Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга вторая. О феодотианах

О ФЕОДОТИАНАХ;

тридцать четвертой, а по общему порядку пятьдесят четвертой, ереси.


Гл. 1. Еще восстал некто Феодот, отломок от бессловесной ереси, о которой выше сказано, то есть, той, которая отрекается от Евангелия Иоаннова и от провозвещенного в нем Бога Слова, сущего в начале, а также и от Иоаннова Апокалипсиса. Кроме того Феодот возник и существовал в сообществе и с другими ересями, о которых выше сказано, по времени же был их преемником. От него-то так называемые феодотиане. Есть ли еще эта ересь, мы не знаем; но скажем, что дошло до нас из письменных сочинений.

Этот Феодот происходил из Византии, ныне называемой Константинополем; ремеслом он кожевник, но по науке муж много-

426

 

 

ученый. Он вместе с множеством каких-то людей, во время наставшего гонения, а в какое гонение, не умею сказать, был взят в числе многих начальником города и вместе с другими подвергнут истязанию за Христа. Все другие рабы Божии, одержав победу, получили небесные награды, как мученики за Христа. А он, отрекшись от Христа и отступив от истинной цели, сделался отступником, и от великого срама, потому что был поносим многими, бежал из своего отечества. Пришедши в Рим, проживал там; но, быв узнан жившими в Риме, и там опять подвергся тому же самому поношению, потому что знавшие его обвиняли его по причине его многоучености, за то, что он муж многоученый отпал от истины. Для защищения себя, конечно, худого, он измыслил этот новый догмат, а именно сказал: «я не от Бога отрекся: но отрекся от человека». Потом, на вопрос: от какого человека? отвечал словами: «я отрекся от человека Христа.)) Так по сей то причине утвердил он свой догмат, а также и происшедшие от него феодотиане, которые утверждают, что Христос простой человек и родился от семени мужеского. Потом, что нашел пригодного для худой защиты себя самого, не по чистой мысли, но по поводу своего извращения, то собрал, снося к себе

427

 

 

в кучу. « Христос сказал», говорит он: « пышь же ищете Мене убити, человека, иже истину волг глаголах (Иоа. 8, 40.). Видишь», говорит, «Он—человек. »

Гл. 2. Но не узнал окаянный того, что здесь же Христос говорит; истину, юже слышах от Отца Моего. А Отцом Своим называет Бога, а не человека. Ибо если бы слышал от человека, то не хвалился бы свидетельством истины, говоря, что слышал истину от людей. Напротив того сим хочет сказать, что Он Бог, свыше родившийся от Отца, но ради нас сделавшийся человеком, умерщвленный плотью, но по Божеству всегда живой.

Потом Феодот говорит, что и греха не сделал, отрекшись от Христа; потому что, говорит, Сам Христос сказал: всяка хула отпустится человеком. И кто говорит слово на Сына человеческого, отпустится ему: а хулящему Духа Святого, не отпустите нему (Мф. 12, 31. 32.). И не знает жалкий человек того, что Господь, желая обеспечить спасение тем, которые некогда Его хулили, по обращаются к покаянию, чтобы не определить пм осуждения, наперед изрекает сие слово но преизбытку кротости и человеколюбия; а поелику знал, что восстанут некоторые и будут хулить Святого Духа и признавать Его состоящим в рабском чипе сотворенном

428

 

 

и чуждым Божией сущности; то посему в предохранение говорит: а кто хулит Духа Свитого, не отпустится ему ни здесь, ни в будущем веке, не в похвалу хулящим Его Самого, но показывая Свое предведение и Свое человеколюбие, обеспечивающее спасение тем, которые раскаются в хуле на Него. Ибо Сам говорит еще: отвергшися Мене пред человеки, отвержен будет пред Отцом Моим (Лук. 12, 9.), и еще: отвергуся его, а также: иже исповестьМя, исповем его пред Отцем Моим (Мф. 10, 32. 33.).

Гл. 3. И еще тот же Феодот говорит: «и закон сказал о Нем: пророка от братии вашей воздвигнет вам Господь, якоже мене, Того послушайте (Второз. 18, 15.). Но Моисей был человеком; также и воздвигаемый Богом, этот Христос, говорит, был не Бог, но человек, потому что был от них, как и Моисей был человек». И опять доведший сам себя до падения Феодот не ведает того, что каждое речение имеет свою несомненность; ибо Господь воздвиг Христа от братии, потому что Он родился от Марии. Так и сказано: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына (Иса. 7, 14·,); и оставаясь девою, во чреве зачнет не от семени мужеского, и родит Сына, очевидно, плотское рождение, какое родится от Девы; но нарекут имя Ему, Еммануил: еже есть сказаемо,

429

 

се нами Боге (Мф. 1, 23.). Ибо Он Бог и человек: Бог, родившийся от Отца безначально и вне времени,—родившийся, как человек, от Марии, по причине пришествия во плоти.

«Потом», говорит, «и в самом благовестии сказано Марии: Дух Господень найдете на тя (Лук. 1, 35.), а не сказано: Дух Господень будет в тебе». Посему несмысленный этот человек, препираясь по всякому поводу, отпадает от истины. Ибо Писание, всячески огрождая нашу жизнь, хочет всюду и во всяком виде показать Троицу совокупно сущею и совокупно действующею, чтобы не сказали некоторые, как и говорят многие, ища себе повода к худому, будто Дух Святой чужд Христу и Спасителю; по сему Ангел говорит Марии: Дух Святой найдете на тя и сила Вышняго осените тя; а потом после этого: темже и рождаемое свято, наречется Сыне Божий. И не сказал только: рождаемое; но: темже и рождаемое, и, чтобы показать, что вышний Бог Слово был в утробе и Сам для Себя образовал Свое человеческое естество во спасение наше, присовокупляет: темже и рождаемое свято, наречется Сыне Божий. Ибо если бы сказал: Духе Святой внидет в тебя (х): то можно

(х) Но венецианскому списку: найдет на тя.

