Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 34-го

Псалом Давиду.

И сей также псалом изрек блаженный Давид гонимый Саулом. В нем упоминается о лукавстве Дойка; потому что донес он Саулу о поступке иерея Авимелеха, и стал причиною избиения многих; упоминается также о Зифеях и о других, извещавших Саула о Давиде, как показывают это выражения, встречаемые в псалме.

1) Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя. В сказанном у Пророка прекрасный порядок, приличный и молитве праведника; потому что просит он Бога всяческих сперва рассудить, а потом дать приговори о наказании.

2) Приими оружие и щит и востани в помощь мою: 3) Изсуни меч и заключи сопротив гонящих мя. Упомянув о брани, по необходимости перечисляет и роды оружия, самым видом сего оружия устрашая живущих порочно. Бог же не приводит в действие стольких оружий, наказывая обидчиков; Ему достаточно слова, чтобы предать их конечной казни.

Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. К спасению моему довольно Твоего слова. Поелику Пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях, но единым словом, одних наказывает, а другим благодетельствует.

4) Да постыдятся и посрамятся ищущий душу мою, да возвратятся вспять, и постыдятся мыслящий ми злая. Пусть не успеют в том, говорит Пророк,

160

 

 

что замышляют, и плодом лукавства для них пусть будет стыд.

5) Да будут яко прах пред лицеем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Сие подобие употребил Пророки в первом псалме. Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, его же возметает ветр от лица земли (Псал. 1, 4).

6) Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их. Обрати их в бегство, повелев преследовать невидимым Ангелам. Так находим в писании, что и Ассирияне побиты Ангелом, и первенцев египетских поразил губитель. Тмою и поползновением называет падение; потому что претыкающиеся и подвергшиеся поползновению падают. А в доказательство правоты молитвы Пророк присовокупляет:

7) Яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Несправедливые козни употребляют против меня, говорит Пророк. Слово: поносиша Симмах перевел: подкопались; дает же разуметь в тайне уготовляемую пагубу.

8) Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и всеть да впадет в ню, то есть, пусть подвергнутся сами тому, что другим уготовляют, пусть запутаются в собственных сетях, потерпят неожиданное уловление. Сие-то выразил Пророк словами: сеть, юже не весть.

9) Душа же моя да возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. 10) Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? А я и услаждение и веселие находить буду: в Твоих благах, Владыка, и всеми составами моими возопию, что Ты единый Бог. Ибо слова: кто подобен Тебе? означают: Ты единый Бог, имеющий державу над всеми.

Избавляли нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его. Ты не попускаешь,

161

 

 

чтобы убогие теснимы были сильными; но обуздываешь последних, и вспомоществуешь первым.

11) Воставше на мя свидетеле неправедны, я же не ведях, вопрошаху мя. Подвергся я клевете, говорит Пророк, обвиняемый в том, чего и не думал. Поелику Саул, уязвляемый завистью, подозревал Давида, что замышляет похитить у него власть, и потому продолжал враждовать на него; то, воспользовавшись сим, ненавистники не переставали слагать на него клеветы. Их-то называет Давид свидетелями лживыми. В числе их были Доик, Зифен, и кроме их другие многие.

12) Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей. Я низложил Голиафа, который самонадеянно величался пред целым народом, я неоднократно преодолевал иноплеменников, и его самого духовными бряцаниями освобождал от демонского неистовства; а он не перестает враждовать на меня, намереваясь предать смерти и забвению всеми. Ибо безчадием назвал Пророк забвение; так как память о человеке сохраняется детьми. Посему Бог всяческих и говорит через Пророка Исаию; да не глаголет каженик: аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником избирающим, яже Аз хощу, дам им в дому Моем и во ограде Моей место чудное, и имя доброе, лучшее от сынов и дщерей (Ис. 56, 3-5).

13) Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Из сего научаемся, как должно преодолевать несчастия. Облекаясь во вретище, и изнуряя себя постом, говорит Пророк, приносил я Богу моления и приобрел плоды моего прошения. Сие и значат слова; молитва моя в недро мое возвратится, то есть, помолившись, получал я от Бога просимое, и наполнялось недро мое.

162

 

 

14) Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плача и сетуя, тако смиряхся. Подлинно как брату, говорит Пророк, оказывал я ему всякую услугу, уподоблялся в смирении сетующему и плачущему, не позволяя себе высоко думать о своих заслугах. Сие показывает и история. Ибо на вопрос Саула: ты ли, чадо Давиде? отвечал, говоря: раб твой, господи царю (1 Цар. 26, 17). И еще: почто гониши, господи царю, в след пса умерша, и вслед блохи единыя (Цар. 26, 18; 24, 15)?

15) И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах. Они наступали на меня со множеством людей, надеясь умертвить, и нападали внезапно, покушаясь захватить, когда и не знал я об опасности. Слова: собрашася на мя раны, и не познах, Симмах перевел так: собрались на меня бойцы, а я и не знал.

