13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Сирская литургия св. апостола Иакова
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.
(Продолжение).
ЛИТУРГИИ
ИЕРУСАЛИМСКО-АНТИОХИЙСКИЕ.
3) СИРСКАЯ ЛИТУРГИЯ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ИАКОВА.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Сирские христиане имеют много литургий, которые употребляются ими в церковной практике по усмотрению епископов и священников применительно к обстоятельствам времени, места и лиц молящихся; но первою и главною считается у них литургия св. апостола Иакова, которая совершается почти всегда и всеми. Ныне совершаемая у этих христиан литургия св. Иакова весьма обширна и представляет множество частных особенностей, в сравнении с древними литургиями 1); но, за исключением несущественных подробностей службы, важнейшие священнодействия и главные евхаристические молитвы ее согласны с тою, более краткою литургией, которая сохранилась у сирийцев с первых веков христианства. Эта последняя, предлагаемая в настоя-
1) См. «Современный быт Иаковитов и их литургия», преосв. Софонии, еп. новомиргородского. Одесса. 1866 г.
3
4 —
щем переводе, без сомнения, послужила основанием нынешней литургии сирских христиан 1).
Согласие некоторых евхаристических молитв древней сирской литургии св. Иакова, особенно заключающихся в последней ее части, с молитвами греческой литургии, известной под именем того же апостола, равно и то обстоятельство, что в ней удержаны без перевода некоторые греческие выражения, напр. εὐχαριϛία (евхаристия), κύριε ἐλέησον (Господи помилуй), καθολική (всеобщая ектения) и другие, служат доказательством, что первая есть сокращенный перевод последней, т. е. греческой литургии, сделанный в то время, когда еще не было разделения сирских христиан на православных и неправославных. Ренодот вообще о сирских литургиях говорит следующее: «из сравнения сирских литургий с греческими усматривается, что последние суть источник и первоначальный оригинал (primaevum exemplar), от которых произошли первые; потому что не только мысли, но и самые слова, кроме целого строя обрядов, ясно показывают греческое происхождение; посему... ненужно слушать восточных христиан, которые утверждают, что их сирская литургия Иакова написана самим апостолом, так как она очевидно переложена с греческой» 2). Собственно, об этой литургии он же в другом месте замечает, что из сравнения списков ее на том и другом языках тотчас становится понятным, что сирская литургия
1) Она переведена с сирского на латинский язык Ренодотом и издана им в книге: «Litur. Orient. Collect.» T. II, p. 1—12 и 29—42, с которой и сделан настоящий перевод.
2) «Lit. Or. Coll.» T. II. Dissert, de Syriae. Melch. et Jacob, lit. p. I и II, XIX и XXX. Из позднейших—Ассеман думал, что сам апостол Иаков написал свою литургию на сирском языке; но другие не разделяют этого мнения. Даниель замечает, что это мнение ученого мужа можно принять разве только в том смысле, что формула освящения даров, происшедшая от Иакова, апостолом не написана, а предана по-сирски. Daniel. «Cod. Litur.» IV. p, 83. not. 3.
5
Иакова переложена с греческой (ex graeca expressa) 1). О происхождении же этого переложения раньше появления еретиков между сирийцами, т. е. иаковитов, тот же ученый говорит: «весьма вероятно, что за несколько лет прежде нежели Кирилл Иерусалимский написал свои огласительные поучения, в которых заимствованы некоторые части из литургии Иакова, была написана и та литургия, которая собственно принадлежала церкви иерусалимской; ибо сирская литургия того же имени, переведенная с греческой, была написана уже задолго прежде ереси монофизитов, которые после названы иаковитами, как доказывает общее, доселе продолжающееся употребление ее как у православных, так и у иаковитов; первые никогда не заимствовали богослужебных книг от еретиков; а эти напротив заимствовали все свои от кафолической церкви; никто с таким презрением не относился к древнему преданию совершения священнодействий, чтобы осмеливаться составлять новые их формы; притом сирская литургия Иакова, общая у православных и иаковитов, свободна от всякой новизны слов или мыслей, введенных ересью, что составляет верный признак первоначальной древности» 2).
Вследствие того, что сирийцы с первых веков христианства совершали божественную литургию на своем природном языке и более и более забывали греческий язык, сирская литургия св. Иакова осталась у них неприкосновенною и после того, как греческая литургия св. Иакова стала выходить из употребления на Востоке. Не вытеснили ее и другие сирские литургии, составленные в последствии времени и употребительные особенно у монофизитов; напротив, при совершении этих последних первая часть, продолжающаяся до целования мира, обыкновенно заимствуется из литургии Иакова, и прочие части их при некоторых особенностях
1) «Litur. Orient. Collect». T. II, p. I и II.
2) Ibid. T. I. pag. XXXIII.
6
представляют большое соответствие с нею. Сходствуя во многом с литургией Иакова, все они по этому самому сходствуют и между собою, так что по всей вероятности были составлены по ее образцу. Отличаясь такою древностью и общеизвестностью между сирскими христианами, эта литургия содержит в себе учение согласное с апостольским и образ совершения евхаристии неотступающий от вселенского церковного предания; в ней нельзя указать ничего неправославного, хотя ее употребляют то в более пространном, то в более кратком виде, вместе с православными сирийцами, т. е. мельхитами, и неправославные, т. е. иаковиты. Обо всем этом Ренодот выражается так: «сходство сирских литургий мельхитов, или православных, и иаковитов состоит не только в одинаковой форме совершения священнодействий, которая есть общая для всех церквей, но и в том, что те и другие обыкновенно употребляют и признают первою и главною ту литургию, к которой все прочие приспособлены и которая приписывается Иакову; ибо иаковиты, отделившись от Церкви, сохранили таинства и священные обряды, принадлежащие католической церкви, помня, что эти таинства и обряды утверждаются на апостольском предании, и форму их, преданную издревле, изменять и отменять они считали почти святотатством» 1). «Литургии иаковитов,—продолжает он,—буквально не согласуются с обыкновенными греческими; это мы охотно признаем; но если кто отсюда думает заключать, что литургии иаковитов отступают от вселенской Церкви в учении об евхаристии (circa Eucharistiae fidem) и в чине ее совершения, тот весьма ошибается, и эта клеветливая догадка не может быть ничем подтверждена, кроме свидетельства одного анонимного греческого писателя». Для доказательства
1) Renaud. ук. кн. T. II. р. I и V. Однако список сирской литургии Иакова изданный Ренодотом в латинском переводе, известен между учеными под именем Сирийско-Монофизитского.
7
он излагает весь ход евхаристического богослужения, употребляющийся вообще у сирских христиан как православных, так и иаковитов, и нисколько не отступающий от обыкновенной греческой литургии 1).
Впрочем и сирская литургия св. Иакова, подобно греческой, содержит в себе не одно только то, что относится к веку апостольскому, но несомненно заключает в себе позднейшие вставки не только такие, которые могли перейти в нее прямо с греческого оригинала литургии Иакова, но и такие, которых нет в тексте этого последнего; особенно первая часть литургии отличается многими обрядами и молитвами, касающимися облегчения священнослужителей, омовения рук, возжения светильников, совершения проскомидии с ее принадлежностями, каждения и проч.; встречаются разности и во второй части, который легко могут быть замечены при сравнении с греческой 2). К этому надобно присовокупить, что предлагаемую сирскую литургию св. Иакова нужно отличать от другой сирской же, но меньшей, известной под его именем (Liturgia minor S. Jacobi), которая есть не что иное, как сокращение первой, сделанное католикосом Григорием в 1591 году, как значится на списке ее в Колбертинской библиотеке. Побуждением к такому сокращению литургии Иакова, или лучше сказать, последней части ее или так называемого канона литургии, начиная с целования мира, Ренодот полагает следующее: церковными постановлениями у сирских и александрийских иаковитов предписывается, чтобы никакое таинство не совершалось без служения божественной литургии; но так как полная литургия св. Иакова не столь кратка, чтобы можно было совершать
1) Renaud.—«Lit. Or. Coll», p. XVI—XVII и XXVII—XXVIII. Упоминаемый здесь анонимный писатель в сочинении, изданном а Combefisio под заглавием: De haeresi Jacobitarum, утверждал, что, как говорят (λέγούσι), иаковиты имеют различные литургии, несогласные с церковными преданиями.
