Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Соборное послание к клиру царствующего града

„Боголюбезнейшим иереям и клирикам святейшей великой церкви Божией и всех церквей богохранимого и царствующего града Святой собор, вторично собранный в Никее“.

«Христос Бог наш, истина, свет и сияние Отчее, призвавший нас из мрака в чудный Свой свет и исхитивший нас из идольского безумия, стерший с земли имена идолов и обещавший, что уже не будет и памяти их, благоволил, как вы знаете, внушить благочестивым и православным благоверным императорам нашим собрать нас в славной митрополии никейской, чтобы мы разногласие обратили в согласие, чтобы уничтожили средостение вражды и утвердили первоначальное законоположение кафолической церкви. – Когда мы действием и по внушению Святого Духа собрались для этой цели, то все заговорили единогласно, и восточные и северные и западные и с полуденной страны пришли к одному единству. И восторжествовало мирное стояние святых церквей силою веры, которая соделала прямым путь ног наших; а стебли ереси, выросшей из плевел древнего злого врага, были вырваны с корнем. И вот теперь мы стоим на высокой горе и благовествуем вам вместе с всенародным праздником радость церковного мира. Ибо что приятнее этого? Дерзновенный Исаия в древности предвозвестил: коль красны (на горах) ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Ис. 52, 7). Было бы и прилично и весьма желательно и для вашей священной боголюбезности служило бы украшением и радостию, если бы весь ваш богоизбранный сонм, собравшись вместе, в качестве зрителей, зрел силу того, что, по благодати Божией, сделано и сказано (на соборе), как в подтверждение законных преданий кафолической церкви, так и для уничтожения и ниспровержения враждовавших против истины и отвергших апостольские и отеческие предания кафолической церкви или, как им казалось, уничтоживших оные. – Но так как путь (сюда) частию сухопутный, частию морской, то предстояла надобность в двух вещах: в кораблях и во вьючных животных. А так как ваш священный сонм не имел ни того ни другого, то вы лишены были возможности присутствовать с нами. – Впрочем духовно и мысленно вы могли быть с нами и разделять те же убеждения ради полноты кафолической церкви. Поелику же мы между собою члены (одного тела), а глава наша есть Христос Бог; то мы сочли необходимым послать вам краткое известие о том, что нами при помощи Божией сделано; так как язык и письменно

298

 


сообщает события и представляет их как бы пред глазами. Когда мы собрались сюда, руководясь пресветлым учением отцов, то твердо остановились на одной мысли, пришли к одному убеждению, не забывая песни, которой научил Моисей и которая говорит: вопроси отца твоего, и возвестить тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32, 7). Итак мы последовали преданию кафолической церкви и ничего ни убавили, ни прибавили, но по наставлению апостола содержим предания, которые получили, и допускаем и с любовию принимаем все, что изначала приняла неписьменно и письменно святая кафолическая церковь, в том числе и живописные иконные изображения. А что отвергали божественные отцы наши, то отвергаем и мы, и считаем это враждебным церкви. Сюда нужно причислить и недавнее нововведение христианообвинителей, которое, как гангрена, проникло в церкви наши. Впрочем Господь Бог не презрел нас в конец; потому что истина открыта и пред всеми воссияло православие, а ложь вместе с зараждающеюся с нею тмою прогнана. Если бы, как они пустословили, изображение икон было подобно идолопочитанию; то этим уничтожалось бы таинство нашего искупления, совершенное Сыном Божиим чрез явление Его во плоти, которую Он ради нас восприял кроме греха, а также тщетными оказались бы пророческие обетования, из которых одно говорит: служити Ему преподобием и правдою (пред Ним) вся дни живота нашего (Лук. 1. 75), а другое говорит: и воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им (Псал. 77, 65 и 66). Если же чрез воскресение Его дано поношение вечное врагам нашим, то есть лукавым силам; то каким образом христиане опять служат идолам? О невежество и нечестие! Ах, если бы они помыслили о том, что соблазнить и одного из малых верующих во Христа значит подвергнуться невыносимому наказанию! во сколько же больше наказание за возмущение вселенной? Но они ни во что поставили слово Господне, отвергнув церковные предания. Поэтому и их самих ни во что поставил Господь и сопричислил их к Арию, Евномию, Македонию, Аноллинарию. Несторию, Евтихию, Диоскору, Сергию и Гонорию. Подражая безумию их, они говорили суетная и вместе с ними поражены камнями из пращи истинного исповедания и ряды их разбиты, потому что не оставил Господь на веки жезла грешников над судьбою церкви; так как, подобно иудеям, они заботились о тщетном и после их синедриона заняли второе место. Синедрион иконоборцев был тоже, что синедрион Каиафы. Тот замышлял тщетно против Господа, а этот свирепствовал против иконы Его. Совершенное Господом искупление они приписали себе и другим людям. Этот синедрион имел большое совещание, во не о имени Господа; он делал собрания, но не по внушению Духа Его; потому что он уничтожил благолепие честных храмов. На этом синедрионе не было ни одного человека, представлявшего собою образ Божий; потому что обесчестили, разрушили и предали огню икону Господа и святых Его. Этот синедрион в бешенстве и безумии внес в свое определение сатанинские речи. Этот синедрион имеет одно название священного, а убеждения его были не священные, лукавые. Этот синедрион имел уста необузданные

299

 


и дух лжехристов; потому что он носил только личину истины, а сам свободно проповедовал ложь. Этот синедрион, или плевелы нивы Господней, то есть, кафолической церкви, Святой собор наш развеял и отделил веялкою суда божественного. Итак деяния его изъяты из кафолической церкви и осуждены. Истинный и самый правильный суд церковный состоит в том, чтобы не допускать в ней нововведений, а также и не отбрасывать ничего. Итак, следуя отеческим законам и получив благодать от единого Духа, мы все, что касается церкви, сохранили неизменно и без убавления, как предали святые шесть вселенских соборов; и что́ только они оставили в церкви достойного почитания, все это мы принимаем без всякого колебания. К числу таких предметов относится, как сказано, и приготовление икон. И мы с благоговением кланяемся им и целуем их; ибо то и другое имеет одно и то же значение. Кто держится этого исповедания, тот есть истинный сын и участник кафолической церкви. Итак все соблазны миновали, все уничтожены; истина господствует, ложь изгнана; сеятель плевел совершенно обессилен, а хлеб, то есть христолюбивый народ, собран в одну житницу церкви Христовой. Воссиял свет православия, тма заблуждения рассеялась; скорбь обратилась в радость, плач заменился веселием, рыдание радованием. Все вообще изменилось к лучшему, потому и мы по апостольски возвещаем вам: радуйтеся о Господе (Филипп. 3), радуйтеся и паки радуйтеся, потому что тройственную радость даровала нам Троица, которой подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь».


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.