Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 109-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 109-го.

Псалом Давиду. В предпоставленном псалме, предвозвестив спасительное страдание, Пророк предрет

213

 

 

кает вознесение Спасителя по страдании. О начале же сего псалма упоминает и божественнейший Петр в Деяниях, и говорит так: не бо Давид взыде на небеса, глаголет же сам, рече Господь Господеви цоему, седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Деян. 2, 34. 35). И сам Господь, видя, что фарисеи имеют о Христе различныя мнения, предложил им такой вопрос: что вам мнится о Христе? чий есть сын? И когда сказали они: Давидов·, ответствовал; како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя, рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене. Потом выводит заключение: аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть (Матф. 22, 42 — 44)? Сказал же сие, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемаго, научая, что Он — и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа, и говорит:

1). Рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене. Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся иророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христосъ — не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: седи одесную Мене. Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог,

214

 

 

имеет престол вечный; сказано; престол Твой Боже в век века (Псал. 44, 6). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, во образе Божии сый, смирил Себя, зрак раба приим (Филип. 2, 6. 7). Посему и Евангелист взывает: Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан. 1, 18). И сам Господь говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне (14, 11); и в другом месте: прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (17, 5). Посему, как человек, слышит: седи одесную Мене·, а как Бог, имеет вечную державу.

Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Враги по преимушеству — диавол и служители его, демоны, кроме же их и противящиеся божественной проповеди Его, Иудеи и язычники. Речение же: дондеже не время означает, но есть особенный образ выражения, свойственный божественному писанию. Ибо так и чрез Пророка говорит Бог: Аз есмь, Аз есмь, и дондеже состареешися, Аз есмь (Иса. 46, 4). Явно же, что бытие Божие не оканчивается с старостию человеческою. Ибо, если о небе и о земле говорит Пророк: та погибнут, Ты же пребывавши (Псал. 101, 27): и еще: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (28); тем паче и после того, как человек состареется и окончит жизнь, пребывает Владыка всяческих. Сие подобно оному апостольскому изречению: подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своими (1 Кор. 15, 25). Ибо здесь речение: дондеже не время означает. Да и какое было бы основание, царствовать Ему, пока иные еще противятся, и лишиться царства, как скоро все покорятся? И Даниил Пророк сказал, что по убиении зверей воцат

215

 

 

рится Он во веки, и царствию Его не будет конца (Дан. 7, 27). Как будут соцарствовать Святые, или с кем будут они царствовать, если обетовавший царство отложит царскую власть? Посему речение: дондеже не время означает, но употреблено по особенному образу выражения, какой свойствен божественному Писанию.

2) Жезл силы послет Ти Господь от Сиона. Хотя из Вифлеема жезл Иессеев; ибо сказано: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий (Иса. 11, 1. 2); но следующия за сим слова изображают державу Жезла — спасительный крест; потому что крестом покорил все полчище сопротивных; а крест водружен на Сионе.

И господствуй посреде врагов Твоих. Ибо не попутными ветрами водились проповедники евангелия, но, терпя нападения от Еллинов и варваров, будучи окружены потоками злочестия, возобладали неприязненными, и как некиих пленников привели к Царю и заставили возлюбить служение Ему.

3) С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих. Ты имеешь негиблющую державу; преимущественно же покажешь сие в день суда, в который Святых соделаешь светлыми и славными. Ибо днем силы Пророк назвал второе пришествие Спасителя, когда приидет Он с Ангелами во славе Отчей; тогда и Святые просветятся яко солнце, по слову самаго Господа (Матф. 13, 43)

Из чрева прежде денницы родих Тя. Здесь открыто велелепие Божества Его, и изрекший Ему Господь: седи одесную Мене, исповедует единосущие, и провозглашает тождество естества. Сказанное: прежде денницы, дает видеть, что бытие Его прежде времен и прежде веков. А слово: из чрева показывает тождество сущности. Не от инаго чего,

216

 

 

говорит Бог, но от Моего естества рожден Ты. И слово: чрево очевидно разумеется применительно. Как из чрева раждают люди, и раждаемое имеет одно естество с родившими; так рожден Ты от Меня, и показу ешь в Себе сущность Родшаго.

4). Клятся Господь, и не раскается: Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову. Вполне истолковал сие божественный Апостол в послании к Евреям, и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвою прияло обетования, а сие подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: и не раскается·, потому что Бог всяческих не однократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил, и отменил; так царство иудейское воставил, и разрушил; так попускал быть царствам ассирийскому, вавилонскому и македонскому, и повелевал сокрушаться. Благоволив же, чтобы священство сие было вечное, как сказано, поклялся, что не раскается. А сказано сие человечески; потому что Божество не знает страдания, раскаяние же есть страдание. Мелхиседек — иерей не Иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пгйте от нея еси: сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Матф. 26, 26 — 28). Находим же, что Мелхиседек — и иерей и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и

217

 

 

вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах Патриарха Первообраз собственнаго своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос по плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово.

5) Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари. Противоборных и дерзких ныне князей и царей предаст мучению в день суда. Сказанное же: Господь одесную Тебе, подобно сказанному в пятнадцатом псалме: предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся (Псал. 15. 8). И там изрек сие по человечеству, и выразил неотлучность соединившагося естества; и здесь изрекает вместе и Божеское и человеческое. Сказанное: седи одесную Мене относится к естеству человеческому; а слова: из чрева прежде денницы родит Тя, означает Божество. А сие: Ты еси иерей во век, опять сказано человеку; также слова: Господь одесную Тебе значат: неотлучным имеешь соединившееся Божество.

6) Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих. Еще яснее выразил здесь суд и то, что в оный день казням всякаго рода предаст живших злочестиво, хотя и в настоящей жизни многократно подвергал их многим вразумлениям, научая неведущих познать силу Его.

7) От потока на пути теть: сего ради вознесет главу, то-есть, вочеловечившись будет жить в великой скудости, так что водами, находимыми на пути, станет утолять жажду. Подобное сему изрек и Апостол Павел: смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог его превознесе (Филип. 2, 8. 9). Явно же, что сие сказано

218

 

 

по человечеству; потому что, как Бог не смиренным быв превознесен, но будучи Всевышним, смирил Себя; а как человек, приял, чего не имел.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.