Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Изъяснение псалма 17-го

1) В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день в онь же избави его Господь от руки всех враг его, и из

руки Саула и рече. Надписание ясно и не требует истолкования. И в надписании царей излагается смысл псалма сего. Достойно же удивления любомудрие Пророка. Ибо, столько козней претерпев от Саула, не причислил его ко врагам, но отделив от враждующих, упомянул не как о неприязненном. Прилагается же в надписании: в капец: потому что псалом заключает в себе и пророчество о призвании язычников и об отчуждении Иудеев, что произошло на последок отдаленных времен.

1) Возлюблю Тя Господи крепосте моя: 2) Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мои, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой. За благодеяние Пророк воздает любовью; потому что ее одну и может принести в дар Богу облагодартствованный им. Любовь и Бог узаконил в начале законоположения. Ибо сказано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея (Втор. 6, 5). А за любовью следует угождение любимому; потому что любы вся покрывает, всему веру внемлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 7. 8). Блаженный же Давид дает обещание любить Бога, не как уже исполнивший сие совершенно, но как недопускающий и возможности насытиться сею любовью. Потом переименовывает божественныя благодеяния, и из списка полученных им благ делает список имен Божиих, и называет Бога крепостью, как приявший крепость; утверждением, как соделавшийся твердым против врагов; прибежищем, как имевший Бога стеною и твердою оградою; избавлением, как избавленный Богом от неприязненных; помощником, как сподобившийся от Него помощи; защитителем, как имевший Его при времени споборником; рогом спа

77



сения и заступником, как спасенный Его промышлением. Употребил же выражение: рог спасения в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей.

4) Хваля призову Господа, и от враг мот спасуся. Из сего научаемся свидетельствовать благодарность за дарованные нам блага, и снова просить того, в чем имеем нужду. Ибо, так поступая, говорит Пророк, превозмогу неприязненных мне. Потом описывает различные восстания врагов.

5) Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мл: 6) Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. Болезнями смертными и адовыми называет угрожающия смертию опасности. Ибо, как болезни бывают при самом рождении, так великие опасности приближают к смерти. Потоками же беззакония наименовал несправедливые и частые нападения врагов. Ибо, как поток, принимая в себя оттуда и отсюда стремящиеся стоки вод, разливается внезапно; так Саул и другие враги производили на него набеги. Сетями же смертными назвал засады, ибо что сеть для бессловесных, то для воюющих засада; и то и другое служит средством нанести вред скрытно.

7) И внегда скорбети ми призвав Господа, и к Богу моему воззвать; услыша от храма святого своего глас мой. и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Когда осаждало меня столько бедствий; пренебрегши всякое человеческое пособие, призвал я Божественную помощь, и не обманулся в надежде; потому что Бог немедленно приял мои моления. Разумеет же здесь не храм рукотворенный, который не был еще тогда построен, потому что Соломон соорудил его после сего, но назвал храмом небо.

8) И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятотася и подеигошася, яко прогневася

78

 

 

на ня Бог 9) Взыде дым гитом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгорят от Него. Все это сказал Пророк, не потому что так совершенно и было, но потому что так умопредставляется верою. Бог не только в наказание, но и в устрашение людей не редко совершал это, приводя в ужас и молниями, и громами, и землетрясениями, и огнем. Так восхотев устрашить и Израиля, показал им гору Синай дымящуюся огнем. Поэтому и сей Пророк тем же самым изображал врагам наложенное на них наказание. Научает же и прочих людей не делать подобного, чтобы не потерпеть подобных казней.

10) И приклони небеса и спиде, и мрак под ногами Его. 11). И взыде на Херувимы: и лете на крылу ветреню. 12) И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его. И здесь опять, изображая пришествие Божие, приводит слушателей в не малый страх. Впрочем мы не постигаем ни нисхождения, ни восхождения Божественного естества, потому что Божество неописанно, повсюду пребывает, и все обдержит. Научаемся же чрез это разным способам домостроительства, потому что Бог является людям, иногда с благоволением, иногда в велелепии; а в иных случаях, с намерением внушить страх, являет нечто чудное и необычайное. Поэтому слова: приклони небеса и сниде, будем разуметь так, что явил собственное Свое пришествие. А мраком под ногами означается невидимость пришествия, восхождение же на Херувимов и полет ветров показывают скорость пришествия; словами: положи тму закров Свой означается незримость естества, и словами: окрест Его селение Его—сущий окрест Его свет: почему и блаженный Павел сказал: Един имеяй бессмертие, и во свете живый неприступнем (1 Тим. 6, 16).