Разделишася, и не умилишася, то есть, и обманувшись в надежде, и будучи рассеяны, не раскаялись в том, что умыслили худого, но опять обратились к тому же.

16) Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Испытали все способы, говорит Пророк, намереваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами; а иногда скрежетали, рыкая по львиному.

17) Господи, когда узриши? Пророк сказал это не в виде жалобы, но желая помощи, то есть, когда явишься, и защитишь обиженного?

Устрой душу мою от злодейства их. Соделай, чтобы душа моя преодолела все их ухищрения. Избавь от лев единородную мою. Сказав выше: поскрежеташа на мя зубы своими: поелику скрежет свойствен львам, справедливо назвал их и львами, изобличая кровожадность и зверство сердца. Слова: единородную мою Симмах перевел: одино

163

 

 

чество мое, то есть душу, лишенную всякой человеческой помощи.

18) Исповемся Тебе в Церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. В людех тяжцех Симмах выразил: в многочисленном народе. Было же это предречение, и предречение исполнившееся. Ибо по всей земле и на море через уверовавших песнословит Бога божественный Давид. Церковью же многою и народом многочисленным называет он церкви целой вселенной.

19) Да не возрадуются о мне враждующий ми неправедно, ненавидящий мя туне и помизающии очима. Здесь опять делает упоминание о подстрекавших Саула, которые лицемерно показывали дружбу, и поступали как враги. Тоже яснее выразил Пророк и в последующих словах.

20) Яко мне убо мирная глаголаху, и на гнев лести помышляху; потому что, употребляя слова дружелюбные, как бы в земле какой покушались скрыть гнев, имея сердца исполненные коварства.

21) Разшириша на мя уста своя, реша: благо же, благо же, видеша очи наша. А усмотрев, что ощутил я злоумышление, обнаружили наконец скрываемую неприязнь, и громко изъявляли радость о моих бедствиях.

22) Видел eси, Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи отмене. 23) Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Ты судия, Владыка, все назираешь, и ничто не избегает надзора Твоего. Воззри и на то, что сделано, и не оставь меня лишенным Твоего промышления. Но рассуди, и вскоре изреки приговор. Тоже значати последующие слова.

24) Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне враги мои. 25) Да не рекут в сердцах своих: благо же, благо же

164

 

 

души нашей: ниже да рекут: пожрохом его. Если умедлишь судом, Владыка; снова посмеются они, болезни мои обратят для себя в повод к радости, и злосчастие мое почтут собственным своим благоденствием.

26) Да постыдятся и посрамятся вкупе радующийся злом моим: да облекутся в студ и срам велеречующии на Мя. Теми прилично быть в стыде, которые сами издеваются над ближними. Почему Пророк и испрашивал, чтобы в стыде были величавые и велеречивые.

27) Да возрадуются и возвеселятся хотящий правды моея: и да рекут выну, да возвеличится Господь, хотящий мира рабу Его. Да не престают же веселиться и радоваться желающие мне благ, радеющие о том, чтобы мне быть в мире; и увидев, что достиг я оного, да песнословят Тебя Владыку.

28) И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей. А я, пользуясь Твоим промышлением, день и ночь буду поучаться в заповедях Твоих, и непрестанно песнословить благодеяния Твои. Слова: весь день Симмах: перевел: всякий день, означая тем непрестанное песнословие.

Сими оканчивается псалом. А я умоляю читающих не обращать для себя в какой-либо вред молитвы праведника, и не извлекать отсюда повода к проклятью врагов, но знать, что Пророк проводил жизнь по духу закона, а не Евангелия. Закон же повелевал любить ближнего, и ненавидеть врага. Но Владыка Христос, указуя совершеннейшую добродетель, изрек: речено есть древним: возлюбиши искренняго Твоего, и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, и благословите гонящих вас (Матф. 5, 43, 44). Согласно же с сим и божественный Апостол сказал: благословите, а не клените (Рим. 12, 14). Посему, взирая на сие

165

 

 

различие, знайте, что сообразно закону, и что сообразно благодати. Притом же и блаженный Давид, не проклиная говорил это, но пророчески предрек, что несомненно будет. А что и он не мстил обижающим, по евангельскому законоположению, о сем послушайте, что говорит сам он: аще воздах воздающим ми злая: да отпаду убо от враг моих тощь: да поженет убо враг душу мою, и да постигнет и поперет в землю живот мой и славу мою в перст вселит (Псал. 7, 5. 6). Не подумай, чтобы говорил он только это, а на деле не исполнял; напротив того за словами следовало и исполнение. И дела яснее слов. Ибо, два раза имея врага в руках, не только сам не умертвил, но воспрепятствовал сие и намеревавшимся умертвить. А когда пал враг на брани, горько его оплакивал; и известившего о смерти его, поелику извещал с услаждением, и хвалился, будто бы сам убил, предал смерти. Распространиться же о сем почел я нужным ради тех, которые сами кленут и представляют в пример божественного Давида, чтобы они с пользой для себя брали в образец высокое Давидово любомудрие.


Страница сгенерирована за 0.28 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.