Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 70-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 70-го.

Давиду псалом, сынов Ионадавовых и первых пленьшихся, не надписан у Еврей. Сделавший сие надписание и сам признался, что не нашел онаго у Евреев, но приложил от себя. Надобно же знать, что не сыны Ионадавовы отведены первые в плен; ибо блаженному Иеремии повелено было Богом, в обличение беззакония Иудеев, принести вина сынам Ионадавовым. Поелику же они не захотели пить оного по установлениям предков; то Пророк обвинил наконец Иудеев в непокорности; потому что сыны Ионадавовы хранят человеческие заповеди, а они нарушают Божественные законоположения. Псалом изречен от лица переселенных в Вавилон, желающих возвращения и освобождения от рабства. Написал же псалом сей блаженный Давид, все изречения в оном принаровляя к сонму благочестивых.

1) На Тя Господи уповах, да не постыжуся в век. Не обманусь в уповании, говорит Пророк, ожидая Твоей помощи, и не буду долее терпеть поношения.

2) Правдою Твоею издали мя, и изми мя. Умоляю Тебя дать суд Вавилонянам и мне, и произнести над ними справедливый приговор. Ибо в таком случае освобожусь от их рабства.

5

 

 

Приклони ко мне ухо Твое, и спаси мя. (3). Буди ми в Бога защитителя, и в место крепко спасти мя: яко утверждение мое и прибежище мое еси Ты. Ты—мой защитник, моя крепкая ограда, мой надежный оплот, по сему благоснисходительно приими молитву мою.

4) Боже мой избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго. Умоляю Тебя, Владыка, избавить меня от владычества живущих в лукавстве и нечестии.

5) Яко Ты еси терпение мое Господи, Господи упование мое от юности моея. Юностию называет Пророк время великого Моисея, когда Израильтяне насладились свободою после долговременного египетского порабощения. С того времени, говорит народ, возымел я упование на Тебя, и ожидаю Твоей помощи.

6) В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матери моея Ты еси мой покровитель. Рождением и происхождением на свет называет Пророк исшествие из Египта. Сие же дает видеть Бог всяческих и чрез божественного Иезекииля; ибо, обличая нечестие Иерусалима, и потом сказав; Отец твой Аморреанин и мати твоя Хеттеаныня, присовокупил: в онь же день родимся еси, не отрезоша ти пупа, и солию не осолиша, и водою не омыта тя на спасение (Иезек. 16, 3—4). Поелику пуп есть как бы корень младенца, посредством пупа питается он и растет, а Израилю и по исшествии из Египта оставалось прирожденным египетское нечестие; то справедливо сказал Пророк: не отрезаша ти пупа; то есть из матернего чрева извлекаешь себе пищу, и остаешься при прежних начинаниях. Посему-то сонм благочестивых, умоляя Бога, говорит: издревле, из начала имел я упование на Тебя.

О Тебе пение мое выну. Непрестаю песнословить

6

 

 

и прославлять Тебя, и по Твоему промышлению соделался я славным.

7) Яко чудо бых многим. Но после этой славы испытал я великую перемену, так что совершившееся со мною представлялось многим какимъ-то чудом и знамением.

И Ты мой помощник крепок. Однако же Твоей ожидаю помощи.

8) Да исполнятся уста моя хваления, яко да воспою славу Твою, весь день, великолепие Твое. Посему-то злочестие, в каком я теперь, пременив на лучшее, подвигни язык мой к песнопению, чтобы всегда возносил я Тебе песнь. Ибо вместо слов: весь день. Симмах сказал: каждый день.

9) Не отвержи мене во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене. Прошу о том, чтобы и ныне пользоваться мне тем же промышлением, каким пользовался в юности, и умоляю о том, чтобы и в самой старости не быть мне оставленным без Твоей попечительности. Поелику исшествие из Египта наименовал юностью, то старостью назвал время пленения; потому что между тем и другим протекло много времени.

10) Яко реша врази мои мне, и стрегущии душу мою совещаша вкупе, 11). Глаголюще: Бог оставил есть его, пожените и имите его, яко несть избавляяй. Все неприязненные мне ругаются над моими несчастиями, делают мне всякого рода зло, видя, что лишен я Твоего о мне попечения, и предполагая, что навсегда я презрен, и уже не воспользуюсь Твоим о мне промышлением. Посему-то умоляю:

12). Боже мой не удалися от мене; Боже мой в помощь мою вонми. Подай скорую Твою помощь, и не оставляй меня вдали от Твоего попечения. Говорит же Пророк об удалении от него не сущности Божией (она повсюду и всем соприсуща),

7

 

 

но Божия промысла и действенного вспомоществования.

13) Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою. Симмах переводит так: да посрамятся и истребятся сопротивляющиеся душе моей, да обманутся в своих начинаниях, да пожнут от сего стыд, и безуспешными останутся несправедливо устрояющие мою гибель.

Да облекутся в студ и срам ищущий злая мне. Да соделаются достойными посрамления и осмеяния подвергающие меня всякого рода бедствиям.

14) Аз же всегда возуповаю на Тя. Видя все сие, утверждаюсь в уповании на Тебя.

