Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Толкование на Пророва Амоса.

ТОЛКОВАНИЕ НА ПРОРОКА АМОСА.

СОДЕРЖАНИЕ.

Создавый на едине сердца наши, и Разумеваяй на вся дела наши (Псал. 32, 15), как говорит божественное писание, зная жестокость и упорство сердца у Израильтян, не через одного только Пророка беседует с ними, но употребляя в служение многих и чудных мужей, и увещания предлагает, и будущее предвозвещает, согласием многих показывая неложность предречений. Один из сих Пророков — и божественный Амос. Ибо жил в одно время с чудными, оными Oсиею и Иоилем, и тоже самое предвозвещал об Ассириянах и Вавилонянах, о возвращении оттуда Иудеев, и о том, что будет по возвращении. Но, сперва предложив несколько предвещаний о сопредельных народах, потом уже начал он пророчество об Израиле: а чрез сие самое пророчеством своим принес великую пользу Иудеям. Ибо научил, что, не их одних, но и все народы

345

 

 

может миловать и вразумлять Господь всяческих, как Творец и Создатель всех; сверх же того дал видеть, сколько попечения прилагает о них Бог, наказывая покушающихся делать им обиды. Таково содержание предлежащего пророчества; из подробного же толкования точнее дознаем смысл божественных словес.

ГЛАВА 1.

(1). Словеса Амосова, иже быша в, Kapиaфиapим от Фекуи, яже видя о Иерусалим во дни Озии царя Иудина, и во дни Иеровоама царя Исраилева, прежде двою лет труса. Пророк известил нас, что, происходя из Фекуи, божественного откровения сподобился в Kapиaфиаpиме, и что повелено ему было произнести слова сии о Иерусалиме. Извещает же и о времени пророчества; ибо для сего сделано им упоминание о царях: об Озии, царе Иудином, и об Иеровоаме, царе израильском. Но явно и то, что изрекает предречения не об одном Иерусалиме, но и о десяти коленах: посему-то и упомянул об Иеровоаме, который в то время царствовал над десятью коленами. А поелику каждый из них царствовал долгое время; 0зия правил царством, пятьдесят два года, а Иеровоам сорок один год; то Пророк не без причины означил год труса, и сказал, что был оный чрез два года после пророчества, чтобы ясно мы знали, когда изрек он народу сии божественные словеса. Иные, не обратив тщательного внимания на время, предполагали, что землетрясение

346

 

 

сие было, когда великий Исаия, по кончине Озии, видя Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и взяся наддверие от гласа Серафимов (Пса. 6, 1. 4). Но я, вошедши в исследование касательно времени, нашел сие ложным. Ибо, если землетрясение было по кончине Озии, блаженный же Амос положил начало своему пророчеству за два года до оного; то это должен быть пятидесятый год царствования Озии; потому что царствовал он пятьдесят два года. Но в этот год не было уже в живых Иеровоама; потому что Oзия возведен на царство (4 Царст. 15,1. 2., 2 Пар. 26, 1. 2,), в двадцать седьмой год царствования Иеровоама. Поэтому самое время делает явным, что предречения божественного Амоса изречены в начале. царствования Озии; потому что дарование пророчества приял он, по сказанному им, еще при жизни и в царствование Иеровоама. Таким образом показав время пророчества, Пророк извещает о том, какое положено им начало пророчеству.

(2). И рече: Господь от Сиона возглагола, и от Иерусалима даде гласа Свой, и сетоваша пажити пастырей, и изсше верх Кармил. Поелику Пророк будет предвозвещать скорби соседственным народам; то необходимо извещает, откуда произносятся на них определение. От Иерусалима и от горы Сиона, говорить он, Бог всяческих возглаголал, и изрек определение о наказаниях. Восплачут пастыри; потому что не найдут корма для пасомых ими стад, и весь Кармил до самой вершины лишится обилия пло-

347

 

 

дов. Cие и на самом деле исполнилось от бездождия, саранчи, гусеницы и других казней, каким подверг их праведный Судия. Впрочем Пророк означает сим и другое, и вершиною Кармил называет Израиля; потому что и Кармил составляет часть земли обетованной. Сказано: введох вас в Кармил, да снесте плоды его, и благая того (Иер. 2, 7). А пастырями именует Пророк царей сопредельных народов; и пажитями — их подданных, не потому только, что как бы некую пажить доставляли от себя царям налоги и дани, но и потому что жили под их правлением. Посему Пророк сказует, что Бог, от горы Cиона от града Иерусалима, и другие сопредельные народы по Своему Божественному определенно ввергает в бедствия всякого рода. А потом подробно описывает преступления сих народов, и показывает наложенные на них наказания.

(3). И рече Господь: за три нечестия Дамаска, и за четыре не отвращусь их, понеже растроша пилами железными имущия во утробе сущих в Галааде. Бог отвращаясь не взирает, по видимому, на преступления человеческие; почему и блаженный Давид молится, говоря: отврати лице Твое от грех моих, (Пс. 50, 11); но когда наказывает Бог, тогда Сам говорит: и утвержду лице Мое на вас, и воззрю на неправды ваши (Иезек. 15, 7). Посему не отвращуся значит: не буду более долготерпеливым, и не отвращу лица Моего от грехов ваших, но воззрю и на то, на что прежде по долготерпению не обращал, по видимому, взора. Словами же: за три и за четыре Пророк озна-

348

 

 

чает множество. Посему говорит Бог: хотя Дамаск во многом и многократно прегрешал, но Я долгое время сносил это; ныне же не буду более долготерпеливым, и не отвращусь от того, чтобы видеть несказанные их беззакония, особливо же те, на которые отважились они, с жителями Галаада поступив жестоко и зверски, так что пилили и имеющих во чреве женщин. Сие яснее выразил Симмах, сказав: за то, что колесами железными стерли Галаад. Тот же смысл дали словам сим Акила и Феодотион. Посему дознаем, что сказанных выше женщин, повергнув на какое-то гумно, пилообразными колесами, подобно колосьям, без жалости раздробляли на части. Галаад же, против которого отважились на сие жители Дамаска, был город израильским. Так, указав на беззаконие, Пророк присовокупляет слово о наказании.

(4). И послю огнь в дом Азаиль. Азаил был царь Дамаска.

И пояст основание сына Адерова. Адера иные признавали отцом Азаиловым, делили одно имя на части, и отдельно понимая слова: сын и Адер. Но это одно имя; потому что Адер на еврейском и сирском языке называется Варададом, и он не отец, а сын Азаилов, как показывает четвертая книга царств (4 Цар. 13, 24. 25). При нем-то и потерпел гибель Дамаск. Почему и пророчество говорит: и пояст основание сына Адерова, то есть, с корнем исторгну царство Дамасское.

349

 

 

(5). И сокрушу вереи Дамасковы. Положу конец прежней несокрушимости Дамаска.

