Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 86-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 86-го.

1). Сыном Кореовым псалом песни. И этот псалом предвозвещает спасение язычников, и предрекает благочестивое житие, какому научил вочеловечившись Владыка Христос.

89

 

2). Основания его на горах святых. Основание благочестия — божественные наставления; а горы святыя, на которых водружены сии основания, — Апостолы нашего Спасителя. Ибо о них сказал блаженный Павел: наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2, 20); и еще: Петр и Иаков и Иоанн мнимии столпи быти (Гал. 2, 9). И Господь, после, онаго истиннаго и божественнаго исповедания, сказал Петру: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Матф. 16, 18); и еще: вы есте свет мира, не может град укрытися верху горы стоя (Матф. 5, 14). На сих святых горах Владыка Христос водрузил основания благочестия.

Любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих. А какой это Сион, истолковал божественный Павел: приступаете к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов и Церкви первородных на небесех написанных (Евр. 12, 22); и еще: а вышний Иерусалим, свободь есть, иже есть мати всем нам (Гал. 4, 26). И в послании к Евреям, разсуждая о Патриархе Аврааме, Апостол присовокупил следующее: ждаше бо основания имущаго града, ему же художник и содетель Бог (Евр. 11, 10). И еще о других Святых говорит: ибо таковая глаголющий являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы убо оно помнили, из него же изыдоша, имели бы время возвратитися: ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго (Евр. 11, 14 — 16). Из сего научаемся, что есть некий небесный град, именуемый Иерусалимом, не имеющий ни столпов, ни оград, не сияющий блеском камней, но славящийся ликами Святых и украшаемый ангельским житием. И не погрешит, кто вратами сего града назовет сущия на земли Церкви; потому

90

 

 

что ими можно войдти в град. В них наставляемые и упражняемые научаемся жительству онаго града. О сих-то вратах изрекло пророческое слово, что они возлюблены Богом всяческих и предпочтены селениям иудейским.

3) Преславная глаголашася о Тебе граде Божии. Предрекаемое о Тебе есть нечто чудное и необычайное; оно превышает всякое человеческое ожидание. А что сказанное в Псалме нимало не приличествует Сиону дольнему, о сем свидетельствует присовокупляемое.

4) Помяну Раав и Вавилона ведущим Мя: и се иноплеменницы, и Тир, и людие ефиопстии, сии быша тамо. Вот что изглаголано о тебе, божественный град, говорит Пророк. И те, которые жили древ- ле в злочестии, одержимы были мраком неведения, сподобятся обитать в тебе, и причастятся твоего жительства. Потому и упомянул о сказанных выше народах, как о самых беззаконных и как преобладающих в нечестии, чтобы ими означить и другие народы. Ибо Раав — и Хананеянка и блудница; а Вавилон — город зверонравный и злочестивый; иноплеменнники, или Филистимляне (мы объясняли уже, что это за народ) — люди и суеверные и беззаконные. Нечестие же и непотребство Тира в плачевных чертах представил Пророк Иезекииль. А людьми ефиопскими пророческое слово назвало не только самих Ефиопов, у которых души уподобляются цветом телу, но и всех очерненных душею. Ибо в Песни Песней взывает невеста: черна есмь аз и добра, дщери Иерусалимския (Песн. Песн. 1, 4), и дает вместе видеть как мрак злочестия, так и красоту, сообщаемую Божественною благодатию. Сии-то именно народы, при Иудеях, не сходились в Иерусалим и не возлюбили законнаго жития; но, по вочеловечении Спасителя нашего, и в сем Иерусалиме обитают, и

91

 

 

наполняют церкви по вселенной, и переходят в Сион вышний, делаются причастниками оного блаженного жительства.

5) Мати Сион, речет человек. Каждый наименует Сион матерью, всякий человек скажет, что Сион — матерь.

И человек родися в нем. В связи с сказанным: речет человек, поставлены и сии слова. Ибо именующий Сион матерью исповедует и рождение, Человека в Сионе рожденного. Но чтобы Его не почел кто простым человеком, Пророк тотчас присовокупил:

И Той основа и Вышний. Ибо сей в Сионе рожденный Человек и есть и Творец и Создатель, как Вышний и Бог.

6) Господь повесть в писании людей и князей, сих бывших в нем. Симмах перевел так: Господь исчислит, написуя людей; сей родился там. Ибо удостоивающий Своего написания жительствующих в нем людей, в нем родился по человечеству, будучи Господом и Богом. О сем исчислении известил и Господь наш, сказав священным Апостолам: вам же и власи главнии изочтени суть (Матф. 10, 30). И о написании открыл Своим ученикам, говоря: не радуйтеся, яко дуси вам повинуются: но яко имена ваша написана суть на небесех (Лук. 10, 21).

7) Яко веселящихся всех жилище в Тебе; потому что сие жительство на небесах, удаленное от всякаго уныния, имеет безпримесное и чистое веселие и благодушие, и питомцы благочестия невременно в нем пребывают, но обитают во век.

92

 


Страница сгенерирована за 0.45 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.