Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга вторая. О мелхиседекианах

О МЕЛХИСЕДЕКИАНАХ;

тридцать пятой, а по общему порядку пятьдесят пятой, ереси.

Гл. 1. Еще другие, может быть, отторгшиеся от так называемых феодотиан, называют себя мелхиседекианами. Они прославляют Мелхиседека, о котором говорится в Писаниях, признавая его некоей великою силою, также по заблуждению своему утверждают, что он находится горé в неименуемых местах, как будто он не только некая сила, но и выше Христа. À о Христе думают, что Он просто пришел и удостоен Мелхиседекова чина, и это—на основании изречения, в котором сказано: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4.); посему, говорят, Христос ниже Мелхиседека. Ибо если бы Он состоял не во втором некоем порядке; то не нуждался бы в Мелхиседековом чине. А о самом Мелхиседеке говорят, что он без отца, без матере, без причта рода (Евр. 7, 3.), и хотят подтвердить это посланием святого Павла к евреям. А еще, об-

435

 

 

манывая самих себя, лживо вымышляют для себя книги.

Но из тех же самых слов получает начало и опровержение сих еретиков. Ибо когда Давид пророчественно говорит о Господе, что Он поставляется священником по чину Мелхиседекову; то этим самым божественное Писание раскрывает то, что Христос будет священником. Ибо находим, что апостол тотчас же говорит: уподоблен Сыну Божию, пребывает священник выну (Евр. 7, 3.). А если уподоблен Сыну Божию: то не равен Сыну Божию. Ибо как раб может быть равен Владыке? Мелхиседек был человек; а без отца, без матере, не потому, что не имеет отца или матери, но потому, что в божественном Писании они не поименованы со всею очевидностью. Да и многих ввело в обольщение то, что есть в божественном Писании самого глубокого, преславного, и превышающего естественное человеческое разумение. Так жители Петры Аравийской, называемой Роком и Едом, удивляясь божественным знамениям Моисея, некогда изобразили его образ, и в заблуждении стали покланяться ему. Но не этот праведник был для них виновником сего, а напротив того заблуждение их в рассуждении праведника, при невежестве, привело их к ложному представлению о деле. В Севастии

436

 

 

же, называвшейся некогда Самарией, обоготворив дочь Иеффая, ежегодно совершают празднество в честь ее. Так и эти еретики, слыша преславные и мудрые изречения Писания, впали в неразумие, и чрезмерно превознесшись разумом, оставили путь истины, и всем могут быть обличены в том, что составили себе басни.

Гл. 2. Ибо у некоторых и указаны отец и мать Мелхиседека; но этого нет но признанным и принятым писаниям. Λ иные говорили, что отца его звали неким Ираклом, а мать—Астарф, а также—Асторианою. Происходил он от одного из туземцев, обитавших в то время на равнине Савине (Быт. 14, 17). Город же назывался Салимом; об этом городе один пишет так, а другой иначе. Одни говорят, что это ныне называемый Иерусалим, некогда называвшийся Иевус. А другие говорили, что есть какой-то другой Салим на поле Сикимском, напротив, ныне так называемого, Неаполя. Итак из этого ли он был города, или из того (места сии не в дальнем расстоянии одно от другого), все равно; изложение показывает, в чем состояло дело. Ибо сказано: изнесе Аврааму хлебы и вино: и бяша священника Вышнего в го время; Он благослови Авраама, и получил от него десятину (Быт. 14, 18—20.). Ибо раб Божий должен был воздать честь

437

 

 

священнику Вышнего, и, поелику от самого Авраама имело произойти священство обрезанное, то наперед Авраам должен был сделать приношение священнику, священнодействующему в необрезании, чтобы уничижено было всяко возношение взимающееся на разума Божий (2 Кор. 10, 5), и обрезание, похваляясь священством, не могло говорить против священства во святой Божией церкви, которое не наблюдает плотского обрезания ши необрезания, но имеет высшее и совершеннейшее обрезание—баню пакибытия. Ибо если Авраам принес десятину Мелхиседеку, а потомки Авраама приносят ее Левию и Аарону, и после того времени, как опять стало быть обрезанное священство Аарона и сынов его по преемству, спустя двенадцать родов от рождения Левия, и семь (ц) от начала Ааронова преемства, Писание устами Давида сказует, что восстанет священство Мелхиседеково: то естественно Писание сим показало, что чин священнический не останется за древним обрезанным священством. Ибо оно прелагается в священство, пред-