И потреблю живущия с поля Онова, и посеку племя от мужей Харраних, и пленятся людие сирстии нарочитии, глаголет Господь. Сделаю, что не только взята будет столица, но и все окрестные жители, переселившиеся из Харрана, и там обитающие и живущее близь идола , будут пленниками, и совершенно разрушу знаменитое древле царство Сирское. Ибо нарочитым Пророк назвал знаменитое. И о жителях Газы говорить Бог: три и четыре раза оказав им долготерпение, не потерплю более их беззаконий. Всего же более возбуждают они негодование Мое поступками своими с народом Моим.

(6). За еже, сказано, пленити им пленение Соломоне, еже заключити во Идумею. Иные разумели cие так: в давнее время Соломон взял в плен Идумеев, и заключил в Иидеи, а жители Газы, воюя с Иудеями, дали сим Идумеям свободу, и возвратили их в отечество. Но мне кажется сие далеким от истины; потому что от Соломона до настоящего пророчества было десять царей, и протекло между тем много времени. Напротив, того думаю, что рассматриваемое место имеет такой смысл: Филистимляне, по близости к кольну Иудину и часто ведя с ними войну, если брали кого в плен, продавали не другим народам, но Идумеям — племени наиболее для Иудеев враждебному и воинственному. Посему Пророк пребывание в плену захватываемых Иудеев наименовал пленением Соломоним, именем слав-

350

 

 

ного и знаменитого царя показывая славу и знаменитость народа. Поэтому Бог, негодуя на сию жестокость, угрожает, предать огню Газу, а с нею и другие филистимские города. В том же обвиняет и Тир, и усиливая обвинение, присовокупил:

(9). И не помянуша завета братия. Поелику Соломон и Хирам, царь тирский, оказывали друг к другу братнее расположение, и один на построение божественного храма доставлял кедровые дерева, а другой платил за cие пшеницею, но Тиране забыли сию приязнь, и в том же погрешили против Израиля, в чем и жители Газы; то Бог справедливо и на них произнес Свой приговор. Об Идумеях же сказав: три и четыре раза, даже многократно оказав им Свое долготерпение, не потерплю их более, особливо увидев неистовство против брата (Едом не захотел привести себе на мысль и естественных уз и того, что вместе в одной заключались они утробе, но продолжает выказывать братоубийственный свой нрав), Бог угрожает, что и их предаст огню, как Сириян, Филистимлян и Тирян. Огнем же называет ассирийское воинство, подобно огню все истребляющее. Да вероятно и действительно употребляли они в дело огонь; выжигали селения, в пепел обращали города, и все уничтожали. Сказанное же: (11) растлиша матерь означает, неистовство их против самого естества, потому что, будучи братом и братом единоутробным, вместе в одной заключавшийся утробе, как близнец, не перестаёт с неистовством восставать на брата

351

 

 

как бы нанося поругание той утробе, в которой оба они заключались. A cие: восхити во свидение грозу свою значит: отважился на дело ужасное, оставляя о себе такое свидетельство. Тоже сказав и об Аммонитянах, а именно, что оказывал им великое долготерпение, хотя во многом и многократно они погрешали, упоминает Бог о беззаконном их поступке с Израилем, и говорит:

(13). Понеже распоряху имущия во утробе Галаадитов, яко да разширят пределы своя. Ибо, живя по соседству с Галаадитами и поступая с ними жестоко и безчеловечно, не только умерщвляли мужей, но истребляли и не родившихся еще, убивая носящих во чреве, чтобы, по уменьшении числа Израильтян, воспользоваться им плодами земли, возделываемой Израильтянами. За cиe-то

(14). Разжегу огнь на забрала Раввафы, и поясть основания с воплем в день рати, и потрясется в день скончания своего. (15). И пойдет Мелхом в плен, жрецы его, и князи его (а) вкупе, глаголет Господь. Здесь ясно дал видеть, что в угрозах другим назвал огнем; ибо присовокупил: в день рати. Угрожает же тем, что вместе с жителями Раввафы и чтимый ими идол будет пленен; потому что Мелхом, ложный Бог Аммонитян, не в силах был, не только жрецов и князей, но и себя самого избавить от плена. Раввафою же называется главный город Аммонитян, и ныне в Apaвии на еллинском языке именуется он: Филадельфия, а на сирском: Амман.

_____________________

(а) В славянском переводе читается так: и пойдут царие ея в плен, жрецы их и князи их и т.д.

352

 

 

ГЛАВА 2.

Угрожает же Бог тем же ратным огнем и Моаву, и говорит, что вместе с народом предаст гибели и князей; потому что, сверх многих нечестивых дел своих, весьма зверски поступили они с царем идумейским. В тот раз, как пришел он на помощь царю израильскому, Моавитяне, заманив его наконец в засаду и взяв в плен, принесли в жертву идолам своим, и до тех пор разжигали костер, пока все кости не обратились в пепел. Так окончив предречения об иноплеменниках, Пророк обращает, пророческое слово к народу Божию, и прежде всего выставляет на вид беззаконие колена Иудина.

(4). Cия глаголет Господь: за три нечестия сынов Иудиных, и за четыри не отвращуся их, понеже отринуша закон Господень, и повеления Его не сохраниша, и прельстиша их суетная, иже сотвориша, им оке последоваша отцы их в след их. (5). И послю огнь на Иуду, и поясть основания Иерусалимля. И Иуду и Иерусалим предам ратному огню; потому что совершенно пренебрегли Моими узаконениями, и продолжали служить рукотворенным идолам (их разумеет Пророк под словом — суетная), последуя в этом жалкому образу мыслей отцов. Долго терпел Я, говорит Бог, нечестие cиe, но не окажу боле обычного долготерпения. После сего обращает

353

 

 

речь к десяти коленам, и говорит, что и им не будет уже оказывать долготерпения.

(6). Понеже продаша праведнаго на сребре, и убогаго на сапозех, (7) Ходящих на пpacе земнем, и бияху пясти во главы убогих, и путь смиренных совращаху. И они, говорят, имея в виду подарки, продавали праведного, и служа гнусному корыстолюбие, не отказывались брать даже обувь, — эту последнюю потребность для человека, оставляя без защиты обиженных, притесняя бедных, и не принимая оправдания от незнатных. А сверх того, живя непотребно, подобно бессловесным, входили в непозволенные связи с женами друг друга, так что сын не удерживался от общения с отцовой наложницей, и отец не хранил неприкосновенным сыновнего ложа, отчего в слитность пришли права природы, и не явственны уже стали имена родства, и делали они это, говорить Пророк,

Яко да осквернавят имя Бога своего; потому что живущие по соседству иноплеменники, узнав это, подвигли язык на Бога всяческих, или как узаконившего подобные дела, или как терпящего беззаконие народа. К тому же,

(8). И ризы своя связующе ужами, завесы творяху держащаяся требища, и вино от, оболганий пияху в дому Бога своего. Ибо и храму Божию не воздавали подобающего чествовали, но, делая в нем шатры из одежд, пили добытое неправдою вино; и не хотели привести себя на мысль, что

