Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Против Маркеллиан

Пятьдесят вторая, а по общему порядку семьдесят вторая ересь.

Гл. 1. В то же время (ибо все эти ереси были в одно это время) в Анкире появился Маркелл и дожил до нашего времени; он умер немного больше, или немного меньше двух лет тому назад. И он произвел некоторое разделение в церкви в то время; а высказал он одну незначительную мысль, уподобляясь Савеллию и Новату. Ариане же раздражены были против него за его спор и несогласие с Арианами. Некоторые порицали его за то, как я сказал, будто он пристал к заблуждению Савеллиан. Другие же напротив защищали ого, говоря, что это несправедливо, но что он жил безукоризненно и утверждали, что он правильно мыслит. Поэтому произошло относительно его большое раз-

277

 

 

ногласие. Сокровенные же мысли его известны только Богу. Впрочем, последователи его, им наставленные, не понимая ли его мыслей, или не раскрывая настоящего его учения, не хотели исповедовать трех ипостасей, как содержит то истина, именно что Божество едино, едина слава, что Троица единосущна и ничем не различается в своей славе, что Троица есть совершенна, и едино Божество, едина сила, едино существо, что нет в ней никакого слияния, ни подчинения. А Маркелл, по мнению некоторых, желая сказать больше этого, показался мыслящим, как Савеллий. Поэтому он был обличен в ереси и причислен к еретикам. Далее я представлю и изложение учения, которое в свое оправдание составил сам Маркелл для блаженного Юлия, епископа римского. Из его апологии и из послания откроется, что он мыслил иначе, вопреки истинной вере. Ибо если бы он не мыслил иначе, то для чего ему и приступать к защите? Если бы не были выражены им мысли неправославные, смутившие некоторых, то что могло побудить его к этой апологии? Бот список его письма.

Список письма Маркелла, которого собор низложил за неправославие.

Гл. 2 «Блаженнейшему сослужителю Юлию, Маркелл во Христе желает здравия. Поелику неко-

278

 

 

торые из осужденных прежде за неправую веру, которых я обличил на соборе Никейском, осмелились написать твоему Богочестию против меня, будто я мыслю неправильно и несогласно с церковью, стараясь свою вину сложить на меня; то я признал необходимым, отправившись в Рим, убедить тебя, чтобы ты писавших против меня вызвал к себе, дабы, как только они прибудут, я мог изобличить их в том, что написанное ими против меня ложно, что они и до сих пор остаются в прежнем своем заблуждении и допустили страшную дерзость против церквей Божиих и нас — их предстоятелей. Но гак как они не захотели прийти, хотя ты и посылал к ним пресвитеров, и я прожил в Риме год и целых три месяца, то я, прежде чем отправиться отсюда, счел за нужное дать тебе письменное изложение своей веры, написанное собственноручно со всею истиною, как я узнал и как научился из божественных Писаний, и напомнить тебе то, что ими худо толкуется, дабы ты знал, какими словами пользуясь для обольщения слушателей, они хотят скрыть истину. Ибо они говорят, что Сын Божий Господь наш Иисус Христос не есть собственное и истинное Слово Вседержителя, но что Он отличное от Него Слово и иная мудрость и сила. Говорят, что Он, после того как явился, назван от Оша Словом и мудростью и силой,

279

 

 

и соответственно этому умствуют, что Он — иная ипостась, отличная от Отца. Из того, что они пишут, открывается, что Отец существовал прежде Сына и что последний не есть истинный Сын от Бога, но точно также, как и все сотворенное. Еще они осмеливаются утверждать, что было время, когда Его не было, что Он — тварь, произведение, отделяя Его таким образом от Отца. Итак, я убежден, что говорящие это чужды кафолической церкви. Следуя же Божественным Писаниям верую, что существует Один Бог и Его единородный Сын — Слово, всегда присущий Отцу и никогда не имеющий начала бытия, истинно от Бога сущий, несозданный, несотворенный, но всегда сущий, всегда царствующий вместе с Богом и Отцом, Егоже царствию, как свидетельствует апостол, не будет конца (Лук. 1, 33). Он — Сын, Он — сила, Он — мудрость, Он — собственное и истинное Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, нераздельная сила Божия, чрез которую произошло все сотворенное, как свидетельствует Евангелие, говоря: в начале бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Иоан. 1, 1 и дал.). Он есть Слово, о Котором и евангелист Лука свидетельствует, говоря: яко же предаша нам исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе (Лук. 1, 2). О Нем и Давид сказал: отрыгну сердце Мое слово благо (Пс. 44, 2). Так и Господь наш Иисус Хри-

280

 

 

стос учит нас в Евангелии: изыдох от Отца… и иду (Иоан. 16. 28). Он, в последние дни нисшедши нашего ради спасения и родившись от Девы Марии, соделался человеком.

