Поиск авторов по алфавиту

Отделение первое. Глава 1.

Глава 1

(1) В лето тpетие царства Иоакима царя Иудина, прииде Навуходоносор, царь вавилонский на Иерусалим, и воевавши нань. Прежде всего прочего по необходимости упомянул о тогдашнем царе, и означил нам год, чтобы ясно могли мы знать время первого пленения. Ибо в третий год царствования Иоакима, именовавшегося Елиакимом, который царствовал после Иохаза, был же отцом того Иoaxaзa2, который именовался и Иоакимом и Иeхониею, в первый раз взят был Иерусалим. Это же самое — упоминать современных царей и годы, показывает отличительную черту Пророков; ибо можно найти, что и другие Пророки поступают также. Сказано: видение, еже виде Исаия сын Амосов, во дни Озии, и Иоафама, и Ахаза, и Езекии, иже царствоваша во Иудеи (Исаии 1, 1.). И: бысть слово Божие ко Иеремии,

__________________

(а) Кажется, что вместо Иохаза должно здесь читать Елиакима, как видно сие из сказанного в предисловии.

10

 

 

во дни Иocиu сына Амоса царя Иудина в mpemиe надесять лето царства его. (Иер. 1:2.) Иезекииль и каждый из прочих Пророков весьма часто также предначинают пророчества. Посему и этого достаточно к тому, чтобы обличить, беззаконие Иудеев, и показать, что Пророк сей действительно Пророк.

(2). И даде Господь в руце его Иоакима царя Иудина, и от части сосудов храма Божия. И cиe показует духовную благодать в Пророке; ибо не всякому дано знать Божие домостроительство. Даниил же, сподобившись Божия Духа, ясно познавал, и других научает, что, попущением Бога всяческих, за беззакония народа и царя и за великое нечестие, и город взят, и некоторые из священных сосудов достались во власть врагам. И крайне необходимо было выразиться так Пророку: и даде Господь во руце его Иоакима царя Иудина — чтобы не подумал кто, будто бы Навуходоносор собственною своего силою стал обладателем города, посвященного Богу. Пусть все и в точности дознают, что, когда Бог предал, и отъял благодать, издревле охранявшую город; тогда подпал он власти врагов. Ясно показуя cиe чрез Пророка Иcaию, Сам Бог всяческих говорит так: «еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущего ю» (Иса. 10, 15.)? А сим научает, что Сам Он налагает наказания на людей, в орудия же употребляет пригодных для сего.

И принесе я, говорит Пророк: в землю Сеннаар в дом, бога своего, и сосуды внесе в

11

 

 

дом сокровищный бога своего. Иной скажет, может быть: почему, когда согрешили люди, святые сосуды, принесенные в дар Богу, преданы злочестивым людям? Но говорят это не знающие цели Божественных домостроительств; ибо душевен человек не приемлет, яже Духа Божия, юродство бо ему есть: духовный же востязует вся, по словам божественного Апостола (1 Кор. 2:14. 15.), и как уверен, что божественным Промыслом, ничто не устрояется напрасно, так просвещаемый Божиим Духом, дознает и причины. Так и cие, о чем теперь вопрос, может дознать, кто возжелал понимать духовно; потому что великая от сего была польза не Иудеям только, но и варварам. Во первых Иудеи научены были, что естество Божие ни в чем не имеет нужды; потому что, не как имеет нужду, Бог всяческих приемлет приносимое людьми, но их научает сим благодарности, им дает случаи благоугодить и воздать Ему благодарение. Ибо как иначе могли бы мы за оказанные нам благодеяния, по возможности, вознаградить благодетеля Бога, если бы сих малых и малоценных даров не принимал Он от приносящих? Посему, желая убедить Иудеев, что, не собственной удовлетворяя потребности, но снисходя к их немощи, принимал от них приносимые ими жертвы; когда отвратился от них и предал их пленению, тогда по справедливости отдал с ними в плен и принесенные ими в дар сосуды, которыми думали благоугодить Ему. Ибо, предав наказанию одаренных разумом, для

12

 

 

