Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 67-го

1). В конец, псалом Давиду. Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное, как можно скорее; и немедленно приемлет откровение будущего; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческого рода, о погибели врагов, кратко сказать, о необычайном изменении дел.

2). Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит Пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, рассеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как

307

 

 

говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес.

3). Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия. Как дым рассевается приражением ветров, и воск тает, приближаясь к огню; так Твоим пришествием, Владыка, совершенно будут приведены в бездействие неприязненные человеку. Названных у семидесяти грешниками все прочие переводчики наименовали нечестивыми. Так называет их и еврейский текст и сирский переводчик.

4). А праведницы да возвеселятся. Когда же совершится сие, говорит Пророк, радости исполнится весь сонм праведных.

Да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии. Сим показал Пророк, что молитву сию принес он не против людей, но против демонов, враждующих на людей. Когда они будут рассеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы, и прославят спасшего Бога. Ибо Пророк говорит.

5). Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним. Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них (Лев. 26, 12). Говорит же Про-

308

 

 

рок, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческие души. Симмах перевел сие: уравняйте путь ездящему по земле необитаемой. Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: возвеселися пустыня жаждущая (Иса. 35, 1); и еще: яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Иса. 54, 1). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды, и рассеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим.

6). Да смятутся от лица Его, отца сирых, и судии вдовиц. Ибо не стерпят пришествия Его, зная, что Он – правдивый судия. А попечительностию о вдовах, заботливостью о сиротах Пророк выразил правдивость Его Промысла, который демонов приводит в смятение и страх, как открывает нам божественная евангельская история. Ибо, слышим, сами они говорят; что нам и Тебе, Сын Божий? пришел Ты прежде времени мучить нас.

Бог вместе святем Своем. Поелику Пророк сказал: да воскреснет Бог, и: путесотворите позшедшему на запады; то кстати присовокупил и сие, чтобы никто не мог подумать, будто бы Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место. Подобно сему сказанное Господом: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси (Иоан. 3, 13). Ибо сим Господь, как показал неописуемость Божественного естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца.

7). Бог вселяет единомышленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущия во гробех. Единомысленными называет Пророк тех, у которых одна цель, которые реши-

309

 

 

лись иметь попечение об одной только добродетели, и не предпочитают иногда одно, а иногда другое; Пророк говорит, что они вселяются в Божий дом. Окованными же именует обложенных узами греха, и о них предрекает, что, будучи разрешены от уз, сделаются мужественными. Таков был Матфей, таков Иаков Алфеев, таков Закхей; они, освободившись от уз неправды, весьма мужественно вступили в брань с оковавшим их. Но Пророк говорит, что не только окованных делает мужественными, но и тех, которые дошли до крайней степени злочестия и, как в смрадных гробах, вселяются в телах своих, вместе с первыми сподобит спасения.

8). Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни; 9). Земля потрясеся, ибо небеса кануша. Симмах перевел это так: когда предшествовал Ты, Боже, народу Твоему, ходя по необитаемой; земля потряслась, небо кануло; то есть, когда намеревался Ты проходить оною необитаемою и неприявшею еще в себя лучей света пустынею, восколебал и сотряс землю, с неба же уканул росу благодати. Совершилось же сие и в то время, как был Ты на кресте, ибо тогда земля потряслась и камни распались, и по восшествии на небеса, ибо тогда благодать Духа снизошла на Апостолов, как бы подобно каким каплям росы. Потом, яснее открывая иудеям Соделывающего все сие, Пророк присовокупил:

От лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Кто являлся предкам нашим на горе Синае, говорит Пророк, тот и землю потряс во время страдания, обличая ваше безумие; Он даровал и благодать Духа.

10). Дождь волен отлучиши Боже достоянию Твоему. Что выше назвал Пророк каплями росы, то

310

 

 

здесь именует дождем; потому что учителям подавалась благодать соразмерно с потребностью учащихся. Ибо дождем называет напоение учением. Наименовал же его вольным по произвольному желанию; потому что непринужденно напоевается человек, но, убедившись учением, приемлет благодать.

