Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 148-го

  ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 148-го.

Аллилуиа, аллилуиа. Пророк повторил воззвание, поощряя души к большему усердию. И сия новая песнь всю тварь, разумную и чувственную, словесную и бессловесную, одушевленную и неодушевленную, возбуждает к единому согласному песнопению. И небу, и земле, и безднам, и небесным светилам, и горам, и растениям, и всему, что сему подобно, а также всем, имеющим душу и разум, повелевает Пророк принести в дар песнь.

А тем, которые одарены разумом, велит обратить внимание на все сие, и изучив видимую в том премудрость, песнословить Творца.

1). Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Великий Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом, одно сотворено вместе с землею, а другому после повелено прийти в бытие посреди вод и вод, и его-то нарек Бог твердию. Посему Пророк повелел песнословить Бога с небес и в вышних, то есть, ликам бесплотных, обитающих на том и другом небе. Поелику божественный Моисей ничего не сказал нам о создании духовных естеств; то Пророк, по необходимости, сделал упоминание и о них, и призывает их, в дар Творцу принести песнопение. Ибо долг сей обязаны воздавать Ему твари, и всякой от Него получившей бытие и одаренной разумом твари надлежит этот долг воздавать во всякое время. Если же песнословит все, что имеет тварную природу, а не сопричисляются к песнословящим ни Сын, ни Всесвятый Дух; то явствует, что Они не тварного естества. Иначе, как источники правды, чтя справедливость, песнословили бы они Творца прежде иных тварей. Но не песнословит

363

 

 

ни Сын, ни Всесвятый Дух. Посему не тварного естества и Сын и Всесвятый Дух. Очевидно же, что и Сыну и Всесвятому Духу воздается песнословие; потому что нет ничего среднего между песнословящими и песнословимыми. Тварь песнословит, а Творцу воздается песнословие. Если же кто не песнословит Творца, то не песнословит, как неблагодарный. Но о сем пространнее рассуждали мы в словах о Святом Духе. Посему обратимся к продолжению толкования.

2) Хвалите Его еси Ангелы Его: хвалите Его вся силы Его. Ангелами и силами Пророк называет духовные естества; и Ангелами, потому что передают божественные вещания; а Силами, потому что свободны от телесных страданий, и в силах исполнять повелеваемое. Они, как говорит Пророк, сильнии крепостию, творящии слово Его (Псал. 102, 20). Под сими двумя именованиями Пророк включительно разумел всякое естество духовных тварей; весьма же прилично сии небесные лики прежде всего призвал он к песнопению.

3) Хвалите Его солнце и луна: хвалите Его вся звезды и свет. А Симмах перевел так: песнословьте Его все звезды света. Так перевели и другие. По переводу же Седмидесяти понимать сие должно так: в первый день создал Бог свет, а в четвертый — светила. Потому Пророк отдельно упомянул о свете, не как о существующем самостоятельно, но как о разделенном в светилах. А, как говорили мы уже и прежде, не их созывает Пророк, как бы одушевленных и словесных; но нам дает повеление взирать на них, изучать Божию премудрость, и непрестанно слагать песнопение Богу.

4) Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес. Твердию разлучил Бог водное естество, по неизреченной премудрости устроив это великое раз-

364

 

 

деление, и по отвердевшим водам повелел совершать путь необъятному свету. Вода и огонь противоположны между собою; однако же ни водами не угашается огонь, ни отвердевшая вода не растаевает от необъятного огня. А сие показывает неизреченное Божие могущество. Пророк слово: небеса поставил во множественном числе, не потому что знал многие небеса, но потому что следовал употреблению еврейского языка. А Евреи небо называют во множественном числе: небеса, как мы говорим: Афины, Фивы. И именно что здесь Пророк назвал небесами небес, то в другом месте нарек небом небеси; ибо говорит: небо небесе Господеви (Псал. 113, 24).

5) Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Достойно, говорит Пророк, воспевать Того, Кто все сие соорудил словом.

6) Постави я в век, и в век века: повеление положи, и не мимоидет. Не только создал, но не престает и промышлять о сем; потому и продолжают твари бытие, сколько Ему то угодно. И неодушевленные твари, и другие роды тварей уважают постановленные законы. Море знает пределы, и стыдится песка, и день и ночь сохраняют положенную меру; только люди небрегут о божиих законах. Так Пророк, и пренебесное и небесное призвав к общению в песнопении, переходит к земле, общей матери человеков и бессловесных.

7) Хвалите Господа от земли. Потом в частности.

Змиеве и вся бездны. Море — часть земли, а в море — киты. Достоин же удивления и самый промысл Создателя; потому что, создав великих и огромных животных, заключил их в непреплываемых морях, созданием их показав могущество,

365

 

 

и упоминанием о них устрашая людей, а тем, что воспрепятствовал происходить от сего вреду, провозвещая благость.

8) Огнь, град, снег, голоть, дух бурен. И сие имеет началом своим воду; но в воздухе бывают и град, и снег, и голоть, и сильные ветры (их Пророк назвал духом бурным); а также и огонь, как можно видеть, является не только на земле, но и в воздухе; потому что молнии, громы, огненные шары приносятся из воздуха.

Творящая слово Его. И сие, говорит Пророк, покорствует мановению Его, не как одушевленное и разумное, но как последующее Его изволению; потому что все это бывает по мановению Божию.

9) Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри. И сего достаточно, чтобы подвигнуть язык наш к благодарению; потому что достойно сие удивления не по одному своему величию, но и по происходящей от сего пользе, которая и обширна и разнообразна.

10) Зверие и вси скоти. И в этом Пророк сделал разделение; не сказал просто: четвероногие животные, но кротких отличил от свирепых; и повелевает за тех и других песнословить Творца; потому что ничего нет излишнего и бесполезного, хотя сие и сокрывается от нашего ведения.

Гады и птицы пернаты. С упоминанием гадов сопрягается и понятие о естестве плавающих; потому что они пресмыкаются в водах. Так нарек их и Бог; ибо сказал: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающия по тверди небесней (Быт. 1, 20). После всего этого Пророк призывает и того, кто за всех песнословит; потому что после всех создания Божия сподобился человек. Но и его призывает по сословиям; сперва вводит лик царей, а потом сонмы подданных, и говорит:

11) Царие земстии и вси людие. Не лишает же

366

 

 

песнопения и вторых по царях, князей, и за ними следующих, судей, но и им сообщает происходящую от сего пользу.

Князи и вси судии земстии. Даже каждому возрасту, каждому поколению, и мужескому и женскому полу, повелевает делать это, и из мужей и жен сперва тем, которые имеют совершенный возраст.

12) Юноши и девы. Потом именует крайние возрасты.

Старцы с юнотами. И незрелый и перезрелый возраст, говорит Пророк, да песнословит Бога.

13) Яко вознесеся имя Того единаго. Ибо память богов лжеименных угасла, и единго сущего Бога имя соделалось досточтимым.

Исповедание Его на земли и на небеси. Не пренебесные только воспевают Его; но и вся земля исполнилась ведения Господня, яко же вода многа для покрытия морей (Авв. 2, 14).

14) И вознесет рог людей Своих. Непреоборимым и славным явит народ Свой. Ибо рогом Пророк назвал крепость, взяв образ речи с животных вооруженных рогами, которые в рогах поставляют свою крепость.

Песнь всем преподобным Его. Ибо уверовавших в Него делает не только крепкими, но и присночтимыми для всех.

Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему. Сею славою пользовался Израиль, когда близок был к Богу. А теперь прешла знаменитость вместе с благочестием, и Израильтяне лишились оной, а язычники возвеселены дарами Божиими.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.