2) См. Binterim—«Die vorzügl. Denkwürd. der Christkathol. Kirche» В. IV Th. 2, p. 213.
8
ее очень скоро, как иногда требуется в крайних случаях, напр. пред крещением больного младенца, или пред причащением умирающего, то католикос Григорий, желая удовлетворить этому требованию и вместе предотвратить искажение существенных частей литургии от неопытности и неразсудительности приходских священников, составил и издал упомянутую сокращенную литургию св. Иакова, в которой сохранены в целости самые важные молитвы освящения святых даров, и прочие части, кроме сокращений, не представляют ничего особенного 1).
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ СИРСКОЙ ЛИТУРГИИ СВ. АПОСТОЛА ИАКОВА.
Прежде всего священник, сняв повседневную одежду, по умовении рук говорит:
Отыми от меня, Господи, нечистые рубища, в которые облек меня сатана, и одень меня в одежды Твоих избранников, соответствующие достоинству служения Тебе, прославления Тебя, благолепного чествования Тебя, Отец, Сын и Святой Дух, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Помолившись несколько времени и наклонившись пред алтарем, он говорит:
Сподоби Господи Боже, чтобы мы, омыв сердца свои и очистив их от всякого порочного представления и нечистых помыслов, соделались достойными войти в Твое высокое и превознесенное святое святых, чтобы нам стать пред Твоим святым жертвенником благообразными и чистыми (praeclare et pure) и, совершая священнослужение, принести Тебе чистую и прекрасную жертву, с истинною верою, Отец, Сын и проч.
1) Renaud, ук. кн. T. II, pag. 126—133.
9
Еще говорит:
Умоляю Тебя, Боже, сподоби меня приступить к Твоему святому жертвеннику без порока и скверны; ибо я—грешный раб, я грешил, совершал грехопадения и преступления пред Тобою и недостоин приступить к Твоему чистому жертвеннику, или к Твоим святым тайнам. Но прошу Тебя и умоляю благость Твою и милосердие Твое, благоутробный, милосердый и человеколюбивый: воззри на меня очами милосердия и благости и сподоби меня стоять и в сей част; и во всякое время благоугодно пред Тобою. Ниспошли на меня благодать Твоего Святого Духа, очисти меня от грехов моих, освяти приношение сие и даруй чрез него оставление грехов и очищение от преступлений тем, за кого оно приносится, и мне и отцу моему, и всем имеющим общение со мною, как живым, так и усопшим верным. Помяни их доброю памятью в Твоем царстве небесном вместе с праведными и святыми Твоими, которые благоугодили Тебе своими добрыми делами, по предстательству Владычицы Матери Света, святого Иоанна Крестителя и всех святых. Аминь.
Тогда говорит:
Помилуй меня Боже.
И обратившись к народу, просит прощения и говорит: Молитесь за меня ради Господа.
А вошедши в алтарь, говорит:
Пойду к жертвеннику Божию, к Богу, веселящему юность мою 1).
И повергшись пред жертвенником, говорит:
Я вошел в дом Твой и повергся пред престолом Твоем, Царь небесный; отпусти мне все, чем я согрешил против Тебя.
1) Псал. XLII, 4, по переводу 70 толковников.
10
И наклоняется и, целуя жертвенник, принимает таким образом благословение, с правой, и с левой стороны, и с средины, произнося следующие слова:
Сподоби, Господи, вервями связанные (жертвы) праздничные (привести) к рогам жертвенника 1).
Влагая фимиам, говорит:
В славу и честь святой и достохвальной Троицы сей фимиам влагается моими грешными руками. Помолимся все и будем просить у Господа милости и благодати.
Диакон с открытою головою зажигает свечу по правую
сторону жертвенника, произнося следящие слова:
Аллилуиа. Во свете Твоем мы видим свет (Псал. XXXV, 10).
Зажигает другую на левой стороне, говоря:
Благий и святой, живущий в обителях света, удали от нас дурные страсти и ненавистные помыслы и дай нам с чистым сердцем совершать дела правды. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа и проч.
Священник снимает покров, которым покрываются тайны, и полагает плат, назначенный для обтирания, и лжицу на правой стороне, а большой покров на левой стороне пред дискосом. Тогда диакон берет евхаристический хлеб и приносит священнику, который знаменует хлеб крестом и произносит следующую молитву:
Боже великий и дивный во веки, принимавший жертвоприношения, обеты, начатки и десятины от верных рабов Твоих, приими, Господи, приношения рабов Твоих, которые они отделили и принесли по любви к Тебе и ради Тво-
1) Псал. CXVII. 27. В латинском подлиннике: «alliga Domine festivitates catenis usque ad cornua altaris». С еврейского: свяжите вервями жертву, (ведите) к рогам жертвенника». В славянском, с перевода 70 толковников составите праздник во учащающих до рог алтаревых.
11
его святого имени; сохрани их и благослови всеми духовными благословениями; утешь их неоскудевающими благами и надеждою обетовании, данных святым Твоим. Излей благословения Твои на все, что их касается, дай здоровье и воздержность телам их, чистоту и святость душам их, дай душам усопших из числа их успокоение и Твоих блаженных обителях во веки, и вместо временных благ дай им жизнь и царство. Аминь.
Он раздробляет хлеб, сколько нужно, кадит и полагает на жертвеннике, говоря:
Как агнец он был веден на заклание, и как овца пред стригущим безмолвствовал и не открывал уст своих пред оскорбляющим его (Исаии LIII, 7).
И после того, как принесет евхаристический хлеб на жертвенник, он, взяв его обеими руками, говорит·.
Боже, принявший жертвоприношение от Авеля на поле, от Ноя в ковчеге, от Авраама на вершине горы, от Давида на гумне Орны Иевусеянина, от Илии на горе Кармиле и лепты вдовицы в сокровищнице,—Ты, Господи, приими сии приношения, которые приносятся Тебе руками моими немощного и грешного, и чрез них помяни доброю памятью живых и умерших, за которых они приносятся, и благослови жизнь тех, которые приносят их. Аминь.
Он полагает принесенный хлеб на дискос и говорит:
Ты приготовил, Господи, святилище Свое для пребывания Своего; утверди его, Господи, Твоими руками; Господь будет царствовать во веки веков.
Он кадит на меньший покров, покрывает им дискос и говорит:
Господь царствует, Он облекся величием (Псал. XCII, 1). Отец, Сын и Святой Дух. Аминь.
Берет чашу и говорит:
Чашу спасения прииму и имя Господне призову и обеты мои воздам Господу (Псал. CXV, 4.5).
12
Вливает вино в чашу и говорит:
И сие вино, которое есть образ крови, истекшей нам из ребра возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, я вливаю в сию чашу, чашу спасения, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Примешивает к вину немного воды и говорит:
И сию воду, которая есть образ воды, истекшей нам из ребра возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, я примешиваю в сей чаше, чаше спасения во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Он кадит на меньший покров, покрывает им чашу, потом говорит:
Облечен Господь могуществом и препоясан; потому вселенная тверда, не подвигнется (Пс. ХСII, 1), Отец, Сын и Святой Дух. Аминь.
Ладит на большой покров и покрывает им дискос и чашу, потом говорит.
Покрылись небеса блеском славы Его, и хвалы Его исполнилась вся земля (Пс. LXXI, 19).
Обратившись к народу, он испрашивает прощения, говоря:
Помолитесь о мне.
