, дал учение боговедения и закон, дарованный чрез Моисея.
(38). Посем на земли явися, и с человеки поживе. Пророческое слово ясно показало нам вочеловечение Единородного, и что Он — Создатель всего и источник премудрости. А посему Он — и Творец и Владыка ея; о Нем сказано в Притчах: Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя (Притч. 8, 22). Ибо не Бог Слово говорит сие, но премудрость Бога Слова, Им сотворенная.
ГЛАВА 4.
(1). Сия книга повелений Божиих, то есть данная с вочеловечением Единородного Сына Божия.
И закон сый во век; потому что завет ветхий приял конец.
Вси держащиися ея, в живот: оставивши
327
же ю, умрут. Пророк показал конец тех и других. Потом предлагает советы народу, называющемуся Иаковом.
(2). Обратися Иакове, и имися ея, ходи к сиянию прямо света ея. Следуй сиянию луча; он озаряет тебя и путеводит к жизни.
(3). Не даждь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему. Но не послушал Израиль; посему-то стали они далеки от благ, а язычники пользуются богоданными благами.
(4). Блажени есмы Израилю, яко угодная Богу нам разумна суть. Не можем извиниться неведением, говорит Пророк; потому что объявлено нам, что угодно Ему. Потом ободряет и научает, что на сей раз преданы они в рабство Богом всяческих, Который не вовсе отвратился от них, но имеет в виду сделать им наказанием этим благодеяние; потому что они, оставив Благодетеля, предпочли служение демонам, и сделались виновниками запустения воспитавшего их града.
Употребляет же и олицетворение, и представляет, что город плачет и говорит городам ему подвластным:
(9). Наведе бо ми Господь сетование велико. Ибо видел я, что одни из жителей умерщвлены, а другие отданы в тяжкое рабство.
(12). Никто же да радуется о мне вдовице, оставленной от людей. Иерусалим себя называет вдовицею; потому что лишился Божия о нем промышления.
Опустех за грехи, чад моих. Исчисляет
328
же самые грехи, описывает жестокость врагов, и говорит:
(16). Не усрамишася старца, ни помиловаша отрочате, и отведоша любезных вдовичих, и от дщерей едину опустошиша. Единою, как думаю, называет себя; потому что в нем одном был Божий храм, а может быть, и потому, что оставался один, прочие же города были разорены Ассириянами. Потом сказует, что, хотя не может помочь сам себе, однако же обещает себе Божию помощь. Между тем оплакивает настоящее запустение, и говорит:
(19). Аз бо остахся пуста, (20). совлекохся ризы мирныя. Показывает же перемену, происшедшую с оставшимися.
И облекохся во вретище моления моего: возопию. Так делали и говорили не стены, но жители. Потом советует им возложить упование на Божие человеколюбие и просить милости; потому что и я, говорит Иерусалим, ожидаю вашего возвращения.
(23). Испустих бо вас с рыданием, и плачешь, отдаст же ми Бог вас с радостию и веселием. Сие подобно сказанному блаженным Давидом: ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут с радостию, вземлюще рукояти своя (Псал. 125, 6). Сказует же о радости соседних народов во время пленения и о скорби по возвращении Иудеев. Советует последним терпеливо переносить наложенное на них наказание, и обещает перемну событий и говорит:
329
(25). Гонил тя враг твой, и узриши пагубу его вскоре, и на выю его наступиши. Врагами называет Идумеев, Моавитян, Аммонитян, Филистимлян.
(26). Младии мои ходиша в пути жестоки, восхищени суть, яко же стадо похищено врагом. Младыми называет живущих в обилии и богатстве, как не имевших случая испытать что либо горестное. Потом советует им приобрести спасение покаянием. Пророк, сказав сие как бы от лица Иepyсалима, наконец и ему предлагает утешительное слово.
