Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 73-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 73-го.

Разума Асафу. Пророческое слово, предвозвещая будущую конечную гибель Иерусалима, повелевает читающим узнать и уразуметь смысл псалма. Иные, не вникнув в историю, и не выразумев с точностию пророчества, содержащагося в псалме, применяли оный к событиям при Антиохе Епифане. Псалом говорит о сожжении божественнаго храма, о разрушении домов, о конечном разорении города; но не дознаем из истории, чтобы сие было при Антиохе. Неприменим так же псалом и к осаде города Вавилонянами; потому что тогда имели многих Пророков: Иеремию, Урию сына Самеова, Иезекииля, Даниила; а псалом говорит: несть ктому Пророка, и нас не познает ктому (9). Если же неприменим псалом ни к Вавилонянам, ни к Македонянам; то явно, что предвозвещает конечную гибель Иудеев, какой

26

 

 

подвергли их Римляне, после которой не было уже им возвращения; потому что несут наказание за нечестие против Спасителя, Достойна же удивления несказанная благость Владыки; потому что, и вполне провидя их непокорность, пророчеством о будущих бедствиях предприемлет отвратить от нечестия. Впрочем и самое начало псалма дает видеть, что таково содержание предречения.

1) Всякую Боже отринул еси до конца? Ибо не седмьдесять лет определил им на рабство, как при Вавилонянах, и не седмь с половиною годов, как, по пророчеству Даниилову, при Антиохе, но до конца отринул и осудил на конечную гибель.

Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея. Непреложно негодование Твое на овец Твоих.

2) Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва. Издревле и от начала назывался Ты нашим Богом, а мы именовались народом Твоим, Владыка.

Избавил еси жезл достояния Твоего. Твоею воспользовавшись помощию, избавились мы от египетского рабства. Достоянием же (κληρονομία) назвал их и блаженный Моисей. Ибо говорит: и бысть часть Господня, людие Его Иаков, уже наследия (κληρονομία) Его Исраиль (Второз. 32, 9). А жезлом Пророк наименовал царский скиптр, как бы так говоря: от начала были мы Твоим уделом, именовались Твоим жребием, к Твоему принадлежали царству. Так и в сорок четвертом псалме царский скиптр назвал жезлом. Ибо сказал: жезл правости, жезл царствия Твоего (Псал. 44, 7).

Гора Сион сия, в ней же вселился еси. Освободив же нас от египетского рабства, ввел Ты в землю обетованную отцам, и освятил Себе гору Сион, чтобы, как в некоем царском чертоге обитая на ней, править народом Твоим. И сие предсказано было, когда не был еще построен храм в Иеру-

27

 

 

салиме; потому что после Давида и Асафа создал его Соломон.

3) Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец. Потребуй у них отчета за кичливость. Выражение же: воздвигни руце Твои, употреблено в переносном смысле, и взято с тех, которые руками наносят удары погрешившим. Пророчественная благодать изрекла сие, зная, что враги живут в злочестии; потому что не о Распятом ревнуя, но желая поработить вселенную, предприняли оную брань. Впрочем, Бог употребил их, как исполнителей казни, чрез них наказуя нечествовавших.

Елика лукавнова враг во святем Твоем. И еврейский текст, и прочие толковники, и седмьдесят в ексаплах поставили не во множественном числе: во святых, но в единственном: во святем Твоем, чтобы явствовало, что произносящие это говорят о храме, сетуя и плача о том, что Римлянами сделано с храмом. С сим разумением согласно и присовокупляемое.

4) И восхвалишася ненавидящий Тя посреди праздника Твоего. Ибо в праздник пасхи, когда по закону собран был весь народ, Тит, подступив с войском, осадил столицу Иудеев. Поелику в праздник пасхи пригвоздили ко кресту Спасителя; то в это же время несут наказание за нечестие.

