Поиск авторов по алфавиту

Литургия Преждеосвященных Даров

141

 

ПРИБАВЛЕНИЕ

К ПЯТОМУ ОТДЕЛУ ДРЕВНИХ ЛИТУРГИЙ.

 

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Между древними литургиями восточными и западными, составляющими две обширные области, резко отличающиеся друг от друга, есть одна особенная литургия, которая составляет как бы общее достояние востока и запада, и с глубокой древности до ныне с одним и тем же названием употребляется как в восточной церкви, так и в римской, а за нею и в других западных церквах. Это литургия преждеосвященных даров ( τῶν προηγι. ασμένων λειτȣργία т. e. δώρων, Missa praesanctificatorum, т. e. munerum), которая совершается в св. четыредесятницу—в восточной православной церкви преимущественно по средам и пятницам в первые шесть недель, в четверток пятой недели, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы, и может быть совершаема в каждый день великого поста в случае праздника или препразднества, кроме суббот и воскресных дней и праздника Благовещения 1); а в западной церкви только однажды в год—в великий пяток на страстной седмице 2). Происхождение и устройство этой литургии различными исследователями церковных древностей приписывалось и доселе приписывается то востоку, то западу;

1) Трульск. Соб. прав. 52.

2) Missale Roman, fer. VI. in. Parasceve.

 

 

142

некоторые из восточных писателей усвояют первоначальное образование ее западу, именно римскому папе св. Григорию великому или Двоеслову, а западные большею частью приписывают востоку, допуская сообщение ее отсюда на запад в то время, когда восточные и западные церкви еще имели взаимное общение между собою. Самые чинопоследования литургии преждеосвященных даров, отличаясь на востоке и западе некоторыми разностями в частных подробностях, в общем своем ходе и в составе молитв представляют такое большое сходство, которое служит ясным доказательством единства происхождения этой литургии в обеих половинах христианского мира и общего источника всех ее видов.

Этот источник есть первоначальное христианство. Особенные обстоятельства христианской церкви в первые три века, одинаково касавшиеся таинства евхаристии как на востоке, так и на западе, положили основания, из которых мало по малу развилось особое евхаристическое богослужение под именем литургии преждеосвященных даров. С одной стороны живая потребность частого и даже ежедневного причащения св. даров, господствовавшая у первенствующих христиан, не позволяла оставить время соблюдаемого со времен апостольских поста св. четыредесятницы без возможности для верующих причащаться и в эти дни, тем более, что принятие небесной пищи тела и крови Христовой служило и служит величайшим укреплением в подвигах поста и молитвы; с другой стороны совершение полной литургии с приношением и освящением св. даров, всегда соединенное с духовною радостью присутствующих и сопровождавшееся в первенствующие времена общими приношениями и вечерями любви, не соответствовало покаянному времени св. четыредесятницы и той строгости воздержания от пищи, с какою соблюдали первенствующие христиане особенно пять дней великопостных недель кроме суббот и дней воскресных. Совместное удовлетворение потребности частого причащения св. тайн и требованиям строгого поста, простиравшегося до вечера, невозможно было при совершении обыкновенной литургии и в такое время, в

 

 

143

которое она обыкновенно совершалась и должна была совершаться, т. е. в утреннее время до полудня. Отсюда сама собою представлялась необходимость особого богослужебного учреждения, на котором освященные дары тела и крови Христовой предлагались бы верующим для причащения, а самое освящение их с сопровождающими его принадлежностями не было бы совершаемо в это самое время, иначе сказать, нужна была такая литургия, на которой предлагались бы для причащения св. дары, освященные прежде на полной литургии и сохранявшиеся от последней до первой. Постоянно соблюдавшееся в христианской церкви приготовление запасных св. даров для причащения больных и умирающих и известный в первые времена обычай—давать освященные дары евхаристии и здоровым членам церкви, не бывшим или не причащавшимся при обыкновенной литургии по уважительным причинам, для будущего употребления их по нужде и желанию, не только не препятствовали, но могли ближайшим образом способствовать введению во время св. четыредесятницы так называемой преждеосвященной литургии 1). Таким образом сколь древни все эти основания, которыми необходимо обусловливалось учреждение литургии преждеосвященных даров, столь же древним может быть признано начало действительного происхождения этой литургии. В таком смысле имеют несомненную важность свидетельства тех писателей восточных и западных, из которых одни производят учреждение преждеосвященной литургии от самих св. апостолов, а другие только вообще от первых времен христианства, руководствуясь при этом и церковными преданиями и собственными соображениями. Так патриарх иерусалимский св. Софроний ( 644) в

1) Свидетельства об этом толкователей церковных правил Аристена, Вальсамона и Зонары в Bevereg. Pandect. T. I. ad can. LII Trull. Свидетельства св. Софрония, митроп. клавдиопольского Иоанна, Симеона солунского, Матфея Властаря, Михаила Анхиали и многих других, см. в трактате Allatii, De missa praesanet, в книге De eccles. consens. Col. 1648; также в Bingh. Orig. Eccl. L. XV. c. 4. На русском языке: О литургии преждеосв. даров, Москв. 1850 г. Опыт курса Церк. Законов. арх. Иоанна. Вып. 1. стр. 459. и Вып. 2. стр. 428 и д.

 

 

144

сочинении о литургии говорит: «ныне более прочих в уважении священнодействие великого Василия и Иоанна Златоустого с литургией преждеосвященных, о которой говорят одни, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие—Петра верховного апостола, иные—иначе» 1). Константинопольский патриарх Михаил Анхиали (XII века), излагая доказательства древности литургии преждеосвященных даров, говорит: «сие тайноводство необходимо сопутствовало проповеди апостольской и появилось вместе с преданием четыредесятидневного поста». И в другом месте: «литургия преждеосвященных есть исконное и древлепреданное тайноводство, известное в святой Божией церкви прежде самих тайноводителей наших—великого во святых отца нашего Златоуста и архиепископа и божественного украшения кесарийской церкви величайшего отца нашего Василия; и из 49 правила святого собора Лаодикийского известно, что в четыредссятницу не должно приносить хлеб (т. е. совершать полную литургию), разве только в субботу и неделю (день воскресный); современником этого собора был великий Василий, а св. Златоуст был еще позже по времени» 2). Симеон солунский (XV в.), рассуждая о древности той же литургии, выражается так: «преждеосвященная литургия существует издревле и от преемников апостольских, как свидетельствуют и молитвы ее и древнее предание; и мы верим, что она действительно апостольская, существующая изначала ради самого поста, чтобы нам сетовать, а не праздновать во дни сетования, как говорено было об этом и другими прежде нас; итак, дабы нам не оставаться (т. е. в постные дни четыредесятницы) совершенно непричастными благодати тайн Христовых

1) Spie. Rom., ed. ab Ang. Maio. T. IV. p. 32. Слова его повторяет Феодор или Никола& епископ андидский (VIII в.) в изложении литургии к епископу Фитии Василию. L. Allat. De missa praes, p. 1560.