430

 

 

было бы еще подумать, что не Сын Божий пришел во плоти, но Дух Святой пришел во плоти. А что Слово пришло свыше, о сем Иоанн, уясняя слова благовестия ангельского, говорит: в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Иоа. 1, 1.3.). Потом, после сего: и Слово плоть бысть (—14,), и не сказал: Дух плоть быть, не сказал также: родился человек Христос. Ибо божественное Писание со всею несомненностью признает Его Богом и человеком, Богом пришедшим свыше от Бога, и человеком, родившимся от Марии без семени мужеского. А кто отступает от сих двух истин, тот не от истины.

Гл. 4. Еще в оправдание себя окаянный Феодот говорит: «и Иеремия сказал о Нем: человек есть, и кто познает его (Иер. 17, 9.)?» И не ведает отчуждивший сам себя от истины, что, как я сказал, каждое речение имеет свою силу в истолковании. Ибо кто человек, того, без сомнения, знают многие знающие его, то есть: отец и мать, братья и сродники, сожители и соседи, сограждане и домочадцы. А здесь Писание, раскрывая чудесность всего Его дела, хотя назвало Его человеком по причине пришествия во плоти, но словами: кто познает Его? дало знать о непостижимости Его Божества. Ибо никтоже

431

 

 

уведал Сына, токмо Отец: ни Отца кто уведал, токмо Сын, и ему же аще откроет (Мф. 11, 27.); посему никто не узнает Его, если Он не откроет. Открывает же Он Святым Духом рабам Своим Божество и славу Свои и Своего Отца, будущую Свою вечную жизнь, Свои тайны и учение, и Свое истинное ради нас пришествие во плоти, а именно—то, что Он—Бог свыше и человек от Марии.

Гл. 5. Потом сей же самый Феодот говорит еще: «и Исаия сказал о Нем, что Он человек, в таких словах: человека, ведый терпении болезнь: и видехом его в язве, и во озлоблении, и бесчестен бысть, и не вменися (Иса. 53, 2—4.)». Но не ведает скотоподобный, как опять обличает себя. Ибо в том же самом месте Исаия сказал так: яко овна на заколете ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его взятся. Потом говорит: род же Его кто исповесть? Яко вземлется от людей живот Ею (—7.8.). И не сказал: вземлется живот Ею, но: от людей. Ибо Слово всегда живо, и имеет жизнь Само в Себе, и даст жизнь возлюбившим Его. От людей жизнь Его взята; но Само по Себе Оно есть жизнь. Ибо Слово есть жизнь, и подает жизнь всем, уповающим на Него по истине. Еще Исаия сказал: род

432

 

 

Его кто исповесть? Если бы Он был простой человек, родившийся от Марии; то род Его был бы исповедим. Поелику же Он имеет бытие прежде Давида, прежде Авраама; ибо говорит: Авраам отец ваш желал видеть день Мой: и виде, и возрадовася, а потом, когда иудеи удивлялись и говорили: пятидесят лет не у имам, и Авраама ли еси видел?—то, в обличение Феодота и неверных и богоотступных иудеев, сказал: аминь аминь глаголю вам, что прежде Авраама, Аз есмь (Иоа, 8, 56—58.), и действительно имел бытие прежде Авраама, прежде Ноя. прежде Адама, прежде мира, прежде неба, прежде времени мира, прежде всего и прежде тварей, как не во времени имеющий бытие: то посему Дух Святой и возвещает у Исаии о Его неизреченности словами: род Его кто исповесть? яко вземлется от земли живот Его.

Но, говорит Феодот, «апостолы сказали: мужа извествованна в вас знамении и чудесы (Дея. 2, 22.), и не сказали: Бога извествованна». И опять, Феодот, ты обличаешься тем, что сии же самые апостолы в тех же самых Деяниях сказали еще, как говорит блаженный Стефан: се вижу небо отверстое, и Сына человеча одесную Бога (Дея. 7, 56.).

Гл. 6. Но и еще изыскивает себе оправдания Феодот, и говорит: «апостол сказал

433

 

 

о Нем: ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тим. 2,5.)». И не ведает, как опять восстает против себя самого. Ибо сказавший: ходатай Бога и человеков Христос Иисус, сам пояснил сие, говоря: прежде нареченным Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Господе нашем Иисусе Христе (Рим. 1, 4.), и также: рождаемый от жены, бываемый под законом (Гал. 4, 4.), а приводя в несомненность сии выражения, сказал: аще суть глаголемии бози мнози, и господие мнози:         нам жеедин Бог, из Негоже вся, и един Господь Иисус Христос, Имже вся(1 Кор. 8, 5. 6.). А если Имже вся, и мы у Него: то Единородный не простый человек от Марии, и отселе, и не от семени мужеского; потому что как от Него могло бы иметь бытие все, что прежде Его получило бытие по твоему учению, если бы Он был простый человек? Или как могло бы от Него иметь бытие все; что прежде Его сделалось известным и сбылось? Так со всех сторон падает вздорное Феодотово учение.

Но сказав в сем самом собеседовании, как о том, что можно знать о Феодоте, так вместе и о том, чем можно его опровергнуть по каждому изречению, по обычному порядку минуем эту ересь, как некую часть еще трепещущего пресмыкающегося, которую мы

434

 

 

побили истинною надеждою иверою, и, истребив сию ересь, рассмотрим следующие за нею по порядку, и поспешим осмотреть самые зверовидные ереси.


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.