Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга вторая. О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или еще Таскодругитами

Об ЕНКРАТИТАХ,

двадцать седьмой, а по общему порядку сорок седьмой, ереси.

 

Гл. 1. За Татианом следуют некие, так называемые, енкратиты, собственно им введенные в заблуждение и обман, по принимающие и другие мнения кроме ему принадлежащих, и еще более предавшиеся пустым выдумкам. Этих еретиков много и доселе в Нисидии и во Фригии, так называемой, сожженной; ибо, вероятно, по Божию устроению, в мире принято называть их отчизну этим именем от того, что обитатели ее сожжены таким и столь великим заблуждением, в какое совратились, потому что много ересей в той местности. Есть также енкратиты и в странах Асийских, в земле Исаврийской, Памфилийской и Киликийской, в Галатии, и даже в области Римской; а также есть таковая ересь и в Антиохийской области в Сирии, впрочем не везде.

И они утверждают бытие некоторых начал, и говорят, что есть начало противное делам Божиим, то есть диавол, который Богу не покоряется, но имеет силу и действует как бы по собственной своей власти, а не в следствие превращения. Ибо они учат

297

 

 

не согласно с церковью, но иначе, не сходно с истинною проповедью. Как первообразными писаниями, пользуются, так называемыми, Деяниями Андрея, Иоанна и Фомы, и некоторыми подложными писаниями, а также, какими им угодно, словами ветхого завета. Брак ясно определяют, как дело диавольское; и гнушаются животными, воспрещая вкушение их не ради воздержания и строгого образа жизни, но по страху и по тому представлению, чтобы не подвергнуться за то осуждению. В тайнах употребляют они воду, а вина совсем не вкушают, утверждая, что оно от диавола, и что пьющие и употребляющие вино беззаконники и грешники. А между тем веруют и в воскресение мертвых: так что у этих заблуждающихся все исполнено безумия. И подлинно разумному человеку стоит посмотреть, подивиться и изумиться на все то, что говорят и делают чуждые нам; потому что все у них говорится и делается необстоятельно, и совсем не имеет вида последовательности.

Гл. 2. Ибо если они допускают употребление ветхого и нового завета: то как окажутся разные начала, когда два завета согласно говорят о едином Божестве, и проповедуют познание о том, если притом будет воскресение мертвых? Как еще честный брак окажется делом диавольским, когда

298

 

 

Бог говорить: раститеся и множиться (Быт. 1 28.), и Господь в Евангелии говорит: что Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. 19, 6.), и апостол сказует: честна женитва, и ложе нескверно (Евр. 13, 4.)? Но когда бывают обличаемы еретики сии, тогда прибегают к хуле, и называют апостола пьяницею, а в пользу своего мнения и для подтверждения своего баснословия, нападают на пьющих вино, ловя некоторые речения, и утверждают, что вино—тело лукавого. Ибо говорят, испи Ной от вина, и обнажися (Быт. 9, 21.); и Лот, говорят, упившись, без ведома своего смесился с собственными своими дочерьми; и создание тельца совершено было при опьянении (Исх. 32, 4—6.); и писание говорит: кому молва? Кому брани? Кому горести и свары? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающим ли в вине, и не назирающим ли где пирове бывают (Прит. 23,29. 30.)? И кое что иное, сему подобное, выискивают они и собирают для придания себе вероятия, не зная того, что все чрезмерное во всем прискорбно, и переходящее границы надлежащего воспрещено. И »то могу сказать не только о вине, но и о великой ненасытности. Ибо и Господь, уча о сем, сказал: да не отягчаются сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лук. 21, 34.). И: аще не сытнейший еси, не желай яств богача, сия

299

 

 

бο имуща живота ложен (Прит. 23, 3.). А святой апостол, чтобы еще более искоренить ненасытных и пресыщающихся, проклиная прожорливые похоти, сказал: брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1 Кор. 6, 13.). Да и Исав, погубил первородство за варение сочива (и) (Быт. 25, 30.), как говорит писание, одно и тоже называя варением пшеничным и варением сочевным (ст. 34.); впрочем думаю, что оно, может быть, было не из зерен, называемых этим именем (πυρός), то есть, не из пшеницы, но, может быть, это был, опять разогретый на огне, остаток, сваренной уже и еще поставленной на огонь, чечевицы, и сие-то в Писании выражено словом: огненного (πυροῦ), потому что варение, после охлаждения, было подогрето. И как тот вследствие вина обнажился, но не потерпел от этого вреда: так напротив этот вследствие алчбы и ненасытности погубил первородство, и от этого потерпел более вреда, нежели от вина. Так вблизи истины никакой не

(и) По переводу семидесяти слова сии читаются так: ἐφέματος τοῦ πυῤῥοῦ,что значит: варения красного. Но св. Епифаний вместо: πυῤῥοῦ, читает: πυροῦ, что, согласно с обычным значением сего слова, должно значить: пшеничного. Св. же Епифаний принимает сие слово не в этом обычном значении, но в смысле прилагательного, производного от слова: πῦρ, огонь.