Обращается назад, кадит вокруг жертвенника и предстоящих, и во время каждения говорит:
Приидите восхвалим Господа, воспоем Богу Спасителю нашему, предстанем лицу Его с славословием и в песнях воскликнем Ему. Ибо Господь есть Бог великий и царь великий над всеми богами; в Его руке глубины земли и вершины гор Его же; Его — море и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колено и прославим Творца нашего (Псал. XCIV, 1—6). Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
13
Потом говорят все под руководством священника:
Благоухания чистые, которые принесли Тебе сыны верной Церкви руками священническими для умилостивления Божества Твоего, приими по милости благоутробия Твоего. Будь милостив к кающимся и, как принято было приношение Авраама на вершине горы, как благоприятно было Тебе благоухание от фимиама священника Аарона, так да будет благоприятно Тебе благоухание и нашего кадила, да послужит оно к умилостивлению Тебя, Боже многомилостивый.
Священник говорит, а народ за ним повторяет:
Кирие елеисон, кирие елеисон. Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас. Отче наш, сущий на небесах и проч.
Священник.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; а на нас немощных и грешных да изольется милость и благодать и в сем и в том веке, ныне и проч.
Диакон.
О спокойствии и мире всего мира верующих во Христа от пределов и до пределов вселенной, о слабых и угнетенных и душах страждущих, об отцах, братиях и наставниках наших, о грехах, согрешениях и проступках всех нас, и о верных усопших, отшедших от нас, с возношением фимиама—молимся, Господи.
Священник.
Удостой нас Господи, всегда входить в дом Твой, и с верою стучать в дверь Твою и искренно покланяться в храме Твоем, и милостиво послушай нас и подай нам просимое нами из сокровищницы Твоей по преславной благости своей, и мы с радостью будем воздавать славу Тебе, Отец Сын и Святой Дух, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
14
И все вместе говорят:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лук. II, 14) и проч. Слава Отцу и Сыну. Господи отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою (Пс. L, 17). Положи Господи охрану устам моим, и огради двери уст моих: не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, чтобы мне не творить дел беззакония (Псал. CXL, 3.4). Вспомни, Господи, щедроты Твои, которые от века, и милости Твои, грехов юности моей не поставь мне в вину, но по множеству милости Твоей вспомни меня (Псал. XXIV, 6. 7). Господи, возлюбил я служение дома Твоего и место жилища славы Твоей (Псал. XXV, 8). Дому Твоему принадлежит святость на долгие дни (Пс. ХСII, 5). Хвалите Господа все народы, прославляйте Его все племена; ибо милость Его утвердилась на нас и по истине Господь сам пребывает во век (Пс. СХVI, 1.2). Слава Отцу, и на земле мир и в человеках благоволение.
Предисловие молитвы 1) к Богородице, или другое по различию праздников.
Воздадим хвалу и исповедание, славу, хваление, превозношение и величание возлюбленному плоду, происшедшем из чрева Девы и соделавшему память Матери своей превознесенною и преславною; достопоклоняемому Господу, прославившему празднества святых своих и радость о их блаженстве даровавшему тварям, —живому и животворящему, который своим сладостным голосом возбуждает даже мертвых и утешает народ свой радостнейшим прославлением,— Ему приличествует слава и проч.
Седра 2). Покланяемся Тебе и благодарим Тебя, Создатель веков и Творец тварей, Тебя, благословенная отрасль,
1) и 2) Prooemium, Sedra. В сирийских церквах между обрядами литургии поются служащим священником, или клиром различные песни, которые носят разные названия, каковы: «Седро», «Пешито», «Коло», «Акебо», и «Хутмо». Подобным образом и в греческих чинах много названий в этом же роде с значением известным у тех, кто их употребляет. «Седро» или «Седра».
15
происшедшая от Марии—земли жаждущей (Исаии LIII, 2), и исполнилась вся земля приятнейшего благоухания Твоего и своим превосходным учением отогнал Ты несносное зловоние нечестия. Мы приносим Тебе сей фимиам подобно священнику Аарону, принесшему Тебе чистый фимиам и отвратившему погибель от народа израильского. Так и мы просим Тебя, Господи, чтобы Ты принял благовоние фимиама, приносимое Тебе нашим смирением за наши грехи и погрешности, происшедшие от неведения, за богатых и бедных, за сирот и вдовиц, за обижаемых и терпящих гонение, за слабых и угнетенных, за всех тех, которые сказали и поручили нам помянуть их в наших молитвах пред Тобою, Христом Богом нашим, за живых и умерших, за упокоение душ их в небесном Иерусалиме, по предстательству нашего праотца Адама и нашей праматери Евы, по мольбам святой Богородицы Марии, по молитвам пророков, апостолов, мучеников, исповедников и отцов наших, учителей православной веры, по молитвенным прошениям девственников обоего пола и всех святых и праведных, и мы будем воздавать Тебе, Господи, славу, хвалу и поклонение, и Твоему Отцу, и Твоему живому и Святому Духу, ныне, и всегда.
К этому, смотря по времени или по желанию священника, присоединяются разные молитвы в том же роде к Богородице, Предисловия, Седры, Ефремовские или Иаковлевские стихи, молитвы по разным нуждам, прошения о живых и умерших. Священник, целуя жертвенник, кланяется направо и налево, потом пресвитерам вокруг себя и народу стоящему позади его.
Молитесь о мне ради Господа. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и в начале нашей жизни, и в конце. А на
значит: чин (ordo), как напр. в словах: и начинает чин (седра) покаянный, а сперва предисловие—(et incipit ordinem poenitentiae, primo prooemium). Предисловие есть краткая молитва, которая обыкновенно предшествует «седрам», или другим молитвословиям. Renaud. T. II, р. 67.
16
нас грешных да изольются щедроты и милости в сем и в том веке, ныне и проч.
Диакон.
О мире и спокойствии, как выше.
Священник.
Дай нам, Господи Боже милосердый и человеколюбивый, предстать пред Тобою с сознанием, страхом, благочинием духовным и чистотой, служить Тебе свято и прославлять Тебя, как Господа и Творца всего, Которому приличествует от всех поклонение и чествование. Господи Боже наш, слава Тебе во веки. Аминь.
Я трижды он кадит над тайнами крестообразно и кругом. Потом всеми произносится:
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей—до конца Псалма (Пс. L).
Священник.
Помилуй меня, Господи, по милосердию Твоему и отпусти грехи наши по милости Твоей. Омой беззакония и неправды наши по множеству сострадания Твоего. Сотвори в нас сердце чистое и дух правоты и смирения, да освятит он все наши помыслы, ибо чистое (сердце) важнее мирных всесожжений и законных жертвоприношений. Научи беззаконных путям Твоим и заблуждающих обрати к Тебе, чтобы язык их прославлял правду Твою и чтобы им удостоиться Твоих вечных милостей, Отец, Сын и проч.
Диакон.
Будем стоять благопристойно с молитвою и молитвенными прошениями пред Богом богов и Господом господ, пред Царем царствующих, пред умилостивительным жертвенником, пред преславными и живыми тайнами нашего Спасителя; вознося фимиам, мы просим усердно милосердия Твоего, Господи.
17
Священник влагает фимиам и говорит.
В похвалу и славу—как выше.
Тут вставляется несколько молитв Ефремова или Иаковлевского размера, которые произносятся в разные праздники, смотря по обычаю каждой церкви. Три раза он кадит кругом даров, говоря:
Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный.
Диакон.
Помилуй нас.
Священник.
Святой и достохвальный, сильный и бессмертный Боже, обитающий во святых и во святых почивающий, по воле Божества Твоего освяти, Господи, наши помыслы и очисти наши умы от всех скверн беззакония, чтобы нам неосужденно приносить Тебе песнь в Твоей святой Церкви, ныне, и всегда и пр.
Диакон произносит псалом Давидов, положенный на этот день. Потом говорит:
Кого видел Моисей в купине, и Иезекииль на колеснице, Тот самый полагается на святом жертвеннике, и принимают Его народы, и получают жизнь. Тот, Кому с великим страхом служат херувимы и серафимы, вот приносится на жертвеннике, народы принимают Его и получают жизнь. Боже, принявший по своему милосердию жертвоприношения древних праведников, приими по Твоему милосердию и наше жертвоприношение, и молитвы наши да будут благоприятны пред Тобою.