2) Allat. De miss, praes, p. 1572 и 1577. Также Никита Стифат или Пекторат (XI в.) в сочинении против латинян производит начало ее от первых времен церкви. Ibid. р. 1546 и 1583.

 

 

145

и очищения чрез святые молитвы, это и установлено отцами» 1). Из западных писателей Мураторий, свидетельствуя, что совершаемая в западной церкви литургия великого пятка представляет сходство в молитвах своих с восточными литургиями, замечает, что «некоторые, руководствуясь своими соображениями, считают ее древнейшею из всех, хотя она состоит из преждеосвященных даров» 2). Лебрюн в своей истории литургии говорит: «то, что латиняне соблюдают в этот великий день (великий пяток), греки совершают с незапамятных времен во все (?) дни поста до среды страстной седмицы,., называя литургию преждеосвященных даров именем Григория Двоеслова, так как она употребляется в Риме в великий пяток столько веков, что и не видно ее начала» 3).—Но при суждении о действительном происхождении и образовании литургии преждеосвященных даров можно относить к первым трем векам христианства не более, как только начало этой литургии, а не устройство ее в виде особого евхаристического богослужения, определенного в своем составе, отличного от других церковных служб и общепринятого на востоке и западе или только на котором-нибудь одном из них; ибо некоторые исторические данные и свидетельства древних писателей внушают мысль, что в те века она еще не имела такого устройства. Так до IV и даже V века существовал на востоке и западе обычай — давать на дом благочестивым людям части освященных на литургии даров евхаристии для собственного причащения по нужде и желанию каждого из них, как свидетельствуют о том наприм. из восточных Василий Великий, Григорий Назианзин и Кирилл александрийский, а из западных—Тертуллиан, Киприан и Иероним 4). Если же

1) Ad Gabliel. Metrop. Pentap. Resp. LVI. Тоже утверждает патр. иерус. Досифей (XVII в.), доказывая, что преждеосв. литургия не есть творение Григория Двоеслова, в Ист. иерус. патр. T. I. стр. 526.

2) De reb. liturg. Dissert. с. II.

3) Explic. de la Messe. T. II. р. 319—322.

4) Bas. Mag. Ep. 93. Gr. Naz. Orat, de sor. sua. Cyr. Al. Ep. ad Calos.

 

 

146

приносимые домой части евхаристии могли быть употребляемы и в случае болезни, и при внезапной смертной опасности, и для причащения после целодневного поста во время четыредесятницы, то значит, что устройство преждеосвященной литургии для великопостных дней, после которого естественно должен был прекратиться этот доступный злоупотреблениям св. дарами обычай, еще не было установлено в церкви или но крайней мере не имело полноты и общей обязательности. Один из упомянутых писателей—Тертуллиан ( 220) излагает замечательное в настоящем случае недоумение современных ему христиан, каким образом совместить требования строгого поста с участием в таинстве евхаристии, и, желая разрешить это недоумение, однако не указывает на лучший способ совмещения того и другого в литургии преждеосвященных даров, но предлагает держаться того же древнего обычая. «Весьма многие думают,—говорит он,—что во дни стояний (stationum, постов) не следует ходить к литургии (sacrificiorum orationibus), потому что стояние необходимо нарушается с принятием тела Господня. Неужели евхаристия нарушает благоговейное богоугождение, а не обязывает к нему еще более? Не торжественнее ли будет твое стояние, когда ты станешь еще пред жертвенником Божиим? Приняв тело Господне и сохранив его (т. е. до известного дня и часа), ты исправно соблюдешь и участие в литургии, и исполнение долга (поста)» 1). Отсюда можно заключить, что частное причащение преждеосвященными дарами по домам в африканской церкви тогда еще не было обращено в общественное богослужение литургии преждеосвященных даров. И в других западных церквах, даже тех, которых древнее богослужение было сходно с

Proëm. lib. contr. Antromorph. Tertul. ad uxor. lib. 2. c. 5. Cypr. lib. de lapsis. Hieron. Ep. 50 ad Pammach. Вообще этот обычай мог продолжаться до запрещения Трульским собором (пр. 58): «никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественные тайны». См. Опыт кур. цер. зав. арх. Иоанна. Вып. 2. стр. 448.

1) De orat. с. 14.

 

 

147

восточным, напр. в Испании и Галлии, ни богослужебные книги их, ни правила соборов, ни творения церковных учителей, до VII века не представляют никакого упоминания о преждеосвященной литургии или чинопоследовании ее не только в разные дни четыредесятницы, но и в один великий пяток 1). Подобным образом и на самом востоке в христианских обществах, отделившихся от православной церкви в V веке и сохранивших у себя немало древних ее учреждений, как то: армяно-григориан, сирских иаковитов, несториан, коптов-иаковитов и других, между множеством существующих у них литургий нет особого чина литургии преждеосвященных даров 2). Не может быть, чтобы в столь многочисленных обществах, живших в первые века нераздельною от православной церкви жизнью, не осталось никаких следов богослужения преждеосвященных даров, если бы оно было устроено с самых времен апостольских в известной ныне или приблизительно сходной форме преждеосвященной литургии. Следовательно, христианская церковь вообще в тогдашние времена еще не имела формулированного, особым образом устроенного богослужения, назначенного для причащения св. тайн при совместном соблюдении требований великого поста четыредесятницы. Тогда могли быть намечены только главные характеристические особенности такого богослужения, именно: общественное причащение преждеосвященными дарами в храмах (вместо частного в домах), преподаваемое в некоторые дни св. четыредесятницы и в какое-либо время по окончании целодневного поста; и так как причащение св. тайн не могло быть допущено без необходимых молитв и обрядов, то вместо литургии в те дни, когда она не соверша-

1) Lit. Mozar. Edit. Migne. Patr. Curs. Comp. T. LXXXV, p. 421 —434. Notae. В самом Риме во времена Иннокентия I-го ( 417) еще не совершалась преждеосвященная литургия в великий пяток, как видно из его слов (Ep. ad Decent. с. 7): traditio ecclesiae habit, isto biduo (т. e. в вел. пяток и вел. субботу) sacramenta penitus non celebrari.