Гл. 3. «Итак верую в Бога вседержителя и во Христа Иисуса, Сына Его единороднаго, Господа нашего, рожденнаго от Духа Святаго и Марии Девы, при Понтие Пилате распятаго и погребеннаго и в третий день воскресшаго из мертвых, вознесшагося на небеса и седящаго одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых; и в Духа Святаго, в святую церковь, оставление грехов, воскресение тела, жизнь вечную. А что Божество Отца и Сына нераздельно, мы научились этому из Божественных Писаний. Ибо если кто отделяет Сына, то есть Слово Бога Вседержителя, тот необходимо должен или допустить, что два Бога, что признается противным Божественному учению, или признать, что Слово не есть Бог, но и это оказывается противным правой вере; потому что евангелист говорит: и Бог бе Слово. Я же верно научен, что Сын есть сила Отца, неразлучная и нераздельная. Ибо Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос говорит: Отец во мне и Аз во Отце (Иоан. 14, 10): Аз и Отец едино есма (Иоан. 10, 24); и еще: видевый Мене, виде Отца (14, 9). Принявши эту веру от Божественных Писаний и научившись ей от предков наших по Богу, я проповедую

281

 

 

ее в церкви Божией и ныне написал тебе, оставивши список этого у себя. И прошу тебя копии с него вписать в письме к епископам, дабы те, которые не знают меня близко, не поверили писанному о мне теми и не введены были в заблуждение. Прощай».

(Конец письма).

Гл. 4. Правильно ли содержание этого письма, пусть прочитают его и обсудят сказанное в нем те, которые могут сделать это; и есть ли в нем какие погрешности, пусть они и рассудят. Мы не хотим говорить более того, что знаем и что дошло до вас. Ибо если это письмо по содержанию и правильно, то читатели и слушатели пусть обдумают опять, не напрасно-ли, не безрассудно ли признал он необходимым защищаться, если только действительно он не сказал каких-нибудь смущающих слов, заставивших его выступить на защиту сказанного им. Могло случиться и то, что он. после впадения в заблуждение, посредством письма хотел защитить и оправдать себя, или в письме прикрасил свои слова, чтобы прикрыть сказанное им, дабы вследствие отлучения ее отпасть от общего собрания и постановления епископов. Вот, что дошло до нас о Маркелле. Некогда я сам спрашивал блаженного папу Афанасия о том, какого он мнения об этом Маркелле. Он и не защищал его и не отнесся

282

 

 

к нему враждебно; но только, улыбнувшись, тайно высказал, что он не далеко ушел в заблуждении, и считал его оправданным.

Гл. 5. Предложу еще то, что некоторые нашли в сочинениях самого Маркелла и что казалось им достойным порицания и, споря с ним, сами написали против него сочинения. Другие же. потому что писавшие против него обратились впоследствии в другую сторону, ради обличения напали на то, что ими написано было против Маркелла, и в своих сочинениях высказались против происшедших разногласий между Акакием, Василием Галатийским и Георгием Лаодикийским с целью обличения того же Акакия. Ибо этот на основании сочинений Маркелла говорил против Маркелла. Не опустив ничего истинного во всем этом деле, мы покажем, что мы не отчаиваемся в исправлении и не желаем соглашаться с теми, которые отступают от истины. Из возражений Акакия против Маркелла приводим следующее:

Гл. 6. После неправильного толкования изречений в книге Притчей, Маркелл, говоря неправду против Бога, поднимая высоко рог свой и дошедши до средины сочинения, предлагает еще следующие слова Астерия: иной есть Отец, родивший из Себя единородное Слово и перворожденнаго всея твари (Кол. 1, 15), един единого, совершенный совершенного, Гос-

283

 

 

подь Господа, Бог Бога, по существу, воле, силе и славе ничем не отличающийся образ. Приведши эти слова и будучи недоволен выражением: ничем не отличающийся образ, то есть отображение и ясный отпечаток существа Божественного и прочее, называет это мнение негодным и, выражая свое неудовольствие, пишет следующее: эти выражения явно изобличают его нечестивое мнение о Божестве. Ибо как Господь и Бог родившийся, как он сам прежде говорил, может быть образом Божиим? Ибо иное — образ Божий, иное — Бог, так что если Он — образ, то не Господь и не Бог, но образ Господа и Бога. Если же Он — истинно Господь и истинно Бог, то Господь и Бог не может быть образом Господа и Бога. И далее: он не хочет, чтобы Сын был чем-либо из того, что я сказал выше, так как говорит, что Он есть образ. Итак, если Он — образ существа, то Он но может быть самостоятельным существом; и рели Он есть образ воли, то не может быть самостоятельною волею; и если Он — образ силы, то уже не сила; и если Он — образ славы, то уже не слава. Ибо Он есть образ не самого себя, но кого-то другого.