79

 

 

Темна вода в облацах воздушных. 13) От облистания пред Ним облагая проидоша; то есть, как от густоты облаков воздух, сделавшись мрачным, издает блистание молнии; так Бог всяческих, будучи невидим, источает лучи разумного света, и карательным огнем наказывает живущих лукаво. Сие дал разуметь Пророк, присовокупив: град и углие огненное.

14) И возгреме с небесе Господь и Вышний даде глас Свой. 15). Низпосла стрелы, и разгна я: и молнии умножи, и смяте я. Сие неоднократно было и у нас: в недавно бывшие войны северных варваров, сделавших на нас нашествие, истребил Бог градом и огнем, и недавно также ополчившихся с востока Персов и надеявшихся, что без пролития крови заберут города наши, теми же связал путами, воспрепятствовал им идти далее, и одних предал смерти, а других послал вестниками совершившегося.

16)  И явишася истопницы воднии, и открышася основания вселенной, от запрещения Твоего Господи, от вдохновения духа гнева Твоего. И это было у нас во многих странах. Ибо земля подвигшись расступилась, на высоких горах открылась неизмеримая глубина, потекли воды в местах безводных. Совершает же сие Правитель всяческих, являя людям Свою карающую силу и научая, как Он, хотя во мгновение может предать конечной гибели, однако же, водясь человеколюбием, медлит наказанием, и ожидает покаяния.

17)  Низпосла с высоты, и прият мя: восприят мя от вод многих. И показывая, что в переносном смысле называет водами, присовокупил:

18)  Избавит мя от врагов моих сильных, и от ненавидящих мя: яко утвердишася паче мене; то- есть, явственно показал врагам моим Свою попе-

80

 

 

чительность. Сие выразил Пророк сказав: низпосла с высоты и прият ним, το есть, всех удостоверил, что подал мне помощь с небеси, сподобил же сего промышления, увидев силу врагов. Ибо говорит: утвердишася паче мене.

19) Предвариша мя в день озлобления моего. Здесь кажется мне, подразумевает Пророк восстание Авессаломово по совершении им греха; потому что озлоблением (что Симмах выражает словом: бедствование) именует душевную немощь, по которой совершен грех.

И бысть Господь утверждение мое. 20) И изведе мя на шпроту. Меня, ниспровергнутого и низложенного, говорит Пророк, подкрепил Бог, и тесноту пременил в широту, вместо ожидаемой смерти даровал жизнь. Тоже говорит он и в другом псалме: отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя (Псал. 117, 13).

Избавит мя. яко восхоте мя. Надеюсь же, что и в будущее время сподобит меня такой же помощи, и одержу верх над неприязненными мне, хотя и будут они иметь самую великую силу.

21) И воздашь ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею воздаст ми. 22) Яко сохраних пути Господни, и не нечествовах от Бога моего 23)  Яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене. Не вопреки справедливости, говорит Пророк, промышляет о мне Бог, напротив того, зная намерение мое, ведая, что паче всего стараюсь сохранять все заповеди Его. Поелику показал, что велика была Божия о нем попечительность; то показывает и справедливость оной, побуждая тем слушателей к добродетели, и научая, что не случайно делаемся предметом сея попечительности, а только приобретя искреннюю приверженность к Богу. Ибо Пророк желал не собственныя исчислить пе-

81

 


ред всеми заслуги, но объяснить, каким образом можно сподобиться Божественного промышления.

24)  И буду непорочен с ним. Как же можно преуспевать в этом? И сохранюся от беззакония моего. Воздерживаясь от того, что было мною сделано худо, в последующее время буду вести себя неукоризненно. Так великий Давид, будучи вынужден упомянуть о собственных своих добрых делах, чтобы показать справедливость Божественного о нем промышления, не мог утаить и учиненного им беззакония.

25)  И воздаст ми Господь по правде моей, и по чистоте руку моею, пред очима Его. Тогда-то, говорит, когда соделаюсь совершенно неукоризненным, сподоблюсь и совершенных благ; потому что Бог всяческих над всеми надзирает и с добрыми поступками (их наименовал Пророк чистотою рук) и с благочестивым намерением соразмеряет воздаяния. Потом сие же самое излагает Пророк яснее.