2) Renaudot. Lit. orient/Coll. T. II. Observ. in. Iit. Syriacas. Allat, ук. соч. p. 1663.

 

 

148

лась, причащение могло соединяться с вечерним молитвословием, также с великопостными чтениями из Св. Писания или с некоторыми частями обыкновенной литургии, исключая только молитв и действий самого освящения даров 1). Не без причины собор Лаодикийский (около 365 г.), сделав отрицательное постановление касательно литургии в св. четыредесятницу (пр. 49): «не подобает в четыредесятницу приносити святой хлеб, разве токмо в субботу и в день воскресный», не сказал положительно, каким богослужением следует заменять ее в прочие дни поста для желающих причащаться св. тайн; и уже спустя много времени Трульский собор (692 г.) дополнил это постановление, определив совершать в прочие дни великого поста литургию преждеосвященных даров (пр. 52): «во все дни поста св. четыредесятницы, кроме субботы и недели (воскресного дня) и святого дня Благовещения, святая литургия да бывает не иная, как преждеосвященных даров»,—определил положительно, конечно имея в виду уже определенное и общеизвестное богослужение, как можно заключить и из свидетельств древних толкователей церковных канонов и других писателей, из которых, напр., Иоанн Зонара (XII в.) говорит: «дни поста суть дни сетования и сокрушения и установлены для очищения согрешений каждого; но с приношением жертвы Богу соединяется торжество, а торжествовать значит радоваться; как-же можно сетовать и вместе радоваться? Посему в прочие дни четыредесятницы бывает литургия преждеосвященных, так что тогда не бывает бескровного жертвоприношения, но уже принесенная и совершенная жертва опять приносится; а в субботы и воскресные дни, в которые не заповедано поститься, дозволено и жертву приносить и совершать полную литургию, равно как и в день Благовещения, который мы почитаем, как начало и главизну нашего спасения, и празднуем; посему и памяти святых совершать не дозволено

1) Опыт курс. ц. зак. а. Иоанна. Вып. 2, стр. 430. Const. Apost. VIII, 35. 36.

 

 

149

во дни поста, разве в субботу и день воскресный по 51 правилу Лаодикийского собора, так как памяти святых соединены с радостью, а во дни поста следует сетовать, а не радоваться» Также Никита Стифат (XI в.), утверждая древность и важность священнодействия преждеосвященных даров против латинян правилами соборов Лаодикийского и Трульского, говорит: «приняв от отцов, мы совершаем литургию в субботу и воскресный день около третьего часа, в который Дух Святой сошел на апостолов, и совершая на ней приношение, освящаем дары, из которых сохраняя достаточно (освященных агнцев) на целую неделю, около времени девятого часа ограничиваем все песнословие службою вечерни (λυχνικοῦ), совершаем священники с диаконами вход, только неся кадильницу, и после чтения Пророков, исполнив молитвы, установленные великим Василием, переносим дары из предложения и молимся над ними; также произнося преданную нам от Господа молитву, возносим хлеб, говоря: преждеосвященное святое святым, и исполнив соединение причащаемся» 2).

Таким образом в промежуток времени между Лаодикийским и Трульским соборами, когда происходили вообще исправления и точнейшие изложения литургических формуляров трудами отцов церкви, надобно полагать устройство и изложение так-

1) Толк. на 52 прав. Трул. соб. Согласно с ним толкуют это правило Вальсамон и Аристин (ХII в.) и Матфей Властарь (XIV в.). См. Allat, ук. соч. р. 1570—1572.

2) L. Allat, ук. соч. р. 1583. В правиле Трульского собора нет постановления о совершении преждеосвященной литургии в девятый час (по греческому церковному счислению, т. е. в три часа пополудни) и соединении ее с вечерним служением, но это разумелось само собою и для последующего времени осталось в предании, которое сохранилось в древних церковных уставах, напр. монастыря Казулийского в Калабрии (Allat., ук. соч. р. 1559) и в древнейших списках литургии, напр. Барбериновом и Криптоферратском (Goar, Euchol. ed. 1647. р. 201). Goar замечает об этом (р. 209. 37): vesperarum hora tantum celebratur; nunc autem, relaxato etiam in oriente jejunii rigore, circa meridiem.

 

 

150

же и чинопоследования литургии преждеосвященных даров. Начальное происхождение этой литургии от первых времен христианства и употребление ее в различных церквах прежде ΙV века по устному преданию и притом в виде, не совсем устроенном, объясняют, почему имя первого учредителя ее было неизвестно даже христианам, жившим в веке (как видно из слов св. Софрония). Точно также нельзя с определенностью сказать, в каком месте и от какого именно лица она получила и последующий свой вид. На основании некоторых исторических данных можно полагать, что она образовалась не вдруг и, устрояясь в разных местах, постепенно обобщалась сначала на востоке, а потом и на западе. Древнейшее свидетельство об устройстве этого чинопоследования находится у церковного историка V века—Сократа. Описывая обычаи церквей, соблюдавшиеся в четыредесятницу, и касаясь литургического богослужения, он об одних церквах говорит, что у них в четыредесятницу была совершаема обыкновенная литургия, о других же,—что у них литургия была совсем оставляема, а в александрийской церкви «в среду и в день, называемый пятком, читаются писания и учители изъясняют их, и бывает все отнощееся к богослужению (т. е. литургическому, πάντα τὰ τῆς συνάξεως), кроме освящения тайн» 1). К этому надобно прибавить, что по древнему преданию православных церквей и по надписанию в древних молитвословах, как говорит патриарх Михаил Анхиали 2), одна из молитв преждеосвященной литургии, именно читаемая по перенесении св. даров: Боже неизреченных и невидимых тайн..., принадлежит александрийскому архиепископу, св. Афанасию Великому. Кроме того, надписание одной молитвы в греческой александрийской литургии, известной под именем Ва-

1) Hist. eccl. Lib. V. с. 22. Слово σύναξις употребляется в лит. ап. Иакова. См. Собран. литург. Вып. 1. стр. 151. Даниель (Cod. lit. IV, р. 721) объясняет это слово так: festivitas, liturgia sacra propria.

