Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 20-го

1) В конец псалом Давиду. После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и

95

 

 

узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя.

2) Господи силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. 3) Желание сердца его дал ecи ему, и хотения устну его неси лишил его. Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимого. Ибо присовокупил и сие:

4) Яко предварил eси его благословением благостынным: положил eси на главе его венец от камене честна; потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем.

5) Живота просил есть у Тебе, и дал eси ему долготу дней во век века: то есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: во век века указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость.

6) Велия слава его спасением Твоим: славу и ее лелепие возложиши на него: потому что не только даровал ему спасение, но и соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления, как чудесным избиением врагов, так и возвращением вспять солнца. А сие соделалось столько известным повсюду, на суше и на море, что царь вавилонский прислал дары тем, которые сами прежде приносили дары Ассириянам. Ибо по избиении Ассириян, пар сей догадывался, что ради Езекии же и солнце совершило, или потерпело, это возвращение.

7) Яко даси ему благословение во век века: возве-

96

 

 

селиши его радостью с лицем Твоим. Да и во всех родах будет он славен, возымев такое дерзновение пред Тобою. Ибо слова: с лицем Твоим Симмах перевел: пред лицем Твоим. Посему» говорит Пророк, возвеселится и будет иметь непрестанное услаждение, сподобившись Твоего лицезрения, то есть, Твоего благоволения. А причиною сего было то, что на Тебя возложил упование. Ибо Пророк присовокупил следующее:

8) Яко царь уповает на Господа: и милостью Вышнего не подвижится. Берет он верх над враждующими, пользуясь Твоею благодатью; а пользуется ею, ни на одного человека не возлагая упования, но единственно по надежде на Тебя.

9) Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим: десница Твоя да обрящет вся ненавидящии Тебе. Яснее выразил это Симмах: рука Твоя обымет всех врагов Твоих, десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя. Тесную же связь имеет сказанное с предыдущим. Царь не напрасно ободрял себя надеждою на Тебя, но зная, что возможет сокрушить всех врагов десница Твоя. Словами же: десница и рука Пророк наименовал опять Божию действенность.

10) Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. 11). Плод их от земли погуби· ши, и семя их от сынов человеческих. Не трудно Тебе, говорит Пророк, разжечь их на подобие печи, и как удобовоспламеняемое вещество истребить огнем, не их только, но и потомков их (ибо потомков наименовал и с теменем и плодом), чтобы изгладилась всякая память о них. Сказал же: во время лица вместо: во время гнева Твоего, когда заблагоразсудишь совершить это, и признаешь время благопотребным к наказанию.

97

 

 

12) Яко уклониша на Тя злая; потому что против Тебя воздвигли язык, и изрекли слова хульные.

И омыслиша советы, их же невозмогут составити. В некоторых списках читается: составити. А Сим- мах выразился так: помыслили помышления невозможные. И сим предрекает Пророк хульные изречения Ассириянина: да не обольщает Тебя Бог, на Которого возлагаешь Ты упование, что избавит Иерусалим от руки моей. О сих то изречениях говорит, что помыслили помышления невозможные, или помыслиша советы, их же не возмогут составити, понадеявшись, что, как преодолели идолов, так преодолеют и Бога истинного.

13) Яко положиши я хребет Симмах же выразил так: потому что поставишь их смотрящими взад. Ибо избежавших поражения от Ангела обратишь в бегство, и принудишь показать тыл, чтобы, пришедши домой, возвестили они о совершившемся. Пророк же представил сие в виде предсказания, как еще несбывшееся.

Во избытцех Твоих уготовиши лице их. Сие, как утверждали иные, сказано в обратном смысле, и разумели так: во избытцех Твоих уготовиши лице Твое, то есть, подвергнешь наказанию оставшихся и спасшихся бегством. Но можно, и удерживая тоже словосочинение, приспособить к словам туже мысль. Во избытцех Твоих уготовиши лице их; потому что не трудно и удобно для Тебя подвергнуть их остающимся у Тебя казням, и тех, которые спаслись бегством, обратили хребет, и думают, что избежали смерти, возможно Тебе остановить, возвратить и наказать.

14) Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Не как униженный возносится Бог, и не что-либо такое, чего не имел, восприемлет, но Он открывает, что имеет. Посему справедли-

98

 


во сказал Пророк: вознесися Господи силою Твоею. Ибо высота Твоя доказывается неизреченною силою, которую мы непрестанно будем воспевать и песнословить Тебя, поведая чудеса Твои.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.