(9). Аз отвергохо Амморея от лица их,

354

 

 

его же бе высота якоже высота кедрова, и крепок бяше якоже дуб, и изсуших плод его сверха, и корения его из низу. Сиe сказал Бог в переносном смысле, показывая великий рост и силу тогдашних людей. И посланные великим Моисеем соглядатаи говорили: тамо род Енаков, потомки исполинов, мужи превысоцыи, и бехом пред ними яко прузи (Числ. 13, 33. 34). Посему Бог всяческих сказует: столько великорослых и сильных людей преодолели вы не своею силою. Ибо возможно ли это было вам, которые одним слухом приведены были в робость, и покушались возвратиться в Египет? Напротив того Я исторг Амморея с корнем. Корнями же называет отцов, а плодом — детей. Но вам, говорит Бог, необходимо напомянуть о благодеяниях прежде сего бывших. Я освободил вас от египетского рабства, в продолжении сорока лет питал в пустыни, и некоторых из вас сподобил пророческой благодати, а некоторых поставил священниками. Ибо сказано:

(11). Поях от сынов ваших во пророки, и от юнот ваших во освящение;  — потом, так как сказанное несомненно, вопрошает:

Еда несть сих, сынове Израилевы? глаголет Господь. Изобличите, если в сказанном находите что ложное. Но сие невозможно; потому что и вы знаете, сколько истинно сие исчисление благодеяний, вопреки которым всегда вы поступали. Вы не только небоязненно нарушаете Мои законы; но и,

(12). Освященные Мне (разумеет же Назореев напаяете вином, уча, что благоугождение Мне

355

 

 

бесполезно, и посылаемым Мною Пророкам воспрещали предсказывать, что было им повелено, находя, вероятно, несносным для себя и самый глас Мой.

(13). Сего ради се Аз повращу под вами, якоже вратится колесница полна тростия. (14). И погибнет бегство от скоротекущаго. Такое бремя наказания наложу на вас, говорить Бог, что будете сетовать и стенать, как скрепит полная клади и обремененная ею колесница, когда влекут ее. Во время сих постигающих вас бедствий и самый скоротекущий не найдет спасения в бегстве, мужественный не будет иметь духа мужества, (15) и стреляяй из лука не положится на свое искусство, и конник, употребляя в содействие скорость коня, не воспользуется спасением.

(16). Но один наг побегнет, в той день, глаголет Господь; потому что в научение ваше наведу на вас пагубу cию, и полагающихся на естественная преимущества, или на искусство, предам на yбиение, а которые лишены всего этого, и не имеют ни богатства, ни крепости, ни искусства, но от всего обнажены, тем дам способ спастись бегством и остаться здравыми и невредимыми.

356

 

 

ГЛАВА 3.

(1). Слышите по сему слово cие, еже глагола Господь на вы доме Израилев, и на все племя, еже изведох из земли Египетская, рекий: (2). Вас точию познах от всех племен на земли, сего ради отмщу на вас вся грехи ваша. Вкратце надлежит вам выслушать глаголемое Господом, памятуя оное благодеяние, а именно, что Я, Творец и Владыка всех, имел о вас всегда особенное никое промышление, почему избавил вас и от рабства египетского: слова же: на все племя еже изведох из земли Египетския не на иной народ указывают, но поелику Господь упомянул об Израиле, Израилем же по разделении назывались девять колен; то к слушанию изрекаемого призывает ими и Иуду и Вениамина. Потом показывал, что по Его попущению вражеское воинство сделает нашествие, подтверждает слово cиe некоторыми подобиями.

(3). Еда пойдут два вкупе всяко, аще не познают себе? (4). Или возревет лев из дубравы своея, ловитвы не имый? Или испустит глас свой львичищь из ложа своего всяко, аще не похитить чесого? (5). Или падет птица па землю без ловца? Или спадет пругло на землю, аще не имет ничесоже? (6). Или возгласить труба во граде, и не убоятся людии? Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори? Как невозможно двоим в одно время держаться одного общего пути, не обявив друг другу, когда и

357

 

 

для чего пойдут, невозможно льву рыкать, когда нет добычи, или птице, упасть без ловца, пли произойти чему либо иному из сказанного: так не возможно и то, чтобы, когда не восхощет Бог, постигло какое либо наказание. Ибо злом, по общему словоупотреблению, Пророк назвал наказание. Так злом обвыкли называть и болезни, и исправительный наказания, и преждевременную смерть, и гладь, и войну и подобное тому, не потому что вес cие в самом естестве своем есть зло, но потому что мучительно cие для людей, и служит причиною печали и плача. Cиe еще яснее представляет нам Пророк Иона; ибо говорит: раскаяся Господь о зле Его, еже глаголаше (Ион. 3, 10), то есть об угрозе подвергнуть страдание; потому что и здесь злом назвал Пророк угрозу наказанием. А что действительно cиe так, и невозможно, чтобы подвергся кто исправительному наказанию, когда не угодно cиe Богу, дознайте это из самых дел; потому что Бог чрез Пророков предсказывает, какие скорби нашлет на согрешающих.

(7). Понеже не сотворит Господь Бог дела, аще не открыет наказания своего к рабом Своим Пророком. (8). Лев возревет, и кто не убоится? Поэтому, ясно зная cиe, приимите предречения сии, как истинные; потому что и мы сообщаем их вам в боязни. Ибо, если рыкающей лев всех слышащих приводит в страх, тем паче со страхом пророчествуем мы по Божию о повелению. Cие и выразил Пророк:

Господь Бог глагола, и кто не проречет? (9)

358

 

 

Поведите странам во Ассириянех, и во странах земли Египетской, и рцыте: соберитесь на гору Самарийскую. Поелику же не веруете вы словам пророческим; то во всей ясности покажу Ассириянам и Египтянам те беззакония, на которые отваживаются в пределах самарских.

И видите чудесная многа среди ея. Cиe сказано в посмеяние; потому что, поясняя слово сие, Пророк присовокупил:

Насильство в ней. (10). И не уразум, яже будут противу ей, глаголет Господь, сокровиществующии неправду и страсть в селех своих. Отваживаясь на многочисленные неправды и порабощая бедных, не хотели вы знать, какие плоды приносит беззаконие, но сокровиществовали неправду, пожиная от сего бедствие и плен. И весьма кстати употребил слово: сокровиществовали, научая сим, что не предается забвению ничто из сделанного нами, но как в некоей сокровищнице сохраняется в Божией памяти, как хорошо и во благо делаемое, так и противоположное сему.

(11). Сего ради сия глаголет Господь Бог: Тире, и окрест земля твоя опустеет, и отымет от тебе крепость твою, и разграбятся страны твоя. Из того самого, что делается с соседними народами, дознай, что будет с тобою: ибо, не ты один, Тир, но и окрест тебя живущие народы будут вместе с тобою преданы опустошению.

