Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 32-го

Не надписан у Еврей.

Это приписали Семьдесят, переводя псалом, то есть: не ищи в переводе надписания; потому что надписания мы не нашли. Изречен же псалом сей блаженным Давидом о том, что совершилось при чудном Езекии, и произносится как бы от лица самого Езекии, побуждающего народ к песнопению, после чудесной победы и погибели Ассириян.

1). Радуйтеся, праведнии, о Господе. Слово: радуйтеся Акила, подобно и Симмах, во многих местах перевели: хвалите.

Правым подобает похвала. Познавшим Бога и освободившимся от заблуждения прилично всегда песнословить Бога. Потом Пророк научает, как надлежит им совершать песнословие.

2). Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему: 3). Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием. Все же сие совершалось согласно с предписанным в законе богослужением; потому что употреблялись при богослужении и гусли, и кимвалы, и тимпаны, и другие музыкальные орудия. А восклицание есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов. Но и нам приличествует сказанное в духовном смысле: и нам возможно себя

150

 

 

самих устроить в благозвучный и всестройный орган, и всеми, и чувственными и умственными, способностями души песнословить Бога.

4). Яко право слово Господне, и вся дела Его в вере. Правдиво, говорит Пророк, правит всем Господь всяческих, и нам предоставил зрение дел Его, призывая нас веровать, а не пытливо доведываться, как совершаются.

5). Любит милостыню и суд Господь; потому что совершаемое Им повелевает всем принимать без пустого любопытства и колебания в мыслях, заботиться же о жизни и украшать ее милостью и судом.

Милости Господни исполнь земля. Надлежит уподобляться Творцу, говорит Пророк. Как Он домостроительствует с милостью и милосерд к обиженным, — так и мы должны обидевших преследовать судом, а обиженным оказывать милость. Ибо и человеколюбивый Владыка наш на Ассириян изрек суд, а нас сподобил пощады и человеколюбия. Так, сказав о Божием Промысле, Пророк начинает речь о создании и учит, что Бог, все создав, всем правит и промышляет о тварях, как о Своих собственных, а не чуждых Ему.

6). Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. Бог созидая, говорит Пророк, не имел нужды ни в труде, ни во времени; но достаточно Ему было слова, чтобы сотворить. Рече: да будет твердь, и бысть тако; да будут светила на тверди небесней, и бысть тако (Быт. 1, 6. 14. 15). Таков с первого взгляда представляющийся буквальный смысл пророческих слов; потому что оный и был сообразен с силами древних Иудеев. Истинное же богословие указует нам Бога-Слова со Всесвятым Духом, сотворившего небеса и небесные Силы. И пророчество сие предваряет евангельское учение. Как божественный Иоанн,

151

 

 

сын громов, научил целую вселенную, что в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Иоан. 1, 1. 3): так и блаженный Давид предвозглашает, говоря: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. Пророк не приписывает отдельно создание небес Богу-Слову, а сотворение сил Всесвятому Духу; напротив того говорит, что то и другое сотворено Богом-Словом и Святым Духом. Под Силами же небесными одни разумели небесные светила, а другие — невидимые Силы. Но мне кажется более справедливым последнее; потому что Пророк, указуя Создателя Бога, упомянул не о видимой только твари.

7). Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны; потому что все водное естество, как бы в сокровищницах каких, содержит Бог заключенным в отдельных вместилищах; когда же восхошет, привлекает в выспренний воздух, и как в мехе каком собирает в облаках. Почему говорит Пророк: возводя облаки от последних земли (Псал. 134, 7). И в другом еще месте говорит божественное Писание: призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице земли (Амос. 5, 8).

8). Да убоится Господа вся земля, от Него же да подвижутся вси живущии по вселенней: 9). Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася. Упомянув о небесах, и о невидимых Силах, а потом о водной сущности, Пророк изводит на среду и землю, и населяющих ее, научая, что они — Божии создания, и повелевая им бояться и трепетать Творца, и повиноваться Его мановениям. Слово: да подвижутся Симмах заменил словом: да благоговеют, а Акила: отступят в страхе, благоговение вселенной относя к будущему времени; потому что люди возымели этот страх не тогда, как Пророк произно-

152

 

 

сил слова сии, но по вочеловечении, страдании и воскресении Владыки Христа.

10). Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. 11). Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. Сказанное Пророком допускает двоякое толкование; потому что Господь не только разорил советы Ассириян, Сеннахирима и Рапсака, и показал силу и истинность собственного Своего совета, но и в целой вселенной рассеял восстания язычников на Апостолов, и явной сделал для всех державу собственной Своей силы. Сие и дает разуметь пророческое слово, сказав: помышления сердца Его в род и род. Упоминать о двух родах показывает, и что было тогда, и что будет после.

12). Блажен язык, ему же есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе. Ублажать должно, говорит Пророк, не богатством надмевающихся, но возложивших упование на Бога, и пользующихся Его помощью. Людьми же избранными, которые именуются Божиим наследием, древле был народ иудейский, а потом народ избранный из язычников и приемлющий лучи веры. Ибо сказано: проси, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Псал. 2, 8).

13). С небесе призре Господь, видя вся сыны человеческия: 14). От готоваго жилища Своего призре на вся живущия на земли. Сие говорил Пророк и в тринадцатом псалме, предрекая то же самое. И поелику сказал: призре, то, чтобы не подумал кто, будто бы Бог не знает того, на что отваживаются люди, кстати присовокупил:

15). Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их, то есть, сказал я о Боге всяческих, что Он призре, но призре, не как незнающий и

153

 

 

желающий дознать, а как судия, изрекающий приговор; потому что Сотворившему душу возможно ли не знать движений ее? Пророк употребил слово: сердца вместо: разум.

16). Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. 17). Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется. Из самых событий дознаем, что не должно полагаться ни на телесную силу, ни на душевное мужество, ни на быстроту коней, ни на множество подданных; потому что, всем этим избыточествуя, Сеннахирим не получил от сего пользы, но подвергся конечной гибели. Итак, что же должно делать? покажи нам Пророк.

18). Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его: 19). Избавити от смерти души их, и препитати я в глад. Всеми благами, говорит Пророк, снабдевает благочестие: оно привлекает Божественное промышление, полагает преграду наступающей смерти и нищете, дарует же множество благ. Вероятно же, что, во время осады при Езекии, заключенные в городе имели недостаток в необходимом, а потом с гибелью неприятеля избавились и от сего бедствия.

20). Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть: 21). Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя Святое Его уповахом. Поэтому, насладившись столькими благами, имеем твердую надежду на Бога, и всегда от Него ожидать будем помощи; потому что Он даровал нам и настоящую радость. Потом, сказал: яко во имя святое Его уповахом, испрашивает и милости равномерной надежде. Ибо говорит:

22). Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Весьма великого дерзновения слово сие, и смело для нас. Ибо кто имеет такое упова-

154

 

 

ние, чтобы бестрепетно сказать: соразмерь милость с моим упованием? Впрочем, в священном Евангелии научает и сему Владыка: ею же мерою мерите, возмерится вам (Матф. 7, 2). Посему, приобретем, как совершенное и искреннее упование, так и жизнь, сообразную с упованием, чтобы плодом сего иметь великую милость.


Страница сгенерирована за 0.47 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.