Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Грамоты восточных архиереев к святейшему и блаженнейшему господину и владыке Тарасию, архиепископу константинопольскому и вселенскому пaтpиapxy

«Святейшему и блаженнейшему господину и владыке Тарасию, архиепископу константинопольскому и вселенскому патриарху, архиереи восточные желают о Господе радоваться».

«Блаженнейший! получив всесвященные и божественным вдохновлением внушенные письмена вашей апостольской и отеческой святости, мы смиренные и последние из пожелавших жить в пустыне, были объяты трепетом и радостию, – трепетом потому, что боимся того, кому служить мы осуждены за грехи наши, и кто рыщет кругом, как написано, и, так сказать, ищет случая каждый день умертвить и погубить нас, – радостию же потому, что в этих письменах, подобно лучам солнечным, блистает точное изложение православной веры и яснейшим образом раскрывается апостольское и отеческое учение. Припомнив в настоящее время песнь пророка Захарии, отца словесного гласа, мы громогласно взываем: „посетил есть нас восток“, сияя нам с высоты теоретического и богомудрого разума – нам, сидящим во тме и сени смерти, или злого заблуждения, то есть, аравийского нечестия, чтобы направить ноги ума нашего на путь и на стези мирного жития. Да воспоет с нами богоотец Давид: „кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его“; потому что Бог умилостивился над отверженным народом Своим и расстоящееся соединил единством веры. Он воздвиг нам рог спасения (Лук. 1, 69) и исправления в доме и богоприятном храме Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Этот рог вы, святейший, а также и занимающие, по церковному установлению, второе место (в церкви), боговенчанные, победоносные и богоизбранные императоры наши и владыки вселенной. Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и твердыня священства. Об этом один мудрый государь и блаженнейший из царей сказал: величайший дар дал Бог людям: священство и императорскую власть; первое охраняет и наблюдает небесное, вторая, посредством справедливых законов, управляет земным. Ныне поистине средостение ограды разрушено, согласие одержало верх над разногласием, разделение уступило место единению и сгладилось всякое разномыслие; и мир Божий, превосходящий всякий разум, светло торжествует и безбоязненно господствует. Став в настоящее время предметом поношения для соседей и предметом поругания и насмешек окружающих нас народов и таким образом будучи затопта-

97

 

 

ны в грязь, мы обращаем душевные взоры на небеса и псаломски в радости взываем: „в сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же, опутанного заблуждением, за незлобие приял, спас и восставил, и колеблющияся ноги мои утвердил еси на камне апостольской веры (Пс. 40, 12, 13). Так, в каком тоне писать расположили богоначертанные письма ваши, которые вы, движимые каноническими законоположениями и руководимые преданными от отцов правилами благочиния, – послали с двумя святыми, досточтимыми и руководимыми Богом мужами к мужам, получившим в управление апостольские престолы. Они пришли и, по воле и внушению Божию, встретили благочестивейших братий наших, мужей святых, предавших души свои за правое утверждение церквей, и, быв по выполнению древнего обычая 1) признаны за православных, очень возрадовались, особенно потому, что нашли обоих живущими в одном месте и преследующими богоугодные цели. Тогда объявив о самих себе, они предъявили и богоугодные, достойные удивления православные грамоты ваши и беседовали о намерении вашей святости, о воле богохранимых владык наших, об ожидании общего спасения всех и о непосрамляющей надежде на Бога. Эти же двое братий, имевшие как бы одну душу в двух телах и отличавшиеся апостольским единомудрием, движимые божественным Духом, тайно и вместе с тем весьма рассудительно переодели и скрыли их по причине сильной опасности от врагов креста, – но сами не осмелились, хотя и были мудры, ни поверить причине их явления, ни дать какого-либо исхода этому делу, – тем более, что дело было опасное и требовало тщательного и неоднократного совещания и рассмотрения; „совет добр, говорится в писании, сохранит тя, помышление же преподобное соблюдет тя“ (Притч. 2, 11). И вот они тайно от тех, кого взяли с собой для своей безопасности, прибыли к нам и по той же причине тихо собравши наше смирение, сначала страшнейшими клятвами связали нас сохранить втайне то, что ими будет сказано, и таким образом обезопасивши самих себя, открыли нам все обстоятельства дела. Мы же, быв поражены и сердечно тронуты этим чудным рассказом и удивительным изменением обстоятельств, обливаясь слезами, стали на молитву, как грешники, со страхом и трепетом. И вознесши подобающее моление Тому, Кто все творит и обращает к лучшему, усердно молили Его благость о том, чтобы Он находился среди нас ничтожных и Святым Духом пролил свет знания в сердца наши и даровал нам силу к совершению общеполезного намерения и благие мысли к выполнению прекраснейшего нашего начинания. И Он, человеколюбивый, сделал это. – Итак, святейший, зная ненависть к нам этого непотребного народа, мы рассудили удержать посланных и воспрепятствовать встрече их с теми людьми, к которым они посланы; привели их в свою среду и увещевали их не вводить смут или лучше междоусобной вражды в успокоенные и благодатию Божиею умиротворенные церкви и в народ, тяжело удрученный игом раб-

____________________

1) Молиться пред иконами при входе в дом.