(12). Сия глаголет Господь: якоже пастух егда исторгнешь от уст львовых две голени,

359

 

 

или oбушие уха, тако исторгнутся сынове Израилевы живущии ев Самарии прямо племене, и в Дамисце преклонит. Как лев, похитив овцу, всю ее пожирает, и уходить, оставив только негодное в пищу, и cиe-тo пастух бывает принужден взять в доказательство владельцу овцы, что съедена она зверем; так десять коли будут преданы Ассириянам, и те одни избегнут отведения в рабство, которые по худородное и бессилию будут презрены врагами. А тоже будет и с Дамаском; и он подвергнется той же гибели. Вставленные же среди речи слова: прямо племене означают, что колено Иудино не изведает пока на себе сих бедствий; потому что Сеннахирим, приступив к Иерусалиму, со стыдом возвратится вспять; погубив свое войско. Посему, говорить Пророк иереям, услышав о сем,

(13). Засвидетельствуйте дому Израилеву, глаголет Господь Бог Вседержитель: (14). Понеже в день, егда отмщу нечестия Исраилева на нем, и отмщу на требищах Вефилех, и раскопаю роги требища, и падутся на землю: (15). Сокрушу и поражу дом с преклеты с домом летним, и погибнуть с домом кости слоновыя, и потребятся и друзия домове мнози, глаголет Господь. Не великолепные только, но и бедные, домы сокрушу и предам огню, сожгу, как построенный для зимы, так и открытые, сделанные для лета, жилища; ибо слова: дом с преклеты Акила, Симмах и Феодотион перевели: дом зимний; таковые домы выведенными со всех сторон стенами, как бы некими крыльями, со-

360

 

 

гревают поселившихся в оных. Раскопаю, говорит Бог, и вефильские требища, служения к нечестию. И поелику не мужи только, но и жены, вдавались во многие беззакония; то Пророк справедливо обвиняет и жен, и им угрожает погибелью.

ГЛАВА 4.

(1). Слышите слово cиe юницы Васанитидския, яже в горе Самарийстей, преобидящия убогих, и попирающая нищих, глаголющая господень своими: подадите нам, да пием. Юницами Васанитидскими Пророк именует жен, как живущих в роскоши и во всякой неге; таковы были васанские юницы, скакавшие от обилия пажити. По причине сей-то роскоши жены присвоили себе принадлежащее подвластным, не отказывались повелевать и мужьями, которым подчинены по Божию закону, а требовали от них услуг. Такова была и Иезавель, у которой муж быль вместо раба. За cиe беззаконие ваше

(2). Клятся Господь святыми Своими: яко се дние грядут на вы, и возмути вы во оружии и сущих с вами ввергнут в конобы подгнещаемые огненнии губители. И толкуя сказанное, Пророк присовокупил:

(3). И извержени будете наги, жена и муж прямо друг друга, и отвержетеся в гору Армана, глаголет Господь. Придет время, и подвергну вас наказанию, какого стоите, и предам вас врагам, так что мужи ваши (о

361

 

 

них сказано: суще с вами), из ревности и видя непотребство ваше, уподобятся поджигаемым конобам; потому что враги, как распаляемые каким-то пламенем, обходиться будут с мужьями вашими гневно, а с вами нагло, мужей и жен, лишенных всякого покрова ведя вместе в гору Армана. Слово: Армана Симмах перевел: Армения, а Феодотион: высокая гора. А вместо слов: клятся Господь святыми Своими, Симмах сказал: клялся святынею Своею. Присовокупил Пророк к сказанному клятву, показывая нелживость пророчества. Потерпите же это, говорит Бог, как злочествовавшие в Вефиле и Галгалах , отважившиеся торжествовать трехдневные праздники идолам, те десятины , которые повелено Мною приносить иереям Моим, приносившие служителям нечестия, и с идолами составившие какие-то условия и договоры, следовать их законам. Ибо cиe выразил Бог, сказав:

(5). Прочтоша извне закон, и призваша исповедание. Законом называет не Божий закон, но постановления служащих идолам. Потом повелевает Пророку сказать:

Возвестите, яко сия возлюбиша сынове Израилевы, глаголет Господь Бог. Не по минутному увлеченно, но по горячему расположению и по привязанности, отважились они на таковое нечестие.

(6). Аз же дам вам оскомину зубом во всех градех ваших, и недостаток хлеба во всех местех, ваших: и не обратистеся ко Мне, глаголет Господь. Слово: оскомина Симмах и Феологион перевели; очищение, означает же оно го-

362

 

 

лод; потому что у тех, которые ничего не видят, в зубах не завязнет и крохи пищи. Посему, когда постигнет вас голод и скудость за то, что при изобилии благ поругались вы Подателю благ, зубы ваши потерпят оскомину, будучи не в состоянии вкушать пищу подобно зубам, пострадавшим от чего либо кислого и жесткого и не способным разжевывать пищу. Но, и после сего наложенного на вас наказания, пребываете вы в прежних пороках. Впрочем, и при всем этом не прекращу вашего врачевания, но подвергну вас другому наказанию, удержав дождь поздний (cиe означил Бог словами: (7) прежде трех месяцев жатвы), предам землю бесплодию. Но водясь человеколюбием и показывая, что происходит cиe не само случайно, а бывает по Его мановению, продолжает: одному городу дам дождь, а другому не пошлю такового орошения, чтобы земля не совершенно иссохла, но по частям смочена была дождем. Такая же будет скудость и в воде, что (8) два и три города будут стекаться вместе в город, в котором есть вода, ища себе пития, но не утолят сим жажды в сытость. Однако же и при всем этом остаетесь вы в не исцеленном недуге, даже подвергшись уже и новым бедствиям. Ибо, как врач душ, употребил Я иные способы прижигания, наводя на вас различные болезни (9), то раждежения, то златеницы; но вы не забыли нечестия. И после сего наказания терпели вы от гусеницы, от которой гибнет все, что есть услаждающего в виноградных, масличных и других садах; и cиe не убедило вас

363

 

 

познать Насылающего cии наказания. К сему присовокупляет Бог, что бегущих от царя ассирийского, поспешающих достигнуть Египта, предал мечу ассирийскому, как огнем некиим попаляя их гневом своим; но не захотели они и из отого уразуметь должного. Почему и говорить:

(11). Разорих вы, якоже разори Бог Содому и Гоморру, не то сим означая, что разорены они кем другим, но о Себе говоря, как о другом.

И бысте, сказано, яко главня исторжена из огня, и ниже такo обрастистеся ко Мне, глаголет Господь. Как полуобожженная головня показывает на себе силу огня, и никуда боле не годна, как только в огонь; так ивы, по избиении многих из вас отводимые в плен, лишены будете всякой силы, и окажетесь пригодными только для рабства.

