Поиск авторов по алфавиту

Автор:Иаков, епископ Едесский

Иаков, еп. Письмо к Фоме пресвитеру, о древней сирской литургии

113

ПРИЛОЖЕНИЕ

КО ВТОРОМУ ОТДЕЛУ ДРЕВНИХ ЛИТУРГИЙ.

Иакова, епископа Едесского, письмо к Фоме пресвитеру, о
древней сирской литургии

(Перевод с Сирского языка) 1).

 

О сем таинственном совершении разумной и бескровной жертвы, или приношении святых даров, наши отцы предали нам следующее: после чтения священных книг ветхого и нового завета надобно произносить три молитвы. Первая молитва о слушающих (или оглашенных), когда диакон возглашает: «выйдите слушающие», т. е., чтобы они подошли под руку епископа или священника и, принявши возложение руки, вышли. Потом должна быть молитва об одержимых (нечистыми духами), которые при возгласе диакона: «выйдите одержимые», подходят под руку епископа или священника, которым научены, и выходят. Также третья молитва совершалась о кающихся, которые, по отпуске и их диаконом, выходили. Но все это в церкви уже вышло из употребления, хотя диаконы в некоторых местах упоминают о том, возглашая тоже по древнему обычаю. После этого диакон возглашает: «да затворятся двери церковные». Но, может быть, кто-нибудь спросит нас, для чего тогда запирались двери? Ему мы отвечаем: причина, почему при запертых дверях, с безмолвием

1) Bibliothek. Orient. I. S. Asseman. T. I. p. 479. Romae. 1719.

 

 

114

и по устному преданию совершались таинства, следующая: во-первых, по страху язычников, т. е. чтобы язычники не услышали нашего и не ввели того же при своих идолах, как сделал Хирам, царь Тирский, который построил храм, подобный Иерусалимскому, и в нем приносил законные жертвы. Также и Юлиан отступник составил молитвы и приношения, подобные нашим, и учредил обряды идолам своим, подобные обрядам таинств церковных, и проч. Также при совершении миропомазания некогда читались только три молитвы; а молитв хиротонии (т. е. рукоположения, или посвящения священных лиц) было только по одной для каждого чина, и произносились они над рукополагаемым при возложении руки и с безмолвием, т. е. при наклонении. В последствии учителя умножили их. Так после того как был написан символ трехсот восемнадцати отцев, признано нужным прибавить и его в чинопоследовании приношения, чтобы души, сердца, тела и голоса освящались им. По прочтении его определили совершать при запертых дверях три молитвы верных. Спустя несколько времени, когда были учреждены торжественные священнодействия и некоторые обряды в церкви, из тех трех молитв верных благоугодно было, чтобы первая была с таинственным прошением мира, вторая при возложении рук, и третья, при которой открывают антиминс, сим означая, что тогда открываются врата небесные. И тотчас диакон взывает, приглашая «стоять благопристойно», в каком следует порядке, сим означая; что священник скоро начнет таинственную литургию. Когда же они (присутствующие) собрали свои помыслы, то священник обращается и преподает им мир, говоря: «мир всем вам», изображая над ними знамение креста. Они отвечают: «и с духом твоим». Отцы же после учредили и рассудили, чтобы, в это время, когда изображается крест, говорилось: «любовь Бога Отца, благодать Сына единородного и общение Духа Святого да будет со всеми вами», и вместо одного креста установили, чтобы священник изображал над народом три. Александрийские отцы вместо сего го-

 

 

115

ворят: «Господь со всеми вами», пред началом литургии. Потом священник говорит к народу: «горе да будут сердца ваши». Народ Отвечает: «имеем сердца наши к Господу». Затем он возглашает к ним: «будем благодарить Господа». Они ему отвечают: «достойно и справедливо то, что ты сказал». И когда чрез сии три (действия), о которых мы сказали, т. е., чрез то, что он преподал им мир, и что изобразил над ними знамение креста, и что они благопристойно отвечали ему, кроме того чрез последние два, т. е., чрез то, что он преподал им приглашение и что они согласились с ним и признали его мысль справедливою,—когда, говорю, чрез сие они с ним и он с ними сделались во Христе одним телом и одним умом, тогда священник, обратившись к Богу и начиная словами, которыми они выразили свое согласие, и мыслию самого народа, направляет свои слова к Богу Отцу, которому приносится жертва тела и крови Единородного в умилостивление за души верующих. И так как священник вместе с народом признал достойным благодарить Бога, то он повторяет: «достойно и справедливо нам хвалить Тебя». И в немногих словах воспоминает всю последовательность божественной благодати, т. е. сначала сотворение человека, потом искупление его, наконец домостроительство, которое принял на себя за нас Христос, когда пострадал за нас. Ибо вся литургия имеет ту цель, чтобы нам воспоминать и выражать то, что Христос совершил за нас. Также он молится о наитии Духа Святого; и тотчас совершает поминовения, которыми и оканчивается приношение. По окончании же приношения и после сего чинопоследования, он преподает мир народу, знаменуя его крестом, и тотчас преломляет, знаменует и совершает таинства, между тем как диакон читает общую ектению. Потом говорят молитву: «Отче наш, сущий на небесах». После сего, по преданию, священник должен опять преподать мир народу и совершить молитву возложения руки. И тотчас, по заповеди, он должен преподать народу благодать Троицы, трижды

