Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дмитриевский Алексей Афанасьевич

Дмитриевский А. А. Вынос Плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ними кругом храма

 

 

Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

 

Дмитриевский А. А.

 

Вынос Плащаницы и Евангелия на утрени в Великую субботу и хождение с ними кругом храма.

О выносе Плащаницы на утрени в Великую субботу наш современный Типикон говорит прямо и ясно. «Таже входит настоятель во святый алтарь (т. е. в начале пения великого славословия), читаем мы в Типиконе, со иереи и диаконы и облачится во вся священные одежды, иереи же токмо в ризы: исходит со евангелием под Плащаницею наддержащым священником, диаконом же кадящим. В то время звон во вся,

 

 

— 269 —

предходящым ему со свещами, и со двема лампадома: и оба лика поюще трисвятое надгробное. Приходит же игумен пред святые царския двери и ту стоит, ожидая конца трисвятаго последнего. Сему же кончану бывшу, входит настоятель со евангелием в царские двери, и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготованном столе в образ гроба. И глаголет настоятель: «Премудрость прости» и чтец абие тропарь «Благообразный Иосиф» однажды, таже тропарь паремии глас 2 «Содержай концы» «Слава и ныне тоже» и т. д. (л. 394 об.). Из этого замечания нынешнего церковного Устава можно ясно видеть, что в нем идет речь о выносе, или вернее, о выходе с евангелием и Плащаницею и ничего не говорится о хождении с ними кругом храма.

Первый из этих обычаев, т. е. делать выход с Плащаницею и евангелием утвердился окончательно в практике русской Церкви не раньше XVII столетия, а до сего времени господствующий Устав церковный говорил только о выходе с евангелием. В уставе патриарха Алексея (XI в.), выход на этой утрени описывается так: «Слава в вышних Богу певчески, на славу же такового пения, абие входит поп с диаконом, имуща Евангелие, свещи предидущи, и восходит на стол, и дав мир, сядет» (Устав. ркп. XII— XIII в. М. Синод. библ. № 330 л. 34). Почти тоже описание выхода с одним только евангелием можно видеть и в древнейших списках греческих 1), южнославянских 2) и наших

1) δὲ ἱερεὺς ἀλλάσσει ὅλην τὴν στολήν καὶ εἰσοδεύει μετὰ τοῦ εὐαγγελίου, λεγομένου τοῦ τρισαγίου. Τοῦτο δὲ τελευθὲντος, ἐκφωνεῖ ἱερεὺς. Σοφία ὀρθοὶ, καὶ ἡμεῖς. τροπάριον τῆς προφητείας. Τυπικ. ркп. Μ. Синод. библ. № 479 л. 205 об.; № 380 л. 175 об.; № 381 л. 156 об., 157; № 456 л. 119; № 487 .л. 251 об. Также этот обычай описывается и в печатных венецианских изданиях иерусалимского Устава XVI в. (Τυπικ. 1577 г. л. 861 об.) и даже XVII в. (Τυπικ. 1643 г. л. 86).

2) Типик. Молд.-влах. ркп. 1574 г. собр. Пискар. (М. Румяпц. Муз.) 443 л. 132; Сербск. Часосл. 1491 г. л. 192.

 

 

270

славяно-русских 1) иерусалимских Уставах св. Саввы Освященного. Но с XVI века начинают появляться указания и относительно выноса Плащаницы. Эти указания можно читать в местно-русских монастырских обиходниках, или уставах, явившихся у нас на Руси именно в это время. «При пении стихиры: «Преблагословенна еси Богородице Дево», говорится в обиходиике Иосифо-волоколамского монастыря, пойдут со свещами в большую церковь и, пришед, поют Славословие, и пред воздухом 2) идут по малу тихо и поют «Святый Боже» путь ее (по всей вероятности: во весь путь), а священницы все идут под воздухом» (ркп. М. Синод. библ. № 829 л. 12). В обиходнике Антониево-Сийского монастыря находим более подробное описание этого выхода. По окончании канона и светильня, игумен шел в большую церковь, облачался там в полное священническое одеяние. Тоже делали и другие священники, которые должны были участвовать в выносе Плащаницы. По окончании Славословия, при пении: «Святый Боже», процессия выходила из алтаря. Впереди шли певчие, потом пономари со свечами, затем диаконы с кадилом, далее священник с воздухом и, наконец, как бы замыкая шествие, шел сам игумен, держа в руках святое Евангелие. «И идут тихо, замечает Обиходник, от жертвенника от дверей около столпа дондеже «Святый Боже» испоют всю, а

1) Устав. ркп. Солов. библ. № 1116 л. 451; № 1118 л. 358 об., 359; № 1128 л. 297 (ркп. 1494 г.); ркп. Тип. библ. № 288 л. 359 об., 360; № 289 л. 374 об.; ркп. М. Синод. библ. № 331 л. 213 об.; № 337 л. 44 об.

