Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 18-го

1). В конец, псалом Давиду. От блаженного Павла приобретаем мы сведение о трех видах божественных законов. Он сказал, что закон дан был людям без письмени в самом творении и

87

 

 

естестве. Не видимая бо Его, говорит Апостол, от создания мира творении помышляем а видима суть (Рим. 1, 20); и еще: егда бо языцы неимуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон (Рим. 2, 14). Великим же Моисеем предан закон в письмени. Ибо Апостол говорит: преступлений ради закон приложися. вчинен Ангелы рукою Ходатая (Гал. 3, 19). Но Апостолу известен и третий закон, данный после первых, закон благодати. Закон бо духа жизни свободил мя есть, говорит он, от закона греховного смерти (Рим. 8, 2). И блаженный Давид в настоящем псалме преподает людям согласное с сим учение, и в том же самом порядке. Сперва говорит о законе, который в твари проповедует Создателя, потом о законе, который дан Моисеем и желающим внимать сообщает большее ведение о Создателе, а после сего о законе благодати, который совершенно очищает души и освобождает от настоящего растления. Посему и в конец отсылает нас псалом, предрекая в конце новый завет.

2) Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Видимой только лепоты небес, видимого их величия, говорит Пророк, достаточно к тому, чтобы проповедать силу Создателя. Если кто видит великое и красивое здание, тот дивится строителю дома, и кто рассматривает хорошо и красиво устроенную ладию, тот представляет в мыслях строившего судно, и при воззрении на изображение сама собою приходит мысль о живописце; тем паче видимая тварь взирающих на оную руководствует к Создателю. Пророк же упомянул о небе и о тверди, сообразно с учением великого Моисея; потому что и он сперва сказал о сотворении неба, а потом повествует о создании

88

 

 

тверди, которую Бог, как сказано, наименовал также небом (Быт. 1, 8). Никому да не покажется странным именование: небеса, употребленное во множественном числе. Ибо Писанию обычно употреблять сие именование, иногда в единственном, а иногда во множественном числе. И в единственном числе именует блаженный Давид; ибо говорит: небо небесе Господеви (Псал. 113, 24); и еще: одевающему небо облаки (Псал. 146, 8). Но он также и в числе множественном говорит: хвалите Его небеса небес (Псал. 148, 4). И сие имеет тоже значение, что и выражение: небо небесе Господеви. Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимого есть тоже, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес. А мы видим, что и города имеют у нас двоякое именование. Ибо один город называем и Тарсом и Тарсами, одному и тому же городу даем название Ѳивы и Ѳив; так древние употребляли название Микены и Микен, зная, что город один, хотя именуется во множественном числе. Сие же сказано мною не без причины, но ради тех, которые покушались насчитывать много небес.

3)  День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум: потому что установленное преемство дня и ночи указует положенные Создателем пределы, которых не смеет преступить неодушевленная тварь. День и ночь, сообразно с потребностью людей возрастающие и убывающие, друг у друга заимствующие время, и опять друг другу уплачивающие долг, доказывают бодрствующий над ними Промысл. Выражения же: отрыгает глагол, возвещает разум, поведают славу не то дают разуметь, что видимые твари одушевлены; напротив того видим некое олицетворение, вразумляющее всякого, как

89

 

 

видимым возводиться к невидимому Богу и Ему приносить песнопение.

4) Не суть речи, ниже словеса, их же не слышатся гласи их: 5) Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их. Яснее перевел сие Симмах, сказав: и ночь ночи возвещает ведение, не речениями и словами, которых гласа не слышно; напротив того, во всю землю изошло вещание их, или. по переводу Акйлы, правило их; потому что, не слова и речения произнося, но показывая правило и собственно чин свой, всю сушу и все море призывают к божественному песнопению.

В солнце положи селенге свое: 6) И той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь. 7) От края небесе исход его. и сретение его до края небесе. И это яснее перевели три переводчика, сказав: солнцу положи селение в них, то есть, в небесах. Так и великий Моисей учил: и сотворил  Бог два светила великая, и положи я на тверди небесней, еже септи ти на землю. (Быт. 1, 16. 17). Тоже самое сказал и божественный Давид, что положил солнцу селение на небесах, и катясь по небу, уподобляется оно красотою жениху, с великим благолепием выходящему из чертога, а быстротою—некоему исполину, с великою силою и крепостью совершающему путь.

