Поиск авторов по алфавиту

Автор:Епифаний Кипрский, свт.

Епифаний Кипрский, свт. На восемьдесят ересей. Книга первая. Самаряне

САМАРЯНЕ,

в эллинстве седьмая, а по общему порядку девятая, ересь.

 

Гл. 1. Итак самаряне прежде других уклонились от божественного  Писания в ереси, после описанных доселе эллинских ересей, не знавших божественного  Писания, когда разумение человеческое было омрачаемо собственными своими помыслами. Самарянами назывался весь народ. Слово же: самаряне, в переводе значит стражи; и названы они так потому, что в должности стражей поставлены были в земле, или действительно были стражами законного  Моисева постановления. Да и гора, на которой поселились они, называлась Соморон, а также и Сомир, по имени древнего какого-то обитателя Соморона, сына Сомирова (3 Цар. 16, 24). Этот Сомир был

57

 

 

сын одного мужа из рода ферезеев и гергесеев, которые населяли тогда землю по преемству, будучи сынами Ханаана, захватившего  землю сию, называемую ныне Иудеею, или Самариею, которая принадлежала сынам Симовым, а не была собственностью хананеев, потому что сам Ханаан — сын Хама, по отцу брата Симова. И потому самаряне по разным причинам названы сим именем: от Сомира, от горы Соморон, от того, что они стражи земли, и от того, что они хранители наставлений закона.

Гл. 2. Различаются же они от иудеев во первых тем, что не дано им писание пророков, бывших после Моисея, кроме одного только Пятокнижия, данного  Моисеем семени Израилеву во время шествия по исходе из Египта, разумею: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. А на еврейском языке книги сии называются так: Бресиф, Елле симоф, Ваикра, Ваидабер, Элледдаварим. И в этих пяти книгах рассеяны, впрочем не проповеданы ясно, признаки воскресения мертвых. В них есть намеки об Единородном Сыне Божием, ο Святом Духе и против идолов. Но с большею ясностью излагаются в них начатки учения об единоначалии; а в единоначалии духовно возвещается Троица. Но принявшие закон заботились ο том, чтобы отложиться от идолослужения и познать

58

 

 

единого  Бога; не было же у них попечения познать сие точнее. Таковые, поползнувшись, и не постигнув ясно всех частей веры и точного  исследования нашей жизни, не познали воскресения мертвых, и не верят оному, не приемлют также Святого  Духа, потому что не познали Его. И сия-то ересь, отвергающая воскресение мертвых, и отмещущая идолослужение, сама по неведению служит идолам, потому что идолы четырех народов сокрыты (Быт. 35, 4) в горе, ложно называемой у них ГаризИоан. Ибо кому угодно в точности доведаться ο горе Гаризин, тот должен знать, что у Иерихона лежат две горы, одна — Гаризин, а другая Гевал, об ону страну Иордана, на восток от Иерихона, как говорят Второзаконие (11, 30) и книга Иисуса Навина (8, 33). Итак самаряне, сами того не зная, служат идолам, потому что во время молитвы, где бы они ни были, от всюду обращаются к этой горе, почитая ее освященною. Ибо невозможно солгать Писанию, которое говорит: пребывали исполняющими закон и кланяющимися идолам своим до сего дня, как написано в четвертой книге Царств (17, 33).

Гл. 3. Α касательно воскресения мертвых повсюду встречают они обличения. Во-первых в Авеле, потому что кровь его по смерти обращает речь ко Владыке. Кровь же — не

59

 

 

душа; а напротив того в крови душа. И не сказал Бог: душа вопиет ко Мне (Быт. 4, 10), показывая сим, что есть надежда на воскресение тел. И Энох преложен бысть не видети смерти: и не обреташеся (Евр. 11, 5). Да и Сарра, когда омертвели у ней ложесна и иссох обычный источник, вдруг приемлет в себя живородящую силу во удержание семене (11), и престарелая носит во чреве чадо по обетованию, в надежде воскресения. Да не иное повелевал и Иаков, пекущийся ο костях своих, как ο не гибнущих. И не только Иаков, но и Иосиф, на том же основании давая повеление, показал образ воскресения. Да и жезл Ааронов прозябший (Евр. 9, 4), когда был сух, снова принес плод в надежду жизни, давая видеть, что мертвые тела наши восстанут, и ведя нас к мысли ο воскресении. И Моисеев, подобно сему, деревянный жезл, по изволению Божию, одушевлялся, и, делаясь змием, изображал собою воскресение. И Моисей, благословляя потомков Рувимовых, ο давно скончавшемся говорит: да живет Рувим, и да не умрет (Втор. 33, 6), желая показать, что есть жизнь по смерти, и суд для осуждения на смерть вторую. Посему изрекает Рувиму два благословения, говоря: да живет в воскресение, и да не умрет на суде, называя смертью не ту, которая состоит в сложении

60

 

 

с себя тела, но ту, которая есть следствие осуждения. Довольно будет и сего немногого  к опровержению учения самарян. Но у них есть и другие некие древние неразумные обычаи: они омываются на рубеже, когда приходят из чужой страны, конечно, как оскверненные там; вместе с одеждою погружаются в воду, когда прикоснутся к кому из другого  народа; ибо почитают осквернением прикоснуться к кому либо, или иметь дело с каким либо другим человеком, держащимся иного  учения веры. Так много у них сумасбродства.