И изнеможе, Ты же совершил еси е. Изнемогшим Пророк назвал не дождь, но достояние; изнеможением же наименовал восстание злочестивых. Так и Господь сказал Павлу: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Но и вовремя восстания Ты утвердил и подкрепил подвижников; потому что они – Твое достояние, по пророчеству, в котором сказано: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Псал. 2, 8), Так перевел и Симмах: которое усовершил и прочно основал; Акила же еще яснее выразил: и утомленное соделал Ты твердым; потому что утружденное гонениями достояние сохранил незыблемым.

11). Животная Твоя живут на ней. Животными Божиими называет Пророк священных Апостолов, чрез которых Господь отгнал прелесть и людей обратил к Боговедению. Так и о Павле сказано: сосуд избран Ми есть сей, принести имя Мое пред языки и царми, и сынми израилевыми (Деян. 9, 15). Они-то будут жить в достоянии Божием, то есть, среди язычников, – так возвещает пророческое слово. Живут же и до сего дня, не только освящая приближающихся к ракам, вмещающим тела их, но и обращая человеческие души учением, заключающимся в их писаниях.

Уготовал еси благостию Твоею нищему Боже. Сие, говорит Пророк, по благости Твоей даровал Ты обнищавшему естеству человеческому.

12). Господь даст глагол благовествующим силою

311

 

 

многою. Наименованных выше животными называет здесь Пророк благовестниками. И поелику были они рыбари, мытари, скинотворцы, поставлены же учителями философов, софистов, риторов и величающихся даром слова; то кстати извещает, откуда почерпая струи учения, всех они напоевают.

13). Царь сил Возлюбленнаго, красотою дому Твоего разделити корысти. Симмах же перевел так: Господь дал речи благовествующим воинству многому. Цари воинств возлюблены, сделались возлюбленными, и обитание дома разделит корысти. Воинством же многим называеть уверовавших. Так и Апостол, пиша к Тимофею, говорит: да воинствуеши, доброе воинство (1 Тим. 1, 18); и: никто же воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (2 Тим. 2, 4). А царями воинств наименовал их учителей, и говорит, что они возлюблены и именуются возлюбленными. Так называет их и Господь: вы друзи Мои есте. Не ктому вас глаголю рабы, но други (Иоан. 15, 14, 15). Так и божественный Апостол говорит: любовь Божия обдержит нас (2 Кор. 5, 14); и: кто ны разлучит от любве Христовой (Рим. 8, 35)? И корыстями Пророк называет тех, которые древле собственные свои члены соделали рабами греха, и предали их в рабство диаволу. Их-то разделил священным Апостолам, одного поставив учителем римлян, а другого – Еллинов, одних соделав проповедниками у Индов, а других у Египтян. Сии корысти священным Апостолам разделила красота дому. Дом же Божий, по словам божественного Апостола, суть уверовавшие (Евр. 3, 6), а красота дому – благодать Святаго Духа, украшающая и осиявающая его всяким обилием даров. И сие яснее раскрыл Пророк в присовокупленном.

14). Аще поспите посреде предел, криле голубине

312

 

 

посребрене, и междорамия ея в блещании злата. Крилами голубиными Пророк называет благодать Духа, потому что в виде голубине снисшел на струи иорданские. Говорит же, что крила Его посребрены, а междорамия украшены золотом; потому что людям простым предлагает простейшее и удобнейшее к уразумению, а совершенным – более глубокое. Ибо тайны Мои – Мне и Моим. И одних, как несовершеных, напоевает млеком, а другим предлагает твердую пищу. Пределами же называет два завета. Посему в том и другом учении говорит: приступите, и узрите многоразличную благодать Святаго Духа. Повелевает же не просто приступить, но всегда прилежно внимать.

15). Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне. И выше Апостолов назвал царями, как наследников небесного Царствия, подобно тому как в псалме 44-м наименовал их князьями. Ибо говорит: поставиши их князи по всей земли (Псал. 44, 17). Предсказывает же снисшествие Всесвятаго Духа, бывшее в день Пятьдесятницы, в который прияли они благодать различных языков. Посему сказует, что в то время, когда разделит им царство вселенной, и повелит начальствовать одному над теми, а другому над другими народами, соделает их блистающими и убелит подобно снегу. Предсказывает же и место, где сие будет; потому что Селмоном наименовал Иерусалим. Ибо, в нем пребывая, апостольский лик сподобился благодати Всесвятаго Духа.