Другая песнь.
Это—твой народ, Христе. Благословен Христос, основавший Церковь Свою на камне 1) и избравшие священни-
1) Матф. XVI, 18. В латинском переводе: super Simonem.
18
ков для раздавания в ней Своего тела и крови. Священники стоят в великом страхе вместе с диаконами и раздают тело и кровь Сына Божия. Овцы Твои, Христе, стоят пред дверями Твоими, вкушают тело и пьют кровь Твою и славословят Божество Твое.
Диакон читает послание Павла.
Благослови Господи. Из (послания) Павла, апостола Господа нашего Иисуса Христа и пр.
Чтение смотря по праздникам и по временам.
Священник.
Слава Господу Павла, пророков и апостолов. Милости Господни да будут и над чтецами, и над слушателями, и над сим городом, и над всеми живущими в нем во веки. Аминь.
Диакон.
Псалом Давида произносится пред Отцом нашим.
Священник.
Бог да приимет хвалу твою и утешит сердце слушающих тебя в царстве небесном во веки.
Диакон.
Аллилуиа, аллилуиа.
Священник.
Закалайте Ему жертвы, несите дары, идите во дворы Господни, и поклоняйтесь Ему в святом храме Его (Псал. ХСV, 89), славословие и благословение приносите имени Его, от Него подается жизнь. Аллилуиа.
Диакон.
Пред Евангелием Спасителя нашего, возвестившего жизнь душам нашим, вознося благоухание, просим милосердие Твое, Господи.
19
Священник влагает фимиам в кадильницу и говорит:
Благослови Господи. Кирие елеисон, Кирие елеисон, Кирие елеисон. Будем почитать, хвалить, прославлять, превозносить, величать и благословлять достопоклоняемое и достохвальное имя Отца и Сына и Святого Духа живого, у Которых одна власть, одно величие, одна воля; один Бог истинный, благословенный, высокий, нераздельный; да будет Ему слава, а на нас Его милость ныне, и всегда, и во веки веков, Аминь. Господи Боже всемогущий, всем управляющий по Твоей божественной воле, ибо все подвластно Тебе, дай нам, Господи Боже, прощение согрешений и оставление грехов, удали от нас коварство и зависть и освяти нас Святым Духом Твоим, чтобы нам быть достойными слушателями и исполнителями Евангелия Христа Твоего, чрез Которого и с Которым Тебе приличествует хвала и слава с благоуханием сего фимиама пред чтением Твоего спасительного Евангелия. Господи Боже наш, слава Тебе во веки.
Диакон.
Приблизьтесь ко мне, братия, храните молчание и слушайте благовестие нашего Спасителя из святого Евангелия, читаемого вам.
Священник.
Мир с вами.
Народ.
И с духом твоим.
Священник.
Из святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога нашего, возвещенного (таким-то) апостолом и проповедником жизни вечной, мы слышим весть о жизни и спасении для душ наших,
Диакон.
Пребывайте в молчании, слушатели, ибо то, что читает-
20
ся, есть святое Евангелие. Братия мои, приступите, слушайте и будьте исповедниками слова живого Бога.
Священник.
И так во время пребывания на земле Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Он сказал ученикам Своим и пр.
Народ.
Благослови, отец.
Священник знаменует народ крестом, говоря:
Десница Господа нашего Иисуса Христа, и рука владычества Его, и сокровенная сила величия Его, подающая все благословения и все дары жизни, почившая на святых апостолах в святой горнице сионской и освятившая их и .благословившая их на горе масличной, она да приидет, вселится и почиет на братиях моих, читателях и слушателях (Евангелия), да хранит сию страну и всех верующих, живущих в ней, сей город и верных граждан его, да подаст блаженное упокоение и усопшим верным, отошедшим отсюда, а живых верных, живущих здесь, да хранит всегда и во веки.
Народ.
Аминь.
Священник.
И так во время пребывания на земле Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и проч.
Народ.
Господи, помилуй нас.
Здесь читаются Евангелия, смотря по дню и празднику.
Диакон поет простой Ефремов стих.
Будем стоять все с молитвою пред милосердым Богом, и богоугодным голосом взывать к Богу. Будем
21
просить невидимого Отца, достохвального Сына и святого Утешителя—Святого Духа, чтобы по Своему милосердию Он принял приношение наше. Благовестие Твое, Господи, которое проповедано среди Церкви Твоей стаду Твоему, да будет закваской для душ наших и да послужит нам приятною пищей. Читавшие священники да получат прощение (грехов), диаконы да соделаются чистыми, иподиаконы и чтецы да получат от Тебя оставление (грехов). Открой уму нашему чрез чтение Твоего благовестия благодать Твою и дай нам сделаться блюстителями заповедей Твоих, которые изъяснены в нем. Матфей, Марк с Лукою и избранный вместе с ними Иоанн да умоляют Тебя; окажи всем нам милосердие Твое. Уши слушателей учения Твоего и чтения благовестия Твоего пусть не услышат, Господи, тех слов, которыми будут отринуты и отвергнуты нечестивые. Будь милостив, Господи, к народу Твоему и помилуй паству Твою, и мы будем возносить Троице троекратное славословие.
Священник.
Хвалу, благодарение и славословие самому Иисусу Христу за Его слова жизни к нам, Отцу Его, пославшему Его для нашего спасения, и живому и Святому Духу Его ныне и всегда.
Диакон.
Выходите с миром, слушающие, 1) выходите слушающие с миром. Приступите крещенные для принятия мира (ad pacem); затворите двери.
Священник.
Господь царствует; Он обленен величием (Псал. ХСII, 1): аллилуиа. Я—хлеб жизни, говорит. Господь наш, сшедший
1) «(Слушающие (auditores) очевидно оглашенное, готовящиеся ко крещению, противополагаемые крещенным. А выше тоже выражение auditores означает «слушателей» в противоположность чтецам.
22
с высоты на землю, чтобы, мир был жив Мною (Иоанн VΙ. 51, 57). Отец послал Меня—бестелесное Слово, и Гавриил, послужил Моему насаждению, как земледелец; утроба Марии приняла Меня, как добрая земля, и, вот священники. своими руками возносят Мена, на жертвенниках. Аллилуия. Приими приношение наше.
Диакон.
Облечен Господь могуществом и, препоясан силою, и утвердил вселенную так, что она не подвинется (Псал. ХСII, 1). Аллилуия, Сына, сотворившего служителей огненных и духовным, которые не нуждаются в пище и не вкушают смерти, приемлют огонь, вместо пищи и огненные угли, вместо пития, служат своему Господу со страхом и тройственному (Божеству) приносят троекратное славословие Его святым,—будем благословлять и почитать, ибо Он соделал нас равными, им. Аллилуиа. Приими приношение наше.
Священник:
Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни, (Псал, ХСII, 5). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Диакон.
Господь царствует.
Священник.
Помяни, Господи, усопших и упокой облекшихся в Тебя в крещении и принявших Тебя с жертвенника.
Диакон:
Вкусившие святое тело Твое и пившие кровь Твою из чаши спасения, да возлягут с Авраамом, при трапезе Твоей; и мы вместе с возлюбившими Тебя праведниками будем возглашать Тебе, Господи славу. Аллилуиа. Даруй нам и им прощение (грехов).
23
Тогда читают символ веры трех сот восемнадцати отцов Никейских.
Веруем (credimus) в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; света от света, Бога истинного—от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу; чрез Которого все сотворено. Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком (таким же) как мы (sicut nos). Распятого за нас при Понтие Пилате, страдавшего, умершего (mortuus) и погребенного, и в третий день воскресшего из мертвых (а mortuis), согласно с писаниями. Взошедшего на небеса и седящего одесную Своего (sui) Отца, и опять имеющего прийти со славою Своею (sua) судить живых и мертвых; царству которого нет (non est) конца. И в единого (in unum) Духа Святого, Господа и подающего жизнь всему, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого с Отцом и Сыном, говорившего чрез пророков и апостолов (et Apostolos). И в единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь. Исповедуем (confitemur) единое крещение во оставление грехов. Ожидаем (expectamus) воскресения из мертвых (а mortuis) и новой (novam) жизни будущего века. Аминь.