Положиша знамения своя знамения, и не познаша, (5). Яко во исходе превыше; то-есть трофеи, которые служат знамениями и знаками победы, воздвигли над нашими вратами, соделав победу сию знаемою для всех потомков. И Пилат вопреки закону внес в город царские знамена, и римские цари на камне во вратах изваяли свиную голову. Из всего же этого дознали Иудеи, что лишены они Божественного попечения. Сие и Господь предсказал в божественном Евангелии. Егда убо узрите мерзость запустения, сто-

28

 

 

ящу на месте святе: иже чтет, да разумеет: тогда сущий во Иудеи, да бежать на горы (Матф. 24, 15. 16).

Яко в дубраве древяне секирами разсекоша. (6). Двери его вкупе. сечивом и оскордом разрушиши и. Употребив орудия древосеков и древоделей, и стены разрушили, и двери домов прорубили, как дуб изсекли все искусно и прекрасно выработанное.

7) Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего. Не довольно для них было разорить другия здания, но простерли неистовство и на храм, Тебе посвященный, и иное предали огню, а иное разрушили руками, с тем, что свято, поступая как с вещами обыкновенными.

8) Реша в сердце своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли. (9). Знамения их не видехом: несть ктому Пророка, и нас не познает ктому. В великом между собою согласии устремившись на нас, имели они одну цель —  разорить данный Тобою закон. Ибо под еловом: праздники Пророк разумел житие согласное с законом. Отважились же на это, говорит он, не усматривая чудес, бывших при наших предках, и не будучи обличаемы пророчественною благодатию. Ибо Иудеи внезапно лишены были всего этого. А по возвращении из плена они имели еще многих Пророков, Аггея, Захарию, Малахию; и прежде них бывшие Пророки и народу и царям предсказывали будущее, открывали замыслы врагов, что не трудно дознать из истории.

10) Доколе Боже поносит враг? раздражит противный имя Твое до конца? Долго ли будешь предавать нас их беззакониям и долготерпеливо сносить хульные речи их?

11) Векую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? Недро Божие —

30

 

 

сокровище благ; а рука — деятельная сила. Почему не подаешь благ, как обычно Тебе, но отъемлешь руку от недра? Пророк говорит сие в переносном смысле, заимствовав образ речи с тех, у кого недро наполнено, и их просят, но не хотят они дать, отвращают же руку назад.

12) Бог же царь наш прежде века. Мы издревле и из начала знаем, что Ты — царь, и как от царя пользуемся от Тебя дарами.

Содела спасение посреде земли. Подлинно явным для всех соделал Ты бывшее о нас Твое попечение. Сказано; посреде земли, в значении; в виду всех.

13) Ты утвердил еси силою Твоею море. Ибо, когда бежали от Египтян, и путь преграждало море, даровал Ты оную необычайную стезю, текучее естество соделав плотным, и из волн по обе стороны устроив стены.

Ты стерл еси главы змиевы в воде: 14). Ты сокрушил еси главу змиеву. Змиями Пророк называет Египтян, а главами змиев — -их вождей, начальников полков и дружин; под наименованным же в единственном числе змием разумеет Фараона, предводительствовавшаго многими князьями. Потому и сказал, что имеет он много глав. Но всех их, говорит Пророк, потопил Ты, и для нас утвердил море, а для них разрешил, и заметал их морскими волнами.

Дал еси того брагино людем ефиопским. Ефиопляне, будучи сопредельны с Египтянами, вели с ними частыя войны; но когда Фараон с войском отдан в добычу морю, тогда Ефиоплянам не трудно уже стало одолевать Египтян. И как голодный легко истребляет пищу, так без всякого труда побеждали их Ефиопляне. Посему пророческое слово говорит: дал еси того брашно людем ефиопским,

30

 

 

то-есть, соделал Египтян удобоодолеваемыми так, что во множестве истребляли их Ефиопляне.

25). Ты расторг еси источники и потоки. А в еврейском тексте и у других толковников сказано: источник. Но скажем ли: источник, или источники, не погрешим против истины. Ибо источником пророческое слово называет воду, истекшую из камня; но она разделившись проложила себе многие стези так, что многие тысячи народа могли удобно насладиться сею влагой. Находим же, что было сие не один раз, но двукратно. О первом чуде извещает книга Исход, а о другом книга Числ. И Пророк справедливо наименовал источником камень, источивший водныя потоки. Назвал же их еще потоками, как неестественным образом текущие, но тогда только в первый раз истекшие. Как поток течет не всегда, но составляется из дождевых вод, так и оная вода дана была по Божиим мановениям.