(ц) Петавий по сему случаю приводит на память, что Садок, первосвященствовавший при Давиде, быль десятым после Аарона. Подобная же неточность в счете повторяется и в родословии пророка Илии, помещенном в следующей за сею главе.

438

 

 

шествовавшее священству Левиину и Ааронову, священство по чину Мелхиседекову. Сие то (ч) священство, со времени Господня пришествия во плоти и доселе, отправляется ныне в церкви, при чем уже не семя избирается по преемству, но требуется образец добродетели.

Гл. 3. Ибо первое священство совершается в необрезании Авелем, а также и следующее за ним — Ноем, и третье — Мелхиседеком, который был священником Божиим не в обрезании, но в совершенной правде и добродетели, по плоти же в необрезании. И что Мелхиседек был человек, это открывает сам святой апостол Божий в послании; говорит же он так: не причитаемый же родом к ним, одесятствова патриарха (Евр. 7, 6.). Посему явно, что не к ним, а к другим причитается родом. А сколько других, которых родословия не весьма явны? Даниил, Седрах, Мисах, Авденого, Илия Фесвитянин. Ибо во всех священных книгах нигде не указаны их отцы или матери. По чтобы и по сему поводу не произошло какого либо заблуждения, не отяготимся сказать, что узнали мы из преданий. Ибо мы нашли, что отец

(ч) По венецианскому пшену, согласно с которым переведено этоместо: ἔι τις; вероятно, это читается ошибкой, вместо ἤτις, как и исправляет Диндорф в своем издании.

439

 

 

Даниила—некто, так называемый, Саваа. А также мы нашли происхождение и род Илии, который я изложу в такой связи: Илия Фесвитянин был брат священника Иодая, очевидно, и сам был из священников, а сын был Ахимаама; а Ахимаам сын Садока; Садок сын Ахитова, сына Амориина; Амория сын Мории (ш): Мория сын Зары (щ), сына Аазиина; Аазия сын Финееса; Финеес сын Елеазара; Елеазар сын Аарона священника; а известно, что Аарон сын Амрама; Амрам сын Каафа; Кааф сын Левия:Левий третий сын Иакова; а Иаков брат Исава, сын же Исаака; Исаак сын Авраама. В священных же книгах родословия их указаны не совсем ясно; а по отношению к Илии указаны только части родословия в книге Паралипоменон (ъ). Естественных же отцов трех отроков: Седраха, Мисаха и Ав-

(ш) По венецианскому списку: Амории; но по другим спискам: Мории.

(щ) По венецианскому списку: Разазы; но по другим спискам: Зары, и это ими ближе к соответствующему имени в книге Паралипоменон по переводу семидесяти, нежели первое.

(ъ) Св. Епифаний, без сомнения, имеет в виду 1 Паралип. 6, 1—9. Но 1) родословная линия, описываемая св. Епифанием, короче той линии, которая описана в книге Паралипоменон: опущены некоторые члены сей последней линии; 2) в чтении имен не везде согласна с книгою Паралипоменон.

440

 

 

деного мы не найми ни в преданиях, ни в подложных книгах. Посему что нам сказать? Неужели и они, то есть, Седрах, Мисах и Авденого, поведут нас к тому ложному представлению, что мы будем умозаключать, чего не следует, и чрезмерно дивиться каждому из них, заключая, что они не имеют ни отцов, ни матерей? Но да не будет сего. Ибо нам указаны пределы, и основания, и здание веры, и предания апостолов, и святые Писания, и преемства учителей; и истина Божия отовсюду ограждена. И никого не должны вводить в обман новые басни.