300

 

 

имеет силы поддельное изречение и какое либо вымышленное баснословное повествование.

Гл. 3. Величаются: эти еретики воздержанием: но вся их деятельность шатка: они находятся посреди женщин, и повсюду вводят в обман женщин, с женщинами вместе путешествуют и вместе живут, и пользуются их услугами. Это люди чуждые истине, и обладающие только образом благочестия, силы же его отвергшийся (2 Тим. 3, 5.). Ибо кто оставит какую-либо часть дела, тот, оставив одну часть, всю полноту оставит без внимания. От сего у них тайны совершаются на одной воде, и не суть тайны, но, при подражании истинным тайнам, делаются ложными. Но сему и в этом они будут изобличены прямым словом Спасителя, Который говорит: не имам пити от плода лозного сего до тех пор, когда пию с ново во царствии небесном с вами (Марк. 14, 25.).

Как бы оттолкнув крепкою рукою истины эту еще ересь, подобную зверю, причиняющему боль, но лишенному зубов, перейдем к следующим за нею по порядку, но обычаю призывая Бога всяческих быть путеводителем и защитником от бед, помощником нашему разумению и подателем мудрости, чтобы нам, дознавая от Него истину, получить возможность открыть ее о других ересях, и из многих мироварных видов

301

 

 

в слове истины приготовить против ересей врачебное противоядие, для пораженных уже в цельбу и врачевство, если прочитают, а для тех, которые вознамерятся узнать, чего не видали, в предотвращение мук, нам же во спасение и в награду, которую щедро дарует нам Бог.

 

О ЕРЕТИКАХ ФРИГИЙСКИХ,
называемых или монтанистами, или еще

ТАСКОДРУГИТАМИ;

двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой, ереси.

Гл. 1. От енкратитов возникла другая еще ересь, так называемая Фригийских еретиков, получившая начало современно с теми, и бывшая их преемницею. Они получили начало при царствовавшем после Адриана Антонине благочестивом, около девятнадцатого года его царствования. А Маркион, последователи Татиана, и его преемники—енкратиты появились во времена Адриана и после Адриана.

Эти, так называемые, еретики Фригийские принимают все писание ветхого и нового завета, и сходно учат о воскресении мертвых. Но они похваляются, что имеют пророка — какого-то Монтана, и пророчиц Прискиллу и

302

 

 

Максимиллу, внимая которым, извратились умом. Об Отце и Сыне и Святом Духе думают одинаково со святою вселенскою церковью; отделились же от нее внемлюще духовом лестным и учением бесовским (1 Тим. 4, 1.), и говоря: «должно нам и дарования (i) принимать». И святая Божия церковь также принимает дарования, но действительные дарования, и уже испытанные в святой Божией церкви силою Духа Святого на основании пророков, апостолов и Самого Господа. Так апостол Иоанн говорит в послании: искушайте духи, аще суть от Бога (1 Иоа. 4, 1.); и еще говорит: слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихриста мнози быша. От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но чтобы было ведомо, яко не суть от нас (1 Иоа. 2, 18. 19.), для того и пишу вам чадца (I Иоа. 2, 12.), и что далее следует за сим. Посему истинно, что они не из числа святых: ибо вышли из него по своей любопрительности, внимая и духам обольщения и баснословия.

Гл. 2. Ибо вот самым делом обличаются они, что не могут выполнить того, что сами ревниво обещают. Если должно принимать дарования, и должно быть дарованиям в

(i) Τα χαρίοματα, чрезвычайные дары благодати.

303

 

 

церкви: то почему, после Монтана, Прискиллы и Максимиллы, не имеют более пророков? Ужели благодать стала бездейственна? Но в святых церквах благодать не бездейственна; отнюдь нет. Если же пророчествовавшие пророчествовали до известного времени, и более не пророчествуют: то следует, что и Прискилла и Максимилла не были пророчицами после пророчеств, испытанных святыми апостолами в святой церкви. Посему двумя способами может быть обличено неразумие этих еретиков. Или для того, чтобы благодать, о которой они говорят, не оставалась бездейственною, они должны показать, что есть пророки после Максимиллы; или сообщники Максимиллы окажутся лжепророками, потому что после того, как наступил предел пророческих дарований, дерзнули получать вдохновение не от Святого Духа, но от бесов обольстителей и обманывать своих слушателей. И пусть будет сказано обличение им на основании того самого, что сами они говорят. Называемая у них пророчицею, Максимилла утверждает: «после меня уже не будет пророчицы; но будет кончина». Вот во всем видны Дух Святой и духи обольстители. Ибо что изрекли пророки, и что вещали они с разумением, сохраняя естественный порядок мыслей, то, изреченное ими, совершилось и еще исполняется. Максимилла

304

 

 

же сказала, что после нее кончины; а кончина еще не наступила, при всем том, что было столько царей, и прошло столько времени. Ибо с той поры до нашего времени, то есть, до двенадцатого года царствования Валентлниана. Валента и Грациана (к), двести девятнадцать лет (л), не много больше, не много меньше; и нет еще кончины, как предсказывала от себя гласившая пророчица, которая и дня своей кончины не знала. И можно видеть, что все отчуждившие себя от истины не сохранили доброй твердости в учении, а напротив того, как дети, поддавшись обману всегда обольщающего змия, сами отдались погибели и сделались снедью волка, взяты и увлечены из ограды, и таким образом погибли. Не удержав начала, но оставив истину, они сами себя предали крушению и напору волн всякого обмана. Ибо если Максимилла говорит, что более не будет пророка; то сим отрицает, что у них есть дарование, и доселе продолжается; если же дарование, по сказанному мною выше, продолжается до нее: то следует, что и у нее нет дарований.

