Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 72-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 72-го.

Окончишася песни Давида, сына Иессеева, псалом Асафу. И прежде говорили уже мы, что Асафа иные называли писателем псалмов, а иные певцом и наставником лика певцов; другие же утверждали, что и сии псалмы изрек Давид, а Асаф написал. Но как угодно кому, так пусть и принимает сие. Ибо никакого вреда не произойдет от сего принимающим так или иначе. А мы, при озарении благодати, объясним смысл сего псалма. Народ, отведенный пленным в Вавилон, погружен был во многие всякого рода бедствия. Видя же, что Вавилоняне, живя в злочестии и беззаконии, пользуются благоденствием и великим благополучием, а сами они находятся в затруднении и злострадании, Иудеи обратили мысли на Божественный промысл, размышляя и рассуждая, почему злочестивые во всем нимало не испытывают чего-либо скорбного, а наслаждаются всяким счастьем, носясь попутным ветром. Бла-

19

 

 

годать Всесвятого Духа, провидя сие издалека, и устрояя служащее на пользу, как пленникам в Вавилоне, так и всем людям, начертала псалом сей, и помыслы их ясно изображая, и предлагая решение на их вопросы. Посему учение псалма пригодно для всех тех, которые так рассуждают, или говорят подобно пленникам в Вавилоне; предлагается же оно в таком виде, как будто бы возвратившиеся из плена пересказывают свои бывшие недоумения о промысле Божием.

1) Коль благ Бог Израилев. Речение: коль употребил Пророк не сравнительно, но показывая преизбыток благости; сказует же, что великую попечительность прилагает Бог и об Израили.

Правым сердцем. Но знают это не все, а только водящиеся правыми и здравыми помыслами. Так, похвалив правых сердцем, объявляет о буре собственных своих помыслов.

2) Мои же в мале не подвижастеся нозе. Не многого недоставало к тому, чтобы совратиться мне с пути своего.

В мале не пролияшася стопы моя. А Симмах перевел так: едва не сокрушилось то, что подкрепляло меня, то есть, был я в опасности отказаться от здравых и поддерживающих меня помыслов, и подвергнуться величайшему поползновению; сие выражает слово: пролияшася, как бы пролились, распались, утекли. Ногами же и стопами иносказательно называет Пророк помыслы. Потом излагает и причину.

3) Яко возревнова на беззаконныя, мир грешников зря. Как огнем меня жгло, когда видел, что живущие злочестиво и беззаконно пребывают в мире и великом счастье.

4) Яко несть восклонения в смерти их. Акила перевел так: нет страданий в смерти их. А Сим-

20

 

 

мах: не помышляли о смерти своей, то есть испытуемые в опасностях не отрекались от себя самих. Слово же: восклонение (νάνευσις) означает отречение; ибо, намереваясь отречься от чего-либо, обыкновенно восклоняем голову.

И утверждения в ране их, то есть, не надолго приближается к ним скорбное.

5) В трудех человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Все дела у них текут благоуспешно, не несут они ни трудов, ни бедствий, ни наказаний, подобно другим людям.

6) Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Отсего вдались они в кичливость и надмение, и, не страшась наказаний за прежние грехи, увлеклись в большее беззаконие. Словом: одеяшася, Пророк изобразил множество неправды, как бы отвсюду их окружающей.

7) Изыдет яко из тука неправда их. Тук, как говорили мы неоднократно, означает благосостояние и благополучие. Посему, говорит Пророк, пребывая в таком благоденствии, со всею небоязненностию отваживаются делать неправду.

Преидоша в любовь сердца их. (8). Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: (9). Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Недовольно для них делать неправду людям, но словами и помыслами, как стрелами, стараются поражать и самое небо. Дает же сим разуметь Пророк хулы на Бога, злословие о народе Божием, и поругания божественного храма. Но яснее выразил сие в псалме сорок первом: быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой (Псал. 41, 4)?

10) Сего ради обратятся людие Мои семо: и дние исполнена обрящутся в них. Пророческое слово,

21

 

 

утешая предающихся малодушию, предложило сие нам, как изреченное Богом всяческих. Между тем как они произносили хулы на Бога, ~и подвергали нас злостраданиям, Бог всяческих дал о нас благое определение, обещая нам возвращение и по естеству определенную жизнь. Из сего явствует, что псалом приличен возвратившимся уже из плена и пересказывающим о том, что было в Вавилоне. Ибо сказано: сего ради обратятся людие Мои семо, то-есть в Иудею. Поэтому живущие в Иудеи говорят семо, что̀ вовсе не прилично было бы сказать пребывающим в Вавилоне. Днями же исполненными Пророк назвал старость, разумея, что возвратятся и будут жить до старости. Таким образом, указав на Божие обетование, снова возвращается к повествованию о хуле Вавилонян и о смущении помыслов.

11) И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем? Симмах перевел яснее: сказали же: как познал Бог? Есть ли познание у Вышнего? To-есть, Бог обетовал это; они же рассуждали сами с собой, что Бог и не смотрит, и не видит того, что происходит. Потом, показав этим нечестие их, объявляет собственные свои помыслы.

12) Се сии грешницы и гобзующии в век удержаша богатство. Живя в беззаконии, наслаждаются обильно благами, и пользуются непревратным благополучием. Слово: в век Пророк употребляет относительно к настоящей жизни; потому что и жизнь человеческую не редко называет веком; так говорит: век наш в просвещение лица Твоего (Псал. 89, 8).

13) И рех: еда убо всуе оправдих сердце мое. А я, видя, что они пиршеств/ют и тщеславятся богатством, размышлял: не бесполезно же стяжание правды.

