Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Толкование на Пророка Аввакума

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Есть люди, которые весьма огорчаются, видя благоденствие делающих неправду. И одни сомневаются в том, что Бог всяческих промышляет о людях; а другие веруют правда учению о Промысле, но недоумевают, почему так устрояются дела человеческие. Приняв на себя лице последних, чудный Пророк Аввакум и недоумение изъявляет, как бы сам желая дознать причину того, что бывает в мире, и предлагает решение недоумения, какое преподала ему благодать Духа. Ибо не сам Пророк, как предполагали некоторые, страдал сомнением; но вводит он вопросы других, и предлагает учение о том, чего они доискиваются. Тоже самое сделал и божественный Давид; ибо вводит лице огорченное

21

 

 

благоуспешностью людей порочных, и говорит: мои же в мале не подвижастеся нозе: в мале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря (Псал. 72, 2. 3.). И высказав много сему подобного, указал он и решение недоумений. Ибо говорит: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие: и разумею в последняя их (17.). Дознав же cие по благодати Духа, присовокупил: обаче за льщения их положил ecu им злая. Низложил ecu я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко coниe восстающих (18—20). И чрез несколько слов, уча не изведывать с пытливостью божественных домостроительств, но в простоте веровать словесам Божиим, говорит: скотен бых у Тебе: и аз выну с Тобою (22. 23.); то есть, как скот идет вслед за тем, кто впереди, и идет не допытываясь, куда его путь, так и мне надлежит веровать словесам Твоим, и последовать законам Твоим; потому что, делая это, не буду оставлен без Твоего попечения. А что Давид не сам сомневаясь, но изображая людские помыслы, предложил сказанные выше вопросы, cиe дает видеть самое начало псалма; ибо сказано: коль благ Бог Израилев правым сердцем (1.) Но кто исповедал Бога благим, тот, очевидно, исповедует вместе, что Он и благий Попечитель. Много подобного находим и в других псалмах и у других Пророков. Сходно с сим и пророчество богомудрого Аввакума. По-видимому, недоумевает

22

 

 

он, почему люди дерзкие благоуспешнее в делах людей благонравных, и почему наказание не преследует беззаконных по стопам их. Но что не собственные помыслы предложил он нам, но, уготовляя предохранительное врачевство недугующим, представил пророчество в виде недоумения и решения на оное, об этом свидетельствует самое начало пророчества.

 

ГЛАВА 1.

 

Пророк сказав: (1.) видение (το λñμμα), еже виде Аввакум Пророк, непосредственно за сим присовокупил:

(2.). Доколе, Господи, воззову, и не услышиши? возопию к Тебе обидимь, и не избавиши? (3.). Вскую мне показал ecu труды и болезни, смотрити страсть и нечестие? Видением же (λñμμα), называет восхищение ума, к от дел человеческих прехождение к откровению Божественному. Поэтому, если Пророк сказанное выше изрек по действию Духа; — то, очевидно, не сам он страдал недоумением, но обнажает струп у болезнующих оным, и прилагает врачевство. А потому присовокупляет к сказанному, и говорит:

Противу мне бысть суд, и cyдия вземлет, то есть, судящие продают справедливость на деньги, и не прилагают никакой заботы о хранении законов. Сиe-то и выразил Пророк в присовокупляемом.

23

 

 

(4). Сего ради разорися закона, и не производится в coвершение суд: яко нечестивый преобидит праведнаго, сего ради изыдет суд развращен. Сказал же cиe о поступающих беззаконно в Иерусалиме; потому что Израиль, порабощенный Ассириянами, жил уже в земле чужей. Так изложив сперва, что говорит лице огорчающееся, в уврачевание предлагает божественный ответ.

