Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодорит Кирский, блаженный

Феодорит Кирский, блаж. Толкование на книгу Числ

Вопрос 1. Для чего Бог повелел исчислить народ (Чис. 1, 2)?

Чтобы показать истину Своего обетования. Ибо в обетовании сказал Аврааму: умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря (Быт. 22, 17). Доказал же истину обетования тем, что от семидесяти пяти человек, вошедших в Египет, чрез небольшое число лет, исчислено шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят мужей способных к войне, за исключением престарелого и несовершеннолетнего возраста, так же женского пола и колена Левиина (Чис. 1, 45—47); потому что оно не было исчисляемо с прочими коленами. На сие-то Свое могущество указуя, Владыка Бог сказал и чрез Пророка Исаию: воззрите на Авраама опта вашего, и на Сарру породившую вы: яко един бе и призвах его, и благослових его, и умножих его (Исх. 51, 2).

Вопрос 2. Почему число Левитов мало (Лев. 3, 39)?

Потому что они начальники; а начальствующих должно быть меньше, нежели подначальных. Сверх того они освобождены были от военного дела, и заняты только божественною службою.

Вопрос 3. Почему же колено Иудино, будучи и царственным, превосходило числом все прочие (Чис. 2, 9)?

Из царственного колена царствовал только один; а в колене Левиином все священнослужительствовали, одни священствуя, а другие им служа. Но колену царственному и следовало превышать числом, как ради благословения Владыки Христа, Который от сего колена имел произойти по плоти, так и для того, чтобы поставляемые из него царями в единоплеменниках имели достаточное себе пособие.

165

 


Еще же и в сем сблизил иереев с коленом царственным; колену Иудину дав место к восходу солнца, присоединил к нему иереев с кивотом, а Дану отделил север. Ибо сказано: от лица севера возгорятся злая на всех обитающих на земли (Иер. 1, 14). В изъяснении же благословения Иаковлева сказано было, что от колена Данова родится губитель, который наименует себя христом, но будет поступать вопреки сему именованию, и присвоять себе нимало ему непринадлежащее. А Иуде весьма справедливо уделил восток; потому что и о Владыке Христе взывают божественные Пророки: ее муж, Восток имя Ему (Зах. 6, 11); и: боящимся Меня возсияет Солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал. 4, 2). и: седящим во тме и сени смертней, свет возсияет им (Мат. 4, 16).

Вопрос 4. Какие были обязанности жрецов, и какие Левитов?

Сему научает Сам Господь всяческих. Ибо сказано: рече Господь к Моисею: поими племя Левиино, и поставиши я пред Аароном жерцем, и да служат ему: и да стрегут стражбы его, и стражбы сынов Израилевых пред скиниею свидения, делати дела скинии: и да хранят все сосуды скинии свидения, и стражбы сынов Израилевых и все дела скинии: и да даси Левиты, Аарону брату твоему, и сыном его жерцем: в дар даны сии Мне суть от сынов Израилевых. И Аарона и сыны его поставивши над скиниею свидения, и да хранят жречество свое, и вся яже у олтаря и внутрь завесы, иноплеменник же прикасаяйся умрет (Чис. 3, 5 — 10). Поэтому дознаем из сего, что жрецы приносили жертвы, а Левиты были поставлены служителями при жрецах и стражами при скинии. В последующем же Моисей показывает, что должно было носить поколению Каафову, что Гирсонову и что Мерарину.

166

 

 

Вопрос 5. Для чего повелел Бог исчислить в народе первородных (Чис. 3, 40)?

Поскольку все колено Левиино освятил Бог на божественные службы, и освободил от военного дела; то естественно было иным из других колен негодовать на их предпочтение. Посему владыка Бог уверяет негодующих, что не повелел Он ничего несправедливого. Ибо говорит: „когда ради вас умерщвлены были первенцы египетские; тогда спасены ваши первенцы. Посему вместо их на божественныя службы отделил Я колено Левиино, „ вместо первородных скотов ваших — первородных у Левитов“. Но поскольку первородных в других коленах оказалось больше, нежели Левитов; то за каждого, сверх равного им числа, повелел давать священникам по пяти сиклей (Чис. 3, 46 — 48), определив сикль в двадцать пенязей, и таковое число наименовав святым, как отделяемое на дело божественное, и ненаходящееся у всех в обращении. В другом месте сии двадцать пенязей Моисей именует дидрахмою (Лев. 27, 25). Сея-то дидрахмы требовали и у Господа, как у первородного (Матф. 17, 24)?

Вопрос 6. Почему на некоторые священные сосуды повелел Бог возлагать покровы синие, а на другие багряные (Чис. 4, 6 — 14)?

У сосудов драгоценных были только синие покровы, указуют же они на цвет неба. Посему-то что было внутри завесы, то повелел Бог покрывать пеленами синими, а что вне, — -то багряными и тому подобными; потому что нет наказания небу, а земля, за преступление законов, несет и казни. Багряница знаменует царство, Божие же царство и безначально и незыблемо. Посему-то, что было вне скинии, покрывалось и багряными и синими пеленами. Промышляя же о племени Каафовом, повелел Бог,

167

 


чтобы сперва иереи, войдя во святилище, покрыли кивот и другие сосуды сказанными выше покровами, а потом уже сыны Каафовы приступали к перенесению, чтобы иначе, если увидят неприкосновенное и незримое, не потерпеть им гибели от сего необычайного зрелища.

Вопрос 7. Кого Моисей называет нечистым душою (Чис. 5, 2)?

Того, кто прикасался к мертвому, или приближался к костям мертвеца.

Вопрос 8. Почему и сим нечистым, и прокаженным, и изливающим семя повелел закон жить вне полка (Чис. 5, 2)?

Малым научает великому. Ибо если нечист прикасающийся к мертвому; тем паче нечист, кто гнусным убийством причиняет смерть. И если нечист прокаженный, тем паче нечист, кто предается порокам разного рода. Так в лице изливающего семя осуждается прелюбодейство. Ибо если скверно и непроизвольное, тем паче гнусно делаемое намеренно.

Вопрос 9. Что значит сказанное: муж или жена, иже аще сотворит от всех грехов человеческих (Чис. 5, 6)?