Гл. 4. Но возвращусь снова к предположенному, то есть, к тому, что ложно представляют себе сии еретики о Мелхиседеке. А именно, хотя очевидно, что праведник сей был свят, был священником Божиим и царем Салимским: но не такого Салима был царем, который на небе, и не с неба сошел. Ибо никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий (Иоа. 3, 13.), говорит святой и неложный Бог Слово. А когда божественное Писание подтверждает и Дух ясно учит о чине Мелхиседековом то сим ясно указано на перемену священства после ветхой синагоги и древнего учреждения в учреждение превосходнейшее и высшее, не соединенное с участием в плотском преемстве. Ибо у сего святого Мелхиседека

441

 

 

уже не было после него преемства, а также п прекращения священства; он пребывал священником во все время своей жизни, и еще в Писании зовется священником, потому что никто не был его преемником, никто не нарушил его священства во время его служения. Так и Господь наш, не человек, но Бог, святое Слово Божие, Сын Божии рожденный безначально и вне времени, вечно сущий со Отцом, а ради нас сделавшийся человеком от Марии, а не от семени мужеского, священствует пред Отцом, прияв человеческое смешение, чтобы стать за нас священником по чину Мельхиседекову, то есть, по такому чину, который не имеет преемства. Ибо пребывает непрестанно приносящим за нас дары, сперва принесши Самого Себя на кресте, чтобы разрушить всякую жертву ветхого завета, и в то же время священнодействуя совершеннейшую и живую жертву за весь мир,—Сам жертва, Сам заколение, Сам священник, Сам жертвенник, Сам Бог, Сам человек, Сам царь, Сам первосвященник, Сам овча, Сам агнец, сделался всем во всем за нас, чтобы всячески стать жизнью для нас, и твердыню Своего священства соделать на веки неподвижною, уже не раздавая оное но телесному происхождению и преемству, но давая сохраняться оному во Святом Духе по оправданию.

442

 

 

Гл. 5. Но и другие еще, говорящие о сем Мелхиседеке, имеют ложное представление о нем: ибо судят по плоти, а не разумеют духовно того, что сказано святым апостолом в сем самом послании к евреям. Так, египетский ересеначальник Иеракс думает, что сей Мелхиседек есть Дух Святой, потому что, как сказано, уподоблен Сыну Божию, пребывает священник выну (Евр. 7, 3,); и это—как бы на основании изречения, сказанного святым апостолом: Дух же ходатайствует о нас, воздыхании неизглаголанными. Знающий же мудрование Духа, весть, яко о избранных ходатайствует пред Богом (Римл. 8, 26. 27.). Но и этот ересеначальник совсем уклонился от надлежащего. Ибо Дух никогда не облекался плотью; а если не облекался плотью, то не мог быть царем салимским и священником какого либо места. Но в свое время, когда буду составлять опровержение сего Иеракса и его ереси, пространно изложу это; теперь же буду держаться порядка. А сколько и другие имеют ложных представлений о сем Мелхиседеке!

Гл. 6. Самаряне почитают его сыном Ноя, Симом. Но и они окажутся заслуживающими осмеяния. Ибо божественное Писание, все благоустроенно утверждая, всячески оградило истину, не напрасно расположив времена в порядке, и перечислив лета жиз-

443

 

 

ни каждого из отцов и преемства. Ибо, когда Аврааму было около восьмидесяти восьми, или и девяноста лет (больше или меньше) (ы): тогда встретил его Мелхиседек и вынес ему хлебы и вино, загадочно прообразуй таинства, а именно: образы Господа нашего, Который говорит:       Аз семь хлеб животный (Иоа. 6, 51.), и образы крови Его, истекшей из ребра Его во очищение оскверненных и в окропление и спасение душ наших. А отец Авраамов Фарра роди Авраама на семидесятом году (Быт. 11, 26.); всего стало около ста шестидесяти лет (больше или меньше). Пахаря роди Фарру, семидесяти девяти лет (— 24-,): стало двести тридцать девять лет. Серух роди Иахора, ста тридцати лет (—22.); стало триста шестьдесят девять лет. Рагав роди Серуха, ста тридцати двух лет (—20.); стало пятьсот один год. Фалека роди Рагава, ста тридцати лет (—18.); стало шестьсот тридцать один год. Евер роди Фалека на сто тридцать четвертом году своей жизни (—16.); стало семьсот шестьдесят пять лет. Сала роди Евера на сто тридцатом году своего возраста (—14.); стало восемьсот девя-

