Поиск авторов по алфавиту

Отделение шестое

Отделение шестое

Навуходоносор, Евилмеродах сын его, Валтасар брат его; Дарий Мидянин, по словам Иосифа, сын Астиагов, дядя же Киров по матери; Кир Перс. Еллины называют его Киаксаром

___

(5, 31.). И Дарий Мидянин, прия царство, сый шестидесяти двою лет.» Царство халдейское, по предречению Божию, приял конец, и владычество над вселенною перешло к Мидянам. Так предвозвестил и Даниил, и истолковал слово: фарес; ибо говорит: разделися царство твое, и дадеся Мидом и Персом. Но, по кратковременном царствовании Дария Мидянина, Кир, прияв царскую власть, перенес оную к Персам. Историк Иосиф говорит, что Дарий был сын Астиагов и дядя по матери Киру, еллинские же писатели придали ему другое имя; ибо назвали его Киаксаром. Сказует же, что Дарий и племянник его Кир, вместе ополчившись на Вавилон, после осады овладели городом, и умертвили Валтасара в ту ночь, в которую видел он написанными на стене

113

 

 

означенные выше слова. Но верить сему не позволяет написанное блаженным Даниилом; он открывает нам в конце повествования о Дарие, что Даниил управляше в царстве Дариеве, и в царстве Кира Персянина (Дан. 6, 28), а сим показывает, что иное было царство Дариево, и иное Кирово. Если же один совершен ими поход против Вавилона; то, конечно, одно было у них царство. Но теперь Пророк говорит, что иное было царство одного, и иное другого. И в конце пророчества Даниил сказует так: и царь Астиаг приложися ко отцем своим: и прия Кир Персянин царство (Дан: 14, 1). Посему не вместе, воцарились Дарий и Кир, и умертвили Валтасара; но сперва царствовал Дарий, сын Ассуиров, а после него — Кир. Сказанное Иосифом не согласно и с еллинскими историями; ибо нельзя найти в них, что Киаксар, сын Астиагов, есть один и тот же с Дарием, о котором Иосиф сказал, что он вместе с Киром сделал поход против Вавилона. А посему утверждаемое Иосифом во всех отношениях не заслуживает вероятия. И я, следуя божественному Писанию, нахожу, что Дарий был сын дочери Навуходоносора. Бог, повелев Иеремии наложить на себя узы, а также послать узы к соседним царям, идумейскому, моавитскому, аммонитскому, тирскому и сидонскому, повелел еще сказать им следующее: Тако рече Господь Бог Израилев, тако рцыте к господем своим: Аз сотворих землю крепостию Моею великою, и мышцею Моею высокою, и дам ю, емуже будет угодно пред очима Моима. Дах всю землю На-

114

 

 

вуходоносор царю вавилонску, да ему работают, и послужат ему вси языцы, и сыну его, и сыну сына его, дондеже приидет время земли их (Иеp. 27, 4—1). Посему, так как Валтасар назван у Даниила сыном Навуходоносора, должно доискиваться внука. Если же кто возразит, говоря, что Дарий именуется Мидянином, то пусть знает, что cиe нимало не вредит нашему предположению. Ибо и Кир, будучи сыном дочери Астиага, который был Мидянин и царствовал над Мидянами, именуется Персом; потому что в обычае у людей народные именования давать по родству отцову. Посему, вероятно, и Дарий, имея отца Мидянина и матерь Халдеянку, называется по отце, Мидяниноном. Если же cиe не так; то пусть, кому угодно, укажут Навуходоносора внука, наследовавшего дедовское царство, и мы не скажем против сего ни слова; ибо в том, что предречение великого Иеремии совершенно истинно, согласится всякий здравомыслящий человек. Если же представляется кому, что Дарий — внук Навуходоносора не от дочери, но от сына; потому что Пророк сказал: послужат ему, и сыну его, и сыну сына его; то пусть узнает таковой сию особенность в словоупотреблении божественного Писания. Имея в обычаи производить родословие от мужеского пола, и желая назвать внука, оно нарекло его сыном сына. А что он — не сын сына, о сем свидетельствует блаженный Даниил, говоря: Дарий Мидянин прия царство. И что Навуходоносор даже до внука будет передавать царство, о сем предрек божественный Иеремия.