26)  С преподобными преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. 27) И со избранным избран будеши и со строптивым развратишися. С сердечным расположением людей сообразуешь Ты воздаяния свои, Владыка. Преподобным уделяешь, что достойно их преподобия; неповинным и свободным от греха, что им соответственно и избранным и совершенным, что совершенно, а для совратившихся с правого пути и идущих путем противоположным, устраняешь, что находят и конец сообразный с сим путем. Как же и каким образом?

28) Яко ты люди смиренныя спасеши, и очи гордых смириши. Тех, которые водятся скромным образом мыслей, или смиряются по обстоятельствам, удостоиваешь спасения, и делаешь славными. А тех

82

 

 

которые подъемлют брови и порабощены кичливостью, принуждаешь склонить взор к земле и размыслить о бедности своего естества.

29)  Яко ты просветиши светильник мой Господи. Боже мои, просветиши тму мою. Поелику тмою не редко называл скорби, то освобождение от скорбей весьма прилично именует светом. Но сие освобождение прииму, говорит Пророк, от Твоего промысла; потому что светильник, приявший в себя истинный свет (так называет он зрак раба) есть мой, и от моих образуется чресл. Сие сказует и в другом псалме: тамо возращу рог Давидовы,  уготовах Светильник помазанному моему (Псал. 131, 17).

30)  Яко Тобою избавлюся от искушения, и Богом моим прейду стену. Всякого злоумышления, всяких сетей (сии сети называет искушением и стеною) избегну по Твоей благодати.

31)  Бог мой, непорочен путь Его. Правдиво управляешь всем, а потому и не теряю благодушия.

Словеса Господня разжжена. А сие дознал я из Твоих нелживых словес; ибо разжженным, как сказали мы уже прежде, называет, что испытано и не имеет в себе подлога.

Защититель есть всех уповающих на Него. Не я один пользуюсь сею помощью; ею пользуются все имеющие такую же на Него надежду.

32)  Яко кто Бог, разве Господа? и кто Бог, разве Бога нашего? Ибо нет другого Бога, так чтобы один Бог подавал просимое одному, а другой другому.

33)  Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Его силою укрепившись, и я поспешаю шествовать стезею правою.

34)  Совершали позе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя. Как еленям в естестве их дал

83

 

 

силу попирать ядовитых животных; так и мне дал силу превзойти и стать выше врагов.

35)  Научаяй руце мои на брань. Ибо, воздевая их на молитву, преодолеваю неприязненных мне.

И положил eси лук медян мышца моя. Потому устроил, что мышцы мои, подобно медному и несокрушимому луку, мешут стрелы во врагов.

36) И дал ми eси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя: и наказание Твое исправит мя в конец: и наказание Твое то мя научит. Согрешившего вразумил Ты, падшего восставил; и показал, какое зло—грех, и сподобил спасения.

37)  Уширил eси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. В тесноте скорби дал Ты мне простор утешения, и им то воодушевляемый до ныне продолжаю жизнь. Сказанное: уширил eси Симмах выразил; распространил.

38)  Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся дондеже скончаются. 39)  Оскорблю их, и не возмогут стати: падут под ногама моима. Так, укрепившись под Твоим промышлением, надеюсь преодолеть всех неприязненных мне, и не отступать, пока не соделаю их снова покорными себе. Ибо сие выразил, сказав: падут под ногама моима.

40)  И препоясал мя ecи силою на брань: спял eси вся востающие на мя под мя. Мне даровал мужество и силу, а стремлению врагов положил преграды: это было и с Голиаѳом, и с Саулом. Ибо одного, когда вместо того, чтобы действовать, тратил время на несмысленные слова, поразил Давид из пращи, а от другого, когда был связан сном, без труда спасся бегством, а также избежал и от злоумышления Геѳеев.

41)  И врагов моих дал ми eси хребет, то есть, обратил их в бегство, потому что бегущему свойственно обращать тыл.

84

 

 

И не навидящии мя потребил eси. Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи других.

42)  Воззваша, и не бе спасали: ко Господу, и не услыша их. Иноплеменники, призывая на помощь своих богов, не видели от них промышления о себе; и Саул, и Авессалом, и Семей, и прочие враждовавшие Израильтяне, не имели своим споборником Бога.