(5). Видите презорливии, и смотрите, и чудитеся, и видите чудеса, и исчезните: понеже дело Аз делаю во днех ваших, емуже не имате веровати, аще кто исповесть вам. Презорливыми называет Бог небоязненно нарушающих закон и недугующих бесчувственностью. Им-то повелевает внимать предрекаемому, придти в ужас, и убояться угрозы. Как и прежде события с ясностью все ведущий, знал Он, что не поверят изрекаемому, и до испытания на самом деле, что говорится о сем, почитать будут ложным; однако же, как благий и правдивый, не хочет судить по одному предведению; но и к неверующим обращает Свои предвещания, и наказание налагает уже на не приемлющих врачевства.

(6). Зане се Аз возставляю Халдеи, язык горький и борзый, и ходящий по широтам земли, еже наследити селения не своя. На вас, живущих в неправде и беззаконии, ради которых огорчаются не знающие законов Промысла, наведу жестоких и неудержимых Халдеев, которые из

24

 

 

алчности к чужому ополчаются против всех народов.

(7). Страшен и явлен есть, от него суд его будет, и взятие от него изыдет. Народ сей знатен, и одною славою о себе может устрашать. Судит же, не чужим следуя законам, но обращает в закон, что приходит ему на мысль. Яснее выразил это Симмах: сам собою будет судить, и исполнить свое повеление.

(8). И изскочат паче рысей кони его, и быстрее волков аравийских: и поедут конницы его, и устремятся издалеча, и полетят аки орел готов на ядь. Всем этим Пророк изобразил их силу, мужество и быстроту. Ибо таков между пернатыми орел, которому уподобил всадников; таковы между зверями рыси и аравийские волки, быстроте которых уподобил быстроту коней.

(9). Скончание на нечестивыя приидет, сопротивляющыяся лицам их противу. Они конечную гибель нанесут злочестивым, и притом покушающимся вести с ними войну и ополчаться на них. И cиe яснее выразил Симмах: все станет добычею любостяжательности, вид лица их — ветр палящий. Как быстроту коней и всадников Пророк изобразил в подобиях: так и зверство лиц уподобил палящему ветру; ибо как ветер сей опаляет обнаженные тела, так одного вида Халдеев достаточно, чтобы в тех, кто видит их, угасло все блистательное.

И соберет яко песок пленники. (10). И той Над царми посмеется, и мучители играние его,

25

 

 

и той над всякою тверделию поругается, и обложит вал, и возобладает ею. Играя более, нежели прилагая какое-либо усилие, разрушить и законные царства и противозаконные владычества; обводя окопы, и употребляя в дело стенобитные орудия, разорить до основания всякий крепкий оплот. Но благий Владыка, увидев такое неистовство его, помилует подпадших сим бедствиями.

(11). Тогда, сказано, пременит дух, и прейдет, и помолится; потому что, пременив гнев на сострадательность, будет милостив, и прекратит скорби. Посему-то Пророк, крайне изумленный Божиим человеколюбием, воззвал:

Сия крепость Богу моему. Тебе единому, Владыка, принадлежит власть и наказывать, как угодно, и наказание пременят на милость.

(12). Неси ли Ты искони Господи Боже святый мой: и не умрем. Познав, что Ты из начала Владыка и Господь, превысший всего сущего, от Тебя приемлем спасение.

Господи, на суд учинил ecu его, и созда мя обличати наказание его. На cиe, говорит Пророк, в начале привел Ты меня в бытие, чтобы обличать согрешающих, и предсказывать налагаемые наказания.

(13). Чисто око Твое еже не видети зла, и взирати на труды не можеши: вскую призираеши на презорливыя? премолчаваеши егда пожирает нечестивый праведнаго? (14). II сотвориши человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины. Представленное в начале проро-

26

 

 