2) Allat, ук. соч. p. 1578.

 

 

151

силия великого, такого содержания: «молитва у египетских (христиан) из литургии преждеосвященных апостола Марка по причащении святых тайн»,—впрочем молитвы, не входящей ныне в состав преждеосвященной литургии, доказывает существование чинопоследования этой литургии в александрийской церкви в такое время, когда греческий язык еще был там в общем употреблении 1). После Александрии и Египта в церквах азиатских древле-употреблявшееся священнодействие преждеосвященных даров получило устройство, по всей вероятности, от кесарийского святителя Василия, оказавшего великие услуги православной церкви точным изложением всего богослужения и в особенности евхаристического. Кроме вышеприведенного свидетельства Никиты Стифата о молитвах св. Василия в чине преждеосвященной литургии, повторенного митрополитом клавдиопольским Иоанном 2), эта деятельность кесарийского святителя подтверждается несомненно принадлежащею ему отпустительною молитвою преждеосвященной литургии: Владыка Вседержитель, премудростью соделавший всю тварь,—так как она под названием великопостной изложена и в греческой александрийской литургии, носившей его имя 3); а еще более доказывается надписаниями самой литургии, перешедшими с греческих списков в сирские, в которых преждеосвященная литургия приписывается Василию великому 4). Об употреблении этой литургии в Сирии упоминает весьма древний писатель (VΙΙ в.), едесский епископ Иаков, в следующих словах: «святая чаша бывает хранима или ради немощных, находящихся в ожидании смерти, или ради постящихся, которые пребывают в посте до глубокого вечера; кроме этих двух случаев хранить чашу для будущего времени не надлежит; ибо когда есть уже святое тело, то священнику остает-

1) Renaud. ук. соч. T. I. р. 79 и Not. р. 341.

2) Allat, ук. соч. р. 1545.

3) Renaud, ук. соч. T. L р. 86.

4) Assem. Bibi, orien. T. I. p. 615 и T. III, par. 1. p. 21.

 

 

152

ся только совершить благословение чаши» 1). А патриарх иерусалимский Софроний, живший около того же времени, о палестинских церквах и вместе о всем востоке засвидетельствовал, что литургия преждеосвященных даров была тогда в преимущественном уважении наравне с литургиями Василия Великого и Златоуста. Свидетельство его подтверждается известием александрийской пасхальной хроники о церкви константинопольской, что в ней не только уже существовало тогда определенное евхаристическое богослужение преждеосвященных даров, но пастыри церкви прилагали усердие к устройству его в большей полноте и наилучшей последовательности. По сказанию хроники, в 615 году при константинопольском патриархе Сергие с первой седмицы четыредесятницы, четвертого индикта, после: да исправится, во время перенесения преждеосвященных даров из сосудохранительницы в святилище, после того, как священник скажет: по дару Христа твоего, начали петь особую песнь: ныне силы небесные, которая поется «не только во время поста при совершении преждеосвященной литургии, но и в другие дни, когда бывает преждеосвященная» 2). Здесь чинопоследование этой литургии представляется уже общеизвестным и употребительным почти в том виде, в каком оно употребляется доныне; но потребность большей стройности и более однообразного порядка в совершении этой литургии, по всей вероятности, была причиною еще дальнейшего изложения ее, которое приписывается также константинопольскому патриарху Герману (VIII в.) и которое проникло даже в западные страны южной Италии, как видно из над-

1) Assem, там же, T. III, par. 1. р. 246. Это замечание Иакова одесского указывает между прочим на древнейший обычаи, бывший в некоторых церквах, по которому преждеосвященные дары, подобно дарам полной литургии, могли быть сохраняемы и предлагаемы раздельно в обоих видах тела и крови Христовой. См. соч. О лит. прежд. даров. Москва. 1850. стр. 101.

2) Chronic. Pasch. Vol. 1. р. 705. Ed. Bonn. 1832. Последние слова, без сомнения, относятся к седмице, предшествующей великому посту, и к страстной.

 

 

153

писаний в сохранившихся доныне древних списках Криптоферратском и Барбериновом № 88; в первом из них эта литургия надписывается: «изложенная иже во святых отцом нашим Германом, архиепископом константинопольским», а во втором: «литургия преждеосвященная, Германа патриарха, певаемая в девятый час» 1). Между тем в самом Риме еще в начале VII века она появляется, как подражание восточной церкви, в сакраментарие св. Григория Двоеслова и в списках сакраментария папы Геласия I-го, исправленных по Григориеву, и вместе с ними распространяется по всем западным церквам в том виде, в каком изложил ее по всей вероятности великий преобразователь западно-римского богослужения св. Григорий, для употребления по крайней мере один раз во всю четыредесятницу—в великий пяток страстной седмицы, оставив в другие дни обыкновенные полные литургии 2). Таким образом составилась и обобщилась в странах востока и запада преждеосвященная литургия, как особое евхаристическое богослужение с преждеосвященными хлебом и вином, присвоенное некоторым дням четыредесятницы, совершаемое при великопостных и вечерних молитвах и назначенное для причащения желающих принять тело и кровь Христову после подвигов поста. Оставаясь

1) Goar, Euchor. р. 200. Состав преждеосвященной литургии того же времени, совершавшейся в Константинополе, можно видеть также в кратком изложении ее св. Феодором Студитом ( 826). Patr. Curs. comp. Ed. Migne T. XCIX, p. 1687.

2) Западные писатели не сомневаются, что эта литургия на западе заимствована с востока, но только не решаются говорить утвердительно, когда и кем это сделано. Christ. Richter, De missa praes. Dissert, witem. 1711. an. Origines et raison de la liturgie catholique. Ed. Migne. в Encycl. Theol. T. VII. 1844. p. 1140. Восточные же прямо приписывают это св. Григорию Двоеслову; напр. Михаил Анхиали говорит: ἅγιος Γρηγόριος ὁ Διάλογος ἐν τοῖς Ῥωμαίων τάυτην τὴν μυϛαγωγίαν ἐπιτελεῖσθαι παραδέδωκεν, εἴπερ τέως καὶ ἄρτι παρὰ τῃ παλαιᾷ Ῥώμῃ γίνεται. Allat. De missa praes, p. 1578. Мнение о св. Григории, как составителе этой литургии для всей христианской церкви, объяснено в соч. О лит. прежд. дар. Москва, стр. 53—69 и Goar, Euchol. Paris. 1647. p. 210.

