Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 95-го

 

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 95-го.

Песнь 1) Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей. И сие надписание сделано не блаженным Давидом и не теми, которые в начале истолковали пророчество, но кто нибудь другий, вероятно не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил надписание сие. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божественный храм; потому что в них предъизображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение.

1) Воспойте Господеви песнь нову. При новом порядке дел потребно и новое песнопение.

Воспойте Господеви вся земля. Как приличествует сие Иудеям, терпевшим нападения от всех людей? Видевшие их освобождение, не радовались, а напротив того огорчались и покушались подавить их всякого рода бедствиями. Пророческое же слово целую вселенную призывает к ликованию.

2) Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его. Каждый день поведывайте оказанное благодеяние. Потом Пророк показывает, к кому надобно обратиться, поведывая о сем.

3) Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его. Весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божии.

4) Яко велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеии боги. Неизреченно величие Господа всяческих; показал Он силу Свою на богах лже-

________________________

1) По слав. переводу: хала песни

135

 

 

именных, и обличил их прелесть. Сие и дает видеть Пророк в присовокупляемом.

5) Яко еси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори. Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Онъ — Творец небес.

6) Исповедание и красота пред Ним: святыня и великолепие во святиле Его; потому что, и восприяв естество человеческое, и в нем явившись человекам, издает блистания собственнаго Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. Святилом же Его Пророк нарек восприятый Им на Себя храм, а о красоте упоминал уже в псалме сорок четвертом; ибо сказал: красен добротою паче сынов человеческих (Псал. 44, 3).

7) Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь. (8). Принесите Господеви славу имени Его. Посему стекайтесь все человеки к хотящему спасти Владыке, и воздав подобающее Ему чествование, но не видя Благодетеля телесными очами, вознесите песнопение имени Его.

Возмите жертвы, и входите во дворы Его. (9). Поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Пророк разумеет словесныя жертвы, которыя, как видим, непрестанно приносятся и священнодействуются иереями. А множество дворов означает церкви. Сверх того не Иудеям повелел сие Пророк, чтобы не стал кто подразумевать жертв подзаконных, но отечествиям язык, которыя приносят в церквах жертвы нового завета. О сем и чрез другого Пророка предвозвестил Бог, беседуя с Иудеями: несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца до запад велге имя Мое во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста (Мал. 1, 10. 11).

Да подвижится от лица Его вся земля. Акила, а

136

 

 

также и Симмах перевели: поболит от лица Его вся земля. А сие подобно сказанному Пророком Исаиею: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхомь, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже шторшом на земли (Иса. 26, 18). Посему и здесь пророческое слово повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семена, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места первого стояния, основаться же и утвердиться на Божественных законах.

10) Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится. Посему проповедуйте царство Бога всяческих, которым преме- нена предававшаяся заблуждению вселенная, и из мятущейся туда и сюда соделана незыблемою. Так перевел и Симмах: Господь воцарился, и соделал вселенную неподвижною. Из сего явствует, что царство Божие вечно, явлено же было тогда преме- нением порядка дел.

Судит людем правостию. Поелику Пророк показал, что Бог есть царь; то кстати упоминает и о суде, возвещая правоту и справедливость онаго.

11) Да возвеселятся небеса, и радуется земля. Вся тварь, говорит Пророк, да приимет общение с человеками в веселии, и небесное и земное да исполнится радости. Ибо, если о едином кающемся грешнике радуются Ангелы, то, конечно, большее ощущают веселие при изменении всех людей.

Да подвижится море и исполнение его. А Феодотион и Симмах перевели так: даст глас свой море с исполнением его; потому что вся жизнь человеческая, уподобляющаяся морскому волнению, приимет глас Божественных проповеданий. Предсказывает же вместе Пророк и бывшия востания неверных на проповедников истины, как показали мы и в других псалмах.

137

 

 

12) Возрадуются поля, и вся яже на них. А Симмах перевел так: похвалится село и все, что на нем. Господь же, изъясняя причту о плевелах, селом наименовал мир (Матф. 13, 38). Посему Пророк говорит, что все исполнится радости и удовольствия.

Тогда возрадуются вся древа дубравная. А Акила перевел: тогда восхвалят все древа дубравныя. Они преимущественно вознесут песнопение Богу; потому что в числе их и то спасительное древо, на котором пригвождено было Спасителево тело, и от которого произрастают блага людям. Между тем надлежит знать, что пророческое слово употребило олицетворение; потому что и небо, я земля, и море, и поля, и древа, не имеют дара слова и неодушевленны, возносят же песнопение Богу сущие на них. Ибо среди моря обитают островитяне, на суше — жители твердой земли, а на небе — Ангелы; и те, которые видят дубравы свободными от служения идолов, возглашают песнь Богу. Так Пророк, описывая и исшествие сынов Израилевых из Египта, употребил опять олицетворение: море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии (Псал. ИЗ, 3. 4). Пророк предлагает вопрос, и получает ответ, выражая тем благодушие спасенныхъ

13) От лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли. Прекрасно повторил Пророк два раза: яко грядет, яко грядет; потому что первое пришествие даровало людям Богопознание, а второе произведет различение дел.

Судит 1) вселенней в правду, и людем истиною Своею. Тогда-то, говорит Пророк, тогда сотворит праведный суд, не прежним уже водясь долготер-

__________________

1) В слав, переводе: судити.

138

 

 

пением, но изследывая истину дел и произнося о всех правый приговор.


Страница сгенерирована за 0.49 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.