чества недоумение Пророк предложил по причине беззаконно поступающих в Иерусалиме, предсказав же, какое наказание потерпят они в нашествие Халдеев, и зная, что и о сем родится у многих вопрос: почему Бог согрешивших во многом предал людям более лукавым? — Пророк предлагает сказанное им теперь не потому, что сам он пытливо изведывает Божественный Промысл (возможно ли cиe сказавшему о себе, что создан на обличение других?); но потому, что изображает помыслы вдающихся в таковые исследования; и говорит: знаю, что гнушаешься всяким пороком; потому что Ты — источник правды; но желаю дознать, почему попускаешь, что благоуспешны высокомерные и страждущие бесчувственностью, и оставляешь без внимания, что от злочестивых терпят обиды не столько злочестивые. Ибо праведным назвал здесь Пророк не того, кто во всем праведен, но кто сравнительно праведнее делающего неправду. Так перевели Акила, Симмах и Феодотион: умалчиваешь, когда пожирает нечестивый того, кто правдивее его. Если продолжится cиe, род человеческий ничем не будет отличаться от бессловесных, живущих в водах, у которых нет ни законодателей, ни судей, и слабейшие предоставлены в пищу сильнейшим. Им подобен и этот, во зло употребляющий владычество свое, разумеет же царя вавилонского.

(15). Скончание удою восхити его, и привлече его мрежею своею, и собра его сетми своими: сего ради возвеселится, и возрадуется сердце его:

27

 

 

(16). Сего ради пожрет мрежи своей, и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою, и пищи своя избранныя. Такою одарен он силою, что как бы некою сетью и удою уловляет целые народы, и услаждается сею добычею. Но, от сего впадши в страсть высокомерия, причиною совершаемого почитает одну собственную свою силу, и повелевает воздавать ей Божеское чествование. Яснее открыл нам это божественный Даниил, сказав, что царь вавилонский соорудил золотой истукан, и все множество подданных, сверх подначальных и начальников, принуждал покланяться ему. И божественный Исаия, изображая высокомерие его, а вместе и наказание за оное, и делая известными помыслы его говорит: взыду выше облак, выше звезд небесных поставлю престол мой (Иса. 14, 13. 14.), вселенную объиму яко гнездо, и яко оставленная яица возму (Иса. 10, 14), и вскоре присовокупляет: под тобою постелют гнилость, и покров твой червь (Иса. 14, 11.). И блаженный Пророк Аввакум говорит; пожрет мрежи своей, и покадит сеть свою, яко теми разблажи часть свою, и пищи своя избранныя.

(17). Сего ради прострет мрежу свою, и присно избивати языки будет, и не пощадит; потому что во всем успеет без труда, уловляя в мрежу свою, кого хочет, и не испытывая пока никакого зла, нападет и на другие народы, и не престанет, как некую сеть, распростирать могущество свое.

__________

28

 

 

ГЛАВА 2.

 

(1). На стражи моей стану, и взыду на камень, и посмотрю еже видети, что возглаголет во мне, и что отвещаю на обличение мое. Cиe подобно сказанному блаженным Давидом: cиe труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие, и разумею в последняя их (Псал. 72, 16. 17.). Ибо и здесь Пророк говорит: пребуду в том чине, в который возведен, и не оставлю твердыни. Но став на таком камне, на каком поставил Бог и великого Моисея, пророческими очами узрю решение изыскуемого. И из сего ясно дознаем, что таковые вопросы предлагались не божественным Пророком, но другими; потому что Пророк говорит: посмотрю еже видети, что возглаголет во мне Господь, и чтό отвещаю на обличение мое. Ибо надобно мне знать, какой ответ надлежит мне произнести желающим дознать от меня это.

(2). И отвеща Господь ко мне, и рече: впиши видение, яве на дске, яко да постигнет читаяй я. (3). Зане еще видение на долгое время, и npocияет в конец, а не вотще. Не ныне только сомневающимся в этом изреки слова cии; но и тем, которые будут в последствии, передай письменный о сем памятник. Лучше же сказать, к будущим боле, нежели к нынешним, относится то, чт будет сказано; потому

29

 

 

что, по истечении долгого времени, придет в исполнение пророчество cиe. Потом Пророк советует ожидать конца, и не сомневаться по той причине, что до исполнения протечет много времени.

Аще умедлит, потерпи ему, яко идый npиидет, и не умедлить. Истинно слово предречения сего; посему не сомневайся, хотя и по прошествии многого времени не увидишь конца; потому что непременно совершится и не останется неисполнившимся.