Легчайшие грехи назвал человеческими, потому что естеству человеческому, как удобоизменяемому, невозможно быть свободным от всех грехов. Сказано: никтоже чист от скверны, аще и един день житие его (Иов. 14, 4. 5). Посему-то и божественный Давид взывает: не вниди в суд с рабом Твоим, яко неоправдится пред Тобою всяк человек (Псал. 142, 2). Един Владыка Христос, и как человек, и как Бог, не имеет порока. И провидя сие, Пророк Исаия взывал: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устах Его (Иса. 53, 9. 1 Петр. 2, 22). Посему не имея собственных

168

 


грехов, приял на Себя грехи других. Ибо Сей грехи наша носит и о нас болезнует (Иса. 53, 4). И великий Иоанн взывает: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29). Посему и в мертвых свобод (Пс. 87, 6), как неправедно претерпевший смерть. Итак, божественный закон учит, как должно врачевать прегрешивших нетяжко. Ибо нарушившему какое-либо условие повелевает сперва исповедать грех, а потом взятое у обиженного возвратить ему сполна, приложив еще пятую часть (Числ. 4, 7). А если бы случилось, что обиженный, прежде нежели обидевший раскается, кончит жизнь, то отдать это ужику, ужиком же называет принадлежащего к роду, и порядок рода был следующий: первый — сын, потом дочь, потом брат отцов, а потом брат дедов. Если бы не было никого из таковых, заступает место ближайший сродник. А если бы не нашлось сродника, то закон повелевал сказанное выше приносить Богу. Ибо сказано так: аще же несть человеку ужика, яко отдати и ему преступление, отдаемое Господу, жерцу да будет, кроме овна очищения, имже помолится о нем (8). Постановлено же и приносимые начатки снедать жрецам; потому что начатком народа были левиты, а начатком левитов — архиерей. Посему, как начатки, пользовались они начатками.

Вопрос 10. Почему подозреваемою в прелюбодействе приносима была ячная мука?

Объяснил сие сам Владыка. Ибо сказал: жертва ревнования есть, жертва памяти, жертва воспоминающая грех (Числ. 5, 15). Посему повелел, чтобы не было при ней ни елея, ни ливана; потому что жертва сия лишена благоухания и света правды. Узаконил же быть сему Владыка Бог, зная их склонность к убийству. И чтобы не умерщвляли супруг по подозрению, повелел подозреваемую приводить к

169

 


Нему, как премудро все знающему даже и содеваемое в тайне. Сказано: и приведет жену жрец, и поставит пред Господем: и да возмет жрец воду живу чисту пред Господем в сосуде глиняне, и от персти на земли сущия у скинии свидения, и взем жрец да всыплет в воду: и да поставит жрец жену пред Господем, и да открыет главу жене, и да даст в руце ся жертву памяти, жертву ревнования, в руце же жреца да будет вода обличения клятвеныя сея (16 — 18). Всему этому повелел быть, устрашая подозреваемую жену, чтобы покаялась, если согрешила, и за раскаяние получила прощение. Посему-то повелевает привести ее пред Бога с открытою главою, научая, что вся нага и объявлена пред Ним (Евр. 4, 13), и ничто, делаемое нами, не сокрыто от Него. А что в устрашение жене повелел Бог делать сие, явствует из последующего: и да закленет ю жрец, и речет жене: аще никто же бысть с тобою, и неси преступила осквернитися под мужем твоим, невинна буди от воды обличения клятвенныя сея: аще мсе преступила
ecu, мужата сущи, или осквернена ecu, и даде кто тебе ложе свое, кроме мужа твоего, да даст тя Господь в клятву и проклятие среди людей твоих, внегда дати Господу стегну твоему отпасти и чреву твоему разсестися (Чис. 5, 19 —21). Повелел же и жене подтвердить клятву, и сказать: буди, буди (22). Постановил также, чтобы клятва была написана, изглаждена в воде, и жена выпила воду (23), а прежде сего принесена была жертва, то-есть, мука ячная. Потом дает знать, что жена невинная останется здоровою, а виновная и таящая грех опытом дознает силу клятвы, когда чрево разсядется и стегно отпадет. Ибо что служило ко греху, в том потерпит и наказание. Заклятие же должно разуметь так: если кто потерпит что-либо тяжкое и неудобоносимое.

170

 


то иные клянясь имеют обычай говорить: чтобы не потерпеть и мне того же, что потерпел такой-то!

Вопрос 11. Что значит сказанное: иже аще обещается зело обетом, еже очиститися чистотою Господу (Чис. 6, 2)?

Много есть видов обещаний. Иные обещали жертвы, другие — деньги, а иные — самих себя, иные же обещались уреченное число дней не пить вина, не стричь волосов на голове. Таковы были те, о которых божественный Иаков говорил богомудрому Павлу: суть у нас некий обещавше, себе Богу: сия поимь οчистится с ними, и иждиви на них (Деян. 21, 23. 24), то-есть, чтобы рассеять подозрение, ты представь за них приносимые по закону жертвы. О них-то постановляет здесь закон, и повелевает, чтобы давшие сие обещание, во все дни обета (обетом же называет обещание) воздерживались от уксуса, гроздов и выжимков виноградных, и не стригли волосов на голове, дондеже скончаются дние, елики обещал есть Господу (5). А растящего волосы, как посвящающего их Богу, называет святым. Ибо сказал: свят будет растяй и власы главы своея во вся дни обета своего Господу (5. 6), то-есть, власы, посвященные Богу не остригай, пока не кончишь обещания. Повелевает же ему не приближаться ни к отцу умершему, ни к брату, ни к кому-либо другому. Ибо говорит: если случится ему нечаянно быть при чьей-либо смерти, то необходимо остричь все волосы, и не в первый только день, но и в седмый, чтобы сняты были и те волосы, которые избежали бритвы и выросли в продолжение седми дней, а потом и в осьмый день принести двух горлиц, одну ради греха, а другую во всесожжение, и одного агнца ради преступления (12). А из сего точнее дознаем, что жертвою ради преступления называет жертву за грех невольный; по-

171

 