16). Гора Божия, гора тучная: гора усыренная, гора тучная. Названных животными, благовестниками, царями именует и горою. Так и Господь в священном Евангелии сказал: не может град укрытися верху горы стоя (Матф. 5, 14). Так и Исаия

313

 

 

взывает: «будет в последняя дни явлена гора Господня» (Иса. 2, 2). Называет же ее тучною и усыренною, как доставляющую обильное питание пасущимся на ней стадам, и приявшую много тука от Божественной благодати.

17). Вскую непщуете горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней. Акила же перевел так: для чего состязаетесь горы надменные с горою, которой возжелал Бог, чтобы восседать на ней? Пророческое слово сие обращено к иудеям и беззаконным еретическим сборищам, которые именуют себя церквами. Оно говорит: для чего кичитесь, состязаясь и равняя себя с горою, которую Бог соделал своею обителию?

Ибо Господь вселится до конца. Не какое-либо определенное время, как обитал Он у вас, иудеи, будет обитать и в горе сей; напротив того вечное в ней иметь будет жилище. Ибо сие означает сказанное: до конца.

18). Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих. У вас, иудеи, Бог имел малое число святых, на которых возседал, и с которыми был в общении, но не так будет и теперь. Ибо тьмы тем достойны Божия на них возседания; бесчисленные тысячи и тьмы гобзующих и плодоносящих Богу благочестие имеет новое достояние; все они благоустроены, достойны венцев, поспешают к почести высшаго звания (Фил. 3, 14).

Господь в них в Синаи во Святем. Кто на Синае являлся предкам нашим, говорит Пророк, Тот самый правит и сими. Ибо не иный есть тот, и иный – этот, но один и тот же Господь всех, богатый во всех призывающих Его. Так пророческое слово, указав снизошедшего и низложившего полчище врагов, показывает Его же восходящего и дарующего свободу древле плененным.

314

 

 

19). Возшел еси на высоту, пленил еси плен. Восхождение дает видеть и нисхождение. Свидетель сему Апостол, который говорит «а еже, взыде, что есть, точию, яко и сниде прежде в долнейшия страны земли? Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес» (Еф.4:9–10). Пленил же плен, восприяв соделавшихся древле пленниками, и как бы снова пленив их и даровав им свободу.

Приял еси даяния в человецех. Апостол сказал: дал (Ефес. 4, 11). Совершено же то и другое. Ибо, приемля от приходящих к Нему веру, дарует благодать.

Ибо непокоряющияся еже вселитися. Это яснее перевел Акила: даже не соглашавшихся поселиться. Не воззрел Ты, говорит Пророк, на прежнюю их непокорность, но, и видя противоречащими, продолжал благодетельствовать, пока не соделал их собственным Своим жилищем.

20). Господь Бог благословен, благословен Господь день дне. Справедливо Пророк подвиг язык свой к песнопению. Показав столь великое человеколюбие, говорит он, Ты достоин всегда быть воспеваемым.

Поспешит нам Бог спасений наших. Кто даровал нам спасение, говорит Пророк, Тот уравняет и путь, чтобы не остаться нам не достигшими стольких благ.

21). Бог наш Бог еже спасати. Подаст же сие, будучи источником спасения.

И Господня Господня исходища смертная. Ибо Господь отверз нам неисходную темницу смерти, сокрушил врата медная, и сломил вереи железныя (Иса. 45, 2). Сие и дает видеть Пророк в присовокупленном.

22). Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.

315

 

 

Он, говорит Пророк, отверз нам врата смертные, сокрушив главы врагов, которые входили в разыскание человеческих прегрешений, не хотели оставит не разысканными даже волос головных. Под волосом же разумеет самый маловажный проступок. И смысл слов сих есть следующий: Бог в наказание согрешающим определил смерть. Диавол же, как безжалостный какой исполнитель казни, подвергая разысканию жизнь человеческую, не опускает из вида и самого маловажного, но предает смерти естество наше. Посему, увидев Владыку Христа, облеченного тем же естеством, приступил к Нему, отыскивая вины смертной. Ибо сие сказал и Господь в священном Евангелии: грядет сего мира князь, и во Мне не обрящет ничесоже (Иоан. 14, 30). Впрочем, и ничего не обретши, неправедно предал смерти. Сия-то неправда сокрушила его державу, а человекам отверзла ад, о чем пространнее сказано мною в словах о Промысле. Да и божественный Апостол сказал, что диавол имеет державу смерти (Евр. 2, 14).

23) Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских. Симмах же переводит так: сказал Господь: от Васана возвращу, из глубин морских. А Васан в переводе значит стыд; стыд же есть плод греха. Посему от греха и из глубин морских обратил нас Бог всяческих. Что же такое глубина морская, научает сему сам Пророк, взывая: да избавлюся от ненавидящих мя, и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная ниже да пожрет мене глубина. (Псал. 68, 15, 16).

24). Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес Твоих от враг от него. Симмах же переводит так: да сокрушит нога Твоя до крови, и язык псов Твоих полижет каждого из врагов Твоих.

316

 

 

Поелику Пророк показал, что Бог всяческих, как доблестный некий воитель, поборает врагов и освобождает порабощенных неправедно; то изображает словом и потоки крови, и попираемых мертвецов, которые притом брошены непогребенными и оставлены в снедь псам. Так и чрез Исаию взывает Господь: один истоптал Я точило, и от язык никто не был со Мною, попрах я яростию Моею, и сведох кровь их в землю, и окропил ризы Моя поражением их (Иса. 63, 3).

25). Видена быша шествия Твоя Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем. Шествиями Божиими Пророк называет дела домостроительства; а святым – от семени Давидова восприятый храм. Всем человекам, говорит Пророк, явно стало промышление Твое, все познали различные дела домостроительства Твоего.

26). Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц. Здесь уже показывает Пророк веселие церквей; князьями же называет священных Апостолов, как соделавшихся архитектонами церквей, и девами тимпанницами хранящих девство и приносящих Богу божественное сладкопение.

27). В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых. Пророк показал прекращение Ветхого Завета; потому что храм иудейский был один, а здесь предвозвещает множество церквей, в которых повелевает Господа всяческих воспевать от источник Израилевых. Источниками же Израилевыми справедливо иный назовет пророческие книги, из которых приносим сладкопение Богу. Но поелику кроме пророческих источников даровал нам Бог и апостольские; то Пророк справедливо присовокупляет:

28). Тамо Вениамин юнейший во ужасе. Акила же переводит: там Вениамин малый, обладающий ими;

317

 

 

а по переводу Феодотиона: наставник их. Вениамин же юнейший есть блаженный Павел, произошедший от колена Вениаминова. Он юнейший, как после всех призванный и таким наименованный. Сверх того история Деяний называет его юношей (Деян. 7, 58). Он обладает в Церкви, наставляет в божественном, и желающих руководить ко спасению. Но был он и в ужасе от того, что Гонимый им и почитаемый мертвым – на небесах. Но поелику не блаженный только Павел, но и прочий лик Апостолов наставляют верующих в божественном; то справедливо пророческое слово упомянуло и о них.

Князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли. Ибо от сих колен вели род свой прочие Апостолы. И именуемые братия Господни происходили из колена Иудина. Петр и Андрей, Иаков и Иоанн и Филипп были из селения Вифсаиды; а Матфей и Иаков, по сказанию истории, жили в Капернауме; Симон Зилот называется Кананитом; а это были селения галилейские: Завулон же и Неффалим Галилею имели своим жребием. На сие два есть свидетеля: Пророк и Евангелист, и один предсказывает, а другой приводит в свидетельство; говорят же так: земля Завулоня, и земля Неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, людие седящии во тме, видеша свет велий (Иса. 9, 1, 2; Матф. 4, 15, 16).

29). Заповеждь Боже силою Твоею: укрепи Боже сие, еже соделал еси в нас. 30). От храма Твоего во Иерусалим. Симмах переводит так: повели, Боже, о силе Твоей. Укрепи, Боже, что соделал Ты нам, ради храма Твоего, который над Иерусалимом, то есть, утверди, Владыка, благодать, какую даровал ради храма Твоего, от нас Тобою занятого, и посаженного превыше всякаго начальства и

318

 

 

власти и силы, и всякаго имени, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем (Ефес. 1, 21). Ибо Иерусалимом Пророк называет вышний град, о котором блаженный Павел говорит: а вышний Иерусалим: свободь есть, иже есть мати всем нам (Гал. 4, 26). Посему просят ради родства с храмом утвердить данную благодать, чтобы ради начатка и все смешение насладилось сообщенным даром. Отсюда Пророк начинает предсказание об обращении царей.