(4). Аще усумнится, не благоволит душа Моя в нем праведник же Мой от веры жив будет. Кто оказывает сомнение к предвещаниям, от Меня исходящим, тот недостоин Моего о нем попечения. А кто верует изрекаемому Мною, и, сообразно с сею верою, проходит жизнь, тот пожнет плод жизни. Посему, зная это, с верою приими предвозвещаемое тебе о царе вавилонском. Потом Пророк описывает его гордыню и ненасытную любостяжательность.

(5). Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает. Посему знай: кто водится самомнением, высоко о себе думает, и пренебрегает Мое долготерпение, тот не надолго воспользуется сим владычеством над другими.

Иже расшири аки ад душу свою, и сей яко смерть ненасыщен: и соберет к себе вся языки, и приимет к себе вся люди; потому что, подобно аду и смерти, не сознает в себе сытости, и покоряя себе всех людей, не может удовлетворить своему пожеланию владычествовать.

30

 

 

(6). Не cия ли вся на него притчу приимут, и гадание в повесть его? и рекут: горе умножающему себе не сущая его, доколе? и отягчающему узу свою тяжце. Всякий здравомыслящий ненасытность его сравнит с адом и смертью, но и оплачет его за то, что чужими бедствиями пpиумножает достояние свое, и не сознает в себе сытости, но обременяет подвластных оброком и данью; почему всякой скажет: долго ли не удовлетворяться твоей ненасытности? Но и невольно перестанет он делать неправду.

(7). Яко внезапу востанут угрызающии его: и ободрятся наветницы твои, и будеши в разграблеше им. (8). Понеже ты пленил ecu страны многи, пленят тя ecu оставшии людие. Преоборов многих, низложен будешь немногими. Долгое время терпевшие твое мучительство, как бы востав от сна, устроят твою погибель; понесешь наказание за тысячи убийств, за великое злочестие, за беззаконные поступки с городами, которые запустели, быв лишены тобою жителей.

(9). Горе лихоимствующему лихоимство злое дому своему, еже учинити на высоте гнездо свое, еже исторгнути от руки злых. Подлинно злосчастен, и трекратно злосчастен, кто желает большего, такими средствами покушается обогатить свой дом, и усиливается стать выше всех людей. Таковый потерпит вящшее падение, как с большей высоты низвергающийся в глубину.

(10). Умыслил ecu стыдение дому своему, скончил ecu люди многи, и согреши душа твоя.

31

 

 

Тысячи зол причинив многим народам, душу свою пронзил ты грехами, и весь дом покрыл стыдом.

(11). Зане камень из стены возопиет, и хрущ от древа возглаголет сия. Не разумом только одаренные, но и неодушевленные и неразумные твари возопиют о твоем неразумии и неистовстве. Очевидно же, что о камни и хруща сказано для усиления речи; ибо и Господь сказал Иудеям о детях: аминь глаголю вам, аще сии умолчат, камение возопиет (Лук. 19, 40.). Вместо слова: хрущ Симмах употребил: древесная связь.

(12). У люте созидающему град кровми, и уготовляющему град неправдами. (13). Не сии ли суть от Господа Вседержителя? и оскудеша людие мнози огнем, и языцы мнози изнемогоша. (14). Яко наполнится земля ведения славы Господни, якоже вода многа покрыти моря. Поистине слез и сетования достоин ты, неправедными убийствами распространивший царство свое, и неуразумевший, что Бог всяческих потребует отчета у поступающих противозаконно. А если бы приобрел ты это знание; то силы своей не употребил бы, как некоего огня против многих народов, подвергая их чрезмерным казням. И не думай, что приобретение ведения Божия трудно; напротив того знай, что весь человеческий род весьма скоро приимет сей луч, и озарится светом Боговедения так, что горькое море неверия покроется сладкими водами ведения.