(12). Сего ради сице сотворю ти Израилю: обаче сице сотворю ти. Хотя и неисцельна болезнь ваша, однако же подам вам приличное врачевание.

Уготовися призывати Бога твоего Израилю: (13). Се Аз утвержаяй гром, и созидаяй ветре, и возвещаяй в человецех Христа своего, творяй утро и мглу, и восходяй на высокая земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему. Посему, освободившись от этой бесчувственности, взыщи, Израиль, Бога, нарекшего Себя твоим Богом, Который и этот удобопроницаемый и не имею никакой твердости воздух, приводя в движете и вращение от него же происшедшими ветрами, пре-

364

 

 

творяет в страшный удар грома. Он указует тебе царя, определенного для твоего освобождения (говорит же cиe о Кире). Ему нетрудно и после глубокой ночи произвести утро, и после дня покрыть свет мглою. Как на тебя, покоившегося среди самого полдня (а полудню подобен мир), навел Он мглу пленения; так, прекратив ночь рабства, повелевает воссиять приятному утру свободы; потому что восходит Он на высокая земли, то есть, превыше всех, наполняет целую вселенную, как Господь и Бог, имеет владычество над всеми. Так возвестив отрадное, обращает слово к противоположному, одним устрашая, другим утешая, и направляя их к тому, чтобы от всего сердца обратились к покаянию.

ГЛАВА 5.

(1). Слышите слово Господне, имже Аз приемлю на вы плачь: дом Израилев падеся, и ктому не приложить востати. (2). Девица Израилева повержена на земли своей, несть возставляющаго ю. Владыка по человеколюбию не отрекается составить плачевную песнь о тех, которые худо расположены к Нему, и не хотят покаяться. Сказанное же: ктому не приложить востати не противоречит благовестиям об освобождении; ибо означает, что Израильтяне не будут уже управляться сами собою, и иметь своего царя. А если кто пожелает вникнуть точнее, то найдет исполнение сего после неистового их восстания на Спасителя нашего. Ибо тогда пали они, и доныне

365

 

 

пребывают в сем состоянии. Называет же Израиля девою за прежнее благочестие, но девою падшею и растленною — за служение в последствии идолам. Слова: несть возставляющаго ю означают, что Израиль не воспользуется ни какою человеческою помощию. Когда Бог всяческих противостал Израилю, ни царь египетский, ни другой кто не в силах был защитить их. Предвозвещает же Бог и будущую их малочисленность. Ибо говорит:

(3). Из града, из него же исхождение тысяща, останется в нема сто: и из негоже исхождаше сто, останется в нем десять. Но хотя поздно, оставив наконец Вефиль и Галгалы и служение идолам при (5) кладязе клятвы, взыщите Моего о вас промышлениа; ибо в этом обретете для себя жизнь; а Вефиль и Галгалы вместе с идолами преданы будут врагам. Явное же безумие при этом кладязе, не только не приводить себе на память Авраамова благочестия, но и отваживаться еще при нем на нечестие.

(6). Взыщите Господа, и поживете, яко да не возжжется яко огнь дом Иосифов, и поясте его, и не Судет угашающаго дому Израилева. Из сего ясно дознаем, что грех воспламеняет для нас огнь бедствий, а любовь и приверженное и к Богу доставляет нам жизнь.

(7). Господь творяй в высоту суд, и правду на земли положи. Как правдивый, определяете, что Ему угодно, и решения суда Его приходят в исполнение на земле.

(8). Творяй вся и претворяли, и обращаяй во

366

 

 

утро огнь смертную, и день во нощь помрачаяй: призывали воду морскую, и разливаяй ю на лице земли: (9). Господь Бог Вседержитель имя Ему. Возложите упование на могущество Божие, не оставляйте этой надежды: Бог без труда творит и претворяет, что Ему угодно; легко для Него и великие опасности претворить в повод к благодушию (ибо сению смертною наименовал Пророк великие опасности); удобно Ему и благоденствующих привести в. затруднительное состояние. И морскую воду мановением притягивая в воздух, орошает Он землю из облаков; потому что Он Бог и Владыка всех.

Разделяяй сокрушение на крепость, и бедство на твердыню наводяй. С великим удобством и изнемогших приводить в прежнюю крепость, и сильных предает бедствованию.

(10). Возненавидяша у врат наказующаго, и словом праведным возгнушашася. У древних, как некоторые говорят, был обычай, при градских вратах делать собрания и заседания. Посему, где бывали cии собрания, там и Пророки произносили обличения. Но живущие в неправдах и беззакониях и обличения истины не внимали и слова праведников не принимали. Посему, так как вы и это делали, и сверх того живущим в нищете и рукою и языком наносили обиды, любя мздоимство, старались худыми способами приумножать богатство, то знайте, что в домах, так хорошо и красиво вами устроенных и украшенных, не будете вы жить, и в виноградниках, с таким великим тщанием вами насажденных

367

 

 

не соберете плодов. Того, чтобы насладиться этим, лишит вас чрезмерность нечестия и беззакония; потому что попирали вы правду, принимая дары от сильных и на суде осуждая бедных.

(13). Сего ради смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть. Всякий рассудительный человек, способный уразумевать должное, увидя тучу постигающих вас бедствий, в изумлении удивляясь нелживости предречения, не в состоянии будет от горести что-либо сказать вам.

(14). Поэтому взыщите добра, а не зла, яко да поживете, и будет тако с вами Господь Бог Вседержитель: яко же ресте: (15). Возненавидехом злая, и возлюбихом добрая: и возставите у врат суд, яко да помилуешь Господь Бог Вседержитель оставшая Иосифова. За словами пусть следуют и дела; говоря, что любите доброе и гнушаетесь лукавством, самым делом докажите истину слов сих; потому что так поступая, от Бога всяческих приимете жизнь. А если не будет сего вами сделано; плачь и рыдания слышны будут на стогнах и путях, и земледельцы вместо возделывания земли предадутся плачевным воплям. Все же cиe будет, как скоро прииду, и наложу cии наказания.

(18). Увы люте желающим дне Господня: и вскую вам сей день Господень? сей бо есть тма, а не свет. Поелику нашлись люди, воспитанные в дерзости и самоуверенности, которые оспаривали пророческие предвещания, посмеиваясь им, называя ложными глаголы Божии, и требуя испол-

368

 

 

нения предречений: то Владыка называет их достойными оплакивания, как вожделевших увидеть тьму вместо света. Желающее видеть исполнение пророчества, говорит Он, ни чем не отличаются от человека, который избег от нападающего льва, но поел к него встречает медведя, потом, со страхом укрывался в дом свой, в смятении, волнующем душу его, неосмотрительно опирается рукою о стену, и его угрызает лютая змия. Как этот человек увидит в тот день мрак, а не луч света: так и они в день наказания преданы будут глубокой тьме.