 

 

154

везде одинаковою по своему существу, отношению к четыредесятнице и назначению для постящихся, она, однако представляла в различные времена и в различных местах некоторые частные особенности как в обрядах приготовления и возношения преждеосвященных даров, так и во времени совершения по дням четыредесятницы и соединенных с нею седмиц сырной и страстной, иногда и в молитвах той или другой части богослужения, особенно при соглашении собственно литургических молитв с вечернею службою. Все подобные разности 1) объясняются постепенным устройством чинопоследования этой литургии в разных церквах и, не нарушая существенных свойств ее, большею частью приведены к единообразию с изданием общего церковного устава в XIV столетии константинопольским патриархом Филофеем, принятого сначала церковью константинопольскою, а потом и другими православными церквами.

Для настоящего перевода рассматриваемой литургии на русский язык избран общепринятый греческий текст ее, изданный Даниелем и сверенный как с основным текстом, принятым в Евхологие Гоара, венецианского издания 1638 года, так и с вариантами по древним спискам Барбериновому (VIII в.), Криптоферратскому и другим, помещенными в том же издании Гоара 3), и с текстом служебника, ныне употребляемого в отечественной православной церкви.

1) Они исчислены и объяснены у Allat, ук. соч. р. 1593 — 1600 и в соч. О лит. прежд. даров, стр. 95—126. В западной церкви эта литургия получила окончательное устройство после Тридентского собора в Missale Romanum и имеет свои особенности: она соединяется с предшествующим ей обрядом поклонения св. кресту в великий пяток, начинается не раньше трех часов пополудни, совершается гораздо короче восточной на преждеосвященной гостии, не напаяемой кровью Христовою, служит для причащения только одному служащему священнику, а другому никому причащаться ею не позволяется, кроме опасно больных, и оканчивается вечернею без пения. См. Середин. о Богослуж. запад. цер. ст. 2. 1849. стр. 33—36.

2) Daniel, Cod. Lit. T. IV. p. 439 и д. Goar. Euchol. p. 187 и д.

 

 

155

 

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ.

Когда священник имеет совершат преждеосвященную литургию, то, вошедши в святилище, облачается в священнические одежды, делая знамение креста, и только целуя их, а ничего не произнося, кроме Господу помолимся, над каждою из одежд 1).

Диакон выходит на амвон и, поклонившись трижды, говорит:

Благослови, владыко 2).

Священник гласно:

Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь.

И тотчас екклисиарх 3) говорит: приидите, поклонимся, трижды, и читается предначинательный псалом (Пс. СIII), а священник читает молитвы светильничные (λυχνικοῦ) 4).

После предначинательного псалма хор отвечает: Господи помилуй, на каждое прошение следующей мирной ектении.

1) Заимствовано из особого наставления (Ερμηνεία) касательно божественной литургии преждеосвященных, напечатанного у Гоара, р. 190, в котором наперед говорится о предварительном приготовлении и освящении даров для этой литургии (как в славянском служебнике).

2) Прежде этого возгласа по уставу совершаются великопостные часы З-й, 6-й и 9-й с частью последования изобразительных, и читаются священником входные молитвы, полагаемые на обыкновенной литургии, кроме молитвы: «Господи, ниспосли руку Твою».

3) Εκκλησιάρχης, церковник (Sacrista), который звоном собирает народ в церковь или управляет хором поющих, по изъяснению Даниеля (IV, 700). У Гоара (р. 192) псалом читается «назначенным монахом».

4) Т. е. вечерние молитвы, начиная с четвертой, так как первые три питаются после нижеследующих ектений (Слав. служебн.).

 

 

156

Диакон говорит:

В мире Господу помолимся...

О мире нисходящем свыше...

О мире всего мира...

О святом храме сем...

Об архиепископе нашем...

О благочестивейших и богохранимых царях...

О содействии на войне...

О святой обители сей...

О благорастворении воздуха...

О плавающих, путешествующих...

О том, чтобы избавиться...

Защити, спаси...

Пресвятую, пречистую...

Священник гласно.

Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь 1).

После возгласа бывает стихословие псалмов к Господу (Пс. CXIX—СХХXIII) с разделением натри статьи (στάσεις, или славы), и с поклонами на аллилуия. После каждого антифона (или славы) произносится малая ектения диаконом и возглас священником.

Молитва первого антифона, которую священник говорит тайно 2).

Господи щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, услышь молитву нашу и внемли голосу моления нашего; со-

1) По Слав. служебнику; в греческих не упоминается.

2) Она же—первая молитва светильничная или вечерняя. У Даниеля: молитва первой статьи (στάσεως). У Гоара: молитва первого антифона (ἀντιφόνȣ). Также называются у них и следующие две.

 

 

157

твори с нами знамение ко благу; приведи нас на путь Твой, чтобы ходить в истине Твоей; возвесели сердца наши, чтобы бояться святого имени Твоего; ибо Ты—велик и творишь чудеса; Ты—единый Бог, и нет подобного Тебе между богами, Господи, сильный в милости и благий в крепости, чтобы помогать и утешать и спасать всех, надеющихся на святое имя Твое.

После Слава и ныне диакон:

Еще и еще в мире Господу помолимся.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную и пр.

Священник гласно:

Ибо Твоя держава и Твое царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков ).

Молитва второго антифона, которую священник говорит тайно 2).

Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас, но делай с нами по милости Твоей, врач и целитель душ наших, руководя нас к пристанищу воли Твоей; просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины, и даруй нам остальное (время) настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, молитвами святой Богородицы и всех святых Твоих.

После Слава и ныне диакон:

Еще и еще в мире Господу помолимся, и пр.

Священник гласно:

Ибо Ты—благий и человеколюбивый Бог, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков 3).

1) В некоторых греческих списках прибавляется: хор: аминь. Goar, р. 201.

2) Вторая молитва светильничная или вечерняя.

3) В некоторых греческих списках прибавляется: хор: аминь. Goar. р. 201.

 

 

158

Молитва третьего антифона, которую священник говорит тайно 1).