(15). Горе напаяющему подруга своего развра-

32

 

 

щением мутным, и упоявающему, яко да взирает к пещерам их. (16). Сытость безчестия от славы испий и ты, поколеблися, и сотряснися. Поелику, отыскивая зарытыя сокровища, как мутное некое питие, уготовлял ты другим казнь; то и сам приими питие, какое ты растворил, и, вкушая его, отложи прежнюю славу, облекшись же бесчестием, оплакивай внезапную превратность.

Обыде о тебе чаша десницы Господни, и собрася безчестие на славу твою. Праведное Божие наказание постигло тебя. Ибо чашею и вином Пророк называет наказание, как говорили мы многократно.

(17). Зане же нeчecmиe Ливаново покрыет тя, и страсть зверей престрашит тя, крове ради человечи и нечестия земли, и града, и всех живущих на ней. Потерпишь наказание за то, на что отважился ты против Иерусалима (ибо Ливаном Пророк назвал Иерусалим). И как некиим зверям предан будешь врагам, неся наказание за причиненное тобою всякаго рода зло.

(18). Что пользует изваяное, яко изваяше е?  Создаша слияние, мечтание ложное, яко упова создавый на создание свое сотворити кумиры немыя. Что несмысленнее сего — покланяться рукотворенным идолам? видеть перед собою вещество и искусство, и по тупоумно воздавать им чествование, как богам?

(19). У люте глаголющему к древу: ободрися, востани: и камению: возвысися: и то есть мечтание, и сие есть скование злата и сребра, и всяка-

33

 

 

го духа несть в них. Кто не будет по справедливости плакать о тех, которые соглашаются молиться богам, сделанным из золота и серебра? Они не стыдятся будить их, как сонных, и притом зная, что совершенно они неодушевленны и неспособны действовать видимыми у них орудиями чувств.

(20). Господь же во храме святем Своем: да убоится от лица Его вся земля. Ибо идолы немы и лишены всякой силы; а Владыке нашему, как бы некиим храмом служит небо, и на земле во Иерусалиме есть у Него посвященное Ему место. И по всему справедливо, что от всей твари приемлет Он чествование. Очевидно же, что и cиe изречено царю вавилонскому, который презрел Сущаго Бога, и божественный храм Его предал огню, а чествовал всяким служением идолов, сооруженных рукою человеческою. Так блаженный Пророк, дав речи особенный образ и изложив ее в виде вопроса и ответа, недоумения и решения на то, что привело к недоумению, и показав правдивость Божию и то, как наказует Бог Иудеев чрез Вавилонян, а Вавилонян чрез другие народы, снова изменяет речь в песнопение и молитву, в виде молитвы предвозвещая опять будущее.

__________

34

 

 

ГЛАВА 3.

 

(1). Господи услышах слух Твой, и убояхся (2). Господи разумех дела Твоя, и ужасохся. Страха исполнился я, Владыка, услышав Твои глаголы; увидев же справедливость Твоего определения; увидев, как всем, что ни делается, распоряжаешься Ты правдиво, пребываю в крайнем удивлении.

Посреде двою животну познан будеши. Это иными понимается различно. Одни под двумя животными разумели ангелов и человеков; другие же те из бесплотных Сил, которые приближены к Божией славе, — Херувимов и Серафимов; а некоторые — Иудеев и Вавилонян. Но мне кажется, что Пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях, настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия.

Внегда приближитися летом, познаешися: внегда npиumu времени, явишися. Ибо с течением времени и явлением самых событий оказывается нелживость Твоих предречений.

Внегда смутитися души моей во гнев, милость помянеши. Когда и наказаниями смущаешь души людей, и тогда, водясь милостию, изменяешь опять бедственное их состояние.

(3). Бог от Фемана приидет, и Святый из горы приосененныя чащи. Слово: Феман, одни перевели: лив, другие: юг. Пророк же предрекает и предвозвещает вочеловечение Бога и Спа-

35

 

 

сителя нашего, совершившееся в Вифлееме, который лежит к югу, или ливу, от Иерусалима. А горою приосененною называет самый Иерусалим, обиловавший древле многоразличными дарованиями, осеняемый облаком и пребывавший под кровом Бога небесного.

Покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля. Cиe изрек и блаженный Давид: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес (Псал. 8, 1.). Ибо единородное Божие Слово вочеловечившись рассеяло мрак неведения, просветило же человеков лучами Боговедения, и всех научило, что Бог — Творец неба, земли и всего.

(4). И сияние Его яко свет будет; потому что издал самый светлый луч, которым озарил вселенную.

Рози в руках Его: и положи любовь державну крепости Своея. Не только, распространив свет учения, показал тем истину, но и силою чудотворения всякой язык подвиг к удивлению. Соделал же то и другое по великой любви к естеству человеческому. И Сам Господь сказал это в священном евангелии: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Иоан. 10, 11,); и: больши сея любве никтоже может показать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, 13.). А рогами Пророк назвал силу, потому что рога составляют оружие снабженных ими животных. Таков смысл сказаннаго блаженным Давидом: о Тебе враги наша избодем роги (Псал. 43, 6,).

36

 

 

(5). Пред лицем Его npeдъидет слово, и изыдет в наказание (а) при ногу Его: потому что делам предшествует слово, и предрекая будущее, ведет оно за собою и события, весьма согласныя с словами. Слово: είς παιδείαν (в наказание), в некоторых списках имеет на конце букву ν; и дает видеть, что Бог всяческих к вразумлению и научению людей употребляет как слова, так и дела; а в некоторых списках слово cиe не имеет на конце буквы ν, и означает, что с великим удобством, как на ристалищном поле, за пророчествами следуют согласныя с ними события.

(6). Ста, и подвижется земля: призре, и расшаяша языцы: стрышася горы нуждею, и растаяша холми вечнии, шествиями вечными Его. Всем сказанным Пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотев только (cиe выразил Пророк словами: ста и призре), колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Cиe же и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями называет Пророк дела; означает же сказанным и источивший всем людям спасение крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, пора-

 

 (а) У блаж. Феодорита вместо: εἰς πεδία (на поле) читается: εἰς παιδείαν

37

 

 

зил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив cиe из начала и до устроения миpa, исполнив же напоследок дней.

(7). За труды, какие видел, селения Ефиопская убоятся, и кровы земли Мадиамския. Но по спасительных страданиях увидел я падшими демонов, которые, по своему произволению уподобляя себя естественному цвету Ефиопов, обольщают души людей. Если же кому угодно разуметь сиe и о людях; то не удалится он от цели божественного писания; потому что после спасительного креста и страдания и по воскресении Владычнем, божественный лик Апостолов, исполнившись духовной благодати, увидел и кровы мадиамские, и жилища ефиопские, и целую вселенную исполнил Боговедения.

(8). Еда в реках прогневаешися Господи? еда в реках ярость Твоя? или в мори устремление Твое? То есть, колебля землю и горы стирая с лица земли, ужели Ты, Владыка, гневаешься на все народы, и всем человекам готовишь конечную гибель? Ибо реками и морем Пророк назвал народы.

Яко всядеши на кони Твоя, и яждение Твое спасение. (9). Наляцая налячеши лук Твой на скиптры, глаголет Господь. Но очевидно, что, промышляя о спасении человеческом, приял Ты сии страдания. Посему, как на некиих конях возседая на священных Апостолах, всем верующим даруешь спасение, а карательные орудия употребляешь на прекословящих, между которыми первенствуют колена Израилевы; потому cии ко-

38

 

 

лена назвал Пророк скиптрами. Сходно с сим и сказанное Господом в Дамаске Анании о блаженном Павле: иди, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царми, и сынми Израилевыми (Деян. 9, 15.). A сиe; наляцая налячеши луке Твой, весьма согласно с тем, что сказано блаженным Давидом: наляцы, и успевай, и царствуй (Псал. 44, 5.): и чрез несколько слов: стрелы Твоя изощрены Силне: людие под Тобою падут в сердцы враг царевых (6).

Реками разсядется земля. Как земледельцы умудряясь для орошения земли отводят реки в ископанные ими рвы; так и Ты, подобно некиим рекам, разделишь божественных Апостолов и их последователей, и доставишь людям духовное орошение.