И несть иже укрыется теплоты его. Слово теплота Пророк употребил здесь вместо слова: свет, показывая, что действенность света солнечного больше, нежели действенность света рукотворенного; почему и в дали находящиеся могут наслаждаться теплотою солнечною. Тогда как свет рукотворенный не в состоянии производить сего действия на тех, которые не приближаются к нему, солнце, и издали посылая лучи, вместе с светом сообщает и теплоту. И сего достаточно к тому, чтобы показать людям

90

 

 

Творца. Однако же Бог дал в помощь и закон, который бы заблуждающихся мог возвращать на путь. Ибо Пророк говорит:

8) Закон Господень непорочен, обращали души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы.

9) Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. 10) Страх Господень чист, пребывали в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе: 11) Вожделенны, паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота. Законом, свидетельством, оправданиями, заповедью, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: сия оправдания и суды, какия дал Господь Моисею (Втор. 4, 45), а в другом месте: сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его. Называется же законом, потому что благо  устроняет и в совершенство приводит общественную жизнь; а свидетельством, потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление; оправданиями же, потому что научает справедливому, и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и заповедью, потому что заповедует и со властью повелевает, что должно делать; судьбами же, потому что указует Божественные определения и научает, каких благ сподобится сохраняющий закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что Закон Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческие души, и соделывает их неукоризненными, а свидетельство, устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце оправдания, указывая причину нашего оправдания; а заповедь просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и

91

 

 

страх Божий, внушая хранение Божиих законов,, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо страх Божий наименовал чистым, то есть, неподлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостью; судьбы же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законные почести и наказания. Посему сказал, что они дороже золота и драгоценных камней и сладостнее меда, но не для всякого человека, а для того, кто истинно человек, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотам несмысленным (Псал. 48, 21).

12)  Ибо раб Твои хранит я. Какое же от сего приобретение? Скажи яснее.

Внегда сохранити я воздаяние много; то есть, решившимся хранить их предлежит самое великое воздаяние. И поелику сказал о себе, что хранит судьбы Божии; то, приведя себе на мысль человеческую немощь, и размыслив о чрезмерной силе сего изречения, немедленно присовокупил:

13)  Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя. Хотя с великим усердием намереваюсь хранить заповеди Божии, но, по естественной немощи, и против воли увлекаюсь во многое, и в ином погрешаю, сам того не ведая, а в ином, препобеждаясь встретившимися обстоятельствами. Хотя избегаю греха на самом деле, но помыслы наполняют меня всякою нечистотою. Посему умоляю Тебя, Который можешь соделать чистым, и взываю к Тебе: от тайных моих очисти мя.

14)  И от чуждых пощади раба Твоего. Не помыслы только окружают меня, но осаждает и полчище демонов. И одни злоумышляют отвне, другие содействуют внутри. Справедливо же назвал их чуждыми, как неприязненных и врагов, совершенно отрекшихся от свойства с нами.

92

 

 

Аще не обладают мною, тогда непорочен буду, н очищуся от греха велика. 15) И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего предо мною выну. Вожделеваю воспользоваться Твоею помощью, чтобы, избежав их козней, мог я представить Тебе душу чистою от всякой укоризны, и, получив от Тебя прощение за прежние грехопадения, приносить Тебе вечное песнопение, непрестанно поучаясь в словесах Твоих. А сим предвозвещает новый завет, благодать крещения и дар всесвятого Духа, с которым верующие приемлют оставление прежних грехопадений, и имея в нем достаточную помощь на последующее время, преодолевают восстающие страсти и злокозненных лукавых духов. Пророк присовокупляет к сему.

Господи помощниче мой и избавителю мой. Кстати приложив к псалму сие заключение, призвал Господа, как Творца и Создателя, и Избавителя, как возрождением всесвятого крещения освобождающего от прежнего растления, избавляющего от рабства демонского, дарующего нетление и бессмертие. Псалом объемлет в себе то и другое, и начало его учит о создании и промысле, средина—о законе, а окончание—о благодати. Ибо говорит: грехопадения кто разумеет? И от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади раба твоего, и: Господи, помощниче мой и избавителю мой. Податель же сих благ есть новый завет.

93


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.