тому что случившееся с ним было непроизвольно, от внезапной чьей-либо смерти. Число же дней обетных повелевает считать ему снова. Ибо говорит: дние прежнии да не будут ему в число, понеже осквернися глава обета его (12). Научил же и тому, какие жертвы надобно принести исполнившему обет очищения, а именно: агнца во всесожжение и агницу греха ради; женского же пола жертвы приносятся за грех, потому что человек отваживается на грех при расслаблении разума. Сверх сего закон постановил приносить непорочного овна во спасение (14) и кошницу опресноков; потом, при совершении жертвы, возложить остриженные власы на жертву спасения. Рамо же варено (19), взятое жрецом и возложенное на руки обещавшемуся, означало, что обетное дело совершено; потому что рамо варено знаменует совершение дела. Узаконил же сие не напрасно, но уча заботиться о точности, не делать обетов необдуманно, и обещавшись, исполнять обещанное. А чрез сие дает урок и нам, хранить святыню неоскверненною; потому что приявший на себя нечистоту имеет нужду в очищении свыше и в отъятии скверн посредством покаяния. Сие и блаженный Павел сказал в послании к Галатам: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4, 19). После сего закон научает иереев, как надлежит благословлять, и показывает, что имя Божие сообщает благословение приступающим. Ибо сказано: да возложат имя Мое на сыны Израилевы, и Аз Господь благословлю я (Чис. 6, 27). Передает же и самые слова благословения: да благословить тя Господь, и сохранит тя: да просветит Господь лице Свое на тя, и помилует тя. Да воздвигнет Господь лице Свое на тя, и даст ти мир (24 — 26). А из сего научаемся, что благословляемым прежде всего надлежит испрашивать бо-

172

 


жественных даров, потому что сие означают слова: да благословит тя: потом сохранять данное, потому что присовокуплено: и сохранит тя. Во втором благословении предрекается пришествие Бога и Спасителя нашего. Ибо сказано: да просветит Господь лице Свое на тя, и помилует тя. А домостроительство по плоти Бога и Спасителя нашего исполнено милосердия; почему даровано нам примирение с Богом. Ибо сему научает последующее благословение: да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир. О сем мире и блаженный Павел сказал: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею (Ефес. 2, 14). Пророк, преподав сие о благословении, и описав, как помазал он скинию, и какие приношения сделали начальники колен, извещает, как слышал он ушами своими божественный глас, пришедший от очистилища, которое было над кивотом и осенялось крылами херувимов (Чис. 7, 1 — 29). Написал же сие не по любочестию, но научая, что входящим туда однажды в год архиереям там Владыка Бог являл славу Свою, сколько можно было видеть ее естеству человеческому.

Вопрос 12. Для чего, повелев освящать Левитов, постановил Бог не оставлять у них на всем теле волосов (Чис. 8, 4)?

Волосы — знак мертвости, потому что они мертвы и неспособны чувствовать боль. Посему повелевает, чтобы священнослужащие Богу имели истинную жизнь, и не имели ничего мертвого и зловонного. Ибо сему учит нас и богомудрый Павел. Христови, говорит, сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во Мне Христос (Гал. 2, 20); то-есть, посвятил я себя божественным действованиям.

Вопрос 13. Почему Левитам повелел Бог слу-

173

 


жить в скинии с двадцати пяти лет до пятидесяти (Чис. 8, 24. 26)?

Потому что первый человеческий возраст не имеет совершенной рассудительности к различению доброго и худого, а последний имеет немощное тело. Посему Бог освобождает от служения юность и старость ,— первую по душевному несовершенству, вторую по телесной немощи.

Вопрос 14. Почему не могли совершать пасхи нечистые о души (Чис. 9, 6)?

С запрещением показана и причина. Как бывшие на похоронах и предававшие гробу кого-либо из близких им, по определению закона, были они нечисты. Посему убоявшись, чтобы, совершая пасху, не нарушить заповеди, дайной касательно нечистых, и не поступить противозаконно, объяснили они причину сию законодателю. Но и он не осмелился дать ответа, пока не вопросил Владыку. Ибо в такую погрешность впал Иисус Навин, приняв Гаваонитян прежде, нежели вопросил Господа. Посему Владыка Бог постановил, чтобы те, которые подверглись сему осквернению, или живут далеко, и потому не могут совершать пасху в четырнадцатый день первого месяца, совершали пасху в четырнадцатый день второго месяца. Повелевает же и пришельцам водиться теми же правилами. Ибо говорит: закон един да будет вам, и пришельцу и туземцу (14). А сим предвозвещает призвание язычников.

Вопрос 15. Как должно разуметь сказанное: знамением вострубите в воздвижение ваше. И егда соберете сонм вострубите, не в знамение (Чис. 10, 6. 7)?

Всепремудрый Павел говорит: аще безввестен глас труба даст, кто уготовится на брань (1 Кор. 14, 8)? Поэтому в трубном звуке была разность, и давал он знать, то остановку в пути, то отшествие в путь. Одна труба звуком своим призывала

174

 


князей, а две и народ и князей. Трубить предоставлено было одним иереям, потому что труба означала Божие призвание. Сие и присовокупил Моисей: аще же изыдете на брань в земли вашей к супостатом супротивящимся вам, и вострубите и назнаменуйте трубами, и воспомянетеся пред Господем. и издавитеся от враг ваших. И во днех веселия вашего, и в праздницех ваших, и в новомесячиих ваших, вострубите трубами на всесожжения, и на жертвы всесожжений ваших, и будет вам воспоминание пред Богом вашим: Аз Господь Бог ваш (Чис. 10, 9. 10). Поскольку Бог, давая закон на горе Синае, поразил слух их сильным звуком труб: то всякий трубный звук напоминал им об оном Богоявлении. Почему блаженный Давид песненно изрек: вострубите в новомесячии трубою, в благознаменитый день праздника вашего (Пса. 80, 4). А сим и мы научаемся на всякое собрание созывать народ трубою, и не в знамение; потому что о божественных тайнах, по причине непосвященных, беседуем прикровенно; по удалении же таковых, которые сподобились тайноводства, тех учим ясно.

Вопрос 16. Почему божественный Моисей, в книге Исхода наименовав тестя своего Иофором, теперь назвал его Рагуилом (Числ. 10, 29)?

Имел он два имени, как Иаков и Израиль, как Симон Петр, как Фома, называемый Дидим, как Фаддей и Леввий. Иовав же был сын Иофоров.

Вопрос 17. В чем состоял народный ропот (Чис. 11, 1)?

Огорчились трудностью путешествия.

Вопрос 18. Почему Бог немедленно наказывает согрешающих (Чис. 11. 1)?