(10). Узрят Тя, и поболят людие. В сем заключается двоякий смысл. Уверовавшие, видя явленною силу Твою, возлюбят оную, и станут как бы болезновать, желая увидеть вечное царство; одержимые же неверием ощутят болезни жены раждающей от зависти и ненависти к славе Твоей.

Расточая воды шествия Его. И это согласно с сказанным; потому что воды Божественнаго учения Своего чрез божественных Апостолов излиял на все народы.

Даде бездна гласе свой, высота привидения своя, воздвиже (б). (11). Солнце и луна ста в

 

 (б) По обыкновенному чтению: воздвижеся солнце.

39

 

 

чине своем. Пророк продолжил иносказание, и соблюл последовательность представлений. Ибо, священных Апостолов нарекши реками, морем именует народы, погрязшие в горечи нечестия. Но как при впадении рек в море происходит великий шум от противоборства морских волн, препятствующих впадению; так, когда божественные Апостолы, обходя народы, приносили спасительную проповедь, воздвигались против них волнения и мятежи у прекословивших им неверных и покушавшихся угасить пламень учения. И сиe ясно показывает нам история Деяний. Ибо в Ефесе воздвиг против Апостолов мятеж среброковач Димитрий (Деян. 19, 23—29.). Другие же в Коринфе вопияли: иже развратиша, вселенную, сии и зде приидоша (Деян. 17, 6.); а в Иерусалиме Иудеи, подвигнув весь город на Богомудраго Павла, напоследок предали его Римлянам. Можно найдти тысячи и других подобных примеров.

Во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих. (12). Прещением умалиши землю, и яростию низложиши языки. И при сих востаниях на посланных Тобою к народам проповедников, Ты, говорит Пророк, имея неизреченное могущество, изобилуя всякими карательными орудиями, хотя одним прещением можешь растлить всю землю с ее обитателями, однако же пребудешь долготерпеливым. Будешь же оказывать сиe долготерпение, потому что

(13). Изшел ecu во спасение людей Твоих, спасти помазанныя Твоя. И сиe сходно с тем,

40

 

 

что Спасителем нашим сказано в священном евангелии; Сын человеческий пришел в мир, не да судить мирови, но да спасется им мир (Иоан. 3, 17.). А помазанными Пророк называет удостоившихся призвания, с верою приявших проповедь, и сподобившихся благодати божественного Духа.

Вложил ecu во главы беззаконных смерть: воздвигл ecu узы даже до выи в конец. Как уверовавшим даровал Ты спасение; так до конца не уверовавших предал смерти, обложив их узами ее.

(14). Разсекл ecu во изступлении главы сильных, сотрясутся в ней: разверзут узды своя яко снедаяй нищий тай. Когда же могущество Твое соделается явным для всех людей; тогда облеченные высокою властью придут в такой страх, что, не с дерзновением, но в скрытности и тайно станут выражать свое противление, так что справедливо иной уподобит их нищему, который не смеет вкушать пищу явно, но жует ее, не разверзая уст.

(15). И навел ecu на море кони Твоя, смущающая воды многи. Выше сказал Пророк, что при влиянии рек в море происходит буря. А здесь названных реками наименовал еще конями, при вступлении которых к народам восставали волнения, но за волнениями последовала глубокая тишина. Сиe и Господь сказал в священном евангелии: не приидох воврещи мир во вселенную, но мечь, разлучити человека на ближняго своего, сына на отца своего, и дщерь на матерь свою,

41

 

 

и невесту на свекровь свою (Матф. 10, 34, 35.). Поелику согласно возлюбили нечестие; то добрым разделением разрушает худое согласие, и после достохвального разногласия производит единодушие благочестия.

(16). Сохранихся, и убояся чрево мое, от гласа молитвы устен моих, и вниде трепет в кости моя, и во мне смятеся крепость моя. Пророк, заключив из сказанного, чт постигнет неверующих Иудеев по уверовании язычников, сказал, что, движимый состраданием к единоплеменникам, пришел он в трепет и страх от предсказании, изреченных в молитве. Однако же, говорит он, имею то утешение, что не буду самовидцем бедствия их.