Священник умывает оконечности пальцев и говорит:
Омыл я в невинности, руки мои и обошел жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои (Псал. ХХV, 6.7). Буду радоваться и торжествовать о Тебе, и петь имени Твоему, Всевышний (Псал. IX, 3).
И потом.
Я вошел в дом Твой и поклонился святому престолу
24
Твоему, Царь небесный (Псал. V, 8); отпусти мне все, в чем я согрешил пред Тобою.
Он преклоняется пред жертвенником, и потом обратившись к священникам и народу, просит у них прощения и молитв за. себя, говоря:
Помолитесь о мне, ради Господа 1).
Прежде всего произносится молитва пред целованием мира.
Господи Боже наш, соделай нас, хотя и недостойных, достойными сего целования, Человеколюбец, чтобы нам, чистым от всякого лукавства и всякого лицеприятия, приветствовать друг друга святым и божественным целованием, соединившись союзом любви и мира, чрез Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, единородного Сына Твоего, чрез Которого и с Которым Тебе приличествует слава, честь и держава вместе с Духом Твоим.
Народ.
Аминь.
Диакон.
Будем стоять благопристойно и молиться, будем благодарить, поклоняться и славословить живого Агнца Божия, приносимого на жертвенник. Божество снизошло к грешным сынам Адама и спасло их от заблуждения и рабства греху. Воодушевленные Духом Святым, пророки проповедывали о Первородном; каждый из них изобразил для Церкви тайны пришествия Его. Моисей ясно написал, что Он создал твари и Сам устроил для своего служения чины огненные и духовные. Запечатлей же, Господи, крестом Церковь Его, которую Он обручил Себе, в лице Своем,
1) Здесь оканчивается чинопоследование, предшествующее возношению (anaphora), или канону (canon) литургии и употребляющееся при совершении не только литургии св. Иакова, но и всех других литургий у сирийских христиан.
25
вознеси и утверди ее на небе одесную пославшего Его. Блаженна ты, верная Церковь, теми дарами, которые даровал тебе Господь твой, святым телом и кровию Его, и крестом Его, который хранит тебя. Воспомянем у себя при нашем приношении пречистую Деву Марию, пророков, апостолов, мучеников, преподобных и праведных. Священные сосуды приносятся к отцу нашему 1), чтобы он облобызал их, и отец наш на литургии своей помянет всех верующих во Христа.
Священник.
Единый милосердый Господи, в вышних живущий и на смиренных призирающий, пошли благословение Твое на преклонивших свои выи пред алтарем Твоим и благослови их по. благости, милосердию и человеколюбию Христа, единородного Сына Твоего, чрез Которого и с Которым Тебе приличествует слава и проч.
Народ.
Аминь.
Священник.
Боже Отче, пославший в мир, по великому и неизреченному Твоему человеколюбию, Сына Своего, чтобы возвратить заблудшую овцу, не отврати лица Твоего от нас, когда мы совершаем сие духовное и бескровное жертвоприношение: ибо мы не на правду нашу уповаем, а на Твое милосердие. Потому просим и умоляем Твое благоутробие, да не в суд будет людям твоим сие таинство, которое установлено для нашего спасения, но во оставление грехов, во отпущение грехов неведения и для принесения Тебе благодарения, по благости, милосердию и человеколюбию единородного Сына Твоего, через Которого и с Которым Тебе приличествует слава.
Народ.
Аминь.
1) Т. е. священнику, совершающему литургию.
26
Диакон.
Приветствуйте миром каждый своего ближнего с любовью и верою, приятными Богу. Иди с миром, пречестный; иерей. Будем стоять благопристойно с молитвою, будем стоять со страхом и трепетом, будем стоять с смиренномудрием и святостью; ибо вот приносится приношение и является величие (Божие). Двери неба отверзаются и Дух Святой нисходит на эти святые тайны и почивает на них. Мы стоим на месте страшном, ужасном, и предстоим с херувимами и серафимами; мы сделались братьями и общниками стражей (небесных) и Ангелов и вместе с ними совершаем служение огненное и духовное. Никто да не остается в узах (греховных), дерзая приступать к сим тайнам; ибо покров снимается и благодать ниспосылается, и милости изливаются на каждого молящегося с чистым сердцем и доброю совестью.
Священник снимает покров и трижды знаменует народ крестом, говоря:
Любовь Отца, благодать Сына и общение Св. Духа да будут со всеми нами.
Народ.
Аминь.
Священник.
Горе сердца!
Народ.
Имеем ко Господу.
Священник.
Будем благодарить Господа Бога, нашего.
Народ.
Достойно и справедливо.
Священник наклонившись.
По истине достойно и справедливо, прилично и додано Тебя хвалить, Тебя благословлять, Тебя славословить, Тебе
27
поклоняться, Тебя благодарить—Тебя Творца всей твари, видимой и невидимой. И возвышая голос: Кого хвалят небо и небеса небес и все воинства их, солнце и луна и весь сонм звезд, земля и моря и все, что в них, небесный Иерусалим, Церковь первенцев написанных на небесах (Евр. XII, 23), ангелы, архангелы, начала, власти, престолы, господства, силы небесные и вышемирные воинства небесные, многоочитые херувимы и шестокрылатые серафимы, которые двумя крылами покрывают лица свои, двумя—ноги, и двумя, перелетая один к другому, непрерывными голосами и неумолкающим богословствованием торжественную песнь величественнейшего славословия громогласно и благозвучно поют, возглашают, взывают и говорят.
Народ.
Свят, Свят, Свят Ты, Господь, Бог Саваоф, полны небо и земля Твоей славы, чести и величия Твоего, Господи. Осанна в вышних. Благословен пришедший и имеющий прийти во имя Господне, Осанна в вышних.
Священник наклонившись.
По истине свят Ты, Царь веков и податель всякой святыни; свят и, единородный Сын Твой, Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос; свят и Дух Твой Святой, Который все проницает, и—самые глубины Твои, Боже Отче (1 Кор. II, 10). Свят Ты, содержащий все, всемогущий, страшный, благий, с единородным Сыном Твоим, по особенному участью к нам пострадавшим ради человека — Твоего создания, которого Ты образовал из земли и которому Ты даровал райские наслаждения; когда же он преступил заповедь Твою и пал, Ты, благий, не презрел и не оставил его, но возвратил его (к Себе), как Отец в высшей степени милосердый; Ты призывал его чрез законе, исправлял его чрез пророков; наконец послал в мир Своего единородного Сына, чтобы Он восстановил образ
28
Твой; Он сошел и воплотился от Духа Святого и от святой Богородицы и Приснодевы Марии, жил с людьми и установил все для спасения рода нашего.
И возвышая голос, он берет принесенные (дары) 1) и говорит:
Итак намереваясь принять добровольную смерть за нас грешных, Сам быв непричастен греху, в ту ночь, когда Ему надлежало быть преданным за жизнь и спасение Мира, Он взял хлеб в свои святые, чистые и нескверные руки и, обратив очи к небу, воззрел к Тебе, Боже Отче, и, принося Тебе благодарение, благословил, освятил, преломил, и дал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: приимите, ядите от него все вы, сие есть тело Мое, за вас и за многих ломимое и предаваемое во оставление грехов и в жизнь вечную.
Священник.
Также и чашу после вечери, смешав в ней вино и воду и принося благодарение, Он благословил, освятил, и дал тем же святым ученикам и апостолам, сказав: приимите, пейте от нее все вы; сие есть кровь Моя нового завета, за вас и за многих верных изливаемая и предаваемая во оставление грехов и в жизнь вечную.
Народ,
Аминь.
Священник.
Сие творите в мое воспоминание; ибо всякий раз, когда вы будете есть хлеб сей и пить чашу сию, смерть Мою будете возвещать, и воскресение мое исповедывать, доколе я прииду (1 Кор. XI, 22).
