Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 24-го

В конец, псалом Давиду. Псалом сей имеет вид молитвы. Посему, вероятно, надписание не именует его и псалмом. Некоторые писатели утверждали, что в нем предсказывается плен, и изъясняли оный, как изреченный пленными, имея при сем в виду одно окончание псалма, где сказано: избави Боже Израиля от всех скорбей его. Но думаю, что псалом сей изречен блаженным Давидом, когда видел он многие восстания врагов. Посему и приводит себе на память прежние и новые грехи, и умоляет об избавлении от них. Преподает же и полезный для людей совет.

1). К Тебе Господи воздвигох душу мою. Боже

114

 

 

мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеютмися врази мои. Отовсюду окруженный тысячами неприязненных мне, Тебе, Владыка, приношу душу мою, и на Твою полагаюсь помощь, умоляя о том, чтобы не проводить мне жизнь в непрестанном стыде и не быть посмешищем для врагов.

2). Ибо вси терпящии Тя не постыдятся. 3) Да постыдятся беззаконнующии вотще. У меня есть, говорит Пророк, достаточное ручательство в надежде — уверовавшие уже в Тебя и воспользовавшиеся Твоей помощью. Ибо Тебе обычно промышлять о них, постыжать же живущих беззаконно. Надлежит же заметить: не просто о согрешающих, но о беззаконнующих вотще Пророк сказал, что исполнятся они стыда; потому что не все одинаково прегрешают, но одни поползаются по какому-либо обстоятельству, или по естественной немощи, а другие услаждаются беззакониями, и придумывают новые.

4). Пути Твоя Господи скажи ми, и стезям Твоим научи мя. 5) Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. А я прежде всего испрашиваю того, чтобы распознавать мне пути Твои, изучать стези к Тебе ведущие и постоянно ходить путем непогрешительным и истинным; а потом испрашиваю и того, чтобы на самом деле дознать, что Ты мой Спаситель; потому что непрестанно ожидаю от Тебя человеколюбия. Пророк сказал: весь день в значении: всегда, и хочет показать, что не в его обычае иногда иметь такое намерение, а иногда вместо него принимать другое.

6). Помяни щедроты Твоя Господи, и милости Твоя, яко от века суть. 7) Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя. Всегда кротко и человеколюбиво, говорит Пророк,

115

 

 

управляешь Ты людьми; умоляю и теперь дать мне изведать сию благость, и памятовать человеколюбие Твое, а не грех мой; и о мне памятуя, Владыка, поступи со мною по щедротам, а не по правде. Ибо сего испрашивал в приведенных словах: по великой милости Твоей помяни мя Ты; не грех мой, но меня помяни человеколюбиво. Ради благости Твоея Господи. Умоляю, сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию.

8). Благ и прав Господь. Не без причины употребил я слова сии, говорит Пророк, но зная, что Владыка не только правдив, но и человеколюбив. Сему везде научает нас божественное Писание. Таково следующее изречение: милость и суд воспою Тебе Господи (Псал. 100, 1); и другое: милостив и щедр Господь и праведен (Псал. 111, 4); и: Бог наш милует (Пс. 114, 4); и еще: Бог судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день (Псал. 7, 12).

Сего ради законоположит согрешающим на пути. 9) Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим. Яснее перевел это Симмах: посему укажет согрешающим путь; потому что, водясь благостью, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостью и простотой, научает различать свойство вещей, и ведет к познанию всякого своего домостроительства, чтобы простота, став напутствием к неведению, не причинила им великого вреда. Потом Пророк показывает свойство упомянутых им путей.

10). Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его. Ибо непрестанно поучающиеся в священных словесах в точности дознают из оных, что всякое домостроительство Бога и Спасителя нашего срастворено мило-

116

 

 

стью и истиной. Кающимся, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение; непобедимых подвижников добродетели провозглашает и венчает, произнося приговор Свой с истиной; а на живущих беззаконно и не приносящих покаяния налагает наказания по уставам истины.

11). Ради имене Твоего Господи, и очисти грех мои: мног бо есть. Посему, говорит Пророк, умоляю Тебя быть снисходительным к грехам моим, не ради ревностного моего покаяния, но ради того именования, какое имеешь Ты по человеколюбию, и потому что на имени Твоем основал я надежды свои.

12). Кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи. 13) Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Отсюда начинает Пророк наставление, предлагает полезный совет, и боящимся Господа обещает всякое о них промышление. И поелику много различных родов жизни благочестивой, жизнь монашеская и общежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь частная и военная, царственная и промышленная, мореходная, земледельческая и другие многие и разные роды жизни; в каждом же роде жизни можно угождать Богу: то не без причины изрекло пророческое слово: кто есть человек бояйся Господа? законоположит ему на пути, его же изволи, то есть, в том роде жизни, какой решился человек проводить, даст ему приличные и сообразные законы. Так божественный Иоанн Креститель вопрошавшим мытарям, что им делать, советовал, не брать больше установленного, и воинам — никого не обижать, довольствоваться оброками, то есть, определенной пищей (Лук. 3, 12—14). Так божественный Апостол предписал в отношении друг к другу законы рабам и господам, детям и родителям,

117

 

 

мужьям и женам (Ефес. 6). Посему исполнившим сии законы пророческое слово обещает и наслаждение души благами, и благословение семени. Ибо душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. И поелику чадородие и то, чтобы оставить по себе наследников, всего вожделеннее Иудеям, а тоже самое желательно и ныне избирающим жизнь общественную; то Пророк побуждает с сего восходить к деланию добродетели.

14). Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Яснее перевели это Симмах и Феодотион: тайна Господня боящимся Господа, и завет Его объявит им. Слышим же, что Сам Владыка говорит чрез Пророка Исаию: таинства Мои Мне и Моим 1). Ибо не просто всем, но боящимся, открывает сие, и указует цель божественных словес Его. Да и по переводу Семидесяти, держава Господь боящихся Его, соделывая их непобедимыми и превозмогающими врагов.

15). Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Очами и здесь опять называет очи ума, которые Пророк, по словам его, возводит ко Господу, ясно зная, что при Его попечительности избежит козней устрояемых врагами.

16). Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Слово: единород прочие переводчики перевели: одинок. Говорит же Пророк: я лишен всякой помощи; потому умоляю сподобить меня Твоего заступления. Весьма же трогательно выразился: призри на мя и помилуй мя, то есть, воззри на мое одиночество и на множество осаждаю-

___________________

1) Слов сих не читается в известных ныне изданиях, но до Concord. Or. Vers. 70. Interpr. Abrahami Trommii указываются оныя Исаии в гл. 24. ст. 17.

118

 

 

щих меня врагов; ибо, увидев сие, без сомнения сжалишься.

17). Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. 18) Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся беззакония моя. Отвсюду, говорит Пророк, окружают меня многие горести; поэтому, сие смирение и бедствование мое противоположив на весах беззакониям моим, даруй оставление грехов, и прости меня.

19)  Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Если, говорит Пророк, и недостойным человеколюбия представляюсь я, борясь с столькими бедствиями, то воззрев на несправедливую неприязнь врагов, удели мне Своего человеколюбия. Ибо пред Тобой прегрешил я, преступив Твои заповеди; они же враждуют против меня несправедливо, ничего не имея, в чем бы обвинить меня.

20). Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко призвах Тя. Если и преступил я некоторые из законов Твоих; то не отделял себя от Твоего промышления; потому и умоляю сохранить и спасти меня от враждующих.

21). Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя Господи. Добродетели свойственно и сие — ненавидеть обращение с людьми худыми, иметь же близкими к себе и друзьями уважающих беспристрастие, водящихся правотой и свободных от порока. Пророк сказал о себе, что и он делал это, думая угодить тем Владыке.

22). Избави Боже Израиля от всех скорбей его. Прилична царю сия принесенная им Богу молитва. Ибо тому, кто поставлен правителем, надлежит прилагать всякое попечение о подданных. Посему-то и блаженный Давид приносил молитву не о себе только, но и о вверенном ему народе. Сверх того

119

 

 

спасение царствующего правдиво и благоуспешно составляет общую пользу народа. Но слова сии имеют и иный смысл. Израиль разделялся и при Сауле, и при Мемфивосфее, и при Авессаломе. Посему Пророк говорит: если буду пользоваться Твоей помощью, и превозмогу неприязненных мне; то и самый Израиль, прекратив междуусобную войну, приобретет мир, и насладится Твоими благами.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.