Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. СЛОВО 2. Доказательство, заимствуемое из рассмотрения воздуха, земли, моря, рек и источников.

СЛОВО 2.

ДОКАЗАТКЛЬСТВО, ЗАИМСТВУЕМОЕ ИЗ РАЗСМОТРЕНИЯ ВОЗДУХА, ЗЕМЛИ, МОРЯ, РЕК И ИСТОЧНИКОВ.

Неверующие, что есть бразды Промысла, и крайне безрассудно утверждающие, что мир сей, — небо и земля, с такою стройностию и в таком порядке движется без Браздодержца, мне кажется, подобны человеку, который сидит на корабли, переплывает море, видит, как кормчий, взявшись за кормило, поворачивает руль, куда нужно, то наклоняет вправо, то обращает влево, и направляет ладию к желаемой им пристани, но, утверждая явную ложь, и открыто споря против истины, станет отрицать, что на корабле стоит кормчий, что у лидии есть руль, что направляется она движением кормила, а не сама собою несется, преодолевает стремление волн, преоборает приражение ветров, не имея нужды, ни в помощи мореходцев, ни в кормчем, который бы для общей всех пользы отдавал приказы гребцам. Ибо и они ясно и со всею очевидностию усматривают, что общий всех Владыка правит созданною Им тварию, все ведет и движет чинно и в порядке, видят надлежащую стройность во всем, что совершается, вместе красоту и пользу в каждом создании, и совокупное проявление тон и другой в каждой

194

 

 

части создания, и произвольно слепотствуют, лучше же сказать, взирал на это, предаются бесстыдству, приемля дары Промысла, издеваются над тем, что приемлют, и чем пользуются, за то самое восстают против Попечителя. Поэтому, если бы пожелали с признательностью выслушать и вчера сказанное нами о небе, солнце, луне и прочих светилах; то и сего было бы достаточно, чтобы убедить их уцеломудриться и прославить Благодетеля. Но чтобы кто из полагающих пределом Промысла луну, утверждающих, что до нея только простирается Промысл, и представляющих оный весьма малозначительным, краткость слова не обратил для себя в повод к хуле, снова низведем тебя, любезный, с неба по воздуху на землю, и как в предыдущий день, водя тебя опять шаг за шагом, покажем, что и в малейших частях твари для желающих быть внимательными и виден и открыт сей Промысл, и одним словом, все приявшие естество тварное, и вообще и в частности, всегда о нем свидетельствуют.

Посему, идя по порядку, исследуем естество воздуха, сколько он топок и неуловим, как легко разбегается, и имеет нужду в чем-либо сдерживающем. Почему Творец всяческих, создав небо и землю, разлил воздух в средине между ними и сими двумя телами соорудил для него незыблемую стену, а его соделал содейственником жизни для тел одушевленных, пребывающих между небом и землею. Ибо и мы люди живем, им дыша, и из животных без-

195

 

 

словесных, птицы, пресмыкающиеся, земноводные его имеют содейственником жизни. А приводимый в движение воздух доставляет нам веяние ветров, сгущаемый же посылает земле из облаков орошение. и свеч, его употребляя вместо колесницы, услаждает взоры смотрящих. Воздух, как посредник между солнцем и землею, умеряет сильное действие солнечного луча, и своею влажностию и холодностию ослабляя его сухость и знойность, наслаждение светом делает для нас неболезненным. Но чтобы не почесть тебе воздух виновником сих благ, познай, как и его непомерность сокращает теплота солнца. Ибо никто не вынес бы неумеряемой сею теплотою холодности воздуха; и свидетель сему— зимнее время года; потому что в это время года солнце, удаляясь к южному полюсу, и оставляя северные и средние страны, позволяет воздуху невозбранно употреблять в действие силу своего естества. Почему не истощается уже более солнечною теплотою, но сгущаясь доходит до преизбыточества, дает из себя проливный дождь, вспенивая его сильным приражемием ветров, сгущает в снег и град, и из чистого неба каплющую росу, сгустив легким веянием, своею холодностию превращает в иней, и повергает на землю; и сие производит, хотя издали, однако же согреваемый солнцем. Но и из сего можно в точности дознать Божию промыслительность. Поелику много великой пользы от стихий, и сверх пользы, велика их красота, и изящество их несказанно; то Всепремудрый устроил так,