 

 

116

знаменуя ere крестом и говоря: «да будет благодать Троицы» и пр., между тем как народ отвечает: «и с духом Твоим». По совершении сего, как предано, священник должен свидетельствовать пред народом и внушать ему следующими словами: «сии святые (дары) тела и крови даются святым и чистым», а не тем, которые не святы; и провозглашая сие громким голосом, он поднимает святые дары и показывает их, как бы во свидетельство, всему народу; а народ тотчас возглашает, говоря: «один Отец свят» и пр. И потом причащаются святых даров. После же причащения заповедано быть исповеданию и благодарению, за то, что удостоились причащения тела и крови. Потом, заповедано, чтобы совершалась молитва возложения руки, и таким образом народ был отпускаем диаконом выходить с миром. —Такое предание я получил от отцов, которое и сам передаю. Но нужно сказать тебе о разностях, которые бывают в литургии. Так в сем священнодействии приношения встречаются два чинопоследования: одно относится к приношению и совершению самых таинств, другое к поминовениям. Именно, живущие в царствующем городе (т. е. Константинополе) или в греческих областях совершают поминовения так же, как и мы совершаем, т. е. сначала приносят (жертву), потом тотчас совершают поминовения, хотя они бывают у некоторых многочисленнее, у других малочисленнее и более частные. И посему священник говорит: «помяни, Господи, тех, которых мы помянули, и тех, которых мы не помянули». А начало чинопоследования поминовений бывает тогда, когда мы говорим: «также приносим Тебе сию страшную и бескровную жертву за Сион, матерь всех церквей», каковая есть церковь Иерусалимская, составленная из народа израильского, которую Апостолы собрали первую из всех. Александрийские же отцы иначе приносят; ибо они сначала исполняют чинопоследование поминовений, а потом совершают чинопоследование святого приношения. Есть разность и в поминовениях, когда говорится: «как было и есть и будет из рода в род, и во все веки веков, аминь». Сию молитву в го-

 

 

117

роде Александрии сам священник оканчивает, говоря: «как было» и пр., и потом народ говорит только: «аминь». Еще иная бывает разность во многих церквах; ибо вместо: «один Отец свят, один Сын свят» и проч., некоторые говорят: «один Господь, один Сын, Иисус Христос в славе Бога Отца аминь».—Так: как та еще спрашивал о крестах, сколько их бывает, то прими, что, я тебе сейчас скажу; Отцы предали нам, чтобы мы: изображали кресты три раза над таинствами и три раза над народом, и в каждый раз по три креста, так чтобы было над телом девять крестов, над кровию девять, над чашею девять и над народом девять. Времена же, в которые знаменуются кресты над таинствами суть следующие: Первое время, когда мы берем частицу хлеба и показываем Богу Отцу, как и сам Сын показал, говоря: «благодарив, благословил» и пр. Подобным образом и над чашею, произнося те же слова. Второе время после призывания Духа, когда мы говорим: «чтобы нисшедши соделал хлеб сей» и пр., причем делаем три креста; подобным образом и над чашею три креста. Третье время, когда мы преломляем хлеб и знаменуем чашу по окончании приношения. Времена же, в которые знаменуются кресты над народом, суть следующие: Первое, когда мы говорим: «любовь Бога Отца». Второе, когда мы оканчиваем приношение и приступаем в преломлению; ибо тогда говорим к народу: «да будут милости великого Бога и Спасителя» и пр. Третье время, когда мы оканчиваем все жертвоприношение, говоря к народу: «да будет благодать святой Троицы» и пр. А что некоторые делают ошибочно, т. е. когда изображают кресты над народом, знаменуют также и таинства, сего причина следующая: так как священник всякой раз, когда знаменует крестом народ, должен знаменовать крестом прежде самого себя, потом диаконов, которые-стоят к востоку от трапезы, потом стоящих в северу, и затем стоящих к югу, и после обратившись к народу на запад, изображать три креста над ним, то некоторые по неведению отсюда заключили, что тот крест, ко-

 

 

118

торые знаменуется над диаконами, стоящими к востоку, изображается над таинствами. Также знай, что если диаконы стоят везде вокруг (трапезы), то крест должен изображаться священником над всеми или; а если нет, то крест Должен изображаться только на ту сторону, где они стоят.—Также знай, что те возгласы, которые говорят диакон, в отсутствие их не необходимо произносить священнику; а те ответы, которые говорить народ, как напр.: «имеем к Господу», и «достойно и справедливо», и «один Отец свят», и другие подобные, которыми народ отвечает священнику, хотя бы никто не присутствовал кроме священника, не должны быть опускаемы священником; потому что вое они необходимы и считаются частью литургии.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.