(к) Слич. Твор. св. Отц. в русс. порой. Т. 42. стр. 23. примеч.

(л) Так—по исправлению Скалигера; в подливном тексте читается хронологически неправильно: двести девяносто.

305

 

 

Гл. 3. Действительно, она в заблуждении. Ибо Господь запечатлел церковь, и в ней заключил полноту дарований. Когда была нужда в пророках, тогда святые Божии, исполняясь Духа Святого, по мере подаваемых каждому Духом дарований, и по мере веры (Рим. 12, 6.) на пользу (1 Кор. 12, 7.), прорекали все в истинном духе, в здравом уме, и с последовательностью в мыслях. Что же полезного, или что соответственного с верою изрекли эти (м) пророки? Напротив того, не таковы ли они, о каких сказал Господь: внемлите om лживых пророков, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы (Мф. 7, 15.)? Ибо, сличая то, что изречено ими, и что есть поистине в ветхом и новом завете, и истинно сбылось и было пророчено, исследуем, каково пророчество, и каково лжепророчество. Пророк глаголал все при спокойном и последовательном течении мыслей, и вещал от Святого Духа, говоря все здраво, как Моисей раб Божий, и верен в дому (Числ. 12,7.). Прозорливцем (1 Цар. 9, 9.; назывался пророк в ветхом завете. Видение, сказано, еже виде Исаиа сын Амосов (Иса. 1, 1.) пророк. Видех, говорит, Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и видел Се-

(м) То есть, уважаемые монтанистами.

306

 

 

рафимов и Херувимов (Иса. 6, 1. 2.), и слышах глас Господа глаголюща ко мне: ступай, рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите (Ис. 6, 8. 9). И, поелику слышал Господа; то, пришед к народу, сказал: сия глаголет Господь. Не видишь ли, что это—слова человека, последовательно говорящего, а не исступленного, и что речь была издаваема не в исступлении ума? Точно также и пророк Иезекииль, услышав от Господа: сделай себе хлеб на мотылах человечих, сказал: никако же, Господи: никогда скверное или нечистое не входило в уста мои (Иезек. 4, 12. 14.). Ибо знал, что сказанное ему изречено в виде угрозы, V не кинулся сделать это, как бы движимый исступлением ума, а напротив того, как имеющий ум здравый и последовательный, умолял и говорил: никако же, Господи. Таковы свойства истинных пророков, что у них, при действии Святого Духа, и разумение, и учение, и собеседование здраво. Разве нельзя также найти, что и Даниил был исполнен всякого разумения и соблюдал естественный порядок в мыслях,—тот Даниил, который разрешил Навуходоносору загадки, и что тем было видено во сне и отступило от самого видевшего (Дан. 2, 5.), то привел на память, и за тем предложил разрешение в здравом

307

 

 

и по преизбытку дарования; потому что более всякого человека изобиловал мудростью по дарованию Святого Духа, умудряющего действительных пророков и тех, которые чрез пророка сподобляются истинного учения? А эти, обещаясь пророчествовать, оказываются не владеющими собою, и не соблюдающими последовательности в слове. Ибо изречения их смутны и неопределенны и не заключают в себе ничего прямого.

Гл. 4. Монтан открыто говорит: «вот, человек—лира, и я касаюсь (н) его, как бряцало; человек спит, а я бодрствую; вот Господь приводит в исступление сердца людей, и дает сердце людям». По сему кто из рассуждающих последовательно и принимающих полезное учение смысленно, и имеющих попечение о своей жизни не осудит этого самодельного предположения и учения человека, который хвастливо причисляет себя к пророкам, а не может говорить подобно пророкам, потому что и Дух Святой нс глаголал в нем? Ибо выражения: «прикасаюсь», «ударяю», «бодрствую», «Господь при-

(н) В текст собственно употреблено слово: ἐφίπταμαι,налегаю. Но этому чтению, кажется, должно предпочесть исправление некоторых: ἐφάπτομαι(Alb. Jahn. symbolae in emend. et iliustr. Epiph. Panaria, in Franc. Oehler. corp. hæresiolog. t. 3. pag. 40.).

308

 

 

водит в исступление сердца», суть слова исступленного, а не сохраняющего порядок мыслей, напротив того, иное обнаруживающего отличительное свойство по сравнению с тем, каким отличается Дух Святой, глаголавший в пророках.