196

 

 

что от них же бывает и представляющееся нам скорбным, во уверение паше, что вне не боги, но создании Божии, так направляемые и путеводимыя, как угодно сие Богу. По сей-то причин воздух,— этот содействсшшк пашей жизни,—вдыхая который, все мы живем, это общее сокровище бедных и падмевающихся богатством, слуг и господ, простолюдинов и царей, которого не больше, чем и бедный, вдыхают украшающиеся багряницею, и который в равной мере, сообразно с потребностию в нем, уделен всему естеству человеческому, — этот воздух не только увеселяет нас вдыханием его, дуновением ветра, и подаянием дождя, но и беспокоить стужею, научая тем нас, что недостаточно его одного для оживотворения и служения существам живым.

Так и солнце не только веселит нас приражением лучей, и учит различию видимых тел, их величин и цветов, но и беспокоит знойным приражением тех же лучей. И если бы Браздодержец вселенной не посылал нам прохладных веяний, приводя в движение воздух; — это солнце, которому покланялись несмысленные, совершенно попалило бы все, и отъяло бы жизнь у покланяющихся. По этому ни одна из стихий сама по себе не дает жизни, да и все они, срастворенные вместе, без управляющей ими силы, не бывают причиною какого-либо блага. И случается видеть, что иногда воздух был благорастворенный, во время ниспосылались земле дожди, солнце не беспокоило своими лучами, не на-

197

 

 

руша ли порядка дуновения ветров, земледельцы тщательно обработали землю, по обычаю вложив в нес семена: но и земля не воздала с признательностию плодов, и род человеческий не пребыл без болезней. Делает же это Правитель всяческих, убеждая нас, не возлагать упования на тварь и не ее почитать причиною благ, но веровать в Создателя.

Итак поелику видел ты, что воздух пользуется промыслительностию Божиею, и по оной, в продолжение стольких тысяч лет, остается достаточным, не издерживается дышущими живыми существами, и не растекается вне объемлющих его собою тел; поведем теперь тебя на землю, — сию общую кормительницу, матерь и могилу — на землю, из которой твое тело скудельное и уста, по видению Даниилову, на Творца глаголюща великая (Дан. 7, 8.). Посему, прежде всего прочего рассмотри ее положение и разнообразную наружность. Не везде на ней пологость и крутизна, но делится она на горы, холмы и долины. Иным видит среди великих долин сгроможденные в высоту холмы, и между горами места наклонные и ровные, подобные каким-то морским заливам. И самые горы Творец расставил сообразно с потребностями человека, отделив одну от другой глубокими пропастями, открыл проход зимним водам, и людям устроил удобные пути в местах, по видимому, не проходимых. И как горы доставляют вещества строительному искусству, так долины воз дают за сие жителям гор обилием хлеба. Раз-

198

 

 

нообразие положения не питает только людей, но и услаждает их взоры. Ибо однообразное обыкновенно скоро приводит в пресыщение. Скажи же мне, кто украсил так все это? Кто во все это вложил такую силу, что, во столько годовых круговращений, сокровище не истощилось? Кто все существующее сохраняет незыблемым?

Кто ускоряет течение рек? Кто побуждает источники к порождению вод? Смотри, как здесь бьют они ключем на вершинах гор, и лиют токи свои сверху вниз, а там, не при подошве гор являются, но доставляют людям воду из глубоких кладезей. А чтобы не подумал ты, будто бы водное естество само собою стремится вверх, Творец научает тебя самою действительностью, что вода, покорная Божию слову, и удобно занимающая верхи гор, когда понуждает ее твое искусство, не восходит и на поверхность долин; напротив того роешь и углубляешь ты кладези, и пользуешься водою почерпнутою в глубине, потому что ты такой же, как и стихии, Божий раб, а не творец их. Но Творцу удобно подъять водное естество, не только на верх горы, но и в воздушное пространство. Ему удобно воду горькую усладить, разрешенную связать, связанную разрешить, непрерывно лиющуюся разделить, текущую остановить, обычно стремящуюся вниз заставить течь вверх, и холодную согреть без огня. И делает Он это для тебя, неблагодарного, чтобы ты мог пользоваться сими нерукотворными теплыми подами и

