Поиск авторов по алфавиту

Автор:Несмелов Виктор Иванович, профессор

III. Печатные издания творений св. Григория Нисского и опыты систематизации его догматического учения

Время усиленного издания творений св. Григория Нисского падает на ΧVΙ и начало XVII века, когда под влиянием горячей полемики между римскими и протестантскими богословами ясно была сознана необходимость оглянуться назад, в глубину прошедших веков. В это время, наряду с творениями других отцов церкви, в западных библиотеках стали отыскиваться и манускрипты творений св. Григория, которые немедленно же и издавались в свет. Так как эти издания, главным образом, преследовали чисто практическую цель простого ознакомления образованного общества с свято-отеческой литературой, то в течение всего ΧVΙ века общие издания творений св. Григория были сделаны в одном только переводе их на латинский язык, без обнародования подлинного, греческого текста. Первое греко-латинское издание явилось только в 1615 г., благодаря трудам французского ученого издателя ле-Дука, который собрал все, известные в то время, творения св. Григория: и издал их в Париже на греческом и латинском языках в двух томах in folio. В 1618 г. Иаков Гретсер дополнил издание ле-Дука изданием «Прибавления» (Appendix), составившего третий том творений св. Григория тоже in folio. Это издание было самое исправное. Перепечатанное и дополненное вновь открытыми творениями св. Григория в 1688 г. оно до последнего времени служило единственным ученым изданием этих творений, пока в 1853 г. снова не было перепечатано в том же Париже французским аббатом Минем в 44—46 томах греческой серии его полного курса патрологии. Минь сделал в своем издании некоторые, очень немногие впрочем, улучшения: а) он вы-

 

 

78

пустил шесть заведомо неподлинных творений св. Григория, b) прибавил четыре трактата, две проповеди и двадцать три письма его, которые не были известны ле-Дуку и взяты Минем из библиотеки Галландия и из сборника Анжело Маия, и с) снабдил свое издание ученым описанием творений св. Григория из библиотеки Альберта Фабриция. Во всем остальном парижское издание 1688 г. осталось неизменным.

С появлением первого греко-латинского издания творений св. Григория явилась полная возможность не только простого ознакомления с этими творениями, но и серьезного изучения их, а вместе с этим, естественно, явилась возможность и научной систематизации догматического учения св. отца. Однако первый опыт такой систематизации явился более чем через двести лет со времени парижского издания 1615— 1618 г., в цитированном уже нами сочинении Гейнса— «Disputatio historico-theologica de S. Gregorio Nysseno». В этом сочинении, после биографии св. Григория и библиографии его творений, Гейнс изложил его догматическое учение в шести отделах: а) theologia, b) anthropologia, c) angelologia et daemonologia, d) christologia, e) sotereologia и f) eschatologia. До Гейнса были только простые попытки наметить общие пункты догматической системы св. Григория, и притом—попытки далеко неудовлетворительные 1), так что Гейнс, взявшись за составление этой системы, жаловался на тяжесть своего труда 2). Главным руководительным пособием для него в расположении догматического материала служил один только «Великий Катехизис» (Λόγος κατηχικὸς ὁ μέγας) самого св. Григория. Об этом замечательном сочинении ничего не было сказано в библиографическом очерке,

1) Таковы, напр., попытки Селье (ор. cit. р. 383—438) и Гольдвитцера (Patrologie verbunden mit Patristik, Nürnberg 1834, В. I, s. 482—498).

2) Heyns, op. cit. p. 21.

 

 

79

потому что оно заключает в себе изложение не какого-либо отдельного догмата, а всей христианской догматики. В нем св. Григорий представил опыт систематизации догматического учения по всем тем вопросам, о которых он говорил в своих специальных трактатах. По своему объему «Великий Катехизис»—очень обширное сочинение, разделенное на сорок глав, с особым общим введением. Во введении св. Григорий говорит, что его сочинение имеет своею целью дать защитникам православия необходимое оружие в борьбе с язычниками и еретиками. Имея в виду привести к христианству лиц, или совершенно незнающих христианства, или враждебно расположенных к нему, катехизатор счел необходимым отстранить положительные доказательства христианской истины и идти к цели чисто философским путем, по которому свободно могли идти с ним и сами заблуждающиеся. Вследствие этого, Великий Катехизис представляет собою попытку философского раскрытия христианских догматов, и потому некоторые ученые ставят его на ряду с такими гениальными произведениями древнехристианской мысли, как Περὶ ἀρχῶν Оригена и De civitate Dei бл. Августина 1). В своем содержаний Великий Катехизис обнимает полный круг догматических вопросов, исследование которых в нем планируется почти совершенно так же, как и в теперешних догматических системах. Этому-то сочинению и следовал Гейнс в построении догматической системы св. Григория, и притом следовал настолько близко, что повторил в плане своего сочинения даже и те недостатки, которые можно отметить в Катехизисе св. Гри-

1) Böhringer, ор. cit. s. 300. Vergl. Kupp, op. cit. s. 146—147,— а в качестве иллюстрации к этому отзыву см. буквальные выписки на стр. 165—169, 169—170, 171—172, 173—183, 183— 194 и т. д. до конца сочинения, где Катехизис св. Григория выписан весь целиком.

 

 

80 —

тория. Так, напр., свой первый отдел (Theologia) Гейнс делит на три главы: а) doctrina de Deo, b) doctrina de trinitate и c) doctrina de creatione. Последняя глава—«учение о творении»—только потому введена в теологию, что так это учение изложено в Катехизисе св. Григория, который, излагая учение о Логосе и Духе Божием, доказывал их личное, божественное бытие творческою их силою, и потому говорил о творении при изложении учения о св. Троице. Но если в Катехизисе такое построение было необходимо, или, по крайней мере, вполне естественно, то у Гейнса оно—совершенно неверно, потому что «учение о творении» вовсе не есть «богословие» в собственном смысле. Равным образом, «учение о добрых и злых духах» Гейнс ставит после «учения о человеке» только потому, что в Катехизисе св. Григория это учение затронуто при изложении грехопадения первых людей; на самом же деле, с точки зрения самого св. Григория, учение о мире духов должно быть рассмотрено в истории творения прежде учения о человеке. Но больше всего неуклонное следование Катехизису вредно отозвалось в сочинении Гейнса на полноте догматической системы св. Григория. Так, например, в учении о спасении Гейнс говорит только о двух спасительных средствах—крещении и причащении, потому что только о них сказано в Великом Катехизисе,—между тем как в других творениях св. Григория он нашел бы весьма ясное учение о церкви и о священстве, о чем Гейнс даже и не упоминает. В виду этого, работа Гейнса вышла не вполне удовлетворительна. Впрочем, автор и сам считал свой труд только первым и далеко не совершенным опытом построения догматической системы св. Григория.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.