Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 113-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 113-го.

Аллилуиа. И сия песнь исчисляет благодеяния, оказанныя Богом Иудеям, изображает Божие могущество и осмеивает безсилие идолов. Приличествует же песнь эта уверовавшим из язычников и освободившимся от идольской прелести; потому что дознают они, какое разстояние от не сущих до сущаго Бога.

1). Во исходе Иарацлеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, (2). Бысть Иудея святыня Его, Израиль облает Его. Владыка, освободив Израиль из Египта и избавив от рабства иноплеменникам и варварамъ* признал народ сей Сроим собственным, И построил в Иудеи собственный Свой храм. Ибо святынею Пророк назвал храм.

3). Море виде и побеже, Иордан возвратися вспяты (4). Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Пророк олицетворяет поименованныя им вещи, и провозглашая в слове своем Божие могущество, неодушевленным приписывает чувство. Когда предводительствовал Ты народом, говорит он Богу; тогда море убоявшись отступило туда и сюда, и доставило безпрепятственное шествие, река остановилась, удержав стремление токов, подобно некоему словесному существу, представляя себе в кивоте могущество Твое, и холмы и горы подвиглись, и казались ликующими, как приявшие на себя Владыку небес. Разумеет же горы Синай и Хорив, потому что на них явил Бог присутствие Свое. Потом к сказанному пред сим Пророк присоединяет и вопрос:

228

 

 

5). Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? (6). Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнци овчии? И поелику они безсловесны и неодушевленны; то Пророк сам дает за них ответ.

7). От лица Господня подвижеся земля, от лица Бога Иаковля (8). Обрашщаго камень во озера водная, и неткомый во источники водныя. Все сие, говорит Пророк, совершилось ради явившагося Господа; —  вот причина и колебания земли и разделения моря. Безплодный камень, лишенный всякой влаги, и по твердости недопускающий сечения, наполнил Он множеством вод, повелев дать из себя обильные источники. Поэтому ни мало сие не удивительно, говорит Пророк. Творец повелел, и разделилось море, не- секомый камень источил воду, небо ниспослало манну, ветры собрали во едино крастелей, и все прочее совершилось по Его мановению.

9). Не нам Господи, не нам, но имени Твоему дождь славу о милости Твоей и истине Ивоей: (10). Да не когда рекут языцы: где есть Бог их? Сущим древле от обрезания, прося Божией помощи и воспоминая прежние дары, прилично было говорить это: не отврати от нас взора Твоего, Владыка, и не презри нас по многим прегрешениям нашим; потому что неведущие справедливости наказания в рабстве нашем будут предполагать Твое безсилие, и скажут: где есть Бог их?

11) Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори. Они говорят: где есть Бог их? Но мы знаем, что Ты — Бог, Творец всего, что жилище Твое — небо, что могущество Твое соразмерно изволению. Потом Пророк, по сравнению, делает обличение идолов.

12) Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. Ты творишь все, что угодно Тебе; а идо-

229

 

 

лы, которым покланяются язычники, не созидают, но созидаются, и ценятся по веществу; потому что уготовляются ив золота, серебра и красок, получают благообразие от искусства; их приуготовляют серебренники, золотари и живописцы; поэтому от вещества и искусства заимствуют идолы состав свой. Потом Пророк во многих чертах представляет их безсилие, говоря:

13). Уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: (14). Уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: (15). Руце имут, и не осяжут: ноги имут, и не пойдут. Приданы им изображения чувствилищ, но лишены они деятельности; поэтому малоцениее не только их сделавших, но и самомалейших животных. Мухи, комары и другия еще более мелкия твари, одарены деятельностию чувствилищ, — видят, слышат, летают, ходят; но идолы, которым кланяются как Богам, не имеют деятельности безсловесных 1) и мелких животных.

И не возгласят гортанем своим. Поелику действовавшие в идолах демоны, дававшие ложныя прорицания, произносили их не с помощию идолов, но с помощию словесных тварей, людей, или выражали иное какими-либо знаками; то Пророк справедливо сказал: не возгласят гортанем своим; потому что идолы совершенно недвижимы и неодушевленны.

16) Подобии им да будут творящий я, и еси надеющийся на ня. Но им да уподобятся и кланяющиеся и делающие; потому что тем, которые одарены разумом и впали в такое неразумие, справедливо принять на себя безчувственность удостоенных ими поклонения.

17) Дом Израилев упова на Господа: помощник

_____________________

1) Здесь вместо ὀλὶγων приличнее читать, согласно с иными списками, ἀλὸγων

230

 

 

и защититель им есть. (18). Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. Они от поклонения идолам получили вред, а не пользу; а дом Израилев, приобретя упование на сущаго Бога, всегда пользуется промышлением Его. Раздельно же Пророк сделал сие упоминание, воздавая сим честь священству, и научая живших тогда, какое отличие имеют священники пред прочими.

19) Боящийся Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть. Это — иный чин отличный от прежних. Показывает же пророческое слово, что, если кто и не имеет сана священства, не принадлежит к сродству израильскому, но, украшаясь Божиим страхом, прилагает попечение о добродетели, то и он от Бога всяческих сподобится такого же промышления. У Иудеев же и древле было много таковых, не от Авраамова произшедших корня, но пришедших от других народов, которые назывались пришельцами, и высоко чтили Божественное. И ныне язычники не имеют сродства с Авраамом по плоти, но, стяжав веру Авраамову, именуются Авраамовыми чадами.

20) Господь помянув ны, благословил есть нас: благословил есть дом Израилев: благословил есть дом Ааронь: 21). Благославил есть боящияся Господа. И Здесь Пророк сделал тоже разделение, и показал плод упования; потому что с упованием совокупил благословение и сказал, что передается оное не только дому Израилеву и дому Ааронову, но и боящимся Господа. Потом опять делает разделения по возрастам и по достоинству.

Малыя с великими; потому что благословил не только юных, но и престарелых, не только изобилующих богатством, но и живущих в нищете, не только отличенных свободою, но и принужденных влачить иго рабства.

231

 

 

22) Да приложат Господь па вы, на вы, и на сыны ваши. Стяжавшим упование на Бога пророческое слово желает приращения и множества.

23) Благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Всего же этого сподобились вы, говорит Пророк, как приявшие благословение от Творца всяческих.

24) Небо небесе Господеви: землю же даде сыновом человеческим. Селение Его на небе, не на этом видимом, но превысшем онаго, которое видимому служит кровом, как нам видимое. Обитает же на небе Господь всяческих, не как имеющий описуемое естество, но как веселящийся о жительствующих там ликах святых Ангелов. А землю уделил Он человеческому роду. Поэтому промышляет не об Иудеях токмо, но и о всех человеках, которыме дал в жилище землю.

25) Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже еси нисходящий во ад: 26). Но мы живии благословим Господа, от ныне и до века. Мертвыми назвал Пророк служащих неодушевленным идолам. Ибо что безчувственнее ихъ? А живыми называет поклоняющихся живому Богу, которым и предоставил сию божественную песнь. Сверх сего учит, что служителям Божиим надлежит песнословить Бога, находясь еще в сей жизни; потому что смерть препятствует делать это. А посему и в другом псалме сказует: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь (Псал. 146, 2).


Страница сгенерирована за 0.48 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.