199

 

 

врачевать ими телесные недуги. И это опять уразнообразил Он для тебя приспособительно к противоположным потребностям; потому что одни воды ослабляют напряженныя жилы, а другие стягивают и укрепляют расслабленные; одни противодействуют мокротности, другие черножелчию, иныя же иссушают гнойные струны. Столько пользы предлагает тебе в теплых водах Пекущийся о тебе. А тебя ничто не убеждает удержаться от хулы; напротив того остаешься ты неблагодарным, злословишь, страждешь одним недугом с манихеем, который, вкушая пищу и питие, злословит, укоряет доставляющих ему ото, и жнецов, и хлебопекарей, проклинает разрезывающих хлеб по полам, не соглашается резать сам, но ест разрезанное. Так и ты, наслаждаясь столькими тысячами благ, которые Зиждитель каждый день предлагает тебе в твари, не благодаришь Предлагающего, злословишь, хулишь, утверждая, что не промышляет Он о существах Им сотворенных.

Смотри же, в какой несправедливости обвиняешь Его, возводя такую клевету. Для чего и сотворил Он, если не хочет иметь попечения о сотворшем? Да и почему не имеет попечения? Но тому ли, что, хотя может, но не хочет? Пли по тому, что, хотя и хочет, но не может? Но что может, свидетельствует о сем все сотворенное. Ибо как произвел бы это величие, эту красоту и стройность видимого, не имея силы соразмерной изволению? Как привел бы в общение и взаимный союз вещи несходящиеся, во-

200

 

 

ду я огонь, день и ночь, и из всего соделал одно стройное и согласное целое, если бы не мог промышлять? Ибо привести в бытие из ничего гораздо важнее, нежели промышлять о существующем. Итак, что может Он, свидетель тому— тварь; а что хочет, о том она же опять свидетельствует. Ибо не другим кем принуждаемый — приступил к созиданию, и не потому, что имел нужду в твари, произвел ее. Но как благий, поелику благость Его превосходит всякую меру, восхотел даровать бытие и не существующим. Оказавший же столько благости к несуществующему, вознерадит ли о сотворенном? Ибо не возможно сказать, чтобы позавидовал Он сотворенному; потому что естество Его свободно и от зависти и от всякой страсти.

Но чтобы еще в большей мере обнаружить бессилие сего нечестия, предложим им несколько вопросов. Скажите: почему позавидовал бы Он твари, от Него получившей бытие? По причине ли величия твари? Но Сам Он не создан, беспределен, не имеет начала, и никогда не будет иметь конца, все Собою объемлет и ничем не описуем. В рук Его концы земли, и Он измерил рукою Своею воду, небо пядию, и всю землю горстию (Иса. 40, 21.). Или позавидовал по причине красот ы твари? Но Им Самим произведена красота сия. И ни один даже из самых завистливых людей, построив благолепный и величественный дом, никогда не завидовал ему, но гордится, величается им, и сам восхи-

201

 

 

щается, и показывает не видавшим. А сколько красота твари ниже мысленного света Самого Сотворшего, измерит ли это какое-либо слово! Посему видите, до чего простерлось нечестие? Когда самые порочные люди, не только не завидуют построенным ими домам, но и крайне ими превозносятся; остается ли еще какая высшая степень нечестия для утверждающего, что источник благости, не возмущаемый никакою страстью, предается зависти? Итак, если и может управлять кормилом твари, и хочет, чтобы тварь наслаждалась всеми благами, то очевидно, что и печется о ней, и бодрствует, и, прияв бразды, правит всяким сотворенным естеством, и ничего не оставляет в небрежении.