(ы) Петавий по сему случаю приводит на память, что по сказанию книги Бытия (16, 16), Аврааму было восемьдесят шесть лет при рождении Исмаила, которое гораздо позднее встречи Авраама с Мелхиседеком.

444

 

 

носто пять лет. Кина (ь) родил Салу на сто девятом (ѣ) году своей жизни; стало тысяча четыре года. Арфаксад ста тридцати пяти (э) лет родил Кину (—12); стало тысяча сто тридцать девять лет А выше упомянутый Сим, о котором самаряне ложно представляют, будто он Мелхиседек, родил Арфаксада на сто втором (ю) году своей жизни. Всего стало тысяча двести сорок один год, до того времени, когда Авраам встретился с Мелхиседеком, возвратясь от сеча (Быт. 14, 17.) царей: Амфара (я), Ариоха, Ходоллогомора, Фагара (ѳ), Варсы и Симовора. Но Сим не жил столько лет, согласно их вздорному представлению, но ста двух (ѵ) лет

(ь) Каинан.

(ѣ) По славянской Библии, согласно с Семидесятью, на сто тридцатом, Быт. 11, 13.

(э) По венецианскому списку Панария: «ста пяти (ρέ), но мы исправляем это согласно с нашею Библией, потому что сего требует окончательный итог, выводимый в заключение всего ряда этих вычислений. Соответственно с сим исправляем итог и в этом собственно вычислении, который и по тому уже требует исправления, что цифра, указываемая для него в тексте Панария, никак не может быть принята; цифра эта—1130 лет (χίλια ρλ).

(ю) По нашей Библии, имея сто лет (Быт. 11, 10.).

(я) Но Библии, Амарфала.

(ф) По Библии, Фаргала.

(ѵ) В подлиннике, ста пяти (ρέ), а по венецианскому списку: ста девяти; но и то и другое, очевидно, ошибка писцов,

445

 

 

роди Арфаксада, во второе лето по потопе: и поживе после сего лет пятьсот, как говорит божественное Писание, и роди сыны и дщери·, и умре (Быт. 11, 10. 11.). Посему, если он жил шестьсот два года, и скончался: то как он мог достигнуть тысяча двести сорок одного года, чтобы можно было этим еретикам Сима, сына Ноя, который жил за десять родов до Авраама, спустя десять родов и тысячу двести сорок один год называть Мелхиседеком? О как велико заблуждение сих людей! По счету же других списков, со времени Сима до выше указанного времени встречи Авраама с Мелхиседеком, которая была на восемьдесят восьмом или девяностом году жизни Авраама, выходит около шестисот двадцати восьми лет (больше или меньше), так что во всяком случае Сим не мог дожить до выше указанного времени Авраама, чтобы можно было его почитать Мелхиседеком. И совсем пало пошлое мнение самарян.

Гл. 7. Еще иудеи говорят, что хотя Мелхиседек праведен и добр и священник Вышнего (Быт. 14, 18.), как сказано в божественном Писании,—но он сын блудницы, и потому говорят, не написано о его матери, и отец его неизвестен. Но не состоятельно и безумное мнение этих. И Раав была блудница, и упомянута в Писании

446

 

 

(И. Нав. 2, 1.); записаны и Замврий, блудодействовавший, а с ним и Хазви (Числ. 25, 14. 15.), хотя она и чужая, и не от Израилева рода ведет происхождение. И всякий не дверми входяй, как сказало святое Евангелия, разбойник, а не подлинно пастырь (Иоа. 10, 1.).

