Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 38-го

1). Вконец. Идифуму, песнь Давиду. Иные писатели псаломсей приписывали Идифуму, и говорили, что написан он Идифумом. Но надписание показывает противное, а именно, что псалом Давидов, но дан для пения Идифуму, как заведывающему ликом поющих. Отсылает же нас к концу, потому что оплакивает ничтожность естества человеческого и показывает его конец. А изрек псаломсей великий Давид, будучи преследуем Авессаломом и злословим Семеем; и оный во многом согласен с псалмом предшествовавшим.

2). Рех, сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устном моим хранило, внегда востати грешному предо мною. 3). Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Великого Давида, спасающегося бегством от самоуправства отцеубийцы сына, встретил на пути Семей, метал в него глыбами земли, и злословил его, называя беззаконными мужем кровей. Но божественный Давид, по обычному ему любомудрию, не только сам не отмстил, но и одному из военачальников, который готов был поразить Семея, запретил это, сказав; Оставите его

182

 

 

проклинати, яко Господь рече ему злословити Давида и кто речет: почто сотворил еси тако? Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его во днешний день (2 Цар. 16, 10. 12). Таким образом выражения псалма сего во многом согласны со значенным сказанием. Ибо Пророк говорит, что был весьма осторожен на язык, зная великую поползновенность сего члена, и всегда какбы некою стеною ограждал его, особливо же, когда противостал Давиду ни в чем не обиженный им Семей. Ибо его как не справедливого называет грешным. Тот час онемех и смирится, и умолх от благ. Сие весьма сходно с тем, что сказано Давидом в истории: оставите его проклинати, потому что Господь повелел ему злословить Давида Негли призрит Господь на смирение мое. и избавит меня вдень сей из руки врагов моих. То же и здесь говорит он, а именно, что уподобился глухому, который ничего не слышит, и смирил себя ожидая от того пользы. И болезнь моя обновися. Злословимый Семеем, говорит Пророк, привел себе на память грех, на какой отважился, и он не переставал уязвлять меня, когда рассуждал я, что за него подвергаюсь злословию, терплю от сыновнего властолюбия; и изгнанный из царского дома, принужден спасаться бегством. И в этом много сходства с историей. Ибо сказанное: Господь повелел ему злословить Давида, напоминает грех, потому что за грех постигло наказание.

4). Согреяся сердце мое во мне. и в поучении моем разгорится огнь. Симмах перевел сие так: согрелось сердце мое во мне, и как подумал о сем разжегся я огнем, т. е. приведя себе на память грех, объят был огнем скорби.

Глаголах языком моим. 5). Скажи ми Господи кончину мою. и число дней моих кое есть, да

183

 

 

разумею что лишаюся аз. Посему-то ничего не отвечал я злословящему, но умолял Господа всяческих, явным соделать для меня конец жизни моей, крайне желая себе кончины.

6). Се пяди положил еси дни моя, и состав  мой яко ничтоже пред Тобою. И сие опять Симмах перевел так: вот, как пяди дал Ты дни мои, и жизнь моя как ничто пред Тобою. Желаю же кончины, зная, что бытие человеческое не долговечно; потому что наша жизнь в сравнении с Твоею жизнью представляется ничем. Ты безначален и бесконечен; а наша жизнь измеряется как бы несколькими пядями и четвертями. Сим изобразил Пророк кратковременность человеческой жизни. Таки в другом месте говорит: яко тысяща лет пред очима Твоими Господи яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража ночная (Псал. 89, 5). И еще в другом месте, воспомянув о небе и о земле, говорит: та погибнут, Ты же пребывавши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тоижде еси. и лета Твоя не оскудеют (Псал. 101, 27. 28).

Обаче всяческая суета всяк человек живый. Посему весь род человеческий, и богатые и бедные уподобляются исчезающему пару; напрасно и всуе люди строят, садят, собирают богатство и имение.

7). Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровиществует. и не весть, кому соберет я. Живые люди ничем не отличаются от написанных на картине; потому что и те и другие одинаково разрушаются и исчезают со временем. Но тем не менее однако ж люди мятутся, состязуясь, ратоборствуя, враждуя и торгуя; вся жизнь исполнена бурь, концом имея смерть. С великим трудом и в поте собирая богатство, не знают будущего наследника. Написал же сие блаженный Давид, подвигну-

184

 

 

тый тем, что испытал на себе самом. Ибо, добычами, собранными со врагов, и данию, вносимою иноплеменниками, возвеличив и весьма прославив царство свое, не знал он о нечестивом и беззаконном намерении сына; а потом увидев, что сын стал обладателем царского дома и себе присвоил собранное там богатство, изрек это достойное удивления слово: обаче всуе мятется: сокровиществует. и не весть, кому соберет я.

8). И ныне кто терпение мое? Не Господь ли'? И состав мои от Тебе есть. Распростившись со всем тем, от Тебя ожидаю помощи. Слово составь Акила перевел: нетерпеливое ожидание, то-есть, с нетерпением высматривая ожидаю Тебя, Твоего жду благоволения. Потом показывает причину скорбей.

9). От всех беззаконий моих избави мя. И снова приводитна память Семея. Поношение безумному дал мя еси. И сие весьма согласно с сказанным в истории: Господь рече ему злословить Давида. Да и присовокупленное сообразно с сказанным выше.

10). Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси. Ибо по Твоему попущению, говорит Пророк, наругался надо мною Семей, и он уподобился бичу; а Ты им наказал меня. Посему-то безмолвно принял я раны, обращая внимания не на него, но на Тебя наказующего. Весьма же кстати приложил Пророки следующее.

11). Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз изчезох. Посему прошу и умоляю Тебя, Владыка, прекрати наконец наказание: потому что истощен я множеством ран.

12). Во обличениих о беззаконии наказал еси человека, и истаял еси яко паучину душу его. Не напрасно и не без цели, говорит Пророк, употреблял Ты наказания, но чтобы изобличить проступки, как врач вырезывает сгнившее, и извлекает

185

 

 

сокрытый внутри гной. И хотя изнуряешь болезненным врачеванием, однако же сечениями Своими возстановляешь здравие.

Обаче всуе мятется всяк человек. Посему, рассуждая об этом сам с собою, вижу, что люди вовсе ни к чему мятутся ради вещей временных.

13) Услыши молитву мою Господи и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе, и пришлец, якоже вси отцы мои. 14). Ослаби ми, да ночию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду. Умоляю Тебя, Владыка, говорит Пророк, услыши взывающего и со слезами просящего; не обитатель, но пресельник я на земле; подобно отцам, прожив малое время, прииму смерть. Посему дай мне малую ослабу, чтобы несколько дней прожить без болезни, прежде нежели отойду к будущей жизни, потому что отшедши не возвращусь. Сие выразил, сказав: и ктому не буду, т. е. не возвращусь в эту тленную жизнь. Достойно же удивления, что великий Давид на царском престоле, при богатстве и могуществе, называет себя пресельником и пришельцем, и не полагается на счастливую участь. Изречения сии подлинно исполнены мудрости, которая знает природу существующего, и потому небрежет о благоденствии в настоящем.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.