Закон едва был дан; посему наказанием нарушителей оного надлежало уцеломудрить прочих. Ибо

175

 


подчиненным приличен страх. Впрочем с наказанием сопряжено было человеколюбие. Покаявшиеся удостоились благоволения. Как скоро огонь от Господа потреби часть некую от полка (1), а потом все собрались на молитву; законодатель просит прощения, и человеколюбивый Бог дарует оное. А что наказания были налагаемы на них по необходимости, о сем свидетельствует последующее. Ибо вскоре по прекращении наказания возобновили воспоминание об Египте, о червленом луке, о чесноке, и о прочем, и страсть чревоугодия возжгла в них пожелание всего этого. Почему писатель весьма кстати, сказав о неблагодарности их, изобразил и Божию щедрость, повествуя о манне и о том, что она заменяла не только хлеб, но и овощ. Ибо говорит: меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху потребники (8). Поскольку же Израильтяне жаловались; то и Владыка Бог раздражается, и Пророк негодует и вопиет: вскую озлобил еси раба Твоего, еже возложити устремление людей сих на мя? Еда аз во утробе зачах вся люди сия, или аз родих я? яко глаголеши ми: возми их в недра твоя, якоже доилица носит доимыя, в землю, ею же клялся
ecu отцем их (11. 12). А сим выразил их несовершенство и детство, потому что уподобил их питающемуся сосцами, и неспособному ничего иного делать, но желающему только сосать молоко. Но поскольку слова сии показывали сильное негодование, а тоже означали и последующие; то Владыка Бог учит Моисея управлять народом с помощью не человеческой силы, но Божией благодати. Ибо изрек ему: собери Ми седмдесят мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии и книгочия их: и да приведеши я ко скинии свидения, и да станут тамо пред тобою. И сниду. и возглаголю тамо с тобою, и уйму

176

 


от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня: и подъимут с тобою устремление людей сих, и небудеши водити их ты един (16. 17). Из сих - то слов законодатель дознал, что приял он достаточную, по домостроительству, благодать; почему и сказал Бог: уйму от Духа, Иже в тебе. Ибо говорит сие, не скуднее его делая в какой-либо силе или в благодати, но научая, что и та сила, какую приял, достаточна для настоящей потребности. А что сообщая благодать седмидесяти, не умалил благодати в Моисее, о сем свидетельствуют дела. Ибо Моисей и в управлении народом и в чудотворениях производил то же, что совершал и прежде. Как иной от одной светильни зажигает тысячи, и свет первой не умаляет, и сообщает свет последним, так и Бог всяческих, уделяя седмидесяти от Моисеевой благодати, не уменьшил благодати, данной Моисею. И сие, как видим, совершается и ныне. Ибо многие тысячи людей, крещаемых одним иереем, и приемлющих божественный дар, не уменьшают благодати в иерее, и весьма многие, рукополагаемые архиереем, и приемлющие сан священства, не умаляют дар у рукополагающего. Впрочем Владыка дает согласие на суд раба; ибо говорит ему: избери, ихже ты сам веси.

Вопрос 19. Почему, когда Бог обещал дать мяса, Пророк усомнился (Чис. 11, 21. 22)?

Потому что был он не Пророк только, но и человек. Впрочем научен Владыкою Богом не предаваться сомнению, когда обещает Бог. Ибо сказано ему было; еда рука Господня не довольна будет? И ныне уразумевши, аще постигнет тя слово Мое, или ни (23). Но обещая дать, с щедростью соединил Бог и наказание. Ибо сказав: до месяца ясти будете мяса, дондеже изыдет из ноздрей ваших, присовокупил: и будет вам в мер-

177

 


зость (
χολέραν), или, как перевел Симмах, в несварение (20); потому что жадность произвела болезнь, а многим и причинила и смерть, как ниспосланный Богом бич. Посему и божественный Давид сказал: еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и yбu множайшая их (Псал. 70, 30. 31). Поэтому справедливо увещевает всепремудрый Павел: и плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13, 14).

Вопрос 20. Почему седмьдесят, едва только возведены были в должность, пророчествовали, а после того нет (Чис. 11, 25)?

Потому что введены были в должность свою не для пророчества, но для правления; а и сие есть одно из дарований духовных. Посему блаженный Павел на ряду с Апостолами, Пророками, учителями, дарованиями исцелений, поставил заступления, правления (1 Кор. 12, 28). Сего-то дарования сподобились седмьдесят: а чтобы ясно было народу, что прияли они божественный дар, в начале предрекли нечто.

Вопрос 21. Почему Елдад и Модад стали пророчествовать, не быв еще сопричислены к седмидесяти (Чис, 11, 26)?

Вероятно были они равного достоинства с седмидесятью, а потому и прияли дар. Писание же дает разуметь, что нередко почитаемых у людей неискусными Ведущий сокровенное признает благоискусными. Так на Корнилие человеческое служение предварено Божьей щедростью; потому что еще до крещения дарована ему благодать Духа. Усматривается же здесь независтливый нрав Законодателя. Ибо, когда сказал Иисус: Господи Моисею, запрети им (28), ответствовал ему Моисей: еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним Пророки, егда даст Господь Духа Своего на них (29)? Да и достойный великих похвал Иисус не питал

178

 


в себе страсти зависти, но выразился таким образом, предполагая в сем деле высокомерие и непозволенное присвоение власти. А что свободен он был от этой страсти, свидетельствует похвала; потому что сказано о нем: и отвещав Иисус Навин, предстояй Моисею избранный ему, рече: Господи Моисею. запрети им.

Вопрос 22. Кого должно разуметь под женою Эфиоплянкою, юже поя Моисей (Чис. 12, 1)?

Иосиф говорит, что Моисей, когда воспитывался в царском доме, был избран военачальником на войне с Эфиоплянами, и потом, одержав победу, женился на дочери эфиопского царя. Аполлинарий же сложил еще баснословное сказание. Ибо говорит, что Моисей после Сепфоры женился на другой Эфиоплянке, чтобы соделаться образом Владыки Христа, Который после Церкви израильской обручил Себе Церковь из язычников. Но и Сепфора была иноплеменница. Поэтому сочинять басни — дело не Божия, но противного, духа. Законодатель же, по призвании своем, столько заботился о чистоте, что, входя во Египет, оставил и Сепфору; ибо, по исшествии его оттуда, пришел к нему тесть, приведя с собою жену и детей, и присовокупил, что привел ее по отпущении ея (Исх. 18, 2). Посему Моисей Сепфору назвал здесь Эфиоплянкою; потому что Сава был народ эфиопский. У Евангелиста сказано: царица эфиопская востанет и осудит род сей (Лук. 1], 31), а история Царств назвала ее царицею савскою (3 Цар. 10, ]). Савою же называется народ Омиритский, а с ним смежны Мадианиты. Итак, поскольку Аарон женат был на Израильтянке, а Моисей на иноплеменнице, то по малодушию произнесли на него сию укоризну. Но самое поругание сие от брата и сестры свидетельствует о совершеннейшей добродетели законодателя. Ибо очевидно,

179

 


не находя другого обвинения, хотели укорить ею, укоряя жену. Мое мнение подтверждается приговором правдивейшего Судьи. Ибо сказано: аще будет в вас пророк, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему: не тако, якоже раб Мой Моисеи, во всем дому Моем верен есть: усты ко устом воз- глаголю ему яве, и не гаданием, и славу Господню виде: и почто не убоястеся глаголати на раба Моего
Moисея (Чис. 12, 6—8)? Итак, истинно слово это: Мне отмщение. Аз воздам, глаголет Господь (Рим. 12, 19). А из того и другого научаемся, не мстить обижающим, но ждать Божия суда, особенно промышляющего об обиженных, как и тогда наказал проказою Мариам, между тем как Моисей молчал.