Если же захотят приплести ложь к истине и быть невнимательными к точному вниканию в смысл слов, а между тем будут набирать себе изречения, при помощи которых подложно станут представлять свое заблуждение сходным с истиною; а именно укажут на слова из святого Писания: наложи Бог исступление на Адама, и успе (Быт. 2, 21.): то в этом нет никакого сходства с тем. Ибо здесь (о) у Бога нет намерения создать тело из приведенного в исступление, почему бы Он, в преизбытке человеколюбия, хотелнавести подобное тому, что наведено было на Адама: ибо на Адама навел Он исступление сна, а не исступление ума. Слово же: исступление (ἐκςαοις) имеет многоразличное употребление. исступлением называется преизбыток удивления; исступлением называется неистовство, потому что выступает из надлежащего порядка. Там же исступлением назван сон в ином значении, а именно—по отношению к естественной деятель-

(о) То есть, в исступлении монтанистском.

309

 

 

ности, более же всего потому, что это исступление, наведенное на святого и созданного рукою Божией Адама, было весьма глубоко.

Гл. 5. И поистине можно видеть, как справедливо божественное Писание назвало это исступлением. Ибо во время сна человека все чувства отступают, обращаясь к покою. Так например чувство зрения, хотя и присутствует, но не видит: ибо глаза бывают заключены, а производящий движение в человеке дух или душа покоится. Зловоние ли в доме или благовоние, этого чувство обоняния не воспринимает, хотя и присутствует; потому что это чувство отступило, обратившись к покою. Горький ли вкус во рту, или соленый, или сладкий, чувство вкуса не ощущает, потому что, действуя в бодрственном состоянии, в исступлении покоя остается недеятельным. Слух на месте, но чувство слуха бездейственно, и часто, когда кто-нибудь говорит в доме, человек не слышит сказанного, разве как либо  впросонках, потому что деятельность слуха на эту пору отступает. Какие либо животные проходят по нашему телу, а мы, если только животные не налягут на нас тяжело, не чувствуем их прикосновения к нашему телу, потому что всякое орудие чувства, в следствие успокоения во сне, перестает действовать. Поелику орудие чувства имеет земную

310

 

 

природу и составляет для души внешнюю принадлежность (п); то ему и дается время, в которое деятельнейшая чувствительность сменяется состоянием покоя, потому что так устроено Богом нам на пользу. Гама же душа своею владычественною силою и разумением не отступает. Ибо часто воображает п видит себя как бы в бодрственном состоянии, ходит, работает, путешествует по морю, ведет речи к народу, видя ото в больших или меньших размерах во сне. Это однако ж не сходно с исступленным человеком, действующим без ума и находящимся в исступлении, который, бодрствуя телом и душой, предпринимает ужасные дела, и часто причиняет беды себе и ближним: ибо не знает, что говорит и делает, потому что таковыии пришел в состояние безумного исступления.

Гл. 6. Но во всем атом, возлюбленные, имели мы нужду но поводу слов: наложи Господь изступление на Адама, и успе: собрали различные виды исступления, и изъяснили, но по какой причине вкушение сна в этом случае названо у Господа исступлением. Именно

(п)       Переведено согласно чтению рукописей: περι τῆν ψυχὴν, которое уновейших издателей, в след за Петавием, по-видимому, без достаточно побуждений исправляется  так: περιτὴν ψυχὴν.

311

 

 

же потому, что сон, по Божию охранению и человеколюбию, дан всем людям, чтобы человек, успокаиваясь во сне, освобождался от заботы и потребных для жизни дел. А в этом случае сон назван исступлением еще более потому, что Бог сделал человека на время не чувствующим боли, когда вознамерился взять из него ребро и создать из ребра ему жену. Но человек не был в исступлении ума и мыслей: ибо тотчас после того, как встал, узнал и сказал: се ныне кость oms костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия (Быт. 2, 23.). Как видишь, он знает и прежде бывшее, и настоящее, и пророчествует о будущем: ибо вот он узнал, что прежде было, когда он был во сне, и говорит: кость от костей моих: узнал и настоящее, по создании жены, признав ее взятою от тела; и пророчествовал о будущем, а именно, что сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене: и будета два в плоть едину (Быт. 2, 24.). А это свойственно не исступленному и утратившему естественный порядок мыслей человеку, но имеющему здравый ум.

Гл. 7. Если же должно сказать и о словах: аз рех во исступлении моем: всяк человек лож (Псал. 115, 2.): то опять иную силу

312

 

 

имеет здесь слово: исступление; оно означает не какого либо человека, находящегося вне ума и исступленного,—отнюдь нет, а напротив того чрезмерно удивляющегося, и размышляющего свыше обычного размышления о том, что бывает видимо и делаемо в обычной мере. Поелику пророк пришел в удивление: то и говорит это от удивления. Бывали и пророки в исступлении, но не в исступлении рассудка. Ибо и Петр был в исступлении не в том смысле, что не сохранил последовательности рассуждения, но в том, что вместо ежедневного порядка, видел иное сравнительно с тем, что видят люди: он видел спускаемую плащаницу, по четырем краем привязанную, и в ней вся четвероногая и гади и птицы небесныя. Смотри же: святой Петр сохранил последовательность мыслей и не был в исступлении ума; ибо когда услышал: состав, заколи и яждь, то не послушался, как сделал бы нездравый умом, но сказал Господу: никако же Господи (Дея. 10, 10—14 .): ибо николи же скверно и нечисто вниде во уста моя (Дея. 11, 8.). И святой Давид сказал: всяк человек лож: говоря же: аз рех, сказал отдельно о себе, и о людях, что, как сказано, они лгут. Следовательно сам не лгал, но, изумляясь и удивляясь Божию человеколюбию, чрезмерно удивлялся и тому, что было ему возвещено