1) В латинском переводе: oblatam.
29
Народ.
Смерть Твою, Господи, мы воспоминаем, воскресение Твое исповедуем и второго пришествия Твоего ожидаем; просим у Тебя милости и благодати, молим об оставлении грехов; да будут милости Твои на всех нас!
Священник.
Итак воспоминаем, Господи, смерть Твою и тридневное воскресение Твое из гроба и восшествие Твое на небо и восседание Твое одесную Бога Отца,—и второе Твое страшное и славное пришествие, когда Ты будешь судить мир по правде и воздашь каждому по делам его. Приносим Тебе сию страшную и бескровную жертву, чтобы Ты не по грехам нашим поступил с нами, Господи, и не по беззакониям нашим воздал нам; но по Твоей кротости и по Твоему великому и неизреченному человеколюбию истреби грехи наши—рабов Твоих, молящихся Тебе. Ибо Твои народ и Твое достояние умоляет Тебя, а чрез Тебя и с Тобою—Отца Твоего, и говорит:
Народ.
Помилуй, Господи Боже всемогущий, помилуй нас.
Священник.
И мы немощные и грешные рабы Твои, Господи, благодарим Тебя, прославляем Тебя за всех, и за все.
Народ.
Прославляем Тебя, благословляем Тебя, покланяемся Тебе, благодарим Тебя и молим у Тебя прощения, Господи Боже, помилуй нас и услышь нас.
Священник.
Особенно же воспоминаем святую и славную Приснодеву, блаженную Богородицу Марию.
Диакон.
Помяни Ее, Господи Боже, и ради ее чистых и святых молитв пощади и помилуй нас и услышь нас.
30
Диакон.
Как страшен настоящий нас! Как ужасно, возлюбленные мои, то время, в которое живый и Святой Дух приходит с горних высот небесных, нисходит и почиет на сей евхаристии, предложенной во святилище, и освящает ее! Присутствуйте же со страхом и трепетом, стойте и молитесь. Да будет с нами мир и ограждение от забот (действием) Бога—нашего общего Отца. Воскликнем и скажем трижды: Кирие елеисон.
Священнику наклонившись, произносить призывание Святого Духа.
Помилуй нас, Господи Боже всемогущий, и пошли Духа Твоего Святого, Господа животворящего, равнопрестольного с Тобою, и равноцарственного Сыну, единосущного и совечного, глаголавшего в законе и пророках и в новом завете Твоем, снисшедшего в виде голубя на Господа нашего Иисуса Христа на реке Иордане, снисшедшего и на святых апостолов в виде огненных языков.
Народ.
Кирие елеисон трижды.
Священник.
Чтобы Он пришел и соделал хлеб сей телом животворящим, телом спасительным, телом небесным, телом подающим здравие душам и телам, телом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную принимающим его.
Народ.
Аминь.
Священник.
А то, что смешано в сей чаше, соделал бы кровию нового завета, кровию спасительною, кровию животворящею, кровию небесною, кровию подающею здравие душам и телам,
31
кровию Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную принимающим ее.
Народ.
Аминь.
Священник.
Чтобы они послужили нам и всем, которые приимут от них и приобщатся их, к освящению душ и тел и к плодотворности добрых дел, к утверждению Твоей святой церкви, которую Ты основал на камне истинной веры (так что) и врата адовы не одолеют ее, так как Ты избавишь ее от всех ересей и соблазнов делающих беззакония до скончания века, благодатию милосердием и человеколюбием единородного Сына Твоего, чрез Которого и с Которым Тебе приличествует слава и честь.
Народ.
Аминь.
Священник наклонившись. Посему и приносим Тебе, Господи, сию страшную и бескровную жертву за святые Твои места, которые Ты прославил явлением Христа Сына Твоего, особенно же ей святой Сион, мать всех церквей, и за Твою святую Церковь, распространенную по всему миру.
Диакон.
Благослови, Господи. Помолимся и будем просить Господа Бога нашего в настоящую великую, страшную и святую минуту за отцев и правителей наших, которые поставлены над нами в настоящее время, которые в продолжение настоящей жизни пастырствуют и управляет святыми Божиими церквами; за достопочтенных и блаженных: господина N (такого-то) патриарха нашего, и за господина N (такого-то) митрополита, и за прочих достопочтенным митрополитов и епископов помолимся Господу.
Священник.
Даруй им, Господи, богатые дары Святого Духа Твоего.
33
Помяни Господи, святых епископов наших, верно преподающих нам слово истины (2 Тим. И, 15), особенно же отца отцов, патриарха нашего, господина N (такою-то) и господина N (такого-то)—епископа нашего со всеми прочими православными епископами. Дай им, Господи, достигнуть почтенной старости; сохрани их на многие лета, чтобы они пасли Твой народ со всяким благочестием и святостью. Помяни, Господи, пресвитерство здешнее и всякого другого места, помяни во Христе диаконство и всякое служение и всякий чин церковный. Помяни, Господи, и мое убожество, удостоив призвать меня (к сему служению), хотя и недостойного. Грехи юности и неведения моего не помяни, но по множеству щедрот Твоих помяни меня, ибо если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит пред Тобою? Но у Тебя прощение (Псал. СХХIХ, 3.4). Посети и очисти меня, дабы где умножился грех, там преизобиловала благодать Твоя (Рим. V, 20). Помяни, Господи, также и находящихся в узах, или содержащихся в темницах, и братий наших, находящихся в заточении, немощных, или находящихся в болезнях и одержимых духами нечистыми, или страждущих от них. Помяни, Господи, и воздух, и дожди, и росу, и плоды земные, венец лета, ибо очи всех уповают на Тебя и Ты даешь им пищу их в свое время, открываешь всем щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению (Псал; CXLIV, 15, 16). Возвысив голос. Избавь меня, Господи, от всякой нужды, гнева и беды, от всякого злоумышления и наветов людей развращенных, от всякого нападения и насилия демонов, от всякого искушения, посылаемого Тобою, Господи, и постигающего нас за грехи наши, и сохрани нас в православной вере и соблюдении заповедей Твоих, которые святы и животворны,—и нас и всех, удостоившихся предстоять пред Тобою и ожидающих от Тебя богатых милостей, ибо Ты— Бог, хотящий миловать, и Тебе мы будем воздавать славу и проч.
33
Народ.
Аминь.
За верных братий. Диакон.
Еще и еще воспоминаем верных братий наших, истинных христиан, которые просили нас и поручили нам немощным и слабым помянуть их в сию минуту. (Помолимся) и о тех, которые обременены всякого рода искушениями и бедствиями.
Священник наклонившись.
Еще удостой помянуть тех, которые стоят с нами на молитве, отцев, братий и наставников наших и тех, которые отсутствуют. Помяни, Господи, и тех, которые заповедали нам поминать их в молитвах к Тебе, Богу нашему. Каждому из них, Господи, даруй по прошениям их ко спасению. Помяни, Господи, и тех, которые принесли приношения к святому жертвеннику Твоему, и тех, за кого каждый принес, и тех, которые хотели принести, но не могли, и тех, кого каждый имеет в уме, и тех, которые теперь именуются. И возвысив голос. Помяни, Господи, всех, кого мы помянули и кого не помянули, и по множеству благодати Твоей воздай им радость спасения Твоего, приняв жертвы их в Твоем беспредельном небе и удостоив их Твоего посещения и помощи, подкрепи их силою Твоею и утверди крепостию Твоею, ибо Ты—милосерд и щедр на милости, и Тебе принадлежит слава, честь и могущество вместе с единородным Сыном Твоим и с Духом Твоим.
Народ.
Аминь.
Диакон. За царей.
Еще и еще поминаем всех верных царей, истинных христиан, которые соорудили и основали церкви и монастыри Божии в четырех странах света, и все христианское общество и клир и верный народ; чтобы они преуспевали в добродетелях, Господу помолимся.
34
Священник наклонившись.
