Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 107-го

ИЗЪЯСНЕНИЕ ПСАЛМА 107-го.

1) Песнь талом Давиду. И сей также псалом, й возвращение Иудеев предвозвещает, и предрекает спасение язычников; великую же имеет он близость с псалмами пятьдесят шестым и пятьдесят девятым.

2) Готово сердце мое Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Говорили мы уже прежде, что славою своею Пророк называет пророчественную благодать. Пользуясь сладкопением пророчества, говорит он, сказую Тебе Владыке, что широко сердце мое и готово к принятию Божественной Твоей благодати.

3) Востани слава моя, востани псалтырю и гусли: востану рано. 4). Исповемся Тебе в людех Господи, пою Тебе во языцех. Псалтирем и гуслями Пророк называет себя: потому что благодать Духа, как музыкальным орудием, изглашала им пророческое сладкопение. Посему, возбудив себя к песнопению Владыки, снова начинает речь, и дает обещание, что будет сие рано; потому что не он один вознесет тогда песнь, но с тьмами язычников и народов будет возглашать Божественную песнь. Словом же рано указывает на вочеловечение Бога и Спасителя нашего; потому что с вочеловечением Его возсиял свет истины, и в целой вселенной устами всех людей воспевает блаженный Давид, к песнословит Божии благодеяния.

5). Яко велия верху небес милость Твоя, и до οблак истина Твоя. Величие милости Твоей превышает своды небес; повсюду проникли лучи Твоей истины. А говорили уже мы, что облаками Давид называет Пророков, Апостолов и сподобившихся благодати учительства; потому что ими, как некиими

203

 

 

облаками, приносится людям духовное орошение; от них научились мы истинным догматам.

6) Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя. Сие сказал и блаженный Аввакум: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля (Авв. 3, 3). Сие изрек и блаженный Давид в осьмом псалме: Господи Господь наш яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес (Псал. 8, 2). Посему вознесися значит: яви Себя превознесенным, превысшим всех, и вся земля да познает славу Твою.

7) Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею, и услыши мя. Покажет же всем людям силу Твою спасение сподобившихся Твоего усвоения. Посему приими моление мое, и простри десницу Твою. Десницею же Пророк называет благую действенность.

8) Бог возглагола во Святем Своем, то-есть, благодатию всесвятаго Духа.

Вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю. Чего просил Пророк, то и последовало. Поелику сказал: вознесися на небеса Боже·, то Владыко ответствует, говоря: вознесуся·, потом показывает и способ: разделю Сикиму, а это — город по преимуществу данный Иосифу. Но и удоль бывшую пустыню, на которой были кущи пастухов, по прежнему наполню обитателями, сделаю, что разделена будет возвратившимся.

9) Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем заступление главы Моея: Иуда Царь Мой. Не Манассия только, но и страну его, Себе присвою. Ибо Галаад есть название места, а Манассий — наименование колена. Но и Ефрему возвращу прежнее могущество; сделаю также, что Иуда будет царствовать над всеми коленами; потому что, по возвращении из плена, колена оставались не разделенными, Зоро-

204

 

 

вавель же правил теми и другими. А в собственном и подлинном смысле Владыка Христос, от Иуды происшедший по плоти, царствует над всею тварию.

10) Моав коноб упования Моего: на Идумею наложу сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. Народу Моему дам такую силу, что возобладает над иноплеменниками, примет в подданство Моавитян и Идумеев. Но подробнее объяснили мы сие в псалме пятьдесят девятом.

11) Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи? 12). Не Ты ли Боже отринувый нас? Пророк, при предречении сих благ исполнившись услаждения, желает увидеть и раззоренный город согражденным, и Идумеев порабощенными Иудеям. Но сего, говорит, не в силах даровать никто другой, кроме Тебя единаго, Который ныне отверг нас, и повелел нам быть в рабстве.

И не изыдеши Боже в силах наших? А Симмах перевел так: и не предшествовал Ты, Боже, в воинствах наших; потому что никогда не были мы побеждаемы, как скоро Ты был вождем, и предводительствовал дружиною.

13) Дождь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо. Посему прекрати горести, и подай помощь Твою; потому что ни откуда более не возможно получить сего; всякое человеческое вспомоществование, без Твоего содействия, суетно и безполезно.

14) О Бозе сотворим силу: и Той уничижит враги наша. Посему-то призываем Твой промысл; при Твоем только промышлении о нас возможем преодолеть неприязненных нам.

205


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.