Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 36-го

Псалом Давиду.

1) Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. Божественный Давид, дознав опытом, что много благ доставляет кротость, конец же живущих неправдою и предающихся кичливости печален и сообразен с их жизнью (дознал же сие из жизни Саула, Авессалома и других поступавших подобно им), предлагает увещание всем людям, убеждая, встречающияся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, а паче называть бедственными. А потому в самом начале псалма говорит: не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. Слово: не ревнуй, Симмах перевел: не входи в состязание, а Феодотион: не раздражайся, в смысле: не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благий жребий. И, показав кратковремен

170

 

 

ность сего благополучия, Пророк немедленно присовокупил:

2) Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Это сказали блаженный Исаия: всяка плоть сено и всяка слава человеча яко цвет травный. Изсше трава, и цвет ея отпаде, глагол же Господень пребывает во веки (Ис. 40, 6—8). Тоже изреки блаженный Давид.

3) Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. 4). Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Пророк всем поучал пользе упования на Бога. Кто на Бога уповает, говорит он, и кого Бог пасет, тот насладится и подаваемым от Бога. Преимущественно же получат блага сии те, которые в услаждение себе вменяют непрестанное собеседование с Богом.

5) Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит. 6) И изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне. И себя самого, и дела свои, говорит Пророк, посвяти Богу, и от Него ожидай помощи. Он, как Судия, произнесет правдивый приговор, провозвестит о тебе, соделает тебя славным; для всех будешь виден, как полуденный свет.

7) Повинися Господеви, и умоли Его. Поэтому, зная сие, повинуйся правящему тобою Богу, и не преставай просить у Него благ.

Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление. Если и видишь, что иной избрал лукавое, и не остается безуспешным в намерении, но достигает цели; не огорчайся, не негодуй, предаваясь той мысли, будто бы никто не управляет тварью. Ибо сие выражает присовокупленное у Пророка:

8) Престани отгнева, и остави ярость, не рев

171

 

 

нуй, еже лукавновати. 9). Зане лукавнующии потребятся. Не смотри на их благоденствие, но ожидай конца, и увидишь гибель.

Терпящий же Господа, тии наследят землю. 10). И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его, и не обрящеши. 11). Кротции же наследят землю, и насладятся о множестве мира. Ибо будь уверен, что утвердившиеся на божественном уповании, и избравшие жизнь скромную, проведут ее в спокойствии и мире, находя для себя постоянное услаждение в чистоте совести, а полагающиеся на кратковременное благоденствие испытают скорую превратность, и преданы будут конечному забвению.

12) Назирает грешный праведного, и поскрежещет нань зубы своими. 13) Господь же посмеется ему, зане презирает, яко придет день его. Пророк и сим подает утешение обидимым. Ибо дает видеть, как беззаконник приходит в неистовство и ярость на возлюбивших спокойную жизнь, Праведный же Судия посмевается его предприятию; потому что провидит скорый конец беззаконных.

14) Меч извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заплати правыя сердцем. 15) Меч их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. И сие имеет один и тот же смысл со сказанным выше. Ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутается в собственных своих сетях. Ибо мечем и луком Пророк назвал различные казни. Это подобно сказанному в седмом псалме: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела (Псал. 7, 16).

16) Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконного

172

 

 

богатства и неправедного изобилия. Потом, показывая плоды того и другого, говорит:

17) Зане мышцы грешных сокрушатся., утверждает же праведныя Господь. Мышцами в переносном смысле Пророк назвал силу; потому что посредством мышц обыкновенно действуют люди. Весьма же прилично употребил выражение: утверждает праведныя; потому что, приводимые в колебание демонами и людьми, но поддерживаемые Божественною благодатью, они стоят и превозмогают встречающиеся с ними напасти.

18) Весть Господь пути непорочных, и достояние их во век будет. 19) Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся. Избравшие неукоризненную жизнь, воспользуются всяким о них промышлением; потому что, если и в бедствия впадут, то преодолеют оные, и во время общей скудости, необходимо нужное примут от Бога, а сверх того насладятся вечными благами. Думаю же, что Пророк предъизображает здесь голод, угрожавший древним Иудеям: послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня (Амос. 8, 11).

Яко грешницы погибнут. 20) Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Противоположность союза же производит различие лиц, и подает повод представлять иных под именем грешников, и иных под именем врагов Господних. Но Акила и Симмах, вместо же поставив союз и, показали через это, что одни и те же суть и грешники и враги Господни. Пророк же говорит, что люди, богоненавистные по своим беззакониям, после того, как цвели они несколько времени, и казались знаменитыми и славными, исчезли на подобие дыма.

21) Заемлет грешный, и не возвратит, правед-

173

 

 

ный же щедрит и дает. Таков был Саул, которому всегда благодетельствовал божественный Давид, и который не хотел воздать добром благодетелю, тогда как блаженный Давид, уподобляясь своему Владыке, сияющему солнце Свое на злыя и благия (Матф. 5, 45), не переставал благодетельствовать. Таковы были Иудеи, о которых все возможные попечения прилагали священные Апостолы, и которые оказывали к ним кровожадное расположение, между тем как божественные Апостолы щедро уделяли им Божественные дары.

22) Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. Сие Бог всяческих обетовал патриарху Аврааму: благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену (Быт. 12, 3).

23) От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. 24) Егда падет, не разбиется: яко Господь подкрепляет руку его. Господь благословляет благословляющего праведника, и кленущему его воздает равным; потому что Сам управляет путями праведных. Ибо без Его благодати никому невозможно неукоризненно шествовать, каким бы то ни было, путем добродетели. Но кто имеет сию цель, тому Он содействует; и для приобретения добродетели необходимо вместе стекаться и человеческому усердию и Божественному промышлению. Таким образом, если и поползнется когда совершающий путь сей, будет иметь Божественную помощь. Так и блаженный Давид, преткнувшись и подвергшись опасности пасть на землю, восставлен был Божественною благодатью.

25) Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. 26) Весь день милует, и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. И быв молод, и достигнув старости, сколько знаю, не видал я

174

 

 

праведника, лишенного Божия о нем промышления; потому что правдивый Судия не о них только, но и о рожденных ими, прилагает все Свое попечение. Так об Израиле, даже преступившем закон, промышлял Он за праотеческую добродетель. Так Соломона, впадшего в нечестие, терпел за отцево боголюбие. Выражение же: весь день милует, и взаим дает праведным означает оказываемые праведным всякого рода благотворения, деньгами, вещами, словом, советом. Делая сие, милует он пользующихся благотворением, и взаим дает Богу их. Ибо сказан: милуяй нища, взаимдает Богови (Прит. 19, 17); потому что одно и тоже есть и милость и даяние взаймы.

27) Уклонися от зла, и сотвори благо, и вселися в век века. Поэтому всякий человек, зная сие, известившись, какая награда и добродетели и пороку, пусть избегает всех видов порока, идет же путем противоположным, чтобы насладиться вечными благами.

28) Яко Господь любит суд, и не оставит преподобных Своих: во век сохранятся: беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. 29) Праведницы же наследят землю, и вселятся в век века на ней. Соблюдая суд правый и правдивый, Господь всяческих сотворит воздаяния, сообразные с начинаниями, и любителей праведности сподобит всякого о них попечения, а избравших противное исторгнет с корнем. Так, показав плоды того и другого, Пророк учит потом, как можно преуспевать в богоугодной праведности.

30) Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. 31) Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. И на языке и в мысли, говорит Пророк, надлежит иметь словеса Божии, и непрестанно поучаться оным. Ибо

175

 

 

таким образом любитель добродетели, дознавая, что ему должно делать, пребывает безтрепетным, непоколебимым, препобеждая предприемлющих низложить его. Это сказал Давид и в первом псалме: но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Псал. 1, 2), и так далее.

32) Смотряет грешный праведного, и ищет, еже умертвити его: 33) Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Одно и тоже выражает Пророк различно, чтобы более утвердилось в памяти то, над чем долее утруждалось внимание. Говорит же, что Владыка не оставляет без надзора праведника, когда злоумышляют против него люди лукавые, и не дает Своего согласия, когда отваживаются на это, но устрояет так, что праведник прескочит сети. Сим пользовался Авраам в двукратное похищение Сарры. Пользовался сим и Исаак, потерпев то же самое; пользовался Иаков, когда позавидовали ему брат и тесть; пользовался Иосиф, когда нападали на него зависть и клевета. И должно ли перечислять все? Любоведущим не трудно и собрать древнее, и усмотреть новое.

34) Потерпи Господа, и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником узриши. Посему, дознав это, ожидай Божественного определения, и сохраняй постановленные законы. В таком случае, и в настоящей жизни будешь славен, и в будущей насладишься постоянными благами, и увидишь злосчастный конец грешных. Потом, поелику многих огорчает то, что не видят теперь наказания неправедным, и ждут сего долгое время, Пророк весьма кстати в будущем уверяет тем, что уже было.

35) Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския: 36) И мимо идох, и се не

176

 

 

бе, и взысках его, и не обретеся место его. Ибо великий Давид видел и конец царствования Саулова, и падения самовластия Авессаломова, а также и гордыню и гибель Амманитянина Нааса, и при кичливости смерть иноплеменника Голиафа, кроме же сих высокомерие, гордыню и конечную гибель многих других. Посему благоденствие их справедливо уподобил бесплодным деревам, и заметил, что не только сами они, но и места их исчезли. Под словом же: место дал разуметь память о них. Потом опять предлагает увещание и совет.

37) Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Симмах же выразил это так: храни простоту, и взирай на правое; потому что для человека мирного есть будущее, то есть, не обращай взора на скорби настоящие, но ожидай будущего; настанет время, в которое водящимся простотою и правотою воздана будет надлежащая награда.

38) Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Сие Симмах выразил опять так: уничижающие будут вкупе изглаждены, и последнее беззаконных будет истреблено, то есть, в оное время они примут воздаяние, и потерпят общую гибель.

39) Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби: 40) И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него. Делатели же правды воспользуются Божественным вспоможением, улучат спасение, восторжествуют над покушающимися делать обиды, как приобретшие единственную для себя надежду.

177


Страница сгенерирована за 0.48 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.