Помяни, Господи, и благочестивых царей наших и цариц; приими оружие и щит и восстань на помощь им. Покори им всякого врага и неприятеля, чтобы нам провождать тихую и спокойную жизнь со всяким страхом Божиим и смирением: ибо Ты прибежище спасения и могущественная помощь, Ты — податель победы всем призывающим Тебя и надеющимся на Тебя, Господи. И Тебе мы будем воздавать славу и хвалу.
Народ.
Аминь.
Диакон. Поминание Святых.
Еще и еще поминаем истинно-блаженную и от всех родов земных восхваляемую, святую, благословенную Приснодеву Богородицу Марию и вместе поминаем Пророков, Апостолов, Евангелистов, Проповедников, Мучеников и Исповедников, и блаженного Крестителя Предтечу Иоанна, святого славного Первомученика и первого диакона Стефана и поминая, о всех их Господу помолимся.
Священник наклонившись.
Ты, Господи, имеешь власть над жизнью и смертью, и Ты — Бог милостей и человеколюбия, соделай же нас достойными поминать всех, от века Тебе благоугодивших, святых отцев и праотцов, Пророков и Апостолов, Иоанна Предтечу и Крестителя, святого Стефана—первого между диаконами и мучениками и святую Богородицу и Приснодеву, блаженную Марию и всех святых. Возвысив голос. Просим Тебя, Господи многомилостивый, творящий и невозможное возможным, введи и нас в сей блаженный сонм; присоедини нас к сей Церкви, поставь нас благодатью Твоею между избранными, написанными на небесах. Ибо для того мы и совершаем воспоминание о них, чтобы и они, когда ста-
35
нут пред престолом Твоим, помянули и наше убожество и немощь и вместе с нами принесли Тебе сию страшную и бескровную жертву, для охранения живущих, для утешения немощных и недостойных, каковы — мы, для упокоения и блаженной памяти прежде скончавшихся в истинной вере, наших отцев, братий и наставников, по благодати и милосердию и проч.
Народ.
Аминь.
Диакон. Поминание наставников.
Еще мы поминаем пред Тобою, Господи, божественных наставников, истолкователей непорочной веры, которые были украшены прекрасными нравственными достоинствами до самой своей кончины и упокоились, установив и предав нам православную веру; Господу помолимся и пр.
Священник наклонившись.
Помяни, Господи, святых Епископов, прежде почивших, которые преподали нам слово истины, которые от Иакова, первого из Епископов, апостола и мученика и до сего дня проповедали во святой Церкви Твоей слово православной веры. Возвысив голос. (Помяни) светила и учителей Твоей святой Церкви, которые показали прекрасные подвиги веры, которые пронесли святое имя Твое пред пародами и царями и сынами израилевыми (Деян. IX. 15), и по их молитвам и предстательству подай мир Твой Церкви Твоей, утверди в душах наших учение и исповедание их, истреби немедленно вредные для нас ереси и сподоби нас предстать без смущения пред судилищем Твоим, ибо Ты — свят, Господи, и во святых почиваешь, возводя их к высшему совершенству, и Тебе славу и проч.
Народ.
Аминь.
36
Диакон. Поминание верных усопших.
Еще поминаем всех усопших верных, в истинной вере скончавшихся,—(перешедших) и от сего святого алтаря, и из сего селения и из какой бы то ни было страны, которые в прежнее время почили и упокоились в истинной вере и перешли к Тебе Богу — Господу духов и всякой плоти. Просим, припадаем и умоляем Христа Бога нашего, принявшего к Себе их души и духи, да по множеству щедрот Своих явит их достойными оставления согрешений и отпущения грехов, и нас и их сподобит войти в свое небесное царство. Посему будем взывать и говорить: Кирие елеисон, трижды.
Священник наклонившись.
Помяни, Господи, также православных священников, прежде почивших, диаконов и иподиаконов, певцов (Psaltarum), чтецов, толкователей, певчих (Cantorum) 1), заклинателей, монахов, подвижников (Religiosorum), слушающих, всегдашних девственниц и мирян, которые скончались в истинной вере и тех, кого каждый имеет в душе. Возвысив голос. Господи, Боже духов и всякой плоти, помяни всех, кого мы помянули, отшедших из сей жизни в православной вере, даруй упокоение их душам, телам и духам, избавив их от будущего вечного осуждения и соделав их достойными радости в недрах Авраама, Исаака и Иакова, где сияет свет лица Твоего, откуда удалены все болезни, печали и воздыхания. Не поставь им в вину всех согрешений их, и не входи в суд с рабами твоими, ибо не оправдается пред Тобою ни один из живущих (Псал. CXLII, 2), и из людей, находящихся на земле, нет ни одного, кто бы не был виновен во грехе, или
1) Различие между певцом (Psalta) и певчим (Cantor), по всей вероятности, состояло в том, что первый пел по преимуществу ветхозаветные песни, а последний по преимуществу новозаветные.
37
был чист от скверны, кроме одного Господа нашего Иисуса Христа, единородного Сына Твоего, чрез которого и мы надеемся получить помилование и прощение грехов, даруемое и нам и им ради Его.
Народ.
Даруй им упокоение, помилуй и отпусти, Боже, грехи неведения и согрешения всех нас (совершенные) как с ведением, так и но неведению, s проч.
Священник наклонившись.
О Боже! Оставь, отпусти и прости согрешения всех нас вольные и невольные, совершенные с ведением и по неведению, словом, делом или помышлением, тайные и явные, открытые, давние и по заблуждению допущенные, и все, какие известны Твоему святому имении. Возвышая голос. Даруй нам христианскую и безгрешную кончину, собирая нас к подножию избранных твоих, когда, где и как Тебе будет угодно, только огради нас от позора за наши беззакония, чтобы и в сем и во всем восхвалялось и прославлялось досточтимое и благословенное имя Твое и Господа нашего Иисуса Христа и святого Твоего Духа.
Народ.
Каким оно и было и есть в роды родов, и (будет в продолжение) будущих веков во веки. Аминь.
Священник.
Мир (всем).
Народ.
И с (духом твоим).
Священник.
Милости Божии да будут над всеми нами.
Потом произносит.
Веруем, приступаем, знаменуем во образ Креста и преломляем сию Евхаристию, хлеб небесный, тело
38
живого Слова Божия, в чаше спасения и благодарения, с частью умилостивительною, исполненною горних тайн, для жизни, во имя живого Отца, и единородного Сына и Святого Духа, (составляющего) начало, завершение и печать всего, что есть и было на небе и на земле,—единой силы, единой власти, единой воли, единого Бога истинного, благословенного, превознесенного и нераздельного, от которого происходит жизнь во веки веков.
Народ.
Аминь.
Диакон громким голосом произносит кафолику 1).
Благослови, Господи. Еще и еще чрез сие святое приношение и умилостивительную жертву, которая принесена Богу Отцу, освящена и доведена до полного совершенства наитием живого Святого Духа, — еще усердно помолимся за нашего достопочтенного отца священника, который принес и освятил ее, и за жертвенник Божий, на котором она принесена, и за благословенный народ, который приступает и принимает ее с истинною верою, и за тех, за кого она принесена и освящена. Вот время страха, вот час трепета! Горние предстоят со страхом, и служат с трепетом; сынов света объемлет ужас, а земные не чувствуют его ив тот час, когда подается прощение грехов, убегают от него. Трепещите, служители Церкви, совершая священнодействие живого огня; власть, данная вам, превосходнее той, какую имеют Серафимы. Блаженна душа, присутствующая ныне в Церкви с чистотой, ибо Дух святой вписывает имя ее и возносит ее на небо. Диаконы, стойте с трепетом в сие святое время, когда нисходит Дух святой, чтобы освящать тела принимающих сии (тайны).
1) В латинском: catholicam, т. е. всеобщую ектению, которая называется так же в греческой литургии св. апостола Иакова. См. выше стр. 165, Вып. 1.