Вопрос 23. Почему из двоих, укорявших Моисея, одна Мариам наказана (Чис. 12, 10)?

Во-первых потому, что проступок жены сей был больше. Ибо природа и закон подчиняет женский пол мужскому. А потом Аарон имел некое малое извинение, как и летами старший и сподобившийся архиерейства. Сверх того, поскольку прокаженный по закону признаваем был нечистым, а Аарон был корень и основание священников, то, чтобы укоризна не пала на весь род, не подверг его Бог равному наказанию, но устрашил и вразумил наказанием сестры. Ибо болезнь ее столько опечалила Аарона, что стал умолять обиженного за понесшую сей удар, чтобы ходатайством своим избавил ее от бедствия. И Моисей не оставил сей просьбы без внимания, но немедленно принес молитву. Потом человеколюбивый Господь научил, что наказал он Мариам не со строгостью судии, но отечески. Ибо сказал: аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли? Седмь дней да отлучится вне полка, и по сих да внидет (14). Но с бесчестием сопряжена и честь; потому что

180

 


народ не подвигся в путь, пока не освободилась Мариам от болезни.

Вопрос 24. Для чего повелел Бог послать соглядатаев (Чис. 13, 3)?

Чтобы, предварительно узнав плодородие земли, возжелали воспользоваться сими обильными плодами; а если будут лениться и упадут духом, то, наказываемые за сие, не имели никакого извинения.

Вопрос 25. Почему Авсия, когда послан соглядатаем, наименовал Моисей Иисусом (Числ. 13, 17)?

Потому что был он образом истинного Иисуса, Который, домостроительствуя наше спасение, уподоблялся наружно соглядатаям. Ибо как соглядатаи употребляли и одежду и речь тех народов, которых соглядали, так Бог-Слово, облекшись в естество человеческое, и говоря его языком, домостроительствовал наше спасение.

Вопрос 26. О каком Енаковом роде говорит Моисей (Чис. 13, 29)?

Сам Енак, как вероятно, был именит и славен по великому телесному росту; да и род его, без сомнения, походил на своего прародителя.

Вопрос 27. Что значит сказанное: наполнит слеша Господня всю землю (Чис. 14, 21)?

Предсказывает Бог отвержение Иудеев и спасение вселенной, и к предсказанию присовокупляет клятву. Ибо говорит: живу Аз, и присно живет имя Мое, и наполнит слава Господня всю землю. Потом произносит приговор на всех исчисленных, кроме Халева, сына Иефониина, и Иисуса, сына Навина, которые сверх того, что открыли истину, и народу дали благочестивый совет. С сим приговором прилично сравнить изреченный в Евангелии: отнимается от вас царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его (Матф. 21, 43): потому что образом неуверовавших Иудеев были падшие за неверие в пустыни, а

181

 


образом уверовавших язычников — необрезанные дети, которые вместо отцов, под водительством Иисуса, овладели землею·, обетованною их предкам.

Вопрос 28. Для чего об одних и тех же жертвах не один раз давал Бог законы (Чис. 15. 1 и сл.).

Чтобы частым повторением законодательства соделать твердым памятование законов.

Вопрос 29. Что значит сказанное: душа яже сотворит рукою гордость (Чис. 15, 30)?

Касательно согрешавших непроизвольно постановив законом, какую жертву надлежит приносить им, дает законы и касательно согрешавших произвольно. Грехи же бывают разные. Ибо одни по душевной немощи не выносят востания страсти, и уступая им преодолеваются, другие же впадают в грехи по иному обстоятельству; а есть и такие люди, которые с пренебрежением взирают на Божественные законы. Последних назвал согрешающими по гордости, как произвольно пренебрегающих законы. О таковом сказал, что будет истреблен, и присовокупил причину тому: яко слово Господне презре, и заповеди Его разсыпа, сотрением да сотрется душа та: ибо грех ея на ней (31). Кто по немощи препобеждается страстями, а потом воздыхает и сетует, тот имеет некое малое извинение. А кто любит лукавое, и пренебрегает Божии заповеди, тот лишен всякого оправдания.

Вопрос 30. Для чего повелел Бог побить камнями собиравшего дрова в субботу (Чис. 15, 35)?

Чтобы не послужил он образцом в беззаконии, как первый преступивший закон сей. Ибо наказание его внушало страх всем.

Вопрос 31. Для чего повелел Бог Израильтянам на рясны риз возлагать прядение синее (Чис. 15, 38)?

Синяя пряжа уподобляется цвету неба. Посему на-

182

 


поминала им Законоположника, Который все наполняет, обитает же, иовидимому, на небе. Ибо сказано: небо небесе Господеви (Псал. 113, 23); и: Живый на небесех посмеется им (Пса. 2, 4). Сему учит и закон; ибо говорит: узрите рясны, и воспомянете вся заповеди Господни, творити я, и не возвратитеся в след мыслей своих и очес, ими же вы соблудите в след их (Чис. 15, 39).

Вопрос 32. Корей еще имел некое основание восстать против Законодателя, потому что был из колена Левиина; но какой предлог к мятежу имели Дафан, Авирон и Елиав, которые вели род от Рувима (Чис. 16, 1. 2)?

Рувим был первородный, и они думали, что священство прилично первородным, не обратили же внимания на то, что предок их лишен прав первородства за беззаконие.

Вопрос 33. Что значит сказанное: не внемли на жертву их (Чис. 16, 15)?