313

 

 

от Господа, и видя, что всякий человек нуждается к милости Божией, одному Господу приписал истинность, о всяком же человеке узнал, что подлежит прощению, чем и показал, что истинный Святой Дух глаголал в пророках и открывал им глубины точного боговедения. Был и Авраам в исступлении, но не в исступлении уча, а в исступлении страха (Быт. 10. 12): ибо видел при захождении солнца нет и свещы (ст. 17.). И другие пророки, видя видения, к здравом уме говорили, как сказал Моисей: пристращен есмь, и трепетен вр. 12,21.). Авраам же узнал, что сказал ему Господь: ведый увеси, якo преселно будет семя, твое в земли чужой лет четыреста (Быт. 15, 13.). Вот видишь, как можно видеть, что пророками истинно все изречено в здравом уме и с здравомысленным рассуждением, а не в помешательстве.

Гл. 8. Если же захотят и еще сказать, что прежние дарования не одинаковы с позднейшими: то чем могут доказать это? Святые пророки и святые апостолы пророчествовали одинаково, как одни, так и другие. И во первых, при восхождении Спасителя на небо видевшие двоих в белых одеждах видели не в помешательстве, но в здравом уме слышали: мужие Галилейстии, что стоите, устремив взоры на небо? Сей Иисус от вас

314

 

 

на небо вознесется, такожде приидете, и что далее следует за сим (Дея. 1, 11.). Потом и Петр, как сказал я, видя, слыша, отвечая и говоря: никако же Господи, но уму был в добром состоянии. Лгав говорил пророчественно и загадочно под удивительным прикровением; взяв noяc Павлов и связав себя по ногам, он сказал: мужа, его же есть noяc сей, тако свяжут во Иерусалиме (Дея. 21, И.). А также еще в Антиохию снидоша природы, и возвестили, что будет глад по всей вселенней·, и не мимо шло слово их, но для показания того, что это были истинные пророки, Писание тотчас присовокупило: иже бысть при Клавдии Кесаре (Дея. 11, 27. 28.). Святейший же апостол Павел пророчественно сказал: Дух явственне глаголете (1 Тим. 4, 1.): в последния дни настанут времена люта (2 Тим. 3, 1.), и что далее следует за сим, и еще в ином месте: яко отступите нецыи от здравого учения, внемлюще обольстителям и учением бесовским, возбраняющих женитеся, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение приемлющим (р) со благодарением (1 Тим. 4, 1. 3.). Это и исполнилось на вас и подобных вам (с), как ясно по-

(р) Св. Епифаний, вместо общепринятого чтения: μετὰ εὐχαρισιας, читает эти слова с членом: τοῖς.

(с) То есть, на еретиках.

315

 

 

называет самое дело. Ибо многие из сих ересей возбраняют женитися, завещавают удаляется от брошен, побуждая к сему не ради строгости жизни, не ради высшей добродетели, наград и венцов, а напротив того думая, что сего (т) гнушался Христос.

Гл. 9. А святая церковь и девство прославляет и похваляет иночество, чистоту, и вдовство, и честный брак чтит и приемлет, а воспрещает блуд, прелюбодеяние и распутство. Из сего можно видеть отличительное свойство святой вселенской церкви и притворные нравы других, и по испытании сего бежать от всякого ведущего к заблуждению и кривого пути и в противную сторону направленной стези. Ибо я выше сказал, что святейшим апостолом предречено, и еще скажу, что, говоря о возбраняющих женитися и удаляется от брашен, он сказал, как дерзновенно законополагают те, которые воспрещают то, что прекрасно учреждено Богом, и этим предостерегает пас и различает свойство святой церкви от еретического обмана. Ибо Бог Слово в евангелии сказал с некоторою умеренностью: хощеши ли совершен быти (Мф. 19, 21.)? Ведая состав и немощь человеческие, Он радуется о тех, кто может представить опыт-

(т) То есть, брака и известного рода брашен.