Ты изсушил еси реки иоамския. А Симмах перевел так: Ты иссушил реки древние; потому что повелел в пустыне течь рекам, которых нет, и не было от начала, и восхотел, чтобы престали течь реки, бывшие прежде, и издревле имевшие течение. Сие говорит Пророк и в другом псалме: положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от зложивущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная, и землю безводную во исходища водная, и насели тамо алчущия (Псал. 106, 33 — 36). Ибо иссушил реки у Содомлян, Гоморрян и других, обитавших окрест за беззакония жителей, а земле безводной из камня дал водотечи, снабжая водами народ жаждущий. Ибо не трудно для Него, как угодно, пременять течения вод. Но пророческое слово дает разуметь еще и иное, а именно, — что Иуде-

31

 

 

ям за беззаконие не даст более пития из пророческих рек, а язычниковъ — сию древле пустыню — оросит струями вод из камня. Камень же, как говорит божественный Апостол, есть Христос (1 Кор. 10, 4). И все, что было сказано, начиная с слов содела спасение посреде земли, заключает в себе прообразование благодеяний, нам оказанных. Ибо и там водами освобождение от рабства, и здесь водами же начало свободы. Там в водах стерты главы змиев, а здесь владычество демонов сокрушено благодатию крещения. Египтяне после моря стали удобоодолимыми для Ефиоплян, и наши враги после святой купели соделались удобопреоборимыми для тех, которые имели прежде очерненные души. Но желающим вникнуть не трудно усмотреть и иное сему подобное. А мы возвратимся к непрерывной связи толкования.

16). Твой ешь день, и Твоя есть нощь: ты совершил еси зарю и солнце. 17). Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я. От благодеяний частных Пророк обратил слово к благодеяниям общим, и научает, что Бог всяческих есть Творец всего, создатель дня и ноши, податель света, зиждитель солнца и властитель времен; потому что словами; весна и жатва, означил Пророк годовые перемены времени. Вместо же сего: Ты сотворил вся пределы земли, Акила и Феодотион перевели; воздвиг, а Симмах: поставил. Показывает же пророческое слово, что Бог дал земле бытие, и отделил на ней иное на равнины, а иное на горы и холмы, иное же соделал углубленным для принятия в себя озерных и морских вод.

18) Помяни сия. Создатель столь многих и великих тварей, сотворив все сие, говорит Пророк, помяни сия, то есть, помяни сонм егоже стяжал еси исперва. Ибо к сему придал Пророк и следующее:

32

 

 

Враг поноси Господеви, и людие безумны раздражиша имя Твое; то есть, не на нас обрати взор, но на хулы неприязненных.

19) Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе. Не просто о всех умоляет пророческое слово, но просит благ исповедающим Божественное имя. Зверями же называет жестокость врагов.

Душ убогих Твоих не забуди до конца. Убогими могут быть названы смиренномудрые. Ибо: блажени нищии духом; яко тех есть царствие небесное (Матф. 5, 2).

20) Призри на завет Твой: яко исполнишася помраченчии земли домов беззаконий. Ибо у не насладившихся блистанием света Твоего, но возлюбивших тму неведения, домы исполнены беззакония и следующего за оным наказания, то есть, они преданы всякого рода бедствиям, потому что предпочли тму.

21) Да не возвратится смиренный посрамлен. Умоляем о том, чтобы нам не остаться не получив-^ шими просимаго и не быть отосланными со стыдом.

Нищь и убог восхвалиша имя Твое. Имеющие нужду в Твоей помощи и сподобившиеся оной, обыкновенно приносят Тебе песнопение.

22) Востани Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Весьма прилично Пророк переменил местоимение. Не сказал: прю мою, но говорит: прю Твою; то есть я законно потерпел это, а они отважились на многие хулы против Тебя.

23) Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну. И здесь гордыню врагов поставляют в некоей связи с собственным своим лицем, умоляя сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине врагов.

33


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.