(30). Дерзай Иерусалиме, утешит тя Нарекий тебе. Положил уже изменить состояние твое в лучшее, и положить конец твоему бедствию Тот, Кто дал тебе наименование, то есть Создатель твой, предпочетший тебя всякому другому городу.
(31). Окаянни озлобившии тя, и радовавшиися о падении твоем. (32). Окаянни гради, имже поработиша чада твоя. Вавилоняне понесли наказание, достойное их беззаконий. Потом Пророк извещает, что Вавилон будет уже оплакивать собственные свои бедствия, и говорит:
(34). И отсеку от нея веселие многонародства, и величание ея будет в рыдание. (35). Огнь бо найдет на ню от Вечнаго во дни многи, и населится бесами на множайшее время. Наказание сие принял Вавилон чрез Персов. Пророческое же слово показало, что, по предречению не навсегда, но на долгое время, останется Вавилон необитаемым; потому что ныне живет там несколько Иудеев.
330
(36). Воззри на восток, Иерусалиме, и виждь веселие твое, грядущее тебе от Бога. Предвозвещает возвращение пленных.
(37). Се грядут сынове твои, ихже испустил еси: грядут собрани от восток даже до запад словом Святаго, радующеся о славе Божией. Ибо не собственною силою преодолели врагов, но предавший врагам Бог возвратил им свободу.
ГЛАВА 5.
(1). Повелевает же Пророк Иерусалиму сложить с себя плачевную ризу, и возложить на себя священническое облачение. Ибо говорит:
(2). Облецыся во одежду правды, яже от Бога возложи венец на главу твою славы Вечнаго. Ибо на сем венце, или увясле, возлагалась златая дщица, на которой начертано было имя Божие.
(3). Бог бо явит всей, поднебесней твою светлость. (4). Наречется бо от Бога имя твое во веки, мир правды, и слава богочестия. Имена же сии имеет Иерусалим ныне; потому и стекаются в него все; ибо Спасительное страдание соделало его славным и знаменитым. Пророк снова повелевает ему смотреть, как пленные возвращаются с востока и запада, и изве-
331
щает, что отведены были (6) пеши обложенные оковами, а возвратятся удостоенные всякой чести. Надлежит же знать, что, при возвращении Иудеев из Вавилона, возвращались также и бежавшие во время войны и поселившиеся в странах южных и западных; потому что народу их дарован был мир. Посему-то Пророк упомянул и о возвращающихся с запада.
(7). Совеща бо Бог смиритися всякой горе высоцей, и холмом вечным, и юдолиям наполнитися в равень земную, да идет Израиль утвержден славою Божиею, то есть, уничтожил всякое затруднение; сокрушил Вавилонян, уподоблявшихся высоким горам, и соделал, что подъяли главу подвластные им, уподоблявшиеся глубоким оврагам. И нам повсюду открылась свобода возвращаться в отечество.
(8). Осениша дубравы, и всяко древо благовонством Израилю, повелением Божиим. Сие подобно сказанному Давидом: горы взыграшася яка овни, и холми, яко агнцы овчии (Псал. 113, 4), Посему дубравами иносказательно называет обитающие на пути народы, которые не принесли Богу плода благочестия, однако же возвращающимся Израильтянам оказывали всякие услуги. Сказует же причину благ.
(9). Предвидет бо Бог Израилеви с веселием светом славы Своея, с помилованием и правдою от Него. Под предводительством Божиим все легко и удобно. Помилование же оказывает Бог народу своему, а правду — Вавилонянам; потому что первые согрешив обратили себе в
332
пользу наказание, а последних победа сделала боле неистовыми и злочестивыми.
Посему и мы будем умолять Бога всяческих, чтобы соделался нашим вождем и путеуказателем, а мы, по Давидову песнопению, шествуя во свете лица Его (Псал. 88, 16), не уклонялись ни в правую ни в левую сторону, но шли царским путем, вводящим в жизнь, которой да сподобимся по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним слава Отцу и со Всесвятым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь.
333
Страница сгенерирована за 0.15 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.