Произошел спор о священстве; те и другие из споривших, готовясь принести фимиам, в решении спора избрали Судьей Владыку Бога. Пророк, огорченный начальниками мятежа, умоляет Судию не принимать приносимого беззаконно мятежниками, и призывает Его во свидетельство о собственной своей правдивости. Ибо говорит: не внемли на жертву их: ни единого похотения от них приях, ниже озлобив кого от них. Судия же самым делом подтверждает свидетельство о них. Ибо говорит: отступите от среды сонма сего, и потреблю я абие (21). А достохвальный Моисей снова изъявляет свою кротость. Ибо, повергшись пред Судиею, вопиет: Боже духов и всякия плоти, аще человек един согреши, на весь ли сонм гнев Господень (22)? И человеколюбивый Господь, прияв моление раба Своего, повелевает прочим отделиться от мятежников, пове-

183

 


лев же разверзнуться земле, делает, что кущи их поглощены вместе с живущими в них, и прошедшие посреди моря, пожраны землею; потому что Творцу нетрудно и в море проложить сухой путь, а также в наказание из суши соделать море; и Египтян погубил Он водою, а Дафана, Авирона и прочих покрыл земными волнами, и их живых низвел во ад, а сонм Кореев истребил огнем.

Вопрос 34. Для чего повелел Бог из кадильников жертвоприносителей сделать обложение олтаря (Чис. 16, 39)?

В обличение дерзнувших восставать против священства, и к утверждению поставленных священнодействовать. Ибо присовокупил следующее: в память сыном Израилевым, яко да никто же приидет иноплеменник, иже несть от семене Аароня, еже возложи фимиам пред Господем (40). Посему-то повелел и прозябший жезл положить в кивот, и снова узаконил, чтобы иереи священнодействовали, а левиты прислуживали, не приближаясь ни к алтарю, ни к священным сосудам. Потом научает, что должны брать себе иереи; ибо повелел им питаться приносимыми начатками вина, пшеницы, елея и хлебов. Снова постановил также брать священные приношения и первородных, определил цену искупления за нечистых скотов. Ибо говорит: искуп его от единаго месяца, оценение пять сикль, по сиклю святому: двадесять медниц есть (Чис. 18, 16). А от первородных чистых повелел кровь изливать на основание алтаря, тук приносить в жертву, мяса же брать иереям, как и от прочих жертв берут грудь и рамо. Сие общение назвал заветом соли (19), потому что, как говорит божественный Апостол, служащий олтарю со олтарем делятся (1 Кор. 9, 13). Иные же говорят, что, поскольку жертвы повелел посыпать солью, то освящаемое иереям

184

 


наименовал заветом соли. Потом дает знать иереям и левитам, что неугодно Ему, чтобы получили они особый жребий, как другие колена, но повелевает левитам как со всего народа брать десятину и приносимого землею, и прибыли в стадах мелкого и крупного скота, и прибытка от торговли, или всякого другого промысла; так от себя десятину десятины приносить иереям. И сим повелевает пользоваться на всяком месте, отделяемое же от жертв есть в самом храме. При сем десятины называет наградою за доставляемую народу пользу. Ибо говорит: „возделываете ли вы землю, или торгуете, или живете дома, левиты за всех вас предстоят мне в священнослужении"; сие-то самое и выразил словами: мзда сия вам есть за службы ваша, яже в скинии свидения (Числ. 18, 31).

Вопрос 35. Как должно разуметь постановленное о юнице рыжей (Числ. 19, 2 и след.и?

Бог узаконил приносить ее за грех всего народа; прообразует же она спасительное страдание, вземшее грех целого мира. Бог повелевает приносить юницу рыжую, чтобы прообразовала земное тело; потому что и имя Адама служит указанием на ту красную землю, из которой образовано тело его. А непорочность юницы предъизображает безгрешность Владыки Христа. На юницу не было возложено иго; сие дает разуметь свободу нашего Спасителя; потому что иго означает рабство, а Господь, когда требовали дидрахмы, сказал: убо свободны суть сынове (Матф. 17, 26). Заклание юницы вне полка означает страдание Спасителя вне врат. То же самое яснее представляет божественный Апостол в послании к Евреям (Евр. 13, 12. 13). Повелел же сожигать юницу всю с кожею и со всем прочим; потому что во Владыке Христе все чисто. А Древо кедрово (Числ. 19, 6) было знаменованием креста. Ибо, как он есть

185

 


негниющее, так крест животворящ. Соскание червленое знаменовало Владычнюю кровь, а иссоп изображал то, что жизненная теплота уничтожала хлад смерти. О сожигающем юницу сказано, что он нечист до вечера во образ распявших Владыку Христа. Окропляя же сим пеплом с водою, повелел Бог очищать приближавшихся к умершему, или прикасавшихся к костям, или оскверненных чем- либо подобным сему. Сказано: и человек, иже аще осквернится, потребится душа та от среды сонма: яко вода окропления не воскропися на-нь (20). Так и Господь в священном Евангелии сказал: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие (Иоан. 3, 5).

Вопрос 36. Почему говорит Моисей, что и окропляющий и окропляемый нечист до вечера (Числ. 19, 21)?

Потому что, по закону, нечист прикасающийся к мертвой кости. Следовательно, очищение приличествует истине (потому что очищение чрез Христа): а быть нечистым — закону, закон же прообразовал благодать. И они были нечисты до вечера, то-есть до скончания закона, потому что Владычнее пришествие подобно утру. Сидящим во тме и сени смертной свет возсиял, как говорит Пророк Исаия (Иса. 9. 2); и в другом месте изрек Сам Бог: боящимся Меня возсияет Солнце правды и исцеление в крилех его (Мал. 4, 3). И еще се Муж. Восток имя Ему (Захар. 6. 12).

Вопрос 37. Почему Владыка Бог разгневался на Моисея и Аарона, когда изводили воду из камня (Числ. 20, 12)?

Когда Моисей и Аарон сетовали о смерти сестры, мятежно восстал на них народ по недостатку воды. Посему, негодуя на безчиние Израильтян, когда изводили воду, употребили они слова, выражающие со-

186

 


мнение. Ибо законодатель сказал так: послушайте мене непокоривии, еда из камене сего изведем вам воду (10)? Посему-то Владыка Бог произнес на них приговор, и сказал: понеже не веровасте освтити Мя пред сынами Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего в землю, юже дах им (12). Сие же и божественный Давид изрек песненно: и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима (Псал. 105. 32. 33); потому что, гневаясь на них, произнес слово с сомнением. И сомнение это было не в душе, но на языке. Ибо сие выразил Давид: разнствова устнама своима. Должно, впрочем, знать, что Бог произнес приговор сей, домостроительствуя нечто иное, как объясним это в свое время.

Вопрос 38. Почему от угрызения змей повелел Бог врачевать медным змием (Чис. 21, 9)?