Собственно же в церкви некоторые различно полагают о сем Мелхиседеке. Ибо одни думают, что это собственно Сын Божий явился тогда Аврааму в виде человека. Но η сии удаляются от истины: ибо никто никогда не может делаться подобным самому себе, как говорит божественное Писание о Мелхиседеке: уподоблен Сыну Божию, пребывает священник выну (Евр. 7, 3.). А подлинно не причитаемый родом к ним. Авраама одесятствова (—6.); потому что не к ним, то есть, израильтянам, причитается родом, а ведет род свои от других людей. Сделанное нами перечисление всего этого мы привели напамять по поводу сей ереси, и рассказали о сем в виде уклонения в сторону.

Гл. 8 Выше упомянутая ересь возносит и прииошения во имя сего Мелхиседека, учит, будто он вводитель к Богу, и говорит, что чрез него должно делать приношения Богу, потому что он князь правды, на сие самое поставленный от Бога на небе, как духовный и назначенный быть священником. И

447

 

 

мы, говорят, должны (а) делать приношения ему, чтобы им сделано было приношение за нас, и мы чрез него обрели жизнь. И Христос, говорят, избран на то, чтобы призвать нас со многих путей (б) к сему единственному ведению, и сделан помазанником и избранником Божиим, потому что отвратил нас от идолов, и указал нам сей путь. А посланный Им апостол открыл нам, что Мелхиседек велик и пребывает священником во век. И: видите, елико сей (—4-.), и: меншее от высшего благословляется (—7.); потому, говорят, благословил и патриарха Авраама, как высший. В его-то таинства посвящаемся мы, чтобы и нам самим получить от него благословение.

Гл. 9. И о как пуст всякий еретический образ мыслей! Ибо вот и эти еретики отметаются своего Владыки, искупльшаго их (2 Петр. 2, 1.) Своею кровью. Он не от Марии получил начало бытия, как они думают, но есть, присносущий у Отца, Бог-Слово, рожденный от Отца безначально и вне времени, как учит все Писание. И рече Отец: сотворите человека по образу Нашему и по по-

(а) Δεῖ, по исправлению Петавия, вместо: δι’рукописей.

(б) Слово: ὁδῶν, взято из прежних издании Панария; по тексту венецианского списка оно опущено.

448

 

 

добию (Быт. 1, 2G.). Рече не Мелхиседеку: ибо хотя он и священник Бога вышнего (Быт. 14, 18.), но имел свой собственный род, и не имел после себя преемников, а не свыше, с неба снизшел. Ибо Писание не сказало, что он снес свыше Аврааму хлеб и вино, но: изнесе ему и бывшим с ним, когда принимал патриарха, возвращавшегося после победы царей, и благослови (Быт. 14, 18. 19.), его за его правду, верность, и за богобоязненность сего мужа, потому что патриарх, быв искушен всячески, ни в чем не отступил от правды. Но и в сем деле Авраам имел Бога содейственником против действительно нашедших на землю Содомскую и захвативших и племянника его святого Лота, которого и возвратил он со всем заграбленным у него и со всею захваченною добычею. И чем не можем доказать, что Сын всегда был с Отцом? Ибо в начали бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово (Иоа. 1, 1.). А не сказано, в начале бе Мелхиседек, или: Бог бе Мелхиседек. И еще: итак пришел Господь к Аврааму; и одожди Господь от Господа огнь и жупел на Содом и Гоморр (Быт. 19. 24). И сам апостол говорит: един Бог, из Негоже вся: и един Господь Иисус Христос, Имже вся(1 Кор. 8, 6.). И пусть никто не говорит: где же Дух Святой, потому что сказано об одном

450

 

 

и еще одном? Не должно было Духу самого Себя выставлять на вид: ибо божественное Писание всегда соблюдает то, чтобы быть образцом для нас. От Духа Святого апостол вещал и говорил: едина Бога, из Негоже вся: и един Господь Иисус Христос, Имже вся. Говоря это, он был во Святом Духе. Потому нет недостатка в Троице. Сам же Господь ясно говорит: идите, крестите вся языки во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Мф. 28, 19.). А еще апостол говорит: един же есть Дух, разделяя коемуждо на пользу, якоже хощет (1 Кор. 12, 11.). Итак вот Отец, вот Сын, вот Дух Святой: и нигде не сказано о Мелхиседеке, что он подается в дарованиях, или что принадлежит к превыспреннему миру. И напрасно еретиками гласно распространяются лживые и вымышленные претыкания, которые не от истины к ним приходят, но даже нашептываются им драконом, потому что он возымел силу каждую ересь ввести в обман и заблуждение.

