Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 116-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 116-го.

Аллилуиа. И сия песнь прилична всякому человеку; потому что благодать Духа улучившим спасение повелевает песнословить Благодетеля.

1). Хвалите Господа еси языцы. Пророк всех в совокупности призывает к ликованию; потому что всем язычникам, не Еллинам только и Римлянам, но и варварским народам, Господь дал средства

238

 

 

ко спасению, служителями сего благодеяния употребив священных Апостолов. Ибо сказал: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго духа, учаще их блюсти вся елика заповедать вам (Матф. 28, 19. 20). Покорствуя сему закону, обошли они всю землю и море, и привели ко Христу, кто Индов, кто Египтян, а кто Ефиоплян. Блаженный же Павел кратко сказует, к скольким народам принес он Божественную проповедь, чтобы от Иерусалима и окрест до Иллирика исполнити благовествование Христово (Рим. 15, 19). Ибо, не прямым шествуя путем, но обходя обитающие посреди народы, принес и им спасительные догматы. Сице же потщахся благовестити, не идеже именовася Христос, да не на чужем основании созижду: но якоже есть писано: имже не возтстися о Нем, узрят: и иже не слышаша, уразумеют (20. 21). В последствии пришел он в Италию, ходил в Испанию, поставил пользу и островам, разсеянным в море. Ибо в послании к Римлянам сказал: уповаю мимогрядый в Испанию, проходить у вас, и вами проводитися тамо, аще вас прежде от части насыщуся (24). А пиша к чудному Титу, говорит: сего ради оставит тя в Крите, да устроиши по градом пресвитеры, якоже тебе аз повелеть (Тит. 1, 5). Так великий Иоанн освободил от прежняго нечестия Азию. Так божественный Андрей озарил Элладу лучами Боговедения. Так божественнейший Филипп обличил заблуждение жителей той и другой Фригии, Так великий Петр прошел от Иерусалима до Римскаго града, всем принося лучи истины. Так все, обошедши целую вселенную, разсеяли мрак неведения, и показали Солнце правды. Посему пророческое слово справедливо всем народам повелевает приносить песнь Богу; потому что все улучили спасение.

239

 

 

Похвалите Его еси людие·1). Издавна были разсеяны по целой вселенной Иудеи, — наученные чествовать единаго Бога. А поелику жили они не в одной Палестине, составляли не один народ, управляемый одним царем, но, разсеянные между языческими народами, были в подданстве у государей их, хотя соблюдали свой образ жизни, следуя постановлениям закона: то Пророк справедливо именует их не народом, а народами. Ибо весьма многие и из них приняли Божественную проповедь. В Иерусалиме три тысячи и пять тысячь вдруг уловлены были рыбарями; а после сего, как сказал божественный Иаков, уверовали и многия тьмы (Деян. 21, 10). В Сирии, в Киликии, в Ликаонии, в Писидии, в Азии, в Памфилии и у всех прочих языческих народов, Апостолы Иудеям первым принесли божественную проповедь; и одни уверовали и насладились истины, а другие прекословили полезным для них учениям. Поэтому пророческое слово и им справедливо повелевает песнословить Благодетеля; потому что их именует народами.

2). Яко утвердися милость Его на нас·, потому что, водясь единою милостию, соделал наше спасение. Так сказал и блаженный Павел: егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по многой Его милости, спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно (1 Тит. 3, 4 — 6); и еще: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8); и в другом месте: верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз, но помилован бых (1 Тим. 1, 15. 16). Составляет же Свою любовь к нам

______________

1) В греческом читается: οί λαοὶ то есть народы.

240

 

 

Бог, яко еще грешником сущим нам Христос за ны умре (Рим. 5, 8). Посему пророческое слово справедливо изрекло: яко утвердися милость Его на нас.

И истина Господня пребывает во век. Ибо даровал спасение, которое обетовал устами святых Пророков. Сие сказал и блаженный Павел, начав послание к Римлянам: Павел раб Иисус Христов, зван Апостол, избран в благовестие Божие, еже прежде обеща Пророки Своими в писаных святых (Рим. 1, I. 2); и еще: Глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, во еже утвердити обетования отцев, а языком по милости, прославити Бога (15, 8. 9). Итак поелику Бог всяческих исполнил обетования, даровал спасение, которое обещал, и всем открыл источники милости; то и мы, пришедшие из Иудеев, и вы, уверовавшие из язычников, срастворив согласное песнопение, воздадим сим Благодетелю.

 


Страница сгенерирована за 0.47 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.