316

 

 

ные доказательства богочестия и избирает подвиг девства, чистоты, воздержания; но чтит и единобрачие, хотя и предуказал, чтобы дарованиями священства украшаемы были преимущественно воздержные из единобрачных и проводящие жизнь в девстве, почему и апостолы Его благочинно и преподобно установили это церковное правило священства. Если же кто после кончины его супруги но немощи будет иметь нужду сочетаться вторым браком: истинное правило не воспрещает сего, то есть, тому, кто не священник. А эти еретики возбраняют, во исполнение сказанного: возбраняющих женитися. Ибо извергают сочетавшегося вторым браком, и принуждают не сочетаваться вторым браком. Мы же не налагаем принуждения, но увещаваем, побуждая могущего добрым советом; на не могущего же не налагаем принуждения, а также не почитаем его отверженным от жизни. Ибо святое слово проповедано всякому, что должно немощь немоществующих носити (Рим. 15, 1.). А сейчас найдем, что святой апостол, в обличение таковых, как не имеющих того же дарования, говорит: юных вдовиц отрицайся: ибо после того, как рассвирепеют противу Христа, посягати хотят. имущые тот грех, яко первые веры отвергошася (1 Тим. 5, 11. 12.). Ибо давшие обещание и обратившие оное ни

317

 

 

во что имеют грех; а не обещавшияся, но сочетавшияся браком по немощи не будут иметь греха. Если же бы они имели грех: то как бы апостол сказал: пусть посягают, дом строят (1 Тим. 5, 14.)?

Гл. 10. Но сему всякий пророчествующий, в ветхом ли то завете, или в новом, оказывается сохраняющим последовательность мыслей. Так и святой Иоанн в Апокалипсисе сказал: сие открыл Господь рабом, Своим чрез раба Своего Иоанна (Анок. 1, 1.), и: сие глаголете, Господь, ст. 8.). Говорящий сие имел здравый ум и сохранял последовательность в мыслях. Посему вот: сие глаголете, Господь, и: видение, которое виде (ст. 3.). А этот Монтан, похваляющийся тем, что он пророк, и вводящий в заблуждение тех, которые поддаются его обману, рассказывает несогласимое с божественным Писанием. Ибо в своем, так называемом, пророчестве, говорит: «что ты говоришь, что спасаемый выше человека? Праведник, говорит, просветится во сто раз более солнца, а малые из вас спасаемые просветятся во сто раз более лупы». Но его обличает Господь, имеющий власть даровать просветление лицам святых, просветивший лице Моисеево, и со святыми в святом Своем воскрешении тел совершающий ту перемену, что они, быв посеяны не в честь, восстают в славе (1

318

 

 

Кор. 15, 43.). и тела их, хотя и не иные с ныне сущими, а напротив того восстают всецело теми же, что и ныне суть, но по воскресении получают славу от Него, всещедро подающего славу святым Своим, потому что, как Бог и Господь, Он имеет власть дать и даровать сие. Но, имея власть даровать сие. Он не так обещал, как учит Монтан, а говорит: лица ваши просветятся яко солнце (Мф. 13, 43.). По сему если Тот, Кто имеет власть и истинно есть Владыка и Господь наш, Иисус Христос говорит, что лица праведников просветятся яко солнце: то почему Монтан обещает, что во сто раз преизбыточнее? Разве только он подобен тому, кто обещал Адаму, утверждая: будете, яко бози (Быт. 3, 5), и устроил то, что люди извергнуты от славы, которую имели, и райского наслаждения, и низверглись в смертное нетление.

Гл. 11. Тот же самый Монтан прибавляет к этому еще такие слова: «я—Господь Бог Вседержитель, пребывающий в человеке». По сему прекрасно божественное Писание и последовательное учение Святого Духа предостерегает нас, вразумляя, чтобы мы знали, как подделывается под истину, и как противоположен ей чуждый дух. Как скоро сказал это Монтан, подал нам мысль припомнить изречение Господни. Ибо Господь так говорит в евангелии: Аз приидох во

319

 

 

имя Отца Моего, и вы не приняли Меня: uн приидет во свое имя, и этого примут (Иоан. 5, 43.). Итак Монтан во всем оказался несогласным с божественными Писаниями, как ясно это всякому разумному читателю. Посему если не согласен, то чужд вселенской церкви; чужда ей и его ересь, похваляющаяся тем, что имеет пророков и дарования: она их не получала, напротив того удалена от них. Кто же, рассуждая последовательно, дерзнет назвать этих еретиков пророками? Не обольстители ли они более? Христос научил нас, говоря: Духа Утешителя пошлю вам (Иоа. 15, 26.), и, указывая признаки, сказал: От Мя прославит (Иоа. 16, 14.). И действительно можно видеть, что святые апостолы, получив Духа Утешителя, прославляли Господа. А этот Монтан славит себя самого. Господь прославил Отца Своего, и также Христос Господь прославил Духа, называя Его Духом истины (Иоа. 16, 13.); а Монтан славит себя только одного, и говорит, будто он—отец Вседержитель и обитавший во Отце Дух, так что но всему видно, что это не Он, не Им и послан, и не от Него принял. Ибо в Господе благоволило всяко исполнение Божества обитать телесен (Кол. 2, 9.), и от исполнения Ею, но слову святого Иоанна, прияли вси пророки (Иоа. 1, 16.). Смотри, как все древние возвещали Христа, а последующие прославляли Христа и исповедовали

320

 

 

Его; а Монтан выступил выдавая себя за кого-то, чем и показал, что он не то, и не Им послан, и ничего от Него не принял.