А также (в) дошло до нас, что некоторые,

(в) Все сие отделение есть добавка к известному прежде тексту Панария, найденная Элером в венецианском списке, и изданная им в приложениях к его изданию Панариа (Corp. hæresiolog. Т. 2. р. 3. pag. 642.), а Диндорфом в новейшем издании Панарин внесенная в самый текст его.

450

 

 

заблудившись еще более всех, о которых выше сказано, и воздымаясь еще более тщеславною мыслью, осмелились обратиться к безвыходным размышлениям, дойти до хульной мысли, и сказать, будто сей самый Мелхиседек—Отец Господа нашего Иисуса Христа. О как неосторожна мысль человеческая, и как вдается в обман и неустойчиво в истине сердце человеческое! На основании слов апостола о Мелхиседеке, что он без отца, без матере, без причта рода (Евр. 7, 3), эти еретики, заблудившись мыслью по причине чрезвычайности выражения, и помыслив, что слова эти соответствуют Отцу всяческих, сами от себя вообразили себе хульное заблуждение. На том основании, что Отец всяческих, Бог вседержитель не имеет ни отца, ни матери, ни начала днем, ни животу конца (Евр. 7, 3.) (ибо это всеми признано), уподобили Ему Мелхиседека, потому что о Мелхиседеке сказано это апостолом, и впали в безумную хулу, не думая о том, что иного сказано о Мелхиседеке. Ибо о нем сказано, что он был священник Вышнего (Евр. 3, 1.). Посему, если он вышний и отец, то, как священник другого Вышнего, уже не может быть сам Отцом всяческих, в сане священника другого Вышнего. О грубость человеческая, не понимающая истины, но обращающаяся к заблужде-

451

 

 

ниям! Святой апостол, сводя к концу разрешение всего вопроса, сказал: не причитаемый же родом к ним, а, очевидно, причитаемый к другим, одесятствова Авраама (Евр. 7, 6.), а также: иже (г) во днех плоти своея творил моления и молитвы к Могущему спасти его (Евр. 5, 7.), но известно, что Отец не облекался плотью.

Но, достаточно изложив о сих еретиках, оставим эту ересь, побив ее, как небольшую землеройку камнем, твердынею крепкой веры, и избежим ядовитой ее заразы. Ибо о землеройке рассказывают, что, когда ома кусает, то на тот час не делает вреда тому, кого укусит, но спустя несколько времени губит тело, так что все члены подвергшегося ее угрызению покрываются струпами проказы. Так и эта ересь на первый раз услышавшим о ней кажется ничтожною по своим мнениям: но продолжительная остановка на еретическом учении, оставляя но себе следы, порождает вопросы и как бы пагубу в тех, у кого нет в пособие такого противоядия, каково это, составленное нами, опровержение сей ереси и возражение

(д) В греческом тексте сему слову предшествует слово: Μελχισεδέκ. Потому, вероятно, св. Епифаний и относит слова сии к Мелхиседеку.

452

 

 

против нее. Но это животное не спешит показываться:    оно ходит ночью, и таким образом причиняет вред, особенно же в стране Египетской. Почему от тех, кому известны сведения о сем животном, можно знать, что не без дела и не вопреки истине мы припомнили о сем животном, приняв оное за подобие вреда от сен ереси: ибо таково мучение, причиняемое сим животным. Но перейду но порядку к другим ересям, чтобы, сподобившись силою Божией исполнить обещание, воздать благодарность Богу.


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.