(21). Возненавидех, и отвергох праздники ваша, и не обоняю в сонмех ваших: (22).Зане аще принесете Ми всесожжения и жертвы ваша, нe прииму, и на спасительная явления вашего не призрю. (23). Отстави от Мене глас песней твоих, и песни органов твоих, не послушаю. Подобное сему и устами Исаии изрек им Владыка Бог: что Ми множество жертв ваших? глаголет Господь, исполнен есмь всесожжения овних, и тука агнцов, и крове юнцов и козлов не хощу (Иса. 1, 11), и в следующих за сим словах перечисляет всё приносимое Ему по закону, говоря, что всем этим равно гнушается. Так и здесь сказал, что ненавидит праздников, не примет жертв, приносимых в сонмех, ибо сказано: не обоняю, вместо: не прииму. Так блаженный Moисей сказал, что и при Ное обоня Господь Бог воню благоухания (Быт. 7, 8. 21.) то есть, похвалил намерение принесших; потому что Бог не имеет нужды в жертвах. Даже при-

369

 

 

носящих жертвы о собственном, своем спасении не удостою, говорить Бог, Моего явления. Посему прекрати и песни и употребления мусикийских орудий; потому что не услаждаюсь ими; да и в начале повелел быть этому для того только, чтобы посредством приятного возводить тебя к высшему.

(24). Повалится якоже вода cуде, и правда якоже водотеча непроходна. Произнесенный на тебя правдивый приговор, подобно потоку и сильной води, навлечет на тебя наказание, и не возможешь найти себя исхода. Приведите же себе на память, что, сорок лет проводя в пустыни, не приносили вы Мне при богослужении жертв; но и там показали тоже нечестие, делая всякие изображения идолов, и всем служа сим изображениям и некоторым, звездам; потому что Молох и Ремфан — имена идолов. О Молохе же упоминал Пророк и в начали пророчества.

(27). За cие-то преселю вы далее Дамаска, глаголет Господь, Бог Вседержитель имя Ему. Поелику с трудом переносили рабство сопредельным с ними Сириянам; то, желая устрашить предречением сим, предсказывает рабство более отдаленное, разумеет же рабство Ассириянам. И блаженный Стефан, объясняя cие в Деяниях, сказал: преселю вы далее Вавилона (Деян. 7, 43).

370

 

 

ГЛАВА 6.

(1). Люте уничижающим Cионa, и уповающим на гору самарийскую: объимаша начатки языков, и внидоша к себе. Жалки, и весьма жалки те, говорить Пророк, которые презирают Сион, возлагают же упование на Самарию, но не видят, что в Cионе чтимый Бог ввел их в землю обетования, в конец истребив издревле населявших ее, а им даровав обширное место для жительства. Если же думаете, что сиe не так:

(2). Мимоидите Халану, и прейдите оттуду во Емаф великий, и снидите в Геф иноплеменников, крепчайшия от всех царства сих: аще больши суть пределы их предел ваших? Идите в сказанные выше города, самые великие и принадлежащее поименованным царствам, — и в точности дознайте, что земля вами возделываемая не меньше той, которою владеют они.

(3). Приходящии в день зол, как сами себя соделавшие достойными наказания. Ибо днем злым Пророк называет день наказания.

Приближающиеся и прикасающиися субботам лживым, по-видимому, почитающие субботы, но делающие в них тысячи беззаконий. Потом порицает их сверх сказанного за роскошь, за то, что делают у себя одры из слоновых костей, дозволяют себе всякое наслаждение, за то что приносят им козлов и тельцов из стад звучат у них органы , и звуки их сопровож-

371

 

 

даются рукоплесканиями, подают им благовонное и притом процеженное вино, а благоуханное миро довершает их расточительность. Такой преданы они неумеренности, говорит Пророк, любят жизнь изнеженную, думают, что все это постоянно и прочно, а не рассуждают, как оно скоротечно. Ибо cие означил Пророк, сказав:

(5). Аки стояща мнеша, а не яко бежаща. (6). Не страдаху ничесоже в сокрушены Иcифов. Отваживаясь на такие беззакония, переносили это, нисколько о том не скорбя. Пророк назвал их Иосифом, потому что Ефрем был сын Иосифов, а десять колен именует он Ефремом.

(7). Сего ради ныне пленницы будут от начала сильных, и oтымется ржание конского от Ефрема. (8). Яко клятся Господь Собою, глаголете Господь Бог сил: понеже гнушаюся Аз всею укоризною Иакова, и села его возненавидех, и отвергу град со всеми живущими в нем. Сильные князи, говорить Пророк, отведут их пленными, владычество Ефрема приимет конец; потому что нелжив и всемогущ Изрекший на него этот приговор; определил же так, возгнушавшись его гордынею и нечестием.

(9). И будет аще останутся десять мужей во едином дому, умрут: и останутся остаточнии: (10). И возмут свои их, и почудятся изнести кости их из дому: и речет настоятелем дому: еще ли есть у тебе? И речет: несть еще, и речет: молчи, не именования ради

372

 

 

имене Господня. Столько будет погибающих между жителями, говорит Пророк, что в иных домах все живущие окажутся мертвыми, и соседи, или родные, пришедшие из других домов, станут предавать погребению тела умерших, а потом доведываться и спрашивать друг у друга: нет ли еще кого не погребенного? Когда же находящееся в домах скажут: нет; пойдут, говорит Пророк, с удивлением, молча, советуя друг другу делать тоже; потому что приговор сей изречен Богом всяческих.

(11). Понеже се Господь заповедает, и побиет, дом, великий толчением, и дом малый разседением; потому что одинаково будет низлагать, как живущих в нищете, так и сильных.

(12). Аще поженут, в камениях кони? аще умолкнуть в женстем полу? Яко обратисте на гнев суд, и плоди правды на горесть. Веселящиеся ни о едином слове благом, глаголющии: не крепостию ли нашею имамы роги?  Кони, говорит Пророк, не могут бежать по камням; враги же наступят на вас, за то беззаконие, на какое вы отважились, презрев прежнюю вашу высоту. И как кони ржут, увидев кобылиц: так враги с полною охотою совершат нашествие свое на вас; потому что Судно подвигли вы на гнев против себя, и вынудили Его произнести строгий, и вместе правдивый, приговор. Так как не дела добрые вас радуют, но гордясь и надмеваясь, своей силе приписываете прежнее свое могущество; то Я, Господь всякого

373

 

 

воинства и всякой силы, предам вас народу сильному.

(14). Еже не внити во Емаф, и до водотечи западов, то есть, изгоню вас из той земли, которую возделывали вы прежде. Иеровоам, при котором, было cиe пророчество, как показывает история царств (4 Цар. 14, 25), постановил предел Израилев от Емафа до западного моря. Потому и говорит Бог у Пророка: все пределы ваши предам врагам.

ГЛАВА 7.