Тебе принесут царие дары. Ибо, прекратив гонение, воздадут достолепное чествование, как Богу. И как сами приемлют дань от подданных, так, подобно рабам и подданным, принесут они дары Тебе. Свидетелями сему собственные наши очи, которыми видим истинность пророчества.

31). Запрети зверем тростным; в иных же списках читается: лесным. Но принять ли лес, или трость, тем и другим означается бесплодие. Имеют же их жилищем своим мысленные звери, которых Пророк научил изгонять призванием имени Божия.

Сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром. Юнцами Пророк называет все множество иудеев, за обычную их дерзость, а юницами людскими наименовал уверовавших из язычников, по новости их призвания. Посему пророческое слово предсказывает востания иудеев на благочестивых, бывшие в начале проповеди. Поступят же так иудеи, говорит Пророк, в намерении отлучить и данного благого жребия лишить тех, которые, подобно разжженному серебру, оказались достоценными. Сие сказал о них и блаженный Павел: ревнуют по вас не добре, но отлучити вас хотят (Гал.4:17). Поелику же и между язычниками были прекословящие, предававшие святых различным смертям, то Пророк и о них справедливо говорит:

319

 

 

Расточи языки хотящия бранем. Так, возвестив о прекословящих, Пророк обращает речь к уверовавшим.

32). Придут молитвенницы от Египта. Об Египте упомянул о первом, как издревле преобладавшем в нечестии. Упоминает же об Египтянах и история Деяний, повествуя о собранных в день Пятьдесятницы, в которой снизошла на Апостолов благодать Всесвятаго Духа.

Ефиопия предварит руку свою к Богу. И сие пришло в исполнение. Свидетель сему евнух царицы ефиопской Кандакии, которого Филипп привел к истине. Потом Пророк призывает царства целой вселенной.

33). Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви. Все живущие во вселенной, говорит Пророк, примите свет Боговедения, и за благодеяние принесите песнопение.

34). Возшедшему на небо небесе на востоки. Ибо Владыка Христос возшел не на видимое только, но и на превысшее, небо, и седе одесную величествия, в превыспренней горнице Своего востока, ниспосылая лучи всем человекам.

Се, даст гласу своему глас силы. Означает же сим Пророк по вознесении Спасителя нашего бывшее сошествие Всесвятаго Духа. Ибо и Господь наименовал оное силою, сказав: вы же седите во граде сем, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49). О гласе сем упоминает и блаженный Лука, говоря: и бысть глас с небесе, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще (Деян. 2, 2).

35). Дадите славу Богови. Сие сходно с узаконением Апостола; ибо говорит: прославите Бога в теле вашем и в духе вашем, яже суть Божия (1 Кор. 6, 20). Воспользовавшись столькими благами, справедливо за все прославлять благодетеля.

320

 

 

На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех. Священные Апостолы, ведя род свой от Израиля, доказали величие Божие теми чудесами, какие они совершали; а после них приявшие дарование учительства, подобно некиим облакам, почерпая дождь из моря всесвятаго Духа, приносят людям орошение.

36). Дивен Бог во святых Своих. И все другие любители добродетели, говорит Пророк, уготовляются песнословить Бога, по слову Господа да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, иже на небесех (Матф. 5, 16).

Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим. Не просто Пророк упомянул здесь об Иакове, потому что Иаков, убоявшись Исава, а потом сподобившись Богоявления, укрепился и изгнал из сердца страх. Научает же нас слово сие, что Соделавший сильным Иакова и показавший его победителем неприязненных, и новый народ Свой укрепит и соделает непреоборимым и непобедимым.

Благословен Бог. Приличное псалму окончание! Ибо сказание о столь многих благах и надлежало заключить песнопением.


Страница сгенерирована за 0.53 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.