98

 

 

ства и угнетенный невыносимым гнетом. – Они же, болезненно отнесшись к этому, сказали: мы на то и посланы, чтобы души свои предать на смерть на церковь и довести до конца намерение святейшего патриарха и благочестивых императоров. На это мы сказали им: если бы на ваши только души обрушилась опасность, то ваши слова могли бы еще иметь силу; а так как она простирается на все тело церкви, то какая от этого будет польза? Или лучше: какого можно не ожидать вреда, если строить здание над пропастью и без твердого основания. А как, с каким лицом, сказали они, явимся мы к пославшим нас, не принесши им никакой надежды? Это поставило нас в затруднение, но зная боголюбезных братий наших Иоанна и Фому, зная, что они украшены ревностию божественною относительно православной веры, что они были синкеллами двух святых и великих патриархов и что тем не менее они большие любители священной тишины, мы сказали им: вот ныне, братие, время благоприятное для спасения и для подвига более высшего, чем тишина; идите с этими мужами, примите на себя защиту их и расскажите живым голосом то, что сообщить письменно владыкам нашим мы находим невозможным. Вы знаете, как, после самого краткого обвинения, сослан двумя тысячами голосов человек, получивший в управление престол Иакова, брата Господня. Когда же вы исполните дело Божие и сделаете известным содержимое в церквах Божиих апостольское предание владыкам нашим, находящимся в Египте и Сирии; то получите желаемое. Как мы, ответили они, люди, простые и несведущие и для такого дела слабые и неученые, осмелимся взяться за дело, превышающее наши силы? На это мы сказали им: Христос Бог наш, действовавший чрез мужей незнатных и простых, то есть, чрез святых апостолов, и чрез них возбудивший всю вселенную к послушанию слову домостроительства, силен дать вам слово и отверзти уста ваши для полного изображения цели и мысли тех, кто ни послания принять не может, ни написать, ни шепотом сказать об этом не дерзает. Они же, будучи боголюбивыми и пребывая сынами послушания, убедились нашими словами и вняли нашей просьбе. Их мы напутствовали усердною молитвою и, доставив чрез них посланным не малую радость, расстались с ними после большего излияния слез. Вы же, святейший и блаженнейший, примите наших братий благосклонно, как прилично вашему отеческому владычеству и без стеснения и человеческого страха представьте их владыкам вселенной. Вы будете иметь в лице их людей, точно знающих единомысленное и единогласное православие трех апостольских престолов, которыми единогласно проповедуются шесть святых и вселенских соборов; того же собора, который иные тайно называют седьмым, они не признают, но совершенно отвергают его, как собранный на истребление апостольских и учительских преданий, и на уничтожение и изгнание божественных и честных икон. Вы же, святейший, пламенея божественною ревностию и имея единомысленниками своими избранных праведным определением Божиим на царство к вам богохранимых владык, а также и Богом хранимый и ограждаемый синклит, крепитесь и мужайтесь; и да утвердится сердце ваше, при

99

 

 

апостольском наказании всякого преслушания и при поощрении к послушанию Христову. Считаем нужным напомнить вашему священноначальническому старейшинству и о том, что, если, по благоволению Всецаря Христа Бога нашего и удостоившихся соцарствовать Ему благочестивейших и победоносных владык наших, вы пожелаете созвать собор, то да не покажется вам важным отсутствие святейших патриархов трех апостольских престолов, и находящихся под их управлением блаженнейших епископов; потому что это зависит не от их собственного произвола, но от страшнейших угроз и смертоносного прещения со стороны их властителей. Следует при этом обратить более внимания на шестой Святой вселенский собор. На нем, как оказывается, не было ни одного из епископствовавших в то время в этих, находящихся под властию нечестивых владык, странах; – но это не подало никакого повода к предубеждению против святого собора, и от этого не произошло никакого препятствия к провозглашению правого учения веры, особенно когда изъявил согласие на этот собор святейший и апостолический папа римский, участвовавший на нем в лице своих апокрисиариев. Тоже самое, святейший, да будет, при помощи Божией, и ныне. И как тогда вера того собора прозвучала до пределов вселенной; так и ныне вера имеющего (благодатию Христовою, при вашем посредничестве и при посредничестве занимающего ныне апостольский престол) быть созванным собора будет проповедоваться во всей вселенной; так как он имеет целию исправить и восстановить в древнем виде, согласно апостольскому преданию, то, что тиранским образом было извращено. В ограждение же нашего смиренного послания и в удовлетворение вашего владычнего блаженства и победоносных ваших императоров, мы заблагорассудили к написанному нами присоединить экземпляр соборного послания святого отца нашего Феодора, патриарха иерусалимского. – Послание свое, по утвердившемуся обычаю церковному, этот блаженной памяти муж писал блаженным и блаженной памяти святейшим патриархам, а именно Косьме александрийскому и Феодору антиохийскому; и еще при жизни своей получил от них ответные соборные же послания. Да сохранит Господь невредимыми вас, молящегося за нас, святейший и прославленный Богом».


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.