115

 

 

Посему из обоих пророчеств можно доискаться истины, и из пророчества Иеремиина удостовериться, что внук Навуходоносора удержит за собою царство, а из пророчества блаженного Даниила, что по смерти сына Навуходоносора Валтасара приял царство Дарий Мидянин. Взяв cие в рассуждение, и зная не лживость Пророков, находим, что Дарий по отце Мидянин, а по матери Халдей и внук Навуходоносора. Сие нашли мы, разыскав истинность того и другого пророчества. Но пусть каждый думает о сем, как ему угодно; потому что от сомнения о роде не произойдет никакого вреда. Посему коснемся теперь подробного истолкования.

 

Глава 6

Дарий воцарившись, говорит Пророк, (1). Постави в царстве его князей сто и двадесять, еже быти им во всем царстве его. (2). Над ними же три чиновника, и от них же бе Даниил един, дабы отдавали им князи слово, яко да царю нестужают. Подлинно ничто не может затмить благочестия; будет ли оно в рабе и пленнике, повсюду изливает лучи свои, ничто не сильно омрачить светозарности его, но блистание его подобно молнии. И сие можно видеть во многих и других случаях, особенно в том, что было с блаженным Даниилом, который, став рабом и пленником, живя на чужой стороне, обращаясь с варварами, славен был при Навуходоносоре, потому что и сим самым страшным

116

 

 

царем удостоен поклонения, отличался и при Валтасаре, а ранчо знаменит был и при Дарии. Преемства царей не произвели перемены в воздаваемой ему почести. Славу царей угашала смерть, а его светозарность при всех была одинакова. И приемлющие царство, или другую какую начальственную власть, обыкновенно всего менее полагаются на тех, которые были весьма близкими к предшественникам. Но Даниил у всех приобретал одинаковую доверенность, пользовался равным почетом, и ему вверяли одну и туже власть, как и теперь при Дарии стал он одним из трех чиновников. Чиновниками же, как, думаю, называются так именуемые нами ипархи, а князьями народоправители. И блаженный Даниил, будучи одним из чиновников, превзошел, как сказано, и чиновников и князей — народоправителей, при взаимном их сличении, сравнении и испытании. Потом Пророк излагает причину сего превосходства. Сказано:

(3). Яко дух бяше преизобилен в нем: то есть, приял от Бога гораздо большую и обильнейшую благодать. А из сего дознаем, что тем, кому поручаются гражданские власти, хотя и не имеют они благочестия, дается от Бога дар премудрости для управления подначальными. И cиe дал разумеет блаженный Даниил, сказав: яко дух бяше преизобилен в нем, то есть, приял благодать, соответственную благочестию. И видев это, говорит он,

Царь постави его над всем, царством своим. Уразумев, что он муж боголюбивый и поль-

117

 

 

зующийся помощью свыше, предоставил ему управлять всем царством. Но величие почести возбудило зависть.

(4). Чиновницы же и князи искаху вины обрести на Даниила от царства, или, как читается в некоторых списках, со стороны царства, то есть, употребляли все меры, желая найти его погрешившим против законов царства, или, что тоже, намереваясь обвинить его в так называемом ныне оскорблении величества. Но обманулись в своем намерении. Ибо сказано:

Всякия вины и соблазна и греха не обретоша на него, яко верен бяше. И свидетельство cиe имел о себе блаженный Даниил, не от любящих его только, но и от злоумышляющих на него; потому что, храня благочестие пред Богом, весьма усердно служил и царям, так что слагавшие тысячи козней не находили, чтобы погрешил он в чем против законов царства.

(5). Реша, сказано, чиновницы: не обрящем на Данниила вины, аще не в законех Бога его. Зная строгость его благочестия, в этом расставляют мрежи лукавства.