чего бы пощадил вещи неодушевленные? Научает же Бог Иудеев и самыми событиями, что ничем не отличаются они от Вавилонян, злочестивых и варваров, потому что подобно им и сами не чествуют. Те, не прияв закона, не пользуясь руководством Пророков, пребыли в неведении: они же, просвещаемые многими древними и новыми Пророками, и быв самовидцами бесчисленных чудес, пренебрегли Бога всяческих, и продолжали служить неодушевленным идолам. Посему предал сосуды варварам, как бы так вещая в самых событиях: в ничем не отличаетесь от варваров, потому что, как варвары, оскверняете сосуды беззакониями, и совершенно равно, вам ли иметь их, или Вавилонянам. И вами и ими обладает нечестие. И сего достаточно было, чтобы обличить и вразумить Иудеев, и не малую доставить им пользу. Вавилоняне же, пока чтили, по их мнению, сосуды, оставляя их вне человеческого употребления, и посвятив богам, которым покланялись, дотоле не испытывали никаких скорбей. А когда царь Валтасар осмелился употребить их на пиршестве, немедленно был наказан, и наказан достойно, а наказанием всем показал, какова сила оных сосудов, показал, что Бог не против воли лишен сосудов Своих, но добровольно предал их на великое беззаконие народа. Так поступил Он древле и с кивотом. Когда Офин и Финеес, беззаконные и мерзкие сыны священника Илия, взяв кивот, пошли на помощь единоплеменным: тогда Бог обличает их нечестие, не

13

 

 

удостоив ни малого промышления, предав же их справедливому избиению, а кивот — иноплеменникам, вразумляя и научал опять Израильтян, что не Ему нужен кивот, но для них устроен он Богом, впрочем и для их потребности стал излишним, потому что небоязненно преступают Божий закон, и предпочитают жить в нечестии. Но чтобы не возмечтали о себе иноплеменники, будто бы превозмогли они Бога (потому что кивот признавали они Богом Иудеев, заключая так по yстроению собственных своих идолов), и чтобы не навлекли сим великого вреда, как взявшие в плен самого Бога Иудеев, и в виде победного памятника принесшие в дар богам своим, Бог устрояет, что Дагон, идол, которому они покланялись, падает и сокрушается пред кивотом, а тем показывает вид поклонения, самым делом признает себя побежденным, и дает видеть рабство живущего в нем демона; делает же сие не один раз, по двукратно и даже многократно. Бог налагает различные язвы и на самих иноплеменников, пока не возвратили они кивота, и не присовокупили даров, означающих постигшее их наказание. Посему, и тогда, и при Навуходоносоре, произошла двоякая польза: не только Иудеям, но и варварам стало полезно кратковременное cиe Божие попущение.

(3). И рече царь к Асфанезу старейшему евнухов своих ввести от сынов плена сынов Израилевых, и от племени царска, и от форфоммин: (б) (4). Юноши, на них же несть поро-

___________________

(б) По славянскому переводу: и от князей.

14

 

 

ка, и добры зраком, и смыслены во всякой премудрости, и ведующии умение и премудрость, и размышляющии разум, и имже есть крепость в них, еже предстояти в дому пред царем, и научити я книгам и языку халдейску. Так Бог всяческих избра буяя мира, и немощныя и уничиженныя, да посрамит премудрыя и сильныя (1 Кор. 1, 27); а люди ищут телесной красоты, и роста, и силы, и мудрости, не божественное познающей, но привлекающей доброречием. Посему и из этого можно дознать, какое расстояние между Божественным и человеческим. Показывает же кичливость царя, что пожелал взять в услугу себе не просто пленных, но происходящих от царского рода. А вместе с тем исполняется в этом пророчество Иcaии, произнесенное царю Езекии: послушай словесе Господа Саваофа, еже глагола ко мне: се дние грядут, и возмут вся, яже в дому твоем, и елико, собраша отцы твои даже до дне сего, в Вавилон прейдут, и ничесоже оставят: рече Господь: яко и от чад твоих, ихже родил еси, поймут, и сотворят каженики в дому царя вавилонска (Иса. 30, 5-7.). О сем-то пророчестве напоминал нам, блаженный Даниил говорит, что царь повелел ввести от плена сынов Израилевых, и от племене царска и от форфоммин. А словом форфоммин назвал на еврейском языке дев; Симмах же слово: порфмин перевел: избранных.

(5). И повеле им царь, по вся дни от трапезы царевы, и от вина пития его, и кормити

15

 

 

их лета три, и потом поставити их пред царем, (6). И бысть в них от сынов Иудиных Даниил, и Aнания, и Aзария, и Мисаил. В этом Пророк показывает нам щедрость царя, потому что снабжал их не малоценною и рабскою пищею, как пленников, но повелел пользоваться им царскою трапезою. Вскоре же за сим показывает свое и товарищей своих воздержание и любомудрие, не любочестием водясь, но предлагая полезное учение желающим пользоваться. Можно видеть в сем и скромный образ мыслей в Пророке: сказав выше, что царь повелел избрать юношей племене царска, отличающихся красотою и ростом, и перечислив имена избранных, упомянул просто об Иудином колене, но утаил родство с царским домом.