43)  И истиною я яко прах пред лицем ветра: яко брение путей поглажду я. Совершенно бессильными и ничтожными соделаются они, при содействующей мне благодати Твоей.

44)  Избавиши мя от пререкания людей. Здесь предвозвещает неистовое устремление Иудеев на Спасителя и спасение язычников, и советует не иметь никакого общения в их пререкании.

Поставити мя во главу языков. Не знаем, чтобы Давид царствовал над язычниками; посему пророчество исполняется Родившимся от Него по плоти, который Сам именуется Давидом, по слову блаженного Иезекииля (Иезек. 37, 24), то есть, Владыка Христос воцарился над всеми язычниками, и всегда, владычествуя над всеми, как Бог, и по вочеловечении прияв от уверовавших в Него добровольное включение себя в рабы Ему.

Людие, их же не ведях, работаша Ми: 45). В слух уха послушаша мя. Сие предвещает от лица Владыки Христа. Сказует же: не принимавшие никогда ни законодателя, ни Пророка Моего, быв призваны, без труда послушались, и возлюбили Мое владычество.

Сынове чуждии сомаша Ми; 46) Сынове чуждии обетшаша, и охромоша от стез своих. Именовавшиеся сынами, и вписанные в число сынов, сами себя соделали чуждыми, став непризнательными к благодеяниям, поколебавшись в вере, и оставив

85

 

 

стезю благочестия. Так и чрез Пророка Иеремию говорит Бог: како превратился eси в горесть, виноград чуждий Аз же насадит тя виноград плодоносен, весь истинен (Иерем. 2, 21). Одним показывает, что они собственное Его насаждение: а другим обличает их неблагодарность. Слова же: обетшаша и охромоша Симмах перевел: будут обесчещены и посрамлены. И исполнение свидетельствует об истине предречения; потому что Иудеи исполнены безчестия, для всех представляются мерзкими.

47)  Жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего. Упомянув о пререкании Иудеев, дает разуметь страдание и по страдании воскресение. И поелику Иудеи имеют обычай распятого называть мертвым; то сам взывает: жив Господь, и благословен Бог мой: и да вознесется Бог спасения моего. Не только жив, но возшел паки на небеса, и подает спасение желающим.

48)  Бог даяй отмщение Мне, и покоривыи люди под Мя. 49) Избавитель мой от враг моих гневливых от востающих на Мя вознесеши Мя: от мужа неправедна избавиши Мя. Посему Ты, Который напоследок совершишь все сие в отдаленные времена, и меня избавишь от враждующих неправедно на меня, и народ, который подчинил Ты мне, соделаешь благопокорным.

50) Сего ради исповемся Тебе во языцех Господи: и имени Твоему пою. Во всех церквах целой вселенной буду песнословить Тебя посредством народов, которые в скором последствии времени будут призваны. И исполнение сего пророчества видимо нами; потому что во всех городах и весях, на полях, на горах и на холмах, на суше и на море, в странах населенных и в пустынях, божественный Давид устами благочестивых песно- словит Бога.

86

 

 

51) Величали спасения царева, и теорий милость Христу своему Давиду, и семени его до века. Ибо Ты, помазав меня в царя, не только спасаешь, но и делаешь славным. И сего промышления сподобишь не только меня, но и детей моих, и даже до века сохранишь славу сию семени моему. Если разуметь сие по-иудейски; то пророчество сие не исполнилось; потому что до пленения род Давидов продолжал царствовать, по возвращении же из плена один Зоровавель, быв народоправителем, не оставил по себе наследников в сем народоправлении. А потому, если пророчество истинно, как и действительно истинно, потому что оно откровение Духа истины; то остается разуметь Семя Давидово, имеющее вечную славу, то есть родившегося от Давида по плоти Владыку Христа, который имеет вечное царство и вечную славу и, как Творец и Бог, имеет превечно, паки же приял, как человек, напоследок дней. Почему и чрез божественного Иезекииля изрек Бог всяческих: и дам им Давида царя их (Иезек. 34, 23); и еще: и Давид Царь среде их (24). Давидом же наименовал Его, как происшедшего по плоти от чресл Давидовых. Так и блаженный Исаия взывает: будет корень Иессеов, и восстали владении языки, на того языцы уповати будут (Иса. 11, 10). Сие дознав, блаженный Матвей так начал написанное им Евангелие: книга родства Иисуса Христа, сына Давидова (Матѳ. 1, 1).


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.