И приложу на всяку похвалу Твою. И многократно вознесу Тебе песнопение.

15) Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое. Не престану возвещать о сем правдивом Твоем определении, и всякому делать известным, как, совершив суд надо мною и врагами, освободил Ты меня от рабства им.

Яко не познах книжная. (16). Вниду в силе Господни. Симмах перевел так: не умею исчислить. Вниду в силе Господни. Поелику обещал возвещать о Божием правосудии и о дарованном ему спасении, обещание же сие выше человеческих сил; то справедливо присовокупил: не умею исчислить. Тоже изрек блаженный Давид в тридцать девятом псалме; ибо, сказав: многа сотворил еси Ты Господи Боже мой чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе, присовокупил: возвестих и глаголах, умножишася паче числа (Псал. 39, 6). Так говорит и здесь: не умею изчислить; потому что таковых писаний и наук не вместила естество мое; но впрочем вниду в силе Господни, и сколько возможно естеству человеческому, буду песнословить Тебя.

8

 

 

Господи помяну правду Тебе единаго. (17). Боже мой научил мя еси от юности моея. Песнословлю Тебя, Владыка, видя оказанную мне правду, и памятуя заповеди Твои; потому что с детства научил Ты меня этому. И из сего видно, что юностью называет Пророк времена великого Моисея, ибо чрез него дан был закон.

И до ныне возвещу чудеса Твоя. (18). И даже до старости и престарения Боже мой не остави мене. Буду возвещать чудеса Твои неведущим; а Ты, как издревле именовавшийся Богом моим, всегда удостаивай меня попечения Твоего.

Дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему. Давид пророчески предсказывает будущее, и старостью называет окончание закона,—а сие последовало по пришествии Владыки Христа. Но яснее представляет сие нам блаженный Павел, рассуждая о новом завете; говорит же так: внегда же глаголет, нов, обветши перваго: а обветшавающее и состаревающееся близ есть истления (Евр. 8, 13). Посему и здесь Давид пребывающих в Вавилоне пророчески научает сказать: и даже до старости и престарения Боже мой не остави мене. Потом, показав, какую разумеет старость, присовокупил: дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему.

19). Силу Твою, и правду Твою, Боже. Род грядущий есть род, наставший по вочеловечении единородного Сына Божия, после которого составилась Церковь из язычников, прияв от Иудеев проповедниками священных Апостолов. О сем роде и в двадцать первом псалме говорит Давид: возвестит Господеви род грядущий, и возвестят правду Его людям родитися имущим, яже сотвори Господь (Псал. 21, 32). Посему, кроме народа иудейского, должен быть другой народ, о котором Пророк предрек, что он не родился, но родится еще. Потому

9

 

 

и здесь говорит: не остави мене, дондеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, силу Твою и правду Твою. Сходно же сие с предсказанием Патриарха Иакова: не оскудеет Князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, Ему же отложено: и Той чаяние языков (Быт. 49, 10).

Боже, даже до вышних, яже сотворил ми еси величия. Акила и Симмах перевели так: Боже, даже до высоты, какие соделал Ты величия, то есть, соделанное Тобою, Владыка, высоко, велико и достаточно к тому, чтобы все убедились именовать Тебя вышним.

Боже кто подобен Тебе? Никого не возможно сравнивать с Тобою и применять к Тебе; потому что всех превосходишь и естеством, и могуществом, и всеми благами. После сего Пророк начинает предсказывать возвращение из плена.

20) Елики явил ми еси скорби многи и злы? И обращся оживотворил мя еси, то есть, предал меня всякого рода бедствиям за учиненные мною беззакония, и снова возвратил меня к жизни.

И от бездн земли возвел мя еси. Представляю себя как бы вновь оживленным, сверх чаяния человеческого избавившись от стольких бедствий. Сие изрек Бог и чрез Иезекииля: отверзу гробы ваша, и изведу вас из Вавилона (Иезек. 37, 12); то есть, положу конец человеческому отчаянию, и сверх упования врагов, дарую вам возвращение.

21) Умножил еси на мне величествие Твое, и обращся утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси. Симмах перевел так: возрастишь величие мое и оградишь меня утешением. Подобно сему и прочее предрекает Пророк, то есть говорит: в попечении Твоем о мне откроется благость Твоя.

22) Ибо аз исповемся Тебе в людех Господи. Не престану повествовать о дарах Твоих и возвещать

10

 

 

о них неведущим. Надлежит же заметить, что и здесь упоминает о многих народах, которые, по вочеловечении Спасителя нашего, получили спасение чрез проповедников из Иудеев.

В сосудех псаломских, истину Твою Боже, воспою Тебя в гуслех Святый Израилев. Слагая же песнопения, употреблю и обычные орудия.

23). Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил. (24). Еще же и язык мой поучится правде Твоей, егда постыдятся и посрамятся ищущий злая мне. Предсказывает вместе и гибель Вавилонян от персидскаго Кира, и воз- вание Иудеев; то есть, по низложении Вавилонян, получу дозволение возвратиться, воспользовавшись же этим, в веселии и радости буду ликовать, воспевая Твои благодеяния, и непрестанно поучаясь в законе Твоем.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.