(6). Чиновницы и князи предсташа царю, и реша ему: Дарие царю, во веки живи. (7). Совещаша вси иже в царстве твоем, воеводы и обладающии странами, ипаты и князи, еже уставити устав царский, и укрепити предел, яко аще кто попросит прошения от всякаго бога или человека, до дней тридесяти, разве точию от тебе царю, до ввержен будет в ров левский. (8). Ныне убо царю, устави предел, и положи

118

 

 

писание, яко да не изменится заповедь мидска и персска, да никтоже преступить ея. (9). Тогда царь Дарий повелел вписати заповедь. Всего гнуснее зависть; она заставила их не чествовать, внушила издать злочестивое повеление, запрещавшее всякому, если и хочет, приносить молитвы Богу; потому что не себе только воспрещают делать cиe, но и всем прочим живущим в царстве. И чтобы злонамеренность не сделалась явною, присовокупляют запрещение, в продолжении тридцати дней, чего-либо просить, или что нибудь взять, даже и у человека, объявлять же нужды свои во все дни сии одному только царю. И эти люди, око ума предавшие зависти, не уразумели, что царь не всем может снабжать просящих, не может дать ни здравия, ни жизни, ни того, чтобы стать отцами чад, ни обилия дождей, ни всего иного, что получаем испросив у Бога. Так погубив рассудок, приписывают они царю принадлежащее Богу, и самого несмысленного царя убеждают, своим приговором скрепив и утвердить непрошенное злочестиво. Но блаженный Даниил, нимало не позаботившись о сих злочестивых узаконенных, немедленно, как сказано,

(10). Вниде в дом свой: дверцы же отверзсты ему с горнице его противу Иерусалима, в три же времена дне бяше преклоняя колена своя, моляся и исповедаяся пред Богом, якоже бе творяй прежде. Смотри же, сколько свидетельств о благочестии и мужестве блаженного Даниила даст видеть слово cиe. Ибо во-первых говорит: Даниил егда уведе, яко заповедь вчинися, вниде в дом

119

 

 

свой, то есть, узнав постановленный закон и совершенно пренебрегши оный, продолжает поступать прямо вопреки закону. Потом, присовокуплено и другое ясное свидетельство об его мужестве. Ибо сказано: дверцы отверзсты, то есть, совершал молитвы не тайно, но явно, в виду у всех, и не из любочестия, но из пренебрежения к злочестивому узаконению. Прилагается же и еще свидетельство, объявляющее о Данииловом мужестве, сказано: в горнице его; не на ровном месте, но на возвышенном, приносит он молитвы Богу, всеми будучи видим, потому что и на высоте стоял, и окна были у него открыты. Да и молился, как сказано, противу Иерусалима; делал же сие не только в уязвление обвинителям, но и соблюдая древний закон. Ибо Соломон, построивший храм Иерусалимский, совершая торжество обновления, когда молился, призывая Божию благодать, и прося, чтобы храм исполнен был оной, сверх многого другого присовокупил и сие: и будет, аще предаси люди Твоя пред враги их, и попленят их, пленяющии в землю далече, или близ. И обратят сердца своя в земли, аможе преселишася, и помолятся Тебе в земли преселения своего, глаголюще: согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом,: и обратятся к Тебе, всем сердцем своим, и всею душою своею, в земли враг своих, аможе превел еси их, и помолятся к Тебе по пути земли своея, юже дал еси отцем их, и ко граду, егоже избрал, еси, и ко храму , егоже создах, имени Твоему. И услышиши от небесе, от готоваго жилища Твоего. И мило-

120

 

 

стив будеши неправдам их, имиже согрешиша Ти, и по всем отметанием их, имиже отвергошася Тебе, и даси их в щедроты пред пленившими их, (3 Цар. 8, 46-50). Обученный сему, блаженный Даниил творил молитву, обратившись к Иерусалиму, и делал cиe не однажды, но троекратно, в день. И наружность его показывает сокрушение сердца; потому что, «преклоняя колена своя,» приносил исповедание Богу. После всего этого, сделавшиеся сосудами зависти обвиняют Даниила в нарушении закона, прочитывают постановленный закон, доносят на Даниила, и обличают его в преступлении. Царь скорбит, слыша обвинение, и из судии став защитником, пытается доказать Даниилову невинность. Ибо сие дает разуметь Писание, говоря:

(14). Тогда царь, яко услышав слово cиe, зело опечалися о нем, и о Данииле пряшеся еже избавити его. Но сии злонравные мужи, проводя всю жизнь во зле, узнали намерение царя. Ибо сие означают слова: предупреждали царя(*), то есть, поняли они, что царь заступается за Даниила. Потом говорят царю:

(15). Веждь царю: яко заповедь Мидом и Персом, всякаго предела и устава, егоже, царь уставит, не лет есть пременити. Не властен ты, говорят они, нарушать, что сам узаконил; потому что законы Мидян и Персов повелевают исполнять законы, постановленные первым царем.