Господи Боже наш, помяни нас грешных и непотребных рабов Твоих, когда мы призываем святое и покланяемое имя Твое, и не посрами нас в ожидании милости Твоей, но даруй нам, Боже 2), все просимое ко спасению, и сподоби нас любить и бояться Тебя от всего сердца нашего, и исполнять во всем волю Твою.

После Слава и ныне диакон:

Еще и еще в мире Господу помолимся, и пр.

Священник гласно:

Ибо Ты—Бог наш, Бог милости и спасения, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь 3).

Когда началось стихословие, то священник отходит в святое предложение (πρόθεσις) и, взяв преждеосвященный хлеб из дарохранительницы (ἀρτοδόριον), с великим благоговением полагает его на святой дискос, и вливает в святой потир вино и воду, как обычно, молча, ничего не произнося, и взяв кадильницу, кадит звездицу и покровы, и покрывает ими (дискос и чашу), совершенно ничего не произнося, ни молитвы предложения, но только: молитвами святых отцов 4).

После кафизмы (поется): Господи, воззвах (Пс. CXL), причем диакон кадит по чину, бывают стихиры, Слава, бо-

1) Третья молитва светильничная или вечерняя,

2) В славянском: Господи. У Гоара в этой молитве на вечерни: Κύριε (Р. 36).

3) По славян. служебнику; в греческих не упоминается.

4) Заимствовано из упомянутого особого наставления касательно литургии, в котором прибавлено: «ибо сия жертва прежде освященная и совершенная», как в славянском служебнике.

 

 

159

городичен 1), потом вход без евангелия. Когда же имеет читаться евангелие, как-то: в обретение честной главы Предтечи, (день) святых сорока мучеников, Благовещения 2), и в великую седмицу, тогда вход бывает с евангелием.

Молитва входа, которую священник говорит тайно 3):

Вечером и утром и в полдень славим, благословляем, благодарим и молимся Тебе, Владыка всех, человеколюбивый Господи 4), направь молитву нашу как фимиам пред Тобою, и не дай уклониться сердцам нашим к словам или помыслам лукавым, но избавь нас от всех уловляющих души наши; ибо к Тебе, Господи, очи наши, и на Тебя мы надеялись; не посрами нас, Боже наш. Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Диакон или священник гласно:

Премудрость, прямо (стойте).

Хор:

Свете тихий и пр.

Диакон:

Будем внимательны.

1) В том же наставлении сказано подробнее: «после кафизмы Господи воззвах, на глас самогласна дня, ставим стихир 10 и повторяем самогласен, потом мученичен, три подобных триоди, и три минеи, повторяя один; Слава и Ныне, богородичен», как в славян. служебнике. У Гоара напечатаны для образца отдельно и самые стихиры из древнего списка (р. 188 и 189).

2) Упоминание о празднике Благовещения (Ευαγγελισμοῦ) в настоящем месте, когда речь идет о евангелии, или сделано в греческих списках по ошибке писцов, так как по прав. 52 Трульского собора преждеосвященная литургия на этот день не полагается,—или относится ко времени раньше Трульского собора. В славян. служ. говорятся: «в празднование храма или святого».

3) Она же читается на вечерни.

4) Слов: человеколюбивый Господи, нет в славянском служебнике, равно как и в греческом тексте этой молитвы на вечерни. Goar, р. 38.

 

 

160

Священник:

Мир всем.

Диакон.

Премудрость.

Чтец (произносит) прокимен, и Бытие 1); второй прокимен; и после тою диакон возглашает:

Повелите.

Священник же, взяв правою рукою кадило и подсвечник 2) со свечою, становится пред святою трапезою и, делая знамение креста, возглашает:

Премудрость, прямо (стойте). Свет Христов просвещает всех.

Чтец (начинает) чтение паремий (Притч. IX, 12—18), и по окончании священник говорит.

Мир тебе.

Диакон:

Премудрость.

Певец:

Да исправится и пр. 3).

После да исправится диакон говорит:

Скажем все от всей души и от всего помышления нашего скажем.

Господи вседержитель, Боже отцов наших, молим Тебя, услышь и помилуй.

Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя, услышь и помилуй.

и прочее по обычаю 4).

1) Т. е. чтение из книги Бытия VII, 6—10.

2) У Даниеля μανȣὰλιον (ручной подсвечник р. 442); у Гоара λαμπὰς.

3) В упомянутом наставлении касательно литургии и в Криптоферратском списке ее подробнее излагается пение этих стихов из Псалма (CXL, 2—4), согласно с славянским служебником. Goar, 191 и 202.

4) Т. е. вся сугубая ектения, какая полагается на литургиях св. Златоуста и Василия Великого. См. Славян. служебник.

 

 

161

Молитва прилежного моления, которую священник говорит тайно 1).

Господи Боже наш, приими усердное моление, и пр.

Гласно: Ибо Ты милостивый, и пр. 1).

Диакон:

Помолитесь, оглашенные, Господу.

Верные, об оглашенных помолимся, чтобы Господь помиловал их.

Огласил их словом истины.

Открыл им евангелие правды.

Соединил их с святою Своею, соборною и апостольскою церковью.

Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Своею благодатию.

Оглашенные, головы ваши Господу приклоните.

Молитва об оглашенных, которую священник говорить тайно 3):

Боже, Боже наш, Творец и Создатель всего, желающий всем спастись и прийти к познанию истины, призри на рабов Твоих оглашенных, и избавь их от древнего заблуждения и козней про-

1) Буквально сходная с такою же молитвою и возгласом в литургиях Златоуста и Василия В. и называемая в древних списках: молитва ектении. См. Наст. сбор. Вып. 2. стр. 60 и 121.

2) После этой молитвы у Даниеля (р. 443) излагаются дальнейшие молитвы сугубой ектении: «еще молимся о благочестивых и православных христианах, — об архиепископе нашем, о братиях ваших, о блаженных и приснопамятных создателях святой обители сей, о милости, о приносящих плоды и делающих добро». Но никаких других молитв или ектений, напр. за усопших, в настоящем месте литургии по древним греческим спискам не значится. Ср. Allat, missa praes, р. 1573.

3) У Гоара (р. 195), как и в славянском, прибавляется: «прежде святого возношения (αναφοράς). Но так как на преждеосвященной литургии собственно не приносится жертва Богу, уже принесенная на полной литургии, то здесь, без сомнения, надобно разуметь возношение посредством прикосновения священника к Божественному хлебу. См. Слав. служебник; также сочин. О лит. преждеосв. даров. Москва, стр. 94 и Гоара № 46.