Гл. 7. б начале книги ты, Маркелл, сперва похвалил эти слова, а теперь отверг, что Бог из Бога Слово сущее — Сын и един из единого, и совершенный из совершенного

284

 

 

и тем ясно выдал свое нечестивое учение о Божестве. За то, что ты признал образ великого Бога чуждым жизни, божественности, силы, славы и сущности, у тебя следовало бы отрезать нечестивый язык, когда ты произнес такое слово на Господа и выказал наконец такую нечестивую душу. Ибо образу Божию приписавши безжизненность, ты не признаешь Его ни Господом, ни Богом, ни сущностью, ни волею, ни силою, ни славою. Ты хочешь, чтоб этот образ был чужд движения, считая его как бы бездушным и безжизненным, во вне изображенным, подобно тому, как бездушен бывает образ, составленный только искусством человеческим и не хочешь признать, что Он — живой образ живого Бога, что образ сущности есть сущность, что не отличающийся образ воли, силы и славы есть такая же воля и сила и слава. А сказать, что Он ни в чем не отличен, не то же значит, что Он не рожден, но только то, что Он есть совершенно верное и точное подобие Отца по благости, божественности и всякому действию. Потом немного спустя: немы да будут у тебя устны льстивыя, глаголющия на Бога неправду гордынею и уничтожением. (Пс. 30, 19). Ибо единый Отец родил единого Единородного, хотя тебе это не нравится, а нравится что-то другое. Сын произошел не из начала эонов Валентина, но от единого

285

 

 

Отца имеет рождение: и совершенный родил совершенного: ибо ничего несовершенного нет в Отце, посему и в Сыне: но совершенство Сына есть истинное порождение совершенства и всесовершенства Отца. И Царь родил Царя; ибо сообразно с благочестием, чтобы бог царствовал; так как Сын родился прежде веков и Царь подчинился тому Царю, которым управляется и все остальное, и добровольно пригнал подчинение, Отец родил не подданного, но Царя царства своего, которое не имеет ни начала дней, ни конца бытия. Ибо достоинство Его не отвне произошло, но принадлежит Ему существенно, как и Отцу, Его родившему. Посему и написано: и царствию Его не будет конца (Лук. 1, 33). Точно так же мы исповедуем, что Господь рождает Господа и Бог Бога. Кратко сказать: мы говорим, что Он — образ существа, и воли, и силы, в славы, не бездушный и мертвый, но существенный и одаренный и волею, и силою, и славою. Ибо сила не рождает бессилия, но самостоятельную силу; и слава не рождает бесславия, но самостоятельную славу; и воля не рождает чуждое воли, но самостоятельную волю: и сущность не рождает чуждое сущности, но самостоятельную сущность. Значит, Слово есть образ, Бог, премудрость живая, ипостасная, самосущая, Слово действенное и Сын. Значит, премудрость та самая, о ней же радовашеся на всяк день...

286

 

 

Бог егда веселяшеся вселенную совершив (Притч. 8, 30). А ты, Маркелл, отвергая это пред человеками, отвергнут будешь ею самою пред Отцем иже на небесех (Мф. 10. 33); отвергнут будешь и пред церковию, погорая под небесами и которая пишет о тебе и о всюду на земле: слыши слово Господне. Напиши мужа сего отвержена, потому что не умножится от семене его, власть имели ктому во Иуде, иже сядет на престоле Давидове (Иер. 22. 40).

Гл. 8. После того как Маркелл привел другие слова из Астерия, Акакий присовокупляет, говоря: итак допустивши это и продолжая отрицать то, что Наш Спаситель есть образ и сущность и единородный Сын из Отца, и перворожден всякой твари, и совершенный от совершенного, единственный от единственного, Царь от Царя, и Господь от Господа, и Бог от Бога, одним словом, неизменный образ Божественного существа и воли, и силы и славы, — ты, немногими словами отвергшийся Его пред людьми и посему имеющий быть отвергнут пред Отцом Его. прямо пишешь следующее: эти слова ясно показывают его нечестивое мнение о божестве Отца и Сына, Отрицая это, ты ясно изобличил свое противное православию, превратное и нечестивое мнение о божестве и сущности Христа.