39
Воззри, Господи, милосердым оком на раба Твоего, который стоит и совершает священнодействие. Приими, Господи, сие приношение, как приношение Пророков и Апостолов. Помяни, Господи, отцов и братий наших и наших наставников, и яви, по милосердию своему, и нас и их достойными царства небесного. Помяни, Господи, по благости Твоей и божественным щедротам Твоим, господина N (такого-то) Патриарха нашего и господина N (такого-то), которых молитвы да помогут нам. Помяни Господи отсутствующих и помилуй присутствующих. Даруй упокоение и душам усопших и пощади грешников в день суда. Душам усопших, которые, разлучившись с нами, преставились от века сего, даруй, Христе, упокоение вместе с святыми и праведными. Да послужит им крест Твой мостом, и крещение Твое—покровом; тело Твое и кровь Твоя святая да послужат им путем, ведущим к Твоему царству. Непрестанное славословие с богоприятным поклонением нам должно возносить из среды святилища Отцу и Сыну и Святому Духу живому, чтобы сам истинный Бог явил нам благость, благоволение, милосердие и любовь Свою отныне и до скончания (века). Помолимся все Господу молитвою (Его).
Пред молитвою Господнею священник говорит.
Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче щедрот и Боже всякой утехи, седящий на Херувимах и прославляемый Серафимами, которому предстоит тысяча тем Ангелов, горнее небесное воинство, сподобивший приношения, принесенные Тебе в приятное благоухание из даров и произведений плодов, освятить и совершить (телом и кровию своею) благодатию единородного Сына Твоего и наитием Духа Твоего Святого. Освяти, Господи, и души наши, и тела наши, и дух каждого из нас, чтобы с чистым сердцем, светлою душою и без стыда нам иметь смелость—призывать Тебя — небесного Бога, всемогущего Отца, молиться и говорить: Отче наш, сущий на небесах.
40
Народ.
Да святится и проч.
Священник.
Господи Боже наш, не введи нас в (такое) искушение, которого мы бессильные не могли бы перенести, но при искушении дай и облегчение, чтобы мы могли перенести (1 Кор. X, 13), и избавь нас от лукавого, чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого и проч.
Народ.
Аминь.
Священник.
Мир (всем).
Народ.
И с (духом твоим).
Диакон.
Приклоните головы ваши пред милосердым Господом, пред умилостивительным жертвенником, пред телом и кровию Спасителя нашего, в котором заключается жизнь для тех, кто принимает их, и приимите благословение от Господа.
Священник.
Тебе приклоняют рабы твои головы свои, ожидая от Тебя обильных милостей. Пошли, Господи, исходящие от Тебя обильные благословения и освяти души, тела наши и дух каждого из нас, чтобы нам быть достойными приобщения тела и крови Христа, нашего Спасителя, по благости, милосердию и любви Его же Иисуса Христа, Господа нашего, с которым Ты препрославлен, благословен на небе и на земле (вместе) с Духом Твоим и проч.
Народ.
Аминь.
41
Священник.
Мир (всем).
Народ.
И с (духом твоим).
Священник.
Милости Божии (да будут с вами).
Народ.
И с (духом твоим).
Диакон.
Каждый со страхом и трепетом да обратит взор свой к Богу и да просит у Господа милости и благодати.
Священник.
Свят, свят, свят Бог сильный, Господь Саваоф! Небеса и земля полны хвалы Тебе. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя (Псал. LVI, 6). К Тебе возвожу очи мои, живущий на небесах (Псал. СХXII, 1) и проч. И спустя немного времени, взяв в руки Евхаристию, провозглашает: святое святым преподается в совершенстве, чистоте и святости.
Тогда все вместе говорят. Один Отец свят, один Сын свят, один Дух свят. Да будет благословенно имя Господа, который—один на небе и на земле: Ему слава во веки! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, всеосвящающему и все очищающему.
Священник.
Веруем, Господи, истинно и несомненно; веруем в Тебя, как верует в Тебя святая Церковь вселенская, что один Ты Отец—свят, Которому да будет слава! Аминь,— один Сын свят, и Ему хвала! Аминь,—один Дух свят, Ему слава и благодарение во веки. Аминь.
Диакон.
Воскресением Христа—Царя, да получим прощение душам нашим по вере (в Него) и скажем все вместе
42
Сыну, спасшему нас крестом Своим: благословенный Спаситель наш, свят, свят, свят—Ты во всем, возвеличивший память Матери Своей, и святых и усопших верных, аллилуиа. Силы небесные стоят с нами среди святилища и исполняют дело служения телу Сына Божия, который заклался пред нами. Приступите и примите от Него оставление грехов и согрешений, аллилуиа. На святом жертвеннике твоем, Господи, да совершается поминание отцев, братий и наставников наших, да станут они одесную Тебя в день явления величества Твоего, Христе царь! Аллилуиа. Благословен Господь, даровавший нам тело и живую кровь Свою, чтобы чрез них нам получить прощение, и проч. Предстоя во святилище, священники откройте двери сердец ваших, произнесите псалом и изреките благословение над сею Евхаристией, положенною во святилище. Псалом 150.
Священник, прочитав несколько молитв, которые бывают различны по обычаю церквей, отламывает от большей части евхаристическою хлеба другую меньшую часть и, обмакнув ее в чашу, знаменует (ею) остальные крестообразно, говоря:
Кровь Господа нашего окропляет тело Его во имя Отца и Сына и святого Духа.
Туже частицу опускает в чашу говоря:
Ты соединил, Господи, божество Твое с человечеством нашим и человечество наше с божеством Твоим,—жизнь Твою с смертностью нашей и смертность нашу с жизнью Твоею; Ты принял то, что было наше, и дал нам Твое для жизни и спасения душ наших, слава Тебе во веки!
Священник берет тело Христово и говорит:
Даруй нам, Господи, чтобы наши тела освятились телом Твоим святым и наши души очистились умилостивительною кровию Твоею, да будут они к прощению согрешений и оставлению грехов наших. Господи Боже! Слава Тебе во веки!
43
Потом он раздает евхаристию священникам, диаконам, затем мирянам, говоря: тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа преподается тебе в отпущение согрешений и оставление грехов в сем и в том веке.
Пока совершается приобщение при посредстве лжицы, диакон вместе с прочими, подпевающими ему, возглашает: Братия мои, приимите тело Сына, восклицает Церковь; пейте с верою кровь Его и воспевайте славу; это—чаша, которую совершил Господь наш на древе крестном; приступайте смертные, пейте из нее во оставление грехов. Аллилуиа и хвала Тому, от Кого имеет питие паства Его и получает очищение.
Эти стихи, как и многие другие, смотря по числу приобщающихся, сокращаются или удлиняются; затем священник вытирает сосуды при помощи диакона и потом произносится молитва благодарения.
Благодарим Тебя, Боже, и особенно прославляем Тебя за Твое безмерное и неизреченное человеколюбие. О Господи! Кого Ты сподобил допустить к приобщению Твоей небесной трапезе, тех не осуди за принятие Твоих святых и непорочных тайн. Но сохрани нас, благий, в праведности и святости, чтобы, соделавшись достойными общения Твоего святого Духа, нам получить часть, жребий и наследие со всеми святыми, которые в мире сем благоугодили Тебе, благодатию и пр.
Народ.
Аминь.
Священник.
Мир всем.
Народ.
И с духом твоим.
Диакон.
Еще и еще за совершение сих святых тайн помолимся Богу.
44
Священник.
Боже великий и дивный, приклонивший небеса и сошедший для спасения нас — людей, воззри на нас милосердием и благостию Своею; благослови людей Твоих и сохрани достояние Твое, чтобы всегда и во всякое время нам прославлять Тебя, ибо Ты—наш единый истинный Бог,—и Бога Отца, родителя Твоего, и святого Твоего Духа, ныне и всегда и проч.
Народ.
Аминь.
Диакон.
Благослови, Господи.
Священник.
Благослови всех, сохрани всех и проч.
Или (произносит) другое благословение—различное, смотря по обычаю церквей и различию праздников; по произнесении его диакон начинает Псалом: благословлю Господа во всякое время (Псал. ХХXIII), по прочтении которого расходятся, и литургия оканчивается.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.