И сие прообразовало спасительное страдание; потому что чрез змия прозяб грех; почему змий и понес на себе проклятие от Бога всяческих. Поэтому змий есть образ греха и клятвы. А поскольку Владыка Христос, как говорит божественный Апостол, пришел в подобии плоти греха (Рим. 8, 3); потому что действительно приял на Себя тело, греха же не сотвори, ни обретеся лести во устех Его (1 Петр. 2, 24); то спасительное страдание прообразуется медным змием. Ибо, как медный змий был изображением змиев, но не имел змииного яда, так и единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, и приобретают вечную жизнь.

Вопрос 39. Если Валаам был волхв (Иис. Нав. 13, 22); то для чего вопрошал он Господа?

187

 

 

Он не вопрошал истинного Бога; но ответствовал ему Бог не призываемый, даже неведомый им. Ибо сказано: прииде Бог Валааму, и рече ему: что человеци сии у тебе (Чис. 22, 9)? Спрашивает же о сем не потому, что не знал причины их пришествия, но чтобы по ответу волхва приказать, что ему делать.

Вопрос 40. Почему Бог, повелев Валааму не идти, потом повелел идти (Чис. 22, 19. 20)?

Поскольку Валаам, обольстившись обещанными деньгами, и думая, что Владыка Бог переменит Свою волю, снова вопрошал; „надобно ли идти ему с посланными"; то Бог дозволил идти, как бы так говоря: „иди, потому что желаешь этого; но знай; ты будешь говорить, что Я восхощу".

Вопрос 41. Почему Бог, повелев Валааму идти, чрез Ангела останавливает его в шествии (Чис. 22, 22)?

Устрашает его и сверхъестественною речью ослицы и видением Ангела, чтобы узнал Валаам, какое попечение прилагает Бог о народе израильском. Иные же говорят, что Ангел сей есть Михаил, предстоятель народа израильскаго.

Вопрос 42. Какую силу имело бы проклятие волхва, без Божия на то соизволения?

Оно не имело бы никакой силы; потому что ложно было господствовавшее о сем мнение. Но поскольку народ израильский, часто впадая в беззакония, терпел ниспосылаемые от Бога казни; то Владыка Бог, по немощи их, устроил бывшее с Валаамом. Чтобы, наказываемые Богом, не подумали, будто бы подвергаются бедствиям от проклятий волхва, не попустил волхву проклинать, отъемля чрез это у неразумных повод к ложной мысли. Да если бы проклятия волхва и имели какую-либо силу, то Создавшему все нетрудно было бы соделать их недей-

188

 


ствительными; как это явно для изучивших божественное. Ибо сказано: Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей: совет ж
e Господень во век пребывает (Псал. 32, 10. 11). Впрочем Валаам, и дознав попечение Божие об Израильтянах, покушается преклонить Бога жертвами, полагая, что и Он есть один из богов лжеименных, которых служители их именовали изменчивыми. Сказанное же: иде прямо (Чис. 23, 4) показывает, что действительно хотел он дознать, что ему делать. Посему-то нечистые уста приемлют в себя силу Всесвятаго Духа, и изрекают, чего не хотели бы изречь, и взывают: что проклену, егоже не кленет Господь? или что зло реку, егоже не злословит Бог (8)? а также предрекают будущее: се людие едини населятся, и се языки не вменятся. Кто изследит семя Иаковле? и кто изочтет сонмы Израиля (9. 10)? Потом Валаам просит, чтобы и ему иметь общение с Израильтянами: да умрет душа моя в душах праведных, и буди семя мое, якоже семя их (10). Поскольку же Валак вознегодовал, и думая, что Валаам, видя множество Евреев, произнес благословение, отводит его на другое место, с которого можно было видеть только часть народа: то Всесвятый Дух снова говорит чрез Валаама: не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли? речет, и не пребудет ли (19)? Естество Божие, Валак, непреложно и неизменяемо. Воля Божия не пременяется, подобно человеческой. Се благословляти приведен есмь: благословлю, и не отвращу (20).

Вопрос 43. Что значит сказанное: якоже слава единорога в нем (Чис. 28, 22)?

Единорог есть животное с одним рогом на голове. О нем и Иову сказал Владыка Бог: похо-

189

 


щет же ли ти единорог работами (Иов. 29, 9)? А сим показал и силу и непоработимость животного. Посему некоторые уподобляли единорогу Владыку Бога. Но думаю, что сказано сие о народе Божием. Как единорог имеет один рог, так благочестивый народ поклоняется единому Богу. Посему и блаженный Давид говорит: о тебе враги наша избодемь роги (Пса. 43, 6). А как разуметь должно единого Бога, о сем говорили мы неоднократно. Слова же: несть вражбы во Иакове, ниже волхвования во Израили: во время наречется Иакову и Израилю, что совершит Бог (Чис. 23, 23), должно разуметь так: что совершит Бог с Израилем, того не в силах предсказать ни волшебство, ни наблюдение птицегадателей; потому что Владыка Бог чрез собственных Своих Пророков и будущее ему предрекает, и внушает, что ему делать.

Вопрос 44. Что значит сказанное: не иде Валаам по обычаю своему в сретение волхвованием (Чис. 24, 1)?

Дознав опытом, что ни мало не помогает волшебное искусство; потому что без меры сильнее Тот, Кто заставляет язык его произносить, что Ему угодно, перестал Валаам пользоваться обычными знамениями, и посвятил язык свой на служение Богу. Должно же знать, что некоторым представлялось, будто бы Валаам ничего не предрек о Спасителе нашем. Но им надлежало принять к сведению, что и крайне злочестивому Навуходоносору было откровение о Боге и Спасителе нашем. Ибо видел он камень, который отторжеся без рук, удари тело, сокрушил золото, серебро, медь, железо, скудель, и бысть гора велика, и покрыл всю землю (Дан. 2, 34. 35). Посему предвозвестивший сие чрез Навуходоносора, и чрез Валаама предрек спасение вселенной, чтобы и у язычников сохраня-

190

 