Гл. 9. И затем он присовокупляет слова Маркелла: нелепо то, что Маркелл пишет

287

 

 

далее: он не допускает ничего из того, что говорил прежде. Ибо ты говоришь, что Сын — образ всех этих свойств. Итак, если Он образ существа, то уже не может быть самостоятельным существом; и если — образ воли, то уже не может быть самостоятельною волею; и если образ силы, то уже не сила, и если образ славы, то уже не слава; ибо образ есть образ не самого себя, но кого-нибудь другого. Все это, Маркелл, нелепо и ложно. Ибо Астерий приписывает ему все то, что прежде сказал, говоря: Царь родил Царя, Господь — Господа, Бог — Бога. И таким образом он уничтожает твой бездушный образ, по-твоему составленный только искусством человеческим. Ибо он говорит, что Сын — живой образ всех этих свойств и отпечаток живого образа Родившего, и что образ существа — самостоятельное существо, образ воли — самостоятельная воля, и — силы — самостоятельная сила, и славы — самостоятельная слава и образ не самого себя, но другого. Ты же, не признавая Сына Богом от Бога, светом от света, силою от силы, не признаешь Сына ни Богом, ни светом, ни силою, ни волею, ни существом, ни славою, но каким-то телом, вследствие чего нечестиво допускаешь уничтожение всех этих свойств при конце мира. И ты отрицаешь слово Писания: Бог бе Слово (Иоан. 1, 1), Сыну же Божию или усвояешь одно имя,

288

 

 

или называешь одним из людей, как будто Бог рождает Сына другого рода. Сына только по усыновлению, по словам Писания: сыны родих и возвысих (Ис. 1. 2) и еще: приясте Духа сыноположения (Рим. 8, 15) и опять: принесите Господеви сынове Божии (Пс. 28, 1). Итак, когда Астерий называет Сына Отчего неизменным образом существа и силы, и воли и славы, то он говорит, что Сыну совершенно присущи Отеческие свойства и что в Сыне отпечатлены или даны Ему умопредставляемые свойства Отца, а не иные, отличные от Него. Итак, он приписывает Сыну все, о чем прежде скапал. Ибо вовсе не имеет в мысли образа, нарисованного красками, и не допускает участия третьего живописца, дабы он изобразил, как бы красками, в другом месте качества Сына, отличного от Отца, и назвал это Сыном. Так говоришь ты или подумавши или не подумавши. Итак, если Сын — образ сущности, то будто не может быть самостоятельною сущностью; и если Он — образ воли, то будто не может быть самостоятельною волею. А по-нашему, если Он живой образ сущности, то и может быть и есть самостоятельная сущность. Итак, образ сущности мы называем сущностью вследствие совершенного сходства жизни и деятельности. Также и образ воли мы называем волею, велика совета ангелом (Ис. 9, 6) и образ силы и славы —

289

 

 

силою и славою. И это все подтверждается словами Христа: якоже бо Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе и еще: якоже Отец воскрешает мертвыя и живит (Иоан. 5, 21. 26). Слова: якоже — тако представляют точное выражение сходства и подобия образа.

Гл. 10. И спустя немного говорит: «Бог Слово, то есть Иисус, подающий жизнь, красоту и благообразие, сам не чужд жизни, красоты и благообразия и не может быть мыслим с свойствами мертвенности или небытия, но в ном отображены Отеческие свойства, так что Он не есть иной с иными свойствами образа; но в Его сущности находятся Его свойства, и в свойствах — Его сущность. А образ иного, не будучи образом самого себя, как и ты полагаешь, нося в себе свойства первообраза. представляет различие, но такое, которое то же, что и сходство. Ибо Он образ не себя самого, но другого, то есть образ Бога невидимого. Итак, Сын есть образ Отца, живый живого, одаренный движением и деятельностью и волею и славою, не бездушный и не неподвижный и не такой, который бы в другом имел бытие и был описуем, а сам бы по себе и чрез себя не находился в движении. Он есть не отличающийся образ, но это точное сходство производит не Отца, но во всем сходного Сына».