 

 

162

тивника; и призови их в жизнь вечную, просветив души и тела их и сопричислив их е словесному Твоему стаду, на котором нарицается святое имя Твое.

Гласно: Чтобы и они с вами славили всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь 1).

Диакон.

Оглашенные выйдите; оглашенные, выйдите; оглашенные, выйдите; да никто из оглашенных. Верные, еще и еще в мире Господу помолимся.

Это говорится только до третьего (дня) четвертой седмицы поста 2).

С четвертого же (дня) средопостной (седмицы), после возгласа; чтобы и они; говорится диаконом и следующее:

Оглашенные, выйдите; оглашенные, выйдите; готовящиеся к просвещению, выйдите; помолитесь готовящиеся к просвещению.

Верные, о готовящихся к святому просвещению братьях и спасении их Господу помолимся.

Чтобы Господь Бог наш утвердил их и укрепил.

Просветил их просвещением ведения и благочестия.

Сподобил их в благоприятное время бани пакибытия, оставления грехов и одежды нетления.

Возродил их водою и духом.

Даровал им совершенство веры.

Сопричислил их к святому Своему и избранному стаду.

1) По Славянскому служебнику; в греческих не упоминается. После этой молитвы в некоторых греческих списках прибавляется: «здесь священник распростирает илитон, как в литургии Златоуста и Василия». Goar. р. 202.

2) У Гоара (р. 195) говорится: μέχρι τῆς τρίτης καὶ τέταρτης έβδομάδος, ἀπὸ δὲ τῆς δ. τῆς μεσονηϛιȣ, т. е., до третьего дня (включительно) или до вторника (включительно) четвертой седмицы, а с четвертого дня или среды средопостной седмицы», и пр. Тоже и в Славянском служебнике.

 

 

163

Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.

Готовящиеся к просвещению, головы ваши Господу приклоните.

Молитва о готовящихся к святому просвещению (крещением), которая говорится священником тайно:

Яви, Владыка, лицо Твое на готовящихся к святому просвещению и желающих свергнуть с себя греховную нечистоту; просвети помышление их, укрепи их в вере 1), утверди в надежде, у соверши в любви, покажи досточтимыми членами Христа Твоего, давшего Себя в искупление душ наших.

Гласно: Ибо Ты—просвещение наше, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь 2).

Диакон.

Готовящиеся к просвещению, выйдите; готовящиеся к просвещению, выйдите; оглашенные, выйдите; да никто из оглашенных. Верные, еще и еще в мире Господу помолимся.

Доселе то, что (говорится) с четвертого (дня) средопостной (седмицы).

Молитва верных первая, которую священник говорит тайно:

Боже великий и славимый, животворящею смертью Христа Твоего восстановивший нас из тления в нетление, освободи все наши чувства от мертвенных страстей, приставив к ним благого правителя—внутренний помысл; око да будет далеко от всякого худого зрелища, слух—неприступен для речей праздных, а язык чист от слов непристойных; очисти наши уста,

1) У Гоара два предложения соединена в одно: «просвети их в вере», р. 196.

2) По Славянскому служебнику; в греческих не упоминается.

 

 

164

славящие Тебя, Господи; руки наши соделай воздержными от злых дел и деятельными на одно только благоугодное Тебе, укрепляя все члены наши и помышление Твоею благодатию.

Диакон.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Премудрость.

Священник гласно.

Ибо Тебе приличествует всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь 1).

Диакон.

Еще и еще в мире Господу помолимся 2).

Молитва верных вторая, которую священник говорит тайно:

Владыка святой, преблагий, молим Тебя, богатого милостию, быть милостивым к нам грешным и соделать нас достойными принятия единородного Сына Твоего и Бога нашего, Царя славы; ибо вот пречистое Его тело и животворящая кровь, входящие в настоящий час, имеют предложиться на таинственной сей трапезе, невидимо дориносимые множеством небесного воинства; их причащение неосужденное даруй нам, чтобы чрез них, получив просвещение мысленного ока, мы стали сынами света и дня,—

Диакон.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Премудрость. —

Священник гласно:

По дару Христа Твоего, с которым благословен Ты, с

1) По Слав. служебнику; в греческих нет.

2) В греческих эта ектения не продолжается далее, как известная из литургий Златоуста и Василия в.

 

 

165

пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь 1).

Хор.

Ныне силы небесные с нами невидимо служат; ибо вот входит царь славы; вот жертва тайная совершенная дориносится. С верою и любовью приступим, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуия 2).

И бывает вход со святыми (тайнами) 3). После же входа со святыми тайнами

Диакон:

Исполним вечернюю молитву нашу Господу.

О предложенных и преждеосвященных досточтимых дарах Господу помолимся.

Чтобы человеколюбивый Бог наш, приняв их на святой и вышенебесный и мысленный Свой жертвенник, как приятное благоухание духовное, вместо того ниспослал нам божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся 4).

1) По Слав. служебнику; в греческих нет.

2) Это песнопение, как общеизвестное, в большей части списков греческих не излагается вполне. Только в списке Барбериновом (у Гоара р. 202) приводятся все с вариантами: μυϛιχώς, тайно (вм. μυϛιχή, как значится в изложении пасхальной хроники), πίϛει καὶ φόβῳ—верою и страхом (так же и в пасхальной хронике) вместо πίϛει καὶ ἀγάπῃ. Кроме того, в некоторых изданиях этой хроники: δωροφορεῖται, вм. δορυφορεῖταί. См. Allat, ук. соч. р. 1598. В позднейших греческих служебниках и в славянских осталось в возглашении на полной литургии: «со страхом Божиим и верою», а в настоящем песнопении преждеосвященной литургии: «с верою и любовью»; то и другое по примеру литургии ап. Иакова, где говорится: «со страхом Божиим и верою и любовью приступите». См. Вып. I, стр. 192.

3) В упомянутом наставлении и в Криптоферратском списке подробнее излагаются обряды этого входа, согласно с славянским служебником. Goar, р. 191 и 208.

4) У Даниеля (р. 446) вместо этой молитвы вставлена другая «о святом храме сем», из литургии Златоуста и Василия в.

 

 

166

Чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева 1) и нужды, Господу помолимся.