__________________

(*) Слова сии не читаются у седмидесяти.

121

 

 

Царь, вынужденный благовидностью представленных причин и многочисленностью обвинителей, предает блаженного Даниила львам, но желает ему спасения, говоря так:

(16). Бог, Ему же ты служиши присно, Той избавит тя. Благочестивая речь, и не согласная с прежнею. Если сам свидетельствуешь, что столько силы у Бога, то как же узаконил ты, чтобы в продолжение тридцати дней никто не молился Богу? Но кажется, что Дарий, хотя был добр, кроток правом и привержен более к благочестию, однако же боялся всякой молвы, и весьма легко мог быть обманут. Иначе в управлении царством не дозволил бы водить его подчиненным, вместо того, чтобы водить их самому. Представляется же он и весьма удивляющимся Даниилу. Ибо говорит: Бог, Ему же ты служиши присно, то есть, Бог, для Которого пренебрег ты и мои законы, и Которому непрестанно благоугождаешь, вознаградит тебя за благочестие, и избавит от предстоящих тебе бедствий. Потом, и уповая на Божию силу, и подозревая в злоумышлении обвинителей, камнем заграждает устье рва, и прилагает печать оттиском перстня, чтобы Даниилу не было причинено какого-либо зла обвинителями. Царь надеется, что Бог Даниилов не попустит львам причинить вред священному и святому телу Даниилову. Посему, сделав это,

(18). Отъиде царь во дом свой, и ляже без вечери, и яди не внесоша к, нему, и сон отступи от него. Все это свидетельствует и о человеколюбии и о боязливости Дария. Ибо знак человеко-

122

 

 

любия, что не восхотел вкусить пищи, не дал векам приять сна, но пребывал бодрствующим и скорбящим о несправедливом наказании Даниила; а знак боязливости, что, при таком расположении к Даниилу, не воспротивился обвинителям, и царской власти и могущества не употребил на спасение терпящего обиду. Так проведши ночь,

(19). Царь Дарий воста заутра на свете,то есть, около рассвета, когда была еще тьма, и нужны были светильники. Ибо сие выражается сказанным: на свете.

И со тщанием прииде ко рву левску. (20). И егда приближися ко рву, то есть, был не у самого еще рва, возопи Даниилу гласом крепким, и отвечал царь, и сказал Даниилу. Ибо, не дошедши еще до рва, горячностью расположения своего к Даниилу принуждаем быль вопиять, призывать Даниила и спрашивать, воспользовался ли он Божиею помощью, и препобедил ли свирепость львов. Ибо говорит:

Данииле рабе Бога живаго, Бог твой, Емуже служиши присно, возможе ли избавити тя из уст львовых? Каждое из сих речений показывает, что царь благоговеет и по благочестию радуется о Данииле. Ибо во-первых нарицает его рабом, не своим, но Божиим; потому Бога Даниилова именует живым; сверх того, похваляя благочестие, говорит: Емуже служиши присно, то есть, не был ты удержан от сего служения и принуждением, закона. А сие: возможе ли избавити тя из уст львовых? — значит; благоволил

123

 

 

ли Бог сделать тебя победителем львов? Ибо Дарий не мог назвать бессильным того Бога, Которого нарек живым. Даниил, услышав cиe, отвечал, говоря:

(21). Царю во веки живи. Пророк речь свою предначинает обычным приветствием, имеющим такой смысл: как можно долее, да продлится жизнь твоя. Ибо в то время, как говорили мы уже прежде, было у иных в обычае в договорных грамотах называть царей вечными.

