Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 97-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 97-го.

Псалом Давиду. И сей псалом содержит в себе туже мысль; потому что предвозвещает то и другое пришествие Спасителя; но более говорит о пришествии первом.

1) Воспойте Господвви песнь нову. Поелику Пророк возвещает изменение древняго порядка дел, и предрекает новый некий образ жизни; то справедливо повелевает вознести Богу и песнь нову.

Яко дивна сотвори Господь. Преестественно и необычайно то, что совершено Богом всяческих.

Спасе Ему 1) десница Его, и мышца святая Его. Не Однократно говорили мы, что рукою Пророк называет действование, а десницею — действование благое. Говорит же, что спасение человеков есть дело силы Его. Водясь безмерным человеколюбием, Господь прибытком для Себя почитает жизнь людей. Посему-то Пророк не сказал: спасе их десница Его, но: спасе Ему. Ибо, освободив их от прелести идольской и показав высоту Своего царства, преподал им спасение. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом.

2) Сказа Господь спасение Свое: пред языки откры правду Свою. Всем человекам предложил спасительныя воды, и язычникам явил праведное царство Свое.

3) Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: видеша еси концы земли спасение Бога нашего. Весьма сходно сие с предвещаниями Пророка Исаии; ибо чрез него Бог всяческих изрек Владыке Христу: дах Тя в завет рода, во септ языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли (Иса. 49, 6). Поелику и чудным

______________

1) В слав, перевод читается, спасе Его.

143

 

 

патриархам: Аврааму, Исааку, и Иакову, и божественному Давиду обетовал Бог всяческих, от семени их по плоти воставить Христа и чрез Него даровать спасение всем людям; то Пророк Исаия бывшее отцам обетование назвал заветом; потому что слово: завет другие толковники перевели: договор. Родом же Его назвал Израиля; потому что, как говорит Апостол, от Иудеев Христос по плоти (Рим. 9, 5). Посему дах Тя в завет рода, то-есть, чтобы исполнить договор с Иудеями, но во свет уже не Иудеям, а языком; потому что язычники посредством веры стали причастны спасения, Иудеи же возлюбили мрак неверия. Сие и здесь сказал блаженный Давид: помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: потому что исполнил данныя им обетования. Но видеша еси концы земли спасение Бога нашего; потому что, не для одних Иудеев, но для всех человеков возсиял свет истины.

4) Воскликните Богови вся земля: воспойте, и радуйтеся, и пойте. Поелику все освобождены от горькаго диавольскаго мучительства; то вознесите победную песнь спасшему Богу. Воскликновение есть клик одерживающих победу. И мы исполняем повеленное; потому что, восклицая и взывая, обыкли песнь сию возносить Богу во время таинства, и ли- ковствуя со всяким благодушием, и воспевая, и поя.

5) Пойте Господеви в гуслех, и гласе псаломсте. Можно видеть, что и сей закон непрестанно исполняется в церквах; ибо, в духовныя гусли бряцая, издаем божественное сладкопение. Духовными же гуслями соделываем наши тела, вместо струн служат нам зубы, вместо меди — уста, и быстрее всякаго бряцала движимый язык производит стройные звуки бряцаний, а языком движет ум, как некий сведущий в мусикии и искусно выполняющий его пе-

144

 

 

реходы. Гусли сии приятнее Богу гуслей неодушевленных. И свидетель сему Он Сам, когда чрез Пророка взывает Иудеям: отстави от Мене глас песней твоих, и гласа органов твоих не послушаю (Амос. 5, 23).

6) В трубах кованных и гласом трубы рожаны. Божественное писание нередко трубою называет возглашение; так Господь в Евангелии говорит: егда твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лщемери творят (Матф. 6, 2), то есть, не провозглашай, и не делай явною для всех, чтобы тщеславием не повредить плода человеколюбия. Потому и здесь трубою Пророк называет учение, из котораго дознаем мы оказанныя нам благодеяния, и изучаем полезные для нас законы. Коваными же трубами называет он трубы медныя, а рожаными —  сделанныя из рогов, и таковыя трубы обыкновенно были в употреблении у Иудеев. А что было введено у них, то служило сению нашего. Поэтому они приносили в жертву агнца безсловеснаго, а мы приносим Агнца спасительнаго, вземлющаго грехи мира (Иоан. 1, 29). Так у них были в употребление трубы неодушевленныя, а у нас одушевленныя и словесныя И наши трубы суть божественные Апостолы, богомудрые Пророки, и после них сподобившиеся дарования учительства.

Вострубите пред царем Господем. Вознесите победную песнь Царю и Владыке всяческих.

7) Да подвижится 1) море и исполнение его, вселенная и еси живущий на ней. Симмах же перевел так: да издадут глас море с исполнением его, вселенная и обитающие в ней. Исполнение пророчества преимущественно можно видеть в многолюдных городах; потому что множество благочестивых

_______________

1) Точнее: да восколеблется.

145

 

 

людей в церквах уподобляется волнующемуся морю. Сему же подобен и глас поющих. А по переводу седьмидесяти, пророческое слово изобразило движение и изменение населяющих море и сушу; потому что колеблется движущееся, и в движение приходит изменяющееся.

8). Реки восплещут рукою вкупе. Опять реками Пророк неименовал причастников благодати учительства, на подобие рек изливающих божественные токи. О них сказал, что рукоплещут и пе- снословят Бога; потому что и рукоплескание свойственно опять победившим.

Горы возрадуются (9). От лица Господня, яко грядет: яко идет судити земли. Здесь горами Пророк нарек тех, которые имеют высокий и высокопарящий образ мыслей, и на которых зиждется град Божий. Ибо сказано; не может град укрытися верху горы стоя (Матф. 5, 14); и: основания его на горах святых (Псал. 86, 2). О них сказал Пророк; что радуются и веселятся, познав пришествие Бога и Спасителя нашего; ибо, ожидая воздаяний за труды, радуются, зная правдивость Судии.

Судит 1) вселенней в правду, и людем правостию. Ибо в первое пришествие явлено много милости; а во второе будет явлена правда. Сказано: еси бо предстанем судищу Христову (Рим. 14, 10), да приимет шйждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Сие же сказал и Пророк: единою глагола Бог, двоя сия слышат: зоне держава Божия, и Твоя Господи милость, яко Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61, 12. 13).

_______________

1) По слав, переводу: судити.

146


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.