лись таковые предречения. О сем же предречении свидетельствует исполнение на самом деле. Ибо происшедший от Иуды по плоти пленил не князей только моавитских, но и вся сыны сифовы (Чис. 24. 17). А сыны Сифовы — все человеки; потому что Сифов потомок — Ной, от Ноя же — весь род человеческий. Но Валаам предсказал и победу Македонян над Персами. Ибо говорит: изыдут из рук Клитиейских, и озлобят Ассура, и озлобят Евреев (24). Александр разрушил царство Персов, Антиох же, ополчившись против Иудеев, и столицу их взял, и Божий храм привел в запустение. И сии предречения совершены не лживым волшебством, но силою Всесвятого Духа. Ибо Кто ослице повелел преестественно говорить человеческим голосом, Тот и языком волхва провозвестил будущее. Ибо сказано: и бысть Дух Божий на нем (2). Сие было и с беззаконным Саулом; отчего, по необычайности происшествия, составилась притча: еда и Саул во Пророцех (1 Цар. 10, 11). Впрочем лживый волхв, и после такового опыта, устроял против Бога новые козни. Сознав, что Израильтяне, остеняемые Богом, имеют необоримую силу, измыслил довести их до нечестия невоздержанием, чтобы, лишившись Божией помощи за нечестие, соделались удобоуловимыми. И внушил Мадианитянам вооружить против них не мужей, но жен, а вместо оружия употребить им телесную красоту и приманчивые речи, чтобы уловленные красотою и обольщенные речами Израильтяне послужили их идолам. И о сем извещает нас блаженный Моисей, после победы над Мадианитянами, укоряя тех, которые сохранили жизнь взятым в плен женам. Ибо говорит так: вскую жив остависте весь женск пол? Тыя бо быша сыном Израилевым, по словеси Валаамлю, еже отступити и презрети слово Госпо-

191

 


дне Фогора ради, и бысть язва в сонме Господни (Чис. 15, 16). А Фогор есть имя идола. О сем нечестии упомянул и божественный Давид: и причистишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых (Псал. 105, 28). Посему-то повелел Бог быть во вражде с Мадианитами. Зане враждуют вам сии лестию, прельщая Фогором (Чис. 25, 18). Когда народ согрешил, тогда князи, как выразился Симмах (4), были повешены за то, что не отвратили их от злого дела. Слова же: и возвысится паче Гога царство его (Чис. 24, 7), Симмах перевел так: и возвысится над Огом царь его. А сие означает, что и ополчившегося против них Ога преодолеют силою царя, который произойдет от них по плоти.

Вопрос 45. Для чего повелел Бог снова исчислить народ (Числ. 26, 1 и след)?

Поскольку приговор произнес уже над исчисленными, в землю же обетованную имел ввести детей их, о которых сказали они, что сделаются пленниками (Чис. 14, 3); то повелел исчислить и детей, чтобы показать силу Своего благословения, так что и по смерти отцов число осталось то же.

Вопрос 46. Для чего повелел Бог разделить землю по жребию (Чис. 26, 55)?

Чтобы все споры и состязания прекратить тем, что земля разделена по жребию самим Богом, а не судьбе какой-то поверено дело. Так поступили и божественные Апостолы до сошествия на них Всесвятого Духа; потому что, бросив жребий, помолились все премудро Ведушему, показать достойнейшего. Так и божественный Павел сказал о нас: в Нем же и наследницы сотворихомся, прежде наречени бывше по прозрению вся действующаго по совету воли Своея (Ефес. 1, 11).

Вопрос 47. Для чего Владыка Бог, засвидетельствовав об Иисусе, что имать Духа Божия в себе.

192

 


повелел Моисею возложить руце на него (Чис. 27, 18)?

Сие было и с домом Корнилия. Ибо по принятии уже благодати сподобились крещения. Да и Владыка Христос, по человечеству прежде рождения прияв все дарования Духа, приступил к крещению Иоаннову, и на главу Свою повелел рабу возложить руку, и показал в виде голубя сходящего на Него Всесвятого Духа. И Апостолы, прияв уже Святого Духа чрез Владычнее дуновение, потом и свыше прияли снисшедшую на них благодать. Тоже было и с Иисусом Навином. Имел он благодать Духа, но, чтобы и народ уверился, что от Бога поставлен он в вождя народу, возложены были на него руки законодателя, и Моисей совершил сие по Божию повелению. Ибо сказано: да возложиши руце, твои на него: и поставиши его пред Елеазаром жерцем, и заповеждь ему пред всем сонмом, и заповеждь о нем пред ними: и даси на него от славы твоея, яко да послушают его вси сынове Израилевы. И пред Елеазаром жерцем да станет (18 — 21), то-есть будет иметь равную с ним честь, и по средством слова судного, которое возложено на персях Елеазара, дознает, что ему делать. А из сего познаем, что приемлющие рукоположение от архиереев делаются причастниками духовной благодати. Ибо и здесь Владыка Бог сказал: даси на него от славы твоея. Достойно же удивления в Пророке, что имел детей, брата и племянника, но никого из них не назначил в вождя, вопросил же Бога, и постановил нареченного Богом. После сего Моисей, сделав напоминание о праздниках и жертвах, дает законы о давших обет принести что-либо в дар Владыке Богу (Чис. 30, 3). И во-первых постановил, чтобы всякий обещающийся исполнял обет свой самым делом. Если обеща-

193

 


ющаяся живет под властью отца, обет ее должен быть подтвержден отцом. И если отец не согласен на ее обещание, обещавшаяся не подлежит обвинению. А если, по объявлении ею обета, отец или согласится, или промолчит; то обещание должно быть исполнено. Тоже узаконил и о живущей в замужестве, и повелел, чтобы обет утверждаем был согласием мужа.

Вопрос 48. Почему законодатель повелел избить Мадианитянок, бывших в замужестве (Чис. 31, 17)?

Потому что они наставлены были в учении нечестия, и могли развратить взявших их в плен.

Вопрос 49. Для чего законодатель перечислил места станов (Чис. 33, 1—49)?

Чтобы последующие роды знали Божию попечительность. Ибо, водя Израильтян по местам непроходимым и безводным, обильно подавал им все необходимо нужное.

Вопрос 50. Почему учинившему невольное убийство назначает время возвращения по кончине архиерея (Чис. 35, 28)?

Потому что разрешением греха человеческого соделалась смерть архиерея по чину Мелхиседекову. Он ввел в рай изгнанного из рая. До смерти же архиерея бегство совершившего убийство умягчало гнев сродников и обуздывало их убийственное стремление. Того-же, что наказание спасавшемуся бегством отменялось по смерти архиерея, достаточно было к убеждению родственников угасить уже гнев, потому что умер архиерей, при котором совершено преступление; и законодатель постановил сей предел и преступлению и наказанию.

Вопрос 51. Для чего повелел Бог коленам не смешиваться между собою (Чис. 36, 99)?

Чтобы беспримесным сохранялось семя Иудино,

194

 


в котором Бог обетовал благословение язычникам. Впрочем имели между собою взаимное общение колена царское и священическое; потому что Владыка Христос по человечеству и Архиерей и Царь.

__________


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.