(22). Бог мой, говорит Даниил, посла Ангела Своего, и затвори уста львов, и не вредиша мене, яко обртеся пред Ним правда моя, и пред тобою, царю согрешения не обрелось во мне. Бог, как правосудный и правдиво всем правящий, узрев, говорит Пророк, что злочестивых законам предпочел я служение Ему, и ни в чем никогда не погрешал пред царством твоим, соделал меня недоступным губительной силе львов, и показал мне паче подобия львов, нежели самых львов.

(23). Тогда царь, сказано, велми возвеселися о нем, и рече Даниила извести из рва. Дарий, обрадовавшись и исполнившись веселия, как познавший Божию силу, и увидевший спасение любимого им Даниила, повелел немедленно вывести его из рва. Потом, увидев, что он жив и здоров, и не имеет никакого повреждения от нападения на него львов, приказал обвинителей Данииловых ввергнуть ко львам с сыновьями и с женами.

124

 

 

И не доидоша дна рва, сказано, даже соодолеша им львы, и вся кости их истончиша.И сие было делом Божией правды и премудрости. Чтобы не стали говорить, будто бы львы не коснулись Даниила по причине многоядения и сытости, и не начали из зависти умалять совершившегося чуда, ввергнутые засвидетельствовали о лютости львов; потому что львы схватили их при опущении в ров, и когда падая не достигли еще дна, изловив в воздухе, обратили себе в пищу. А посему Данииловы обвинители, прияв достойную казнь, проповедуют тем Божию правдивость, мгновенное же истребление их зверями показывает Божию премудрость, и всех удостоверяет, что не сытость львов, но любовь Даниилова к Богу соделала Пророка недоступным губительной силе львов. Увидев это,

(25). Дарий царь написа всем людем, племеном, языком, живущим во всей земли, признав нечестивым делом утаить такое чудо, и не приять всех человек в общение благочестия. Посему пишет он так:

Мир вам да умножится, то есть, да наслаждаетесь всегдашним миром. Cиe подобно употребляемому нами приветствию; потому что и мы имеем обычай в письмах надписывать; о Господе радоваться. Потом царь сообщает весьма душеполезное и назидательное сказание.

(26). От лица моего заповедася заповедь сия во всей земли царства моего, да будут все трепещуще и боящеся от лица Бога Даниилова. Хочу, говорит царь, чтобы все люди, находя-

125

 

 

щиеся под властью моею, покланялись Даниилову Богу, и покланялись не просто и как ни есть, но со страхом и трепетом воздавали Ему поклонение. Приводит же на cиe и причину, и говорит:

Яко Той есть Бог живый, и пребываяй во веки. Он вседоволен, не допускает в Себе никакой перемены, всегда один и тот же, и пребывает во веки. К сему присовокупляет Дарий:

И царство Его не разсыплется, и власть Его до конца. (27). Подъемлет и избавляет. Всегда пребывает Он; не гибнущее у Него царство, и владычество не имеющее конца, избавляющее и искупающее уверовавших в Него.

И творить знамения на небеси и на земли. Можно же видеть чудотворения Его, совершаемый и на небе и на земле, в которых показывает Он силу Свою. Эту силу и нам показал в настоящее время,

Ибо избави, говорит царь, Даниила от уст львовых. Соделал его победителем зверей, возбужденных и голодом и яростью. Сему научило вселенную царево послание. Конец же сказания содержите в себе следующее:

(28). Даниил управляше в царстве Дариеве, и в царстве Кира Персянина, то есть в том и другом царстве продолжал быть славным и во всем преимуществующим.

А нам, дознав силу благочестия, надлежит избрать оное, предпочесть всему, и ни в каком случае не отступать от него, даже, если все люди вдруг ополчатся на нас за благочестие, твердо полагаясь на силу его, охотно принимать на себя

126

 

 

всякое поражение. Так лик блаженных Апостолов, когда нападала на них, можно сказать, целая вселенная, пребыл непреоборимым, и врагов сделал покорными. Так блаженный Даниил, когда злоумышляло на него столько князей и чиновников, сделался победителем враждующих; и неприязненные, когда думали одержать над ним победу, подверглись конечной гибели. Посему, имея таковые примеры, будем сохранять искреннее усердие к Богу, чтобы всегда пользоваться Его помощью, которой да сподобимся все мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа! С Ним слава Отцу и Святым Духом во веки веков! Аминь.

127


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.