290

 

 

Здесь кончаются слова Акакия. Но теперь православные и братия наши и исповедники говорят, что от некоторых, оставшихся после Маркелла, учеников они получили изложение исповедания его веры. Я предлагаю оное здесь, хотя в тонкости речи я не взошел. Вот список с него:

Изложение веры Маркелла.

Гл. 11. «Почтеннейшим и святейшим епископам, сосланным в Диокесарию за православную веру в Спасителя вашего Иисуса Христа: Евлогию. Аделфию, Александру, Аммонию. Гарпократиону. Исааку, Исидору, Аннувиону, Питиму, Евфратию, Аарону, пресвитеры Анкиры и Галатии: Фотин, Евстафий, другой Фотин, Сигерий, и диакон Гигин, и иподиакон Гераклид, и чтец Елпидий и защитник*) Кириак желают о Господе здравствовать.

«Когда мы приходили к вашему Богочестию из вышеупомянутого вашего отечества, чтобы сделать вам подобающее посещение, и когда мы спрошены были вашим преподобием о том, как мы содержим вашу веру, — мы, принявши такой ваш заботливый вопрос, который вы предложили, имея в виду тех, которые весьма желали безрассудно говорить о нас ложь, —

_________________________

*) Προστάτης, стоящий пред судом гражданским защитник церкви, избиравшийся из мирян, - тоже что ἔκδικος.

291

 

 

сочли за нужное вполне удостоверить вас в том не только общительными гранатами, писанными к нам преблаженным папою Афанасием, которые мы вам покапывали, но и этим, писанным вами, исповеданием, дабы вы видели, что мы ничего иного не мыслим и никогда не мыслили, кроме вселенской и церковной веры, постановленной в Никее. Ее-то мы и исповедуем по мере сил наших, проклиная дерзающих называть Духа Святого тварию, и Арианскую ересь, и Савеллиеву, и Фотинову, и Павла Самосатского; — и не признающих под Святою Троицею самостоятельно существующих трех лиц неописанных, единосущных, совечных и совершенных. Мы проклинаем также и тех, которые называют Сына расширением, или сокращением, или действием Отца, равно как и тех, которые Бога Слова, Сына Божия не исповедуют предвечным и совечным Отцу, самостоятельно существующим в совершенным Сыном и Богом.

Гл. 12. Кто говорит, что Отец и быв и Святой Дух — одно и то же, тот анафема да будет. Кто Сыну Божию и Слову, или Его царству приписывает начало или конец, анафема да будет. Кто говорит, что Сын или Дух Святой есть часть Отца, и ее признает, что Сын Божий произошел из существа Отчего прежде всякого помышления, — анафема да будет. О воплощении же Слова Божия, едино-

292

 

 

родного Сына Божия мы исповедуем, что Сын Божий соделался и человеком без греха по принятии всей человеческой природы, то есть души разумной и мыслящей и плоти человеческой. Веруем в единаго Бога Отца вседержителя. Творца всего видимого и невидимаго, и в единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, рожденнаго от Отца, то есть из существа Отца, бога от бога, света от света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго, несотвореннаго, единосущнаго Отцу, которым сотворено все находящееся на небе и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшаго, и воплотившагося, и вочеловечившагося, пострадавшаго и воскресшаго в третий день, восшедшаго на небеса, грядущаго судить живых и мертвых; и в Духа Святаго. Тех же, которые говорят, что было время, когда Его не было, и что прежде рождения Он не существовал, и утверждают, что Он произошел из небытия, или из иной ипостаси, или сущности, или что Сын Божий подлежит превращению или изменению — всех таких проклинает соборная и апостольская церковь. Я Фотин — пресвитер Анкирской соборной церкви верую и мыслю так, как написано выше. Я Сигерий пресвитер той же церкви верую и мыслю так, как написано выше. Я Гигин — диакон той же церкви верую и мыслю так, как написано выше. Герак-

293

 

 

лид — иподиакон той же церкви верую и мыслю так, как написано выше. Я Елпидий — чтец той же церкви верую и мыслю гак, как написано выше. Я Кириан — защитник той же церкви верую и мыслю так, как написано выше».

Вот что написано было ими к исповедникам и Отцам. Итак, если, по суду разумных людей, это изложение веры может считаться в числе лучших, то пусть так и будет. А если в этом самом наложении при его разборе найдется что-нибудь ошибочное и неправильное, то пусть по мнению любомудрых так и будет. Передавши во всем вышеизложенном рассказ о Маркелле, я оставлю его и буду рассматривать следующие по порядку ереси.

 


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.