Потом еще этот жалкий человечишко Монтан говорит: «не ангел, и не ходатай, но я Господь Бог Отец пришел». Но эти слова обнаруживают, что он чуждый, потому что не прославляет Христа, Которого славит всякое дарование в церкви, истинно данное в святой церкви. Ибо оказывается, что он чужд телу церкви и Главе всего, не держа Главы, из нее же все тело (Кол. 2, 19.), но написанному, с оставляемо (Еф. 4, 16.), растет. Господь наш Иисус Христос, как подлинно истинный Сын, являл Себя Сыном: а Монтан себя же самого называет и Отцом.

Гл. 12. Посему как поверить вам, Фригийцы, снова восставшие против нас неприятели, по названию, правда, представляющиеся христианами, но поднявшиеся с варварскою войною, и сделавшиеся подражателями неприязни троян и Фригийцев; когда вы говорите, будто отделяетесь от церкви из за дарований? Ибо что чуждо дарованиям и, как говорят ваши пророки, обещается не с тем отличительным свойством, какое указано Господом, то не может быть дарованиями. А вы еще вводите к нам и Максимиллу; так отличны и имена у вас, и весьма ужасны; в них нет ничего мягкого и приятного, а

321

 

 

есть что-то дикое и варварское. Вот послушайте, чада Христовы, что говорит эта самая Максимилла, так называемая у этих Фригийских еретиков:      «меня не слушайте, но Христа слушайте». И думая, что этим прославляет Христа, она обманывает себя. Ибо если бы она была Христовою, то сказала бы подобно святым апостолам, как говорит каждый из них. И во первых Петр говорит: мы слышахом от Него (Дея. 4, 20.). И Сам Господь говорит: вас слушаяй, Мене слушает (Лук. 10, 16.). И Павел говорит: подражатели мне бывайте, яко же и аз Христу (1 Кор. 11, 1.). Впрочем она, хотя лжет, но, сама того не желая, говорит правду: ибо хорошо говорит, когда утверждает, что не ее должно слушать, но Христа. Да и часто нечистые духи, хотя они и не от истины, вынуждаются низлагать самих себя и, хотят ли или не хотят, по необходимости открывать своего Господа. Так отроковица имущая дух пытлив говорила: сии человецы раби Бога вышнего суть (Дея. 16, 16. 17). И: что пригнел еси прежде времене мучити нас (Мф. 8, 29.)? Знаем Тя, кто еси, Святой Божий (Лук. 4, 34.). Так и Максимилла вынужденно сказала, чтобы слушали не ее, но Христа. Почему же те, которые слышали от нее это, и поверили ей, хотят слушать ее, когда ею самою научены слушать не ее, но Господа?

322

 

 

И действительно, она вещает земное, и ее не должно было бы слушать, если бы слушающие обладали разумением. И не говори, будто она сохраняет порядок в мыслях. Ибо это не дело сохраняющего порядок в мыслях—учить, и самому себя опровергать. Если она действительно говорит: «не слушайте меня:» то какой дух глаголет в пей? Если сказала это она сама по человечеству: то следует, что она не имела Святого Духа. Ибо явно, что говорящая: «не слушайте меня», говорит по человечески, а не от Святого Духа. Но та, которая говорит не от Святого Духа свыше, но от человеческого разумения, ничего не знала, и, как не имеющая Святого Духа, не была пророчицею, но говорила и вещала по человеческому разумению. Если же она говорила и пророчествовала от Святого Духа: то что это за Святой Дух, Который говорит: меня не слушайте? Велика слепота обмана. И велико слово Божие, всячески вразумляющее нас понимать, каково глаголемое Святым Духом то от лица Отца, то от лица Сына, то от лица Святого Духа. И если бы в Максимилле был Святой Дух, Он не отвергал бы Своих собственных слов: ибо едино и тойжде—Святой Дуга, разделяющий коемуждо, яко же хощет, (1 Кор. 12,11.). Если же имеет власть разделять, яко жe хощет, и называется Духом ведения и Духом

323

 

 

благочестия (Иса. 11, 2.), называется также Духом Христовым (1 Петр. 1, 11, Рим. 8. 9.), и Духом Отца (Мф. 10, 20.), от Отца исходящим (Иоа. 15, 26), и от Сына приемлющим (Иоа. 16, 14. 15.), как не чуждый Отцу и Сыну: то не скажет: не слушайте меня. Ибо Дух глаголал Христово, и Христос посылает Духа, и о Дусе Святом изгоняет бесы (Мф. 12, 28.), и Господь говорит Отцово, и Отец святи Сына и посла в .игр (Иоа. 10, 36.), чтобы знали и славили Его, якоже славят Отца (Иоа. 15, 23.). Так всячески оказываются несостоятельными мнения тех, которые чуждаются последования Христу.