Молитва по поставлении святых даров, которую священник говорит тайно:

Боже неизреченных и невидимых тайн, у Которого сокрыты сокровища премудрости и ведения, открывший нам совершение сего служения и поставивший нас грешных, но великому человеколюбию Твоему, приносить Тебе дары и жертвы за наши 2) грехи и за (грехи) неведения народа, сам, невидимый Царь, творящий великие и неисследимые, славные и чудные (дела), которым нет числа, призри на нас недостойных рабов Твоих, предстоящих пред сим святым жертвенником, как херувимским престолом Твоим, на котором единородный Сын Твой и Бог наш покоится в (Stà) предлежащих страшных тайнах; и избавив нас и верный народ Твой от всякой нечистоты, освяти души и тела всех нас неотъемлемым освящением, чтобы с чистою совестью, непосрамленным лицом, просвещенном сердцем, причастившись сих божественных святынь и от них получив оживотворение, нам соединиться с самим Христом Твоим, истинным Богом нашим, сказавшим: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем (Иоан. VI, 56), чтобы при вселявшемся и ходящем в нас Слове Твоем, Господи, нам быть храмом пресвятого и покланяемого Твоего Духа, избавившись от всяких диавольских козней, совершаемых делом, или словом, или помышлением, и получить обетованные нам блага со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе.

Диакон.

Защити, спаси, помилуй...

Вечера 3) всего совершенного...

1) У Даниеля вставлено: «опасности» р. 447.

2) У Даниеля «свои» (ἰδίων). Там же.

3) у Даниеля: «дня», р. 447. Прочее известно из литургии Златоуста и потому не пишется в греческих.

 

 

167

Ангела мирного, верного наставника...

Прощении и оставления грехов...

Доброго и полезного душам...

Остальное время жизни...

Христианской кончины жизни нашей...

Единение веры и причастие...

Священник гласно:

И сподоби нас, Владыка, неосужденно иметь смелость призывать Тебя, небесного Бога Отца и говорить:

Народ.

Отче наш...

Священник гласно:

Ибо Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь.

Священник.

Мир всем.

Хор.

И духу твоему.

Диакон.

Головы наши Господу приклоним 1).

Хор.

Тебе Господи.

Священник, наклонившись, молится тайно.

Боже, единый благий и милосердый, живущий на высоте и призирающий на низких, призри милосердым оком на весь народ Твой, и сохрани его, и сподоби всех нас неосужденно причаститься животворящих Твоих сих тайн; ибо Тебе мы приклонили свои головы, ожидая от Тебя богатой милости. Гласно. Благодатию и щедротами и человеколюбием единород-

1) У Даниеля: «ваши... приклоните», р. 448.

 

 

168

ного Твоего Сына, с Которым благословен Ты, с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков.

Хор.

Аминь 1).

Священник, наклонившись, молится тайно.

Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего...2)

После молитвы священник и диакон покланяются трижды, говоря:

Боже, очисти меня грешного.

Священник же, к покрытым божественным дарам простерши руку, касается животворящего хлеба с великим благоговением и страхом.

Диакон.

Будем внимательны.

Священник возглашает:

Преждеосвященное святое святым.

Один свят, один Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.

Хор.

Потом священник, открыв его (хлеб), совершает причащение божественных даров 3).

Хор поет причастен:

Вкусите и увидите, как благ Господь (Пс. ХХXIII, 9). Аллилуия.

1) По Сдав. служебнику; в греческих нет.

2) Молитва, буквально сходная с помещенною в литургиях Златоуста и Василия В. См. Вып. 2. стр. 77 и 131.

3) В некоторых греческих списках замечается, что во время причащения священник и диакон и хор делают и говорят тоже, что на литургии Златоуста. Goar. р. 203.

 

 

169

По совершении причащения и по снятии святых остатков с священной трапезы, священник молится:

Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все дарованные нам блага и за причащение святого тела и крови Христа Твоего, и молим Тебя, человеколюбивый Владыка, сохрани нас под кровом крыл Твоих (Пс. LX, 5), и даруй нам до последнего нашего вздоха достойно причащаться святынь Твоих, в просвещение души и тела, в наследие небесного царства 1)

Диакон 2).

Прямо (стойте); причастившись божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых тайн, будем достойно благодарить Господа.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас...

Вечера 3) всего совершенного, святого, мирного и пр.

Священник гласно·.

Ибо Ты—освящение наше, и Тебе мы возносим хвалу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков.

Священник.

В мире выйдем.

Диакон.

Господу помолимся.

Молитва заамвонная, которую священник говорит гласно:

Владыка вседержитель, с премудростью создавший всю тварь 4), по неизреченному Твоему промыслу и великой благости введший нас в пречистые сии дни к очищению душ и тел, к воздержанию от страстей, к надежде воскресения, чрез сорок дней вручивший скрижали с богоначертанннми письменами служи-

1) Ср. литур. ап. Иакова Вып. 1 стр. 193.

2) После благодарственной молитвы в некоторых греческих списках замечается: «и здесь хор поет тоже, что на литургии Златоуста и Василия». Goar. р. 203. Вместо: «Благословен грядый» поется: «Благословлю Господа» из Пс. ХХXIII, и не поется: «Видехом свет истинный». См. Слав. служебник

3) У Даниеля: «дня» р. 449.

4) В славянском прибавлено: и; в греческом—член .

 

 

170

телю Твоему Моисею, даруй и нам, Благий, подвизаться добрым подвигом, совершить точение поста, сохранить веру нераздельною, сокрушить головы невидимых змиев, явиться победителями греха, и неосужденно достигнуть поклонения и святому воскресению. Ибо благословенно и прославлено всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков.

Молитва при потреблении святых (даров), которую священник говорит тайно:

Господи Боже наш, введший нас в пречестные сии дни и соделавший нас причастниками страшных Твоих тайн, присоедини (нас) к словесному Твоему стаду и яви наследниками царства Твоего, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Потом хор произносит два псалма: «Благословлю Господа» (Пс. ХХXIII) и «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой» (Пс. CXLIV).

Священник же выходит из святого алтаря и, ставши на обычном месте, раздает антидор и делает обычный отпуск.

(Конец 5-го и последнего выпуска литургий).

1) В некоторых греческих списках и здесь замечается: «священник делает и говорит тоже, что на литургии Златоуста и Василия». Goar. р. 204.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.