(7). И возложи им имена старейшина Евнухов Даниилу Валтасар, и Анании Седрах, и Мисаилу Мисах, Азарии же Авденаго. И cиe у них почитается правом владычества; покупая рабов, переменяют именования, чтобы переменою именования давали знать о своем рабстве. Так и здесь поступил старейшина евнухов, и отняв именования еврейские, дал им имена халдейские; потому что царь повелел обучить юношей и халдейскому языку.

(8). И положи Даниил на сердцы своем, еже не осквернитися от трапезы царевы, и от вина numия его: и моли старейшину евнухов, яко да не осквернится. Боголюбцы не на одном каком месте взыскуют Сущего над всеми Бога, но, куда ни приходят, совершают Ему одно и

16

 

 

тоже служение, и находясь в тесных обстоятельствах, также покланяются своему Создателю. Но в этом молено находить нечто чрезвычайно удивительное; воспитанные у Иудеев отроки, научившиеся служить, Богу на известном месте, потом поселившись на чужой стороне, будучи принуждены рабствовать в самом юном возрасте, доведенные до необходимости жить под иными законами, стараются сохранять отеческое благочестие. И поелику видели, что Вавилоняне оскверняют снеди призыванием идолов, и вино — возлияниями; то, пренебрегши видимое, здравие, возгнушавшись тем, чтобы наслаждаться царскою трапезою, умоляют старейшину евнухов, дозволить им питаться не царскими снедями.

(9). И вдаде Бог Данила в милость и в щедроты пред старейшиною евнухов. С нашим произволением сообразуется Божие о нас попечение. Едва только отроки cии избрали «для» себя Божественное, как изведали Божию помощь. Сиe, как находим, было и с Иосифом; ибо сказано: и бяше Господь со Иосифом, и бяше муж благополучен, и возлия на него милость и благодать пред начальным стражем темничным (Быт. 39, 2, 21.). Посему научаемся из, этого, что Бог никого из уверовавших в Него никогда не оставляет без Своего о нем попечения. Потому и другой Пророк взывает: вопросите древние роды, бывшие прежде вас: кто верова Господеви, и постыдеся (Сир.2, 10.)?

(10). И рече старейшина евнухов Даниилу»: боюся аз господина моего царя, заповедавшего

17

 

 

о пищи вашей, и пития вашем, да не когда увидишь лица ваша уныла, паче отроков сверстников ваших, и осудите главу мою царю. Опасение старейшины евнухов было не без основания; потому что был он человек, не вкусивший духовной благодати, и на дела человеческие взирая по человечески, думая, что тело может питаться и цвести только от роскошных снедей, убоялся, что, если другие будут питаться роскошно, а они жить воздержно, то в лице у них видно будет некое различи, и он потерпит крайнее наказание за то, что поступил вопреки царскому повелению. Но, когда блаженный Даниил увидел, что он боится, обратился с просьбою к Амелсару, которого старейшина евнухов приставил попечителем к нему и к Анании, Азарии и Мисаилу, и говорит:

(12). Искуси отроки твоя до десяти дней, и да дадят наш от семен, да ядим, и воду да пием, (13). И да явятся пред тобою лица наша, и лица отроков ядущих от, трапезы царевы, и якожа узриши, сотвори со отроки твоими. Всего сильнее вера в Бога; cиe можно видеть из многих других мест, но не менее и из слов богомудрого Даниила. Ибо так веровать и твердо надеяться, что сподобишься Божией помощи, и не принимая пищи, окажешься более благообразным, прекрасным и рослым нежели те, которые будут есть, наслаждаться, пользоваться царскою роскошью, — не есть ли это высшая степень благочестия? Но Пророк прекрасно к просьбе своей присоединил убедительность. Ибо

18

 

 

говорит: искуси отроки твоя до десяти дней, и да дадят нам от семен, да ядим, и воду пием, — и после суди по лицам нашим. Если найдешь, что какой-либо вред будет телам нашим от такой пищи, приказывай, что заблагорассудишь, не станем тебе, противоречить. Столько божественный сей муж из детства имел, и попечения о Божиих законах, и веры в Законоположника. Так сказал Даниил, н Амелсар принял просьбу; ибо сказано:

(14). И послуша их но глаголу сему, и искуси я до десяти дней. (15). По скончании же десятих дней, явишася лица их блага, и сами крепки плотию паче отроков ядущих от трапезы царевы. То и произошло, чего желал божественный сей Пророк; кому вверено было попечете о них, тому доказал он, что обещания его истинны, потому что, сподобившись Божией благодати, оказались отроки cии гораздо лучшими тех, которые пользовались царскою трапезой.