Гл. 13. Та же самая Максимилла, это, скажу смеясь, последовательное ведение и учение,— говорит еще:         «Господь послал меня быть защитницею, указательницею, истолковательницею этого труда, завета и обетования; и я вынуждена, хочет ли кто или не хочет, всякого научить боговедению». Посему, возлюбленные, рассмотрим благосостоятельное основание нашей жизни и путь света, и не будем вовлечены в погрешность словами противницы из стада чуждого духа. Ибо смотри: здесь она объявляет, что говорила так по принуждению, а не по добровольному намерению. Но Господь наш не по неволе пришел в мир, и не принудительно послан Отцом; а напротив того, поелику имеет волю общую

324

 

 

с Отцом, и преподаяние общее со Святым Духом, то также имеет и то общее с Отцом, что хотение у Него и подаяние всем благодати не по принуждению, но по преизбытку человеколюбия. Так и тех, кого призывал, Оп призывал добровольно, не налагая необходимости, не накладывая ярма. Ибо говорит: жаждущий идите ко Мне (Иоа. 7, 37.), и еще: аще кто хощет придти ко Мне, да отвержется себе, и по Мне грядет (Мф. 16, 24.). И чрез Исаию вещая тоже самое, сказал: аще хощете, и послушаете Мене (Иса. 1, 19.). И потом пророк, чтобы показать, кто говорит это, сказал: уста бо Господня глаголаша сия (Иса. 1, 20.). Вот по всему видны тебе разногласие сих еретиков с божественным Писанием и инаковость их мнений и предположений сравнительно с Божией верою и правильным учением. Максимилла сказала, что принуждает всех, хочет ли кто, или не хочет; почему из самого сего изречения видна ее ложь. Ибо и хотящих не научила ведению о Боге, в котором не была сведуща, и не хотящих не принудила к тому. Не все даже в мире знают, что за имя: Максимилла, и каковы лживые звуки ее речей. И всячески падает погрешительная выдумка сих еретиков, как чуждая истине Божией.

Гл. 14. Они еще чтут некоторое запусте-

325

 

 

лое место во Фригии, некогда называвшееся городом Пенузою, который ныне сравнялся с землею, и говорят, что там нисходит вышний Иерусалим. Посему, уходя сюда, совершают на этом месте какие-то таинства, и, как думают, священнодействуют. Ибо этот род еретиков есть в Каппадокии, Галатии, и выше названной Фригии, почему и называется ересью Фригийцев; а также их очень много в Киликии и в Константинополе.

Но чтобы нам не опустить ничего, касающегося имен каждой вышеозначенной нами ереси, сейчас скажем и о имени таскодругитов. Это имя принадлежит или этой самой ереси, или следующей за нею, так называемой, ереси квинтиллиан. Ибо это имя происходит от сих самых ересей. Называются же таскодругитами по таковой причине. Таском (ταοκὸς) называется у них колышек, а друигом (δροῦγγος) называется нос или ноздри; и поточу что во время молитвы, будто бы ради печального выражения лица и самовольной праведности, они кладут, так называемый, указательный палец на нос, некоторые и назвали их таскодругитами, то есть закладывающими нос (πασσαλορυγχῖται). В сей же самой ереси, или в сродной с нею, так называемой, ереси квинтиллиан или прискиллиан, как сказывают, делается некоторое страшное и непозволительное дело.

326

 

 

В какой-то праздник ребенка, совсем еще младенца, по всему телу прободают медными иглами и добывают себе его кровь, а именно—для совершения жертвы.

Гл. 15. Но довольно, возлюбленные, сказанного нами о сей ереси. Ибо мы обещали о каждой ереси, которую знаем, не скупясь, объявить, что приняли умом своим частью по слуху, частью из книг, частью из записей, частью из истинного удостоверения некоторых; чтобы, сделав что либо лишнее против того, что мы узнали, не подать против себя свидетельства, будто и сами говорим о людях неправильно по собственному изобретению, и поддаемся страсти, которой подпали и они, не говоря истины, но возвещая, чего не видели, и не слыхали, и не принимали из истинного учения Святого Духа. Но излагая, как сказал я, тщательно все о каждой ереси, открывая, что есть в них ужасного, для исправления впадших в ересь, и из опровержения их на основании слов Божиих и правильных умозаключений составляя целебное, так сказать, врачевство, приготовленное о Господе для двоякого употребления, а именно: для восстановления принадлежащих к ереси от болезни и столь великого страдания, а тем, которые никогда и не впадали в ересь, в предупредительное, так сказать, пособие, мы преподаем разумным

327

 

 

врачевство истины, а сами будем называться учениками учеников Господних и Самого Спасителя, помощника нашего по телу и душе.

Поелику же и настоящее исследование о сей ереси мы изложили довольно; то силою Христовою потщимся пойти вперед к следующим за сею по порядку ересям, древом крестной истины истерев яд и приманчивую отраву зубов этой ереси. Она подобна кровоточивой ехидне, вред от которой состоит в том, что извергается кровь из всего тела уязвленных ею, и за тем причиняет смерть. То же делает и сия самая ересь квиитиллиан: ибо прободает тело нерастленного ребенка, и эту именно кровь приносит для причастия, в тайноводстве от имени Христова повергая обманутых ею в заблуждение.

Приступая же по силе Христовой к следующим по порядку ересям, призовем Христову истину, чтобы, выследив, обнаружив и обличив силу каждого заблуждения, по обычаю воздать Богу благодарность за все.

328


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.