22

 

 

И умых в неповинных руце мои. Потому нашел для себя выгоду, пребывая вдали от живущих в лукавстве. Ибо выражение: умых в неповинных, значит: сохранил себя неповинным, и не приобщился к злым.

14) И бых язвен весь день, и обличение мое на утрених. Позаботившись о правде, и избегнув общения с пороком, каждый день подвергаюсь оскорблениям и поруганиям.

15) Аще глаголах, повем тако: се роду сынов Твоих преступил еси. Оставив другие помыслы, размышлял я сам с собою о следующем: ужели Бог нарушил заветы Свои с нами? Ибо преступил еси (ἠσυνθεικας) сказано вместо: ужели нарушил Ты постановленные заветы? Сынами же называют себя самих; потому что так именует их Бог: Сын Мой первенец Израиль (Исх. 4, 22): сыны родих и возвысих (Иса. 1, 2).

16) И непщевах разумети: сие труд есть предо мною, (17). Дондеже вниду во святило Божие: и разумею в последняя их. Но оставив другие помыслы, рассудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия. Впрочем, я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый их конец. Потом предварительно научается сему Божественною благодатию.

18). Обаче за льщения их положил еси им злая; низложил еси я, внегда разгордешася. (19). Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое. (20). Яко соние востающих. Все сие сбылось с Вавилонянами при Кире; потому что Вавилонян пленив поработил, а Иудеям даровал возвращение. Справедливо же Пророк благоденствие их уподобил сну; потому что явление настоящей жизни ничем не отлично от сновидения. И сие не трудно усмотреть на самих Вави-

23

 

 

лонянах. Ибо незадолго прежде кичившиеся и тщеславившиеся, как обладатели целой вселенной, внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство.

Господи во граде Твоем образ их уничижиши. Образ имеет цветность на время. Посему владычество Вавилонян Пророк уподобляет образу, сохраняющемуся малое время. Говорит же: уничижиши его, наказав за злочестие во граде Твоем.

21) Яко разжжеся сердце мое. Так рассуждал я, как огнем разжигаемый их беззаконием. Пророк возвращается к сказанному в начале: возревновах на беззаконныя, и что̀ там назвал ревностию, то здесь называет разжжением сердца.

И утробы моя изменишася. Утробами, как говорил я многократно, именует Пророк помыслы. Имея благочестивые помыслы, едва не совратился я, говорил он, по причине их кичливости.

22) И аз уничижен, и не разумех. Симмах выразил сие яснее: был я неискусен и не сведущ. Недостатку же сему подвергся по неведению, не знаю судов Твоих.

Скотен бых у Тебе. (23). И аз выну с Тобою. Но не подвергнусь более сему, и не соглашусь входить в какия-либо разыскания и любопытствовать о том, что домостроительствуется Твоею премудростию; напротив того, подобно вьючному животному, буду следовать за Твоими мановениями. Ибо в таком случае не лишусь Твоего о мне промышления. Как вьючное животное следует за ведущим, не любопытствуя, куда его ведут: так и я буду следовать, направляемый Твоею благодатию, не входя в исследования о Твоем промысле.

Удержал еси руку десную мою: (24). И советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси. Отсюда начинается речь о возвращении из плена,

24

 

 

а именно: как снисходительный отец, нашедши заблудшего сына, и взяв его за правую руку, вводит в дом, так и Ты возвратил меня в отечественную землю, освободив от рабства, дав удобство — пройдти странами многих народов, соделав меня знаменитым и славным.

25) Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что̀ восхотех на земли? Акила перевел яснее: Кто у меня на небе? С Тобою и на земле не пожелал я никого. Речь вопросительная и имеет такой смысл: есть у меня надежда на небе. И ожидал, и ожидаю, что будешь благоволить ко мне на небе и на земле; потому что на небе не имею иного какого-либо Бога и попечителя, кроме Тебя, на земле никого не сравню с Тобою; но и на небе и на земле Тебя признаю Богом, и с любовию предаюсь Твоему владычеству.

26) Исчезе сердце мое и плоть моя. Посему-то и желаю, и жажду Тебя и душею и телом, и ожидаю Твоей помощи.

Боже сердце моего, и часть моя Боже во век. Ты — мой удел, мое наследие и наслаждение благами.

27) Яко се удаляющий себе от Тебе, погибнут·, потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Сами себя соделывающие далекими от Твоей попечительности и избравшие служить идолам, плодом отступничества будут иметь погибель. Ибо любодеянием называет здесь Пророк идолослужение. Так говорит Бог и чрез Иеремию: поидоша на всяку гору высоку, и под всяко древо листвяно, соблудиша тамо. И рекох: повнегда прелюбодействовати ей во всех сих, ко Мне обратися, и не обратися (Иерем. 3, 6. 7); и еще: и соблудила есть с древом и с каменем (9); то- есть, оставив Меня — жениха, послужила богам не существующим. Посему и здесь служение идолам назвал Пророк любодеянием. Но сказал сие не о

25

 

 

Вавилонянах, а о тех, которые за нечестие соделались пленниками. Ибо они, имев женихом Бога, любодействовали, возлюбив рабство демонам. Но, научившись опытом целомудрию, взывают:

28). Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое. Испытав на самом деле, не отлучен буду от спасшего Бога, и утвержусь .упованием на Него.

Возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сгони. За сие упование улучил я возвращение, и поведаю чудеса Твои в Иерусалиме. Ибо город наименовал Пророк дщерию Сиона. Как человеков называет сынами человеческими, так и Сион именует дщерию Сиона. Город же имел два именования; потому что он же в божественном Писании называется и Сионом и Иерусалимом.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.