(1). Сице показа ми Господь Бог, и се приплод пружий идый утренний, и се гусеница, един Гог царь. (2). И будет, аще скончает ядый траву земную, и рех: Господи, милостив буди: кто возставит Иакова? яко мал есть. (3). Раскайся о семь Господи: и cиe не будет, глаголет Господь. Увидев страшное cиe зрелище, умолял я Бога, говорит Пророк, быть милостивым и прекратить пагубу; но не благоволил Он, вероятно, по чрезмерности беззакония. Приплодом же пружиим назвал царя ассирийского; а гусеницею царя вавилонского. Слова же: един Гог царь означают многочисленность воинства. Как Гог, царь народов скифских, говорит Пророк, соберет против Иерусалима великое множество: так Ассирияне и Вавилоняне придут с великим воинством. А пругам и гусенице, равно как и мшицам, предал Бог плоды их; ибо предрек cиe выше.

374

 

 

(4). Сице показа ми Господь, и се призва прю во огни Господь Бог, и пояде бездну многу, и пояде часть. Словом: пря Пророк означает правдивый Божий приговор; огнем же называет врагов; бездною многою — бесчисленные народы, ими порабощенные; и частию — Израиля. Ибо так сказал и блаженный Моисей: и бысть часть Господня, людие Его Иаков (Втор. 32, 3). И cиe видев, говорит Пророк, приносил я ту же молитву Владыке; но не умолил Его.

(7). Сице показа ми Господь и се муж стояй на ограде Адамантов, и в руце его адамант. И рече Господь ко мне: что ты видиши Амосе? и рех: адамант. И рече Господь ко мне: се Аз учиню адаманта среде людей Моих Израиля.  Нанесу им, говорить Бог, удар и сильный и жесткий подобный адаманту, твердостью и крепостью превосходящему всякое вещество. Ибо не только не потерплю более, чтобы оставалось ненаказанным нечестие, на какое они отважились, но вместе с ними уничтожу и жертвенники идольские, и прекращу праздники их, одним словом, сокрушу все царство их, потому что (9). домом Иеровоамлим наименовал царство. Пророчество cиe пришло в исполнение, не при Иеровоаме, но после него и после других шести царей. Когда сказано cиe было Пророком, вефильский жрец Aмасия, убоявшись, что народ, приведенный в страх Божиими угрозами и прибегнув к покаянию, оставит служение идолам, а он утратит чрез это возможность приобресть себе выгоду, доносит на Пророка царю, к истинным словам приложив ложь.

375

 

 

(11). Понеже сия глаголет Амос: оружием скончается Иepoвoaм, народ же пленен отведется от земли своея. Как сказанное о народе и царстве было истинно; так сказанное о царе — очевидная ложь. Однако же cиe, как нимало не побудило Иеровоама наругаться над Пророком; так не убедило и Амасию оставаться в покое. Напротив того советовал Он Пророку удалиться, жить в Иудее и там предсказывать будущее; потому что Вефиль был уделом царства израильского. Но Амос свободно, и о роди жизни своей сказывает, и открывает о благодати, данной ему свыше. Ибо говорит:

(14). Не бех Пророка аз, ниже сыт, пророч, но пастырь бех, и ягодичия обирая (а). Вместо: ягодичия обирая Акила перевел: отыскивающей дикие смоковницы, а Феодотион: очищающий шелковичник, и Симмах: имеющий у себя дикие смоковницы; это — род в дерева в Палестине; о нем упомянул и блаженный Евангелист Лука, сказав, что блаженный Закхей возлезе на ягодичину (Лук 19, 4). Слышал же я от одного, описывавшего тамошние места, что плод сего дерева не созревает, если не сделано будет на нем какого-нибудь малого надреза. Cиe-то, вероятно, разумели семьдесят, употребив здесь слово: κνίζων вместо χαρακῶν (очищающий) или συλλέγων (собирающий). Посему Амос говорит:

_________________________

(а) У седмидесяти сказано: κνόζων, т. е. делающие надрезы, или прокалывающий.

376

 

 

меня, занимавшегося земледелием и пасением овец, Господь взял от овец, и повелел пророчествовать. Поэтому выслушай, Амасия, пророчество и о тебе самом; так как воспрещаешь ты пророчествовать мне об Израиле, опасаясь, что положу сим конец твоему несправедливому обогащению. Итак знай: сам увидишь, как живущая теперь с тобою жена всенародно и явно поругана будет врагами; потому что и ты побуждал народ к непотребству идолослужения, увидишь, что новорожденные тобою будут умерщвлены, и сам ты скончаешь жизнь в чужой земли, и весь народ потерпит одинаковое с тобою наказание. И когда постигнет cиe вас, земля ваша будет отдана и раздавлена другим.

ГЛАВА 8.

(1). Сице показа ми Господь: и се сосуде птицеловца. (2). И рече ко мне: что ты видиши Амосе? и рех: сосуд птицеловца. Видение cиe означает, что скоро Израиль соделается добычею врагов. Ибо как птицы удобно уловляются силком; так народ уловлен будет Ассириянами.

И рече Господь ко мне: приспе конец на люди Моя Израиля, не приложу к сему, еже мимоити его. (3). И восплачутся стропове храма в той день, глаголет Господь: мнози падшии во всем месте, навергу молчание. Не буду более оказывать долготерпения, но в исполнение приведу предречения. Огонь вражеский коснется

377

 

 

и храма Моего. Словами же: восплачутся стропове храма выразил плачь умерщвляемых внутри храма и треск горящих деревьев. И cие: мнози падшии во всем месте, навергу молчание, значит, что будет великое множество умерщвленных, и наступить великое молчание и безмолвие в городах, на путях и в селах, по недостатку обитателей. Посему обратите на это внимание вы, которые утесняете живущих в убожестве и нищете, высчитываете новомесячия и субботы, собираете беззаконные прибытки, употребляете неправильные висы и меры, разными способами порабощаете себе низших, и обогащаетесь всяким родом купли.

(7). Кленется Господь на презорство Иаковле, аще забудет в конец вся дела ваша: (8). И о сих не возмятется ли земля, и восплачется всяк живый на ней? и взыдет яко река скончание, и снидет якоже pекa египетская. Презорством называет обиды, какия с надменностию делали бедным. Сказал же Пророк: кленется Господь, показывая нелживость изрекаемаго. Не буду уже, говорить Бог, как бы некоему забвению предавать беззакония ваши, но всю землю, так сказать, подвигну на вас. Взявшие вас в плен отведут в рабство, оставив землю вашу в запустении. Ибо cиe дал разуметь, сказав: снидет якоже река египетская. Тогда томящимся в бедствиях покажется, что солнце среди дня преложилось во тьму.

(10). И превращу праздники в жалость, и тени в плачь. Все будут иметь печальный вид

378

 

 

остригши благолепие волос и надевши на себя вретище, и уподобятся оплакивающим смерть единородного сына. А сверх сего нашлю глад и скудость, не плодов и воды, не пророчества и божественного учения. Будут скитаться, подобно водам устремляясь туда и сюда, блуждая с места на место, (12) ищуще словесе Господня, и не получать желаемого. Но и величающияся ныне своим убранством девы, и воспитанные с ними юноши, томимые жаждою, преданы будут смерти.