2) Воздухом в старину называлась ваша нынешняя Плащиница (ἐπιτάφιον). Это именно название почти всегда и вышивалось на этих Плащаницах, которые бывали довольно значительной ширины и длины (Христ. Чтен. 1877 г., ч. I, стр. 214; Чтен. Имп. Общ. истор. и древн. 1859 г., кн. III, стр. 97. Древн. Труд. Имп. арх. общ. 1874 г., т. IV, стр. 3).

 

 

— 271 —

поют пременяясь по клиросам». При пении правым клиросом «Святый Боже, безсмертный помилуй нас», вся процессия через царские двери входила в алтарь. Диакон произносил «Премудрость ярости», чтец читал тропарь пророчества и паремии. Воздух и св. Евангелие полагались на престоле (Устав. ркп. Солов. библ. № 1117 л. 210; ркп. М. Синод. библ. У: 814 л. 261 об.—262; ркп. Волокол. библ. № 338 и 250). Подобным же образом совершался вынос Плащаницы и Евангелия в обителях Кирилло-Белозерской, Троице Сергиевской и др. (ркп. Волокол. библ. № 342 л. 39 об., 40; № 338 л. 249 об.).

Очевидно, под влиянием этих обиходников, в которые обычай выносить Плащаницу вместе с евангелием позаимствован без всякого сомнения из практики церквей восточных, в конце XVI века явился он и на страницах нашего иерусалимского Устава. В этих последних настоящий обычай описывается еще с большими подробностями. По этому Уставу, впереди процессии шли два пономаря с подсвечниками, за ними диаконы просто и два диакона со свечами, потом «большой диакон» с кадилом в руках и, наконец, священники с малыми воздухами на голове, держа над головою игумена большой воздух, который (игумен) шел с евангелием в руках. Процессия шла через северные двери в алтарь, где Евангелие и большой воздух полагались на престоле (Устав. ркп. Анзерск. ск. (Казан. дух. Ак.) № 86 л. 537; ркп. М. типогр. библ. J6 288 л. 500). В одном из иерусалимских Уставов этого времени мы находим описание настоящего входа совершенно сходное с только что изложенным нами, но с небольшою разницею, которая относится к описанию воздуха. «И исходят со евангелием, читаем мы в этом памятнике, и со воздухи, на главах своих носят, и абие братия целуют св. Евангелие и воздух, на немже образ положения во гроб Господа вашего Иисуса Христа, також целуют и полагают св.

 

 

— 272 —

Евангелие в олтари на святой трапезе даже и до Фомины недели» (Ркп. М. Синод. библ. № 337 л. 440 об.).

Наши обиходники и немногочисленные списки иерусалимского Устава XVI в. представляют нам эти два обычая нашей богослужебной практики, а именно: вынос одного Евангелия (обычай древний) и вынос Евангелия вместе с Плащаницею (обычай новый) уже совершенно слитыми и составляющими из себя одно целое, один выход, но до нас сохранился один памятник, который, указывая на происхождение настоящего обычая из Константинопольской Церкви, дает нам ясное понятие о том, что в первое время своего существования каждый из указанных обычаев сохранял свою независимость и самостоятельность, и в чине утрени Великой субботы вместо одного выхода совершалось два, один пред началом пения великого славословия, а другой после его окончания. Во время пения стихиры: «Днешный тайно» совершался, по этому памятнику, выход с евангелием, которое впереди всех нес диакон. Пред ним шли диаконы с кадилом, а позади его священники со свечами. После «слава» святитель с архидиаконом возглашали: «Премудрость», а священники пели стихиру: «Преблагословенна еси Богородице» и великое славословие. Затем священники и диаконы поднимали над головою святителя Плащаницу, который держал в руках малое Евангелие. Архидиакон шел впереди святителя, имея в руках большое Евангелие. Святитель пел три раза «Святый Боже», за ним присутствующий во храме народ и священники повторяли тоже самое по три раза. На средине храма еще раз пели трижды «Святый Боже» и вступали в алтарь, где Евангелие и Плащаница полагались на престоле, клир пел тропарь: «Благообразный Иосиф» и ныне «Мироносицам женам» и читались тропарь пророчества и паремии (Требн. ркп. М. Син. библ. № 310 л. 84—92).