(16). И бысть Амелсар отъемля яди их, и вино пития их, и даяше им семена. Для него была двоякая выгода: во первых дознал, что и содержащему посте можно приобретать телесную силу и благообразие, а сверх того, получая сам присылаемую им пищу, тем охотнее доставлял им желаемые ими семена. После сего Пророк, поелику говорил о себе одном, по необходимости вызывает на среду и сообщников в благочестии, и говорит:

(17). И четырем отроком сим даде им Бог смысл и мудрость во всякой книжной премуд-

19

 

 

рости. Не халдейское обучение, говорит Пророк, соделало их смыленными, и исполнило всякой премудрости, но, по Божией благодати сподобившись смысла и премудрости и всякого знания, оказались они всех лучшими.

И Даниил, сказано, разумен бысть во всяком видении и сониях; потому что из детства видел Божественные откровения, не только во сне, но и в бодрственном состоянии, даже мог истолковывать откровения, бывшие другим; cиe и значат слова: разумен бысть. Научаемся же из сего, что Бог всяческих не различает возрастов, но взыскует только благочестия и боголюбия. Если и в юном обретает cиe, то предпочитает его многим старцам. Так именно, находим мы, поступил Он и с Иосифом, и с Пророком Самуилом; потому что, когда Самуил был весьма юным отроком, явился ему и повелел предсказать наказания старцу, в обличение престарелого, и в доказательство изобилующей в отроки благодати.

(18). И по скончании тех дней, в няже peче царь привести я, введе я старейшина евнухов пред Навуходоносора. (19). И беседова c ними царь, и не обретошася от всех их подобии Даниилу, и Анании, и Азарии, и Мисаилу. и сташа пред царем. (20). И во всяком глаголе премудрости и умения, о них же вопрошаше от них царь, обретя я десятерицею паче всех, обаятелей и волхвов сущих, во всем царстве его. Амелсару известна была разность снедей, и без сомнения дознавал он силу Божией благодати;

20

 

 

но, может быть, царь не знал ничего этого. Да и как было узнать ему, когда пища всем равно раздаваемая истребляема была Амелсаром? Однако же и он, получил не малую пользу, нашедши, что всех избранных из, других народов превосходят иудейекие отроки красотою и ростом тела, мудростью и разумением души, стройностью речей и всяким разумным познанием. Не просто же царь делал сравнения, но предлагая некоторые вопросы, хотел узнать истину посредством испытания, и нашел, что они не только превосходнее других, но и в десять крат превышают их, и на сей раз дознал, что Иудеи премудрее всех прочих народов. Сказав это, Пророк присовокупил:

(21). И бысть Даниил даже до перваго лета Кира царя. Не просто прибавил сие, но желая сделать известным время целого пророчества. Для сего и начало пророчества показал нам, означил и конец, чтобы, высчитывая годы бывших между тем царей, дознали все время пророчества. Сверх сего Пророк показывает нам, что он видел Кира, которым отпущены пленные, и в настоящей жизни насладился сим утешением, увидев освобождение единоплеменников; потому что в самый первый год своего царствования повелел Кир Иудеям, кто хочет, возвратиться в Иудею, и восстановил Божий храм, познав от самого блаженного Даниила предречение Пророка Исаии. Ибо Исаия ясно провозгласил: глаголяй Иерусалиму: возградишися, и градом иудейским населитесь. Глаголяй Киру

21

 

 

смыслити и вся воли Мои сотворити (Иса. 44, 26. 28.). Сице глаголет Господь помазанному Моему Киру, его же удержах, за руку его, повинути пред ним языки, и гради не затворятся. Аз бо пойду пред, лицем твоим, и горы уровню, врата медная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и сокровища темная сокровенная, невидимая отверзу тебе (Иса. 45, 1.2). Узнав сие Кир, всем кто хотел из Иудеев, даровал право возвратиться в отечество. И книга Паралипоменон показывает нам год; ибо говорит: в лето первое Кира царя Персскаго, повнегда исполнитися словеси Господню усты Иеремии, воздвиже Господь дух Кира царя Персскаго, и повелел Кир, проповедати во всем царствии своем словесы писания, глаголя: Сия глаголет Кир царь Персский: вся царства земли даде ми Господь Бог небесный, и Той заповеда мне создати Себе дом во Иерусалиме, иже бысть во Иудеи. Кто в вас от всех людей Его? да будет Бог его с ним, и да взыдет (2 Пар. 36, 22. 23.). По сей причин и блаженный Даниил, показывая время пророчества, в писания Иудеев включил cие и бысть Даниил даже до первого лета Кира царя. А мы остановив на сем слушатели, прославим благого Владыку, Который поражает и исцеляет, налагает раны и врачует, наказует и являет человеколюбие Свое. Ему слава во веки веков! Аминь.

22


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.