Почию в день скорби моея, да взыду в люди пришельствия моего. Прежде исполнения предречения буду иметь конец жизни, и освобожусь от преселничества жизни настоящей.

(17). Зане смоков не плодопринесет, и не будет рода в лозах: солжет дело маслинное, и поля не сотворят яди: оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслех. Я не увижу, говорит Пророк, ни бесплодия смоковницы, ни неурожая маслины, ни виноградной лозы, лишенной гроздов, ни обнаженных полей, не приносящих класов, ни скота, гибнущего от голода. В каждом из сих изречений заключается иносказание. Ибо смоковницею Пророк назвал Иерусалим. Так понимать научил нас Господь, притчею указав на бесплодную смоковницу, которую садовник намеревался срубить за неплодие;

42

 

 

но делатель сада умолял дать ей несколько времени, чтобы, когда приложено будет особенное о ней попечение, или дала она плод, или была вырвана с корнем. Виноградом же Божественное Писание многократно именовало народ Божий. Не буду приводить других свидетельств; устами Исаии говорит Бог: виноград бо Господа Саваофа, дом Израилев есть, и дом Иудин новый сад возлюбленный: ждах да сотворит суд, сотвори же беззаконие, и не правду, но вопль (Иса. 5, 7.). А недающею плода маслиною непогрешив назовет иной фарисеев и саддукеев, которые, величаясь присвояемым ими себе именем праведности, вовсе не приносили плодов ее. И что маслина берется в изображение праведных, свидетель сему великий Давид, который взывает: аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Бога моего во век (Псал, 51, 10.). Полями бесплодными Пророк нарицает покорных сим наставникам, которым и Иеремия взывает: поновите себе поля, и не сейте на тернии (Иерем. 4, 3.). И овцами называет Пророк подчиненных, которым угрожает голодом. Ибо сказано: се послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Амос. 8, 11.). Сиe же: не будет волов при яслех, говорит Пророк об иереях, без которых остались пусты именитые древле жертвенники. Как волы обработывают землю; так иереи возделывают души людей, как некую пищу собирая с них приносимое к божественным жертвенникам, как к некиим яслям. О них

43

 

 

и блаженный Павел сказал: да не заградиши устен вола молотяща (1 Кор. 9, 9.); И еще: служащии олтарю, со олтарем делятся (13.): Но они впадут в таковыя бедствия,

(18). Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. (19). Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои яко елени: и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни Его. Хотя я за них исполнился печали и страха; но, потому что слава Бога моего соделается явною для всех человеков, радуюсь и веселюсь. Ибо подкрепит Бог естества моего немощь, и сделает, что подобно оленю буду попирать змиев и скорпионов и духов злобы, пока не взойду на высоту добродетели, и не воспою победную песнь Спасителю и Творцу.

Известно мне, что иные, всю молитву Аввакумову понимая исторически, утверждали, будто бы Пророк предрек сиe о возвращении из Вавилона. Не буду противоречить, если кому угодно полагать, что прообразовательно предречено сиe о возвратившихся из плена; потому что такое разумение согласно и с моим толкованием; если ветхозаветное подлинно есть действительное прообразование новозаветного. Но почел бы я ни с чем не сообразным, когда превозмогает действительность, и телом закрывается тень, о чем-либо другом понимать пророчество, не вполне тому соответствующее. Если же кому желательно дознать в точности; пусть истолкует пророчество, и увидит, что в нем большая часть ни мало не соответствует прообразованиям. Впрочем о сем

44

 

 

пусть судят, кому как угодно. А я умоляю читателей извлекать пользу из толкуемого, и при помощи божественной силы совершать течение, и возжелать победных венцев, податель которых — Владыка Христос. Ему подобает всякая слава во веки веков! Аминь.

45

 


Страница сгенерирована за 0.5 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.