Однако же в XVI веке и даже в начале XVII века обычай выносить Плащаницу вместе с Евангелием практиковался

 

 

— 273 —

на Руси далеко не везде и был собственно принадлежностью только известных монастырей и соборных храмов. Что же касается приходских церквей, имеющих одного диакона и одного священника, то в них, по прежнему Уставу, совершался выход только с одним Евангелием. «Бывает выход сице, замечают некоторые памятники: после славословия и по трисвятом, священник и диакон облачатся в ризы белые обычные и бывает выход с Евангелием в трапезу, священник несет Евангелие, диакон перед ним с кадилом, пономарь со свещею, и пришед положит Евангелие на налои в трапезе, диакон покадит евангелие крестообразно, глаголет: «Премудрость» чтец тропарь» и т. д. (ркп. М. Синод. библ. XVII в. начала № 534 л. 284). Но со второй половины XVII столетия обычай выносить Плащаницу вместе с Евангелием делается повсеместным и в Типиконе 1682 года мы уже видим относительно этого обычая почти то самое примечание, которое существует в нем и доселе, с тою незначительною разницею, что в Типиконе 1682 года нет указания на пения тропаря: «Благообразный Иосиф» 1) после выхода (См. Корректурный Типик. М. Типограф. библ. № 1373).

Относительно крестного хода с Плащаницею кругом храма 2) вы не находим никаких указаний в памятниках даже XVII века, а поэтому нужно думать, что обычай этот, получил

1) В некоторых древнейших греческих Типиконах тоже нет указаний на пение тропаря: «Благообразный Иосиф» (Τυπικ. ркп. М. Синод. библ. № 379 л. 205 об.; № 380 л. 175 об.), но в большинстве памятников оно имеется (Τυπικ. ркп. М. Синод. библ. № 381 л. 156 об., 157; № 456 л. 119; № 487 л. 251 об.; Τοπιχ. 1577 г. л. 86 об.; 1643 г. 86 об.). В венецианском Типиконе 1577 г., кроме этого тропаря, находим и другой: «Мироносицам женам» (л. 86).

2) В некоторых местах существует обычай при этом обхождении с Плащаницею кругом храма выносить хоругви, кресты и иконы, но обычай этот ничем не оправдывается и нет на него никаких указаний

 

 

274

свое начало в богослужебной практике нашей церкви позже 1695 года, когда наш Типикон принял свой настоящий неизменный вид. Причиною появления этого обычая в нашей богослужебной практике нужно считать существование его в позднейшей практике Церкви Константинопольской, где он окончательно утвердился тоже недавно, за что отчасти говорят и скобки, заключившие замечание об этом обычае. «Таже начинают певцы великое (песненное) «Святый Боже», читаем мы описание выхода с Плащаницею в современном нам Уставе восточных церквей, предидуще пред епитафием, и исходим из храма, бывает (обхождение окрест храма и) вход, якоже обычно. Егда же возвратимся, входит патриарх право во святый алтарь с прочиими, и абие возглашает: «Вонмем. Мир всем. Премудрость», и поются тропари: «Егда снишел еси к смерти». И внегда пети, кадит окрест святую трапезу, предидущу напреди епитафию. Таже «Мироносицам женам», «Благообразный Иосиф». И полагают епитафий на святей трапезе. Абие кононарх вне чтет паремию и апостол. Святое же Евангелие чтется от патриарха пред дверьми» (Типик. изд. Констант. Г. К. Протопсалт. 1860 г. стр. 293).

Из сказанного получаются следующие выводы:

1) Настоящий вынос Плащаницы на утрени в Великую субботу представляет соединение следующих трех разновременных обычаев: вынос одного Евангелия без Плащаницы, вынос Плащаницы и Евангелия вместе и наконец крестный ход с Плащаницею и Евангелием кругом храма.

2) Первый обычай существовал в богослужебной практике с самого древнейшего времени; второй обычай получил свое

ни в наших богослужебных памятниках, ни в памятниках церквей восточных, а поэтому нужно полагать, что это местная выдумка, явившаяся под влиянием обычая при похоронах священников и мирян даже делать крестные ходы...

 

 

— 275 —

начало в XVI веке, но окончательно утвердился в практике в XVII столетии и, наконец, третий обычай явился к нам или в XVIII, или даже в самом начале XIX столетия.

3) Все эти три обычая появлялись, существовали и существуют доселе у нас на Руси под несомненным влиянием практики церквей восточных.

А. Дмитриевский.

 


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.