(14). Кленущиеся очищением самарийским. И показывая, какое это очищение, немедленно присовокупил:

Жив Бог Твой Дане и жив Бог твой Вирcaвиe. Дан и Вирсавия были пределами земли израильской. В Дане Иеровоам первый поставил требища; а Вирсавия есть клятвенный кладязь, о котором говорил Пророк и выше; и там покланялись идолам.

379

 

 

ГЛАВА 9.

После в сего Пророк сказал, (1) что видел Господа стояща на жертвеннице, и Он повелел поразить очистилище таким ударом от которого бы поколебались самые преддверия. Означает же сим, что царь вавилонский преодолеет их по Божию велению, а не своею собственною силою.

И пресецы, сказано, в главы всех. Это видел и блаженный Иезекиль; ибо и там невидимые Силы прияли повеление с секирами пройти по всему городу и иссечь всех кроме имеющих на себе знамение (Иезек. 9, 2-6). То же повелевал Бог и здесь: пресецы в главы всех. И означая сим внезапную смерть, присовокупил:

И оставшия их оружием избию, не убежит от них бежащий, и не уцелеет от них уцелеваяй. Если и в ад снидут, продолжает Господь, и оттуда извлеку их рукою. Если и на небо взойдут (что невозможно), и оттуда низведя, предам их врагам. Если и на Кармил убегут, и там удобно возьму их. А если покусятся погрузиться в самую глубину моря; истребить их там повелю зверям. Если отважатся добровольно передаться врагам; и в таком случае не получат от них пощады.

(4). Ибо утвержу очи Мои на них во злая, а не во благая. Я, Бог и Владыка всех, одним прикосновением привожу в колебание землю, и заставляю тем плакать обитающих на ней.

380

 

 

(6). Сотворяяй на небо восход Свой, и обещание Свое на земли основаяй. Подобно сему сказанное блаженным Давидом: на высоких живый, и на смиренный призираяй (Пc. 112, 5. 6).

Призываяй воду морскую, и проливаяй ю на лице земли: Господь Бог Вседержитель имя Ему. Указует на дела всемогущества, чтобы подтвердить тем угрозы.

(7). Не якоже ли сынове ефиoпcтии, вы есте Мне сынове Израилевы? глаголет Господь. Будучи одинаковой природы с Ефиоплянами и с прочими людьми, сподоблены вы были Моего большого паче всех промышления. И указывая на cиe, присовокупил:

Не Израиля ли изведох из земли египетския, и иноплеменники из Каппадокии, и Сиряны из рова? Переселялись и другие, оставив прежнее отечество, переходили в другое, например: Сирияне и Филистимляне, но нe одинаково с вами. Ибо об их переселении никто не знал, и о вашем со славою говорит всякий из людей: они переселившись живут с другими народами, управляясь их законами; а вы, преодолев жителей и всех их истребив — до конца, стали владельцами земли, которую они занимали, потому что вы пользовались Моею помощью.

(8). Се очи Господа Бога на царство грешных, и отвергу е от лица земли: обаче не в конец отвергу дом Израилев, глаголет Господь. И тех, которые совершают тысячи беззаконий не предам конечной гибели. Но рассею их теперь в пленении, как земледелец, отделю пле-

381

 

 

вы от пшеницы, и достойных спасения сохраню, а прочих, которые не восхотели поверить словам Моим, и надеялись избежать исполнения угроз Моих, предам на заклание.

(11). В той день возставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея, и раскопаная ел возставлю, и возгражду ю яко же дние века. (12). Яко да взыщут Мене оставшиися человецы, и вси языцы, в нихже призвася имя Мое в них, глаголет Господь, творяй сия вся. Сие разумели иные о Зоровавеле, думая, что относится к нему, как ведущему род свой от Давида. Но не хотели они принять во внимание, что Зоровавель, после недолговременного правления, кончил жизнь; а пророчество содержит в себе обетование вечных благ и Богопознание у всех народов, что, как находим, нимало не сходствует с бывшим при Зоровавеле. Господь наш Иисус Христос, ведя род Свой по плоти от Давида, исполнил обетование изреченное Давиду; потому что Слово плоть бысть и вселися в ны (Иoан. 1, 14), восприяв на Себя скинию от Давида. Посему, пророческое слово справедливо сказует, что Давиду возграждена будет скиния, не на малое время, но на все дни века. Ибо таковые обетования даны были Богом всяческих блаженному Давиду: и положу в век века семя его, и престол его яко дние неба (Пс. 88, 30); и еще: до века уготовлю семя твое, и созижду в роде и род престол твой. Cиe обетование возобновляет Господь всяческих и устами блаженного Амоса; обещает же и язычникам

382

 

 

дар Боговедения. Ибо говорит: по возграждении Давидовой скинии, взыщут в Мене оставшиеся человецы, и вси языцы, в нихже призвася имя Мое. Ихже бо предъуведе, и предъустави сообразных быти образу Сына Своего, яко быти Ему первородну во многих братиях (Рим. 8, 29). И Пророк, доказывая нелживость сказанного, присовокупил: глаголет Господь, творяй cия вся. Предсказал словеса cии Тот, Кто творит самые дела. Но поелику не все могли внимать духовным обетованиям; то, по необходимости, обещает дарование благ чувственных, и предсказывает такое обилие оных, что до собирания винограда продлится жатва, по такому множеству, как вероятно, земных плодов, что земледельцы не успеют сжинать и молотить рукояти. Да и во время посева, говорит Пророк, вкусят зрелые грозды, и горы дадут всякого рода плоды древесные, ни один холм не останется не покрыт растениями. Народ же, освобожденный из плена, вновь построит разоренные города, и обитая в них, небоязненно будет возделывать землю, и насаждая, и сея, и собирая плоды трудов своих. И долго будут населять они данное им отечество. Ибо cиe выразил Пророк, сказав:

(15). И насажду я на земли их, и не исторгнутся ктому от земли своея, юже дах им, глаголет Господь Бог Вседержитель. Должно же знать, что Господь всяческих нередко обещает блага, но приемлющие обетования, возлюбив беззаконие, препятствуют исполнению сих

383

 

 

обетований. А иногда бывает, что Бог угрожает тяжкими бедствиями, и услышавшие угрозы cии за беззаконие свое, переменившись от страха угроз, не испытывают на себе скорбей. Так Иудеи, с неистовством восстав против пришедшего Владыки, сами себя лишили благих обетований.

Но о если бы нам, по молитвам святых Пророков и Апостолов управив жизнь свою по божественными, законам, и покаянием очистившись от греховной скверны, не испытать на себе ничего скорбного, улучить же обетованные блага, по благодати Спасителя Христа, с Которым слава Отцу со Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

384


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.