Гл. 4. Но как скоро обличается их неразумие, углубись мыслью, пречудный, и узнаешь. Ничего не разбирая, гнушаются они мертвецом, будучи сами мертвы делами. Но не одно, а много есть свидетельств, что закон сказал это загадочно, а не потому, что мертвецом должно гнушаться. Ибо не два или три свидетельства свидетельствуют нам ο сем, но шестьсот двадцати тысячное число в пустыне, и столько же, или более тысяч, других свидетелей, и гораздо большее число свидетельствующих при раке (Быт. 50, 26) Иосифовой, в продолжение сорока лет носимой целым полком, между тем как никто ею не гнушался и не осквернялся. Но и закон сказал справедливо: если кто прикоснется к мертвецу, остается нечистым до вечера, и

61

 

 

омоется водою, и будет чист. Но сие сказано загадочно ο мертвости Господа нашего Иисуса Христа при страдании Его во плоти. Ибо членом τοῦ означается отличение имени; потому что где прилагается член, там членом, без сомнения, утверждается, что речь — ο чем либо одном определенном и самом видном; а без члена речь понимать должно неопределенно, ο чем бы то ни было одном. Сказать для примера, если говорим: царь (βασιλεύς), хотя означили имя, но не показали ясно определяемого  именем: ибо разумеем ο царе и персов, и мидян, и еламитян. Но если скажем царь с прибавлением члена (ὁ βασιλεύς); то означаемое несомненно: ибо членом показывается, что это царь, ο котором спрашивается, или речь идет, или известно, кто он, или над кем царствует. И если скажем: Бог, без приложения члена, то разумеем какого либо Бога: языческого, или Бога истинного. Α если слово: Бог скажем с членом (ὁ Θεὸς), то явно, что означаем Бога действительного, истинного, и знаемого. Тоже и в речениях: человек (ἄνϑρωπος), и человек (ὁ ἄνϑρωπος). И если бы закон сказал: если прикоснетесь к мертвецу (νεϰροῦ), без члена пред словом: мертвецу; то приговор был бы произнесен ο всех, и подлежащее исследованию речение относилось бы вообще ко всякому мертвецу. Но когда закон гово-

62

 

 

рит: если кто прикоснется к мертвецу (τοῦ νεϰροῦ) н), с членом при слове: мертвец, то ведет речь ο ком-то одном, а именно — ο Господе, как объяснено мною выше. Сказал же сие закон загадочно ο тех, которые наложат на Христа руки, и предадут Его кресту; они имели нужду в очищении, пока не зашел для них день, и не воссиял им иный свет, чрез водное крещение в бане пакибытия. И в этом слово мое подтверждает Петр, который израильтянам в Иерусалиме, спрашивавшим его: что сотворим? и, потому что Петр сказал им: сего Иисуса, Егоже вы распясте, — умилившимся сердцем продолжал: покайтеся, и да крестится кийждо во имя Иисуса Христа Господа нашего, и оставятся вам грехи, и приимете дар Святого  Духа (Деян. 2, 36-38). Посему не ο мертвеце вообще говорит закон. Когда же другого  определенного  мертвеца разумеет закон, тогда выражается иначе; ибо говорит: если мимо проходит мертвец (νεϰρὸς), заприте двери и окна ваши, да не осквернится дом, как сказал бы ο слышании греха или образе падения; заключи око твое от пожелания, и уста от злословия, и ухо от худого  оглашения, чтобы не подвергся смерти целый дом, то есть душа и

н) По принятому у нас чтению читается: τοῦ τεϑνηϰότος, Числ. 19, 11.

63

 

 

тело. Посему и пророк сказал: если взыде смерть сквозе окна (Иер. 9, 21). Конечно же, говорит не об окнах в домах; ибо иначе, заключив сии окна, никогда не могли бы мы умереть. Но окнами служат у нас телесные чувствилища: зрение, слух и другие, которыми смерть входит в нас, если ими грешим. И Иосиф погребал Израиля, и не гнушался, а по смерти припад на лице, облобыза (Быт. 50, 1); и не написано, что омылся, чтоб очиститься. Ангелы, как говорит дошедшее до нас предание, погребали тело святого  Моисея, и не омывались, да и не осквернились Ангелы от святого  тела.

Гл. 5. Боюсь опять, чтобы решение вопроса не продлить без конца. Но мудрому одним или двумя словами дастся возможность умудриться ο Господе против слова сопротивного. Если нужно мне будет кратко сказать и о Духе Святом, то не поленюсь. Например, Господь ясно говорит Моисею: возведи ми на гору седмдесят старец, и возьму от Духа, Иже в тебе, и излию на них, и будут помогать тебе (Числ. 11, 16-17). О Сыне же, чтобы знали мы, Отец говорит: сотворим (а слово: сотворим, означает не одного) человека по образу нашему и подобию (Быт. 1, 26). И: одожди Господь на Содом и Гоморр огнь и жупел от Господа с небесе (Быт. 19, 24). Что же касается пророков, то, поелику самаря-

64

 

 

нам дано было сперва Пятокнижие, другими писаниями не руководствуются они, но одним только Пятокнижием, а не и прочим последованием. И если кто скажет им теперь ο других, разумею Давида, Исаию и последующих за ними, самаряне не принимают, держась предания, сообщенного  от отцов их. И сим пусть кончится у меня речь ο самарянах, высказанная кратко по причнне страха, с каким предусматриваю, что иначе распространится обширность обещанного  мною сочинения.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.