А уверившись в этом, перейди еще к морю, рассмотри его ложе, его обширность, разделение на моря меньшие, берега, пристани, лежащие среди моря острова, живущие в нем роды рыб, виды их, телесный склад, разнообразие, приязнь моря с твердою землею, плескание волн и наложенную на них узду Промысла, который не дает им возможности затопить сушу, и делает, что волны, устремившись на песчаный берег, устрашаются сих пределов, усматривая там начертанный Божий закон, подобно тому горделивому коню, который, удерживаемый уздою всадника, изгибает шею, отступает назад, и они как бы раскаиваются, что вступили в дело с песком. Можно также видеть, что морем приводятся в дружеское общение отдельные и далеко одна от другой лежащие части суши; потому что Тво-

202

 

 

ренц, желая самою природою вложить в людей единомыслие, свивал их между собою равными потребностями. Морем совершаем дальние путешествия, у других собираем потребное для пас, и отдаем им за это необходимое для них. Промыслитель не дозволил каждому уделу земли производить все потребное людям, чтобы довольство во всем не повредило дружб; потому что пресыщение высокомерно, и порождает неурядицу. Поэтому-то средину обитаемой земли покрывает море, и разделенное на тысячи заливов, подобно торжищу в большом каком-либо городе, предлагает нам всякое обилие необходимого, приемлет на себя множество продавцов и покупщиков, пересылает их из одного места в другое, и оттуда опять приводит в то же место. Поелику совершать путешествия по твердой земле трудно, а сверх трудности даже и невозможно посредством оных удовлетворить всякой нужде; то простирает хребет свой море, приемлет на него и малые и большие ладии, и относит, кому нужно, огромный и необходимый груз. Ибо видим, что груз одного корабля переносят на себе многие тысячи вьючных животных. Но, чтобы совершающие путь свой морем не огорчались продолжительностью, Творец как некие гостиницы поставил на нем острова, где путники пристают, отдыхают, закупают потребное для них, и снова отправляются, куда лежит им путь. Итак, усрамися множества благодеяний, рече море (Иса. 23, 4), Тебе более, нежели Сидону, приличны сии пророческие слова; потому что Си-

203

 

 

дон, не оная Творца, на многих богов делил Божество и дроби на части единое поклонение, воздавал оное богам несуществующим, не отрицая Промысла, но приписывая оный тем, которых нет. Сидон не стал бы приносить жертв именуемым у него богами, если бы не был вполне уверен, что они и пользу приносят, и вред отвращают. А ты, освободившись от прелести многобожия, признавая, что все видимые существа суть Божии твари, и покланяясь Творцу их, гонишь Его от сотворенного Им, ставишь где-то вдали от твари, и утверждаешь, что необъятный этот мир никем не управляется, и, подобно не оснащенной ладие, несется, неизвестно как и куда.

Посему, усрамися благодеяний, оказываемых тебе морем, землею, воздухом, солнцем, усрамися этого простертого над тобою крова — неба; усрамися дани, какую берешь с твари; потому что все, теперь исчисленное, приносит тебе дань, и как некую подать платит тем, что тебе потребно: солнце светит, греет, приводя в зрелость земные плоды; луна служит для тебя светильником ночью; звезды, когда ты на суше, показывают тебе ночное время, и предозначают перемены годовых времен, а когда ты на море, делаются путеводителями к твердой земле. Воздух, когда вдыхаешь его, прохлаждает врожденную тебе теплоту; а когда даст из себя дождь, питает плоды земледелия; когда производит стужу, прекращает прозябение вверх растений и семян, растительную силу отсылает в корни,

204

 

 

и стужею, как неким бичом, гонит вниз стремящееся вверх, убивает пресмыкающихся, вредных растениям и Семенам, снабжает тебя породами домашних птиц. Что же должно сказать о плодах, доставляемых землею, источниками, реками, морями? Пользуясь ими, ужели не приводишь себе на память Подателя? Собирая, что приносит тварь, неистовствуешь, безумствуешь, буйствуешь против Творца; не чувствуешь даров, имея их у себя в руках, но болезнуешь прекословием.

Знаю твои возражения, по не помещу их, и не дам на них решения в этом слове. Употребив себе в помощь другое слово, намерен я рассмотрением сих возражений доказать оспариваемый тобою Промысл. Поэтому, оставляя тебя здесь, посоветовав насладиться рассмотрением сказанного, и отсюда извлечь пользу, воспою Правителя вселенной. Ему подобает слава во веки веков! Аминь.

205


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.