13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Деяния святого шестого собора. Деяние первое
ДЕЯНИЯ СВЯТОГО ШЕСТОГО СОБОРА, БЫВШЕГО В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ НЕЧЕСТИВО УЧИЛИ, ЧТО ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС, ИСТИННЫЙ БОГ НАШ, ЕДИНЫЙ ОТ СВЯТЫЯ И ЕДИНОСУЩНЫЯ ТРОИЦЫ, В ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ВОПЛОЩЕНИЯ ИМЕЕТ ОДНУ ВОЛЮ И ОДНО ДЕЙСТВИЕ.
ДЕЯHИЕ ПЕРВОЕ.
Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, Бога и Спасителя нашего, в царствование боговенчанных и светлейших государей Флавиев, благочестивейшего Константина, богопоставленного великого государя, постоянного августа и самодержца, в двадцать седьмой год царствования его и в тринадцатый консульства его богомудрой кротости, также богохранимых братьев его, Ираклия и Тиверия, в двадцать второй год, в седьмой день месяца ноября, индиктиона девятого, под председательством сего благочестивейшего и христолюбивого великого императора Константина, в судебной палате императорского дворца, так называемой Трулле (τροῦλλος), и по повелению его богомудрой кротости, присутствовали и слушали: Никита, славнейший бывший консул, патриций и магистр императорских оффиций; Феодор, славнейший бывший консул, патриций, начальник императорской свиты и помощник военачальника Фракий; Cepгий, славнейший бывший консул, патриций; Павел, славнейший бывший консул, патриций; Юлиан, славнейший бывший консул, патриций и военный логофет; Константин, славнейший бывший консул, патриций и куратор императорского дома Ормизды; Анастасий, славнейший бывший консул, патриций и исправляющий должность начальника императорской стражи; Иоанн, славнейший бывший консул, патриций и квестор; Полиевкт, славнейший бывший консул; Фома, славнейший бывший консул; Павел, славнейший бывший консул и правитель восточных областей; Петр, славнейший бывший консул; Леонтий, славнейший бывший консул и доместик императорского стола.
20
Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Теорий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, apxиепископa древнего Рима: почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; Макарий, почтеннейший архиепископ Феополя Aнтиохии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший aпокрисиарий Феодор, местоблюститель Иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125-ти почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый пресвитер Феодор, местоблюститель боголюбезного apxиепископa равеннскаго Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Петр, епископ никомидийский; Фотий, епископ никейский; Иоаннъ, епископ халкидонский; Феодор, епископ мелитенский; Сисинний, епископ Гераполя фригийскаго; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Cepгий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгй, епископ камулианский; Антоний, епископ ипэпский; Генессий, епископ анастасиопольский; Платон, епископ киннский; Иоаннъ, епископ даскилийский; Феодор, епископ Юстинианополя гордскаго; Феодорт, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тюсский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епископ косский; Иоанн, епископ миндский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы; Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольской патриархии; Стефан, пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, apxиепископa Феополя Антиохии.— Когда воссели с правой стороны благочестивейшего и христолюбивого императора нашего славнейшие патриции и консулы, а с левой почтеннейшие викарии Агафона, святейшего архиепископа древнего Рима, и боголюбезные епископы, представители римского собора, также пресвитер Феодор, местоблюститель боголюбезного Феодора, епископа равеннского, Василий, епископ города Гортины, Григорий пресвитер и инок, апокрисиарий Феодор, почтеннейший местоблюститель Иерусалимского престола, и другие епископы из собора святейшего папы древнего Рима Агафона; когда по правую сторону императора подобным же образом воссели Георгий, святейший патриарх Константинополя, нового Рима, Макарий, святейший архиепископ Феополя Αнтиохии, Петр инок, боголюбезный пресвитер и местоблюститель престола ве-
21
ликого города Александрии, Феофан, епископ ефесский, и прочие боголюбезные епископы, как подчиненные престолу святейшего архиепископа константинопольскаго, так и престолу святейшего архиепископа Феополя Aнтиохии, и когда на средину положено было святое и неповрежденное евангелие Христа Бога нашего: тогда боголюбезные пресвитеры Феодор и Георгий и боголюбезный диакон Иоанн, представители святейшего Агафона, папы апостольского престола древнего Рима, также и представители его собора сказали: «Всемилостивейший государь, вследствие грамоты, посланной богомудрым мужеством вашим к святейшему папе, мы посланы им к благочестивейшим стопам богохранимой вашей светлости с посланием от него самого и с другим к вашему богохранимому благочестию посланием соборным, которое составлено подчиненными ему подченнейшими епископами, каковые послали мы и представили вашему боговенчанному могуществу. Так как около 46-ти лет тому назад, бывшие в различное время предстоятелями сего царствующего богохранимого вашего города, то есть, Сергий, Павел, Пирр и Петр, также Кир, бывший некогда предстоятелем александрийским, и Феодор, бывший епископом города, называемого Фаран, и некоторые другие, последовавшие им, ввели некоторые новые выражения, противные православной вере, и произвели смуты во вселенской Церкви, исповедуя и уча, что в домостроительстве воплощения единого от святыя Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, одна воля и одно действие, и много раз верноподанный вам наш апостольский престол отвергал это учение, потом умолял и доселе нисколько не успел отвратить их от такого злословного мнения: то мы просим боговенчанное ваше могущество, пусть представители святейшей константинопольской церкви скажут, откуда явилось это нововведение».—Благочестивейший император Константин сказал: «Пусть святейший архиепископ сего богоспасаемого нашего города и Макарий, почтеннейший архиепископ города Aнтиoxии, и подчиненный ему собор, ответят на слышанные ими от лица апостольского престола древнего Рима слова, что они найдут нужным».— Макарий, боголюбезный архиепископ великого города Aнтиoxии, вместе со своим учеником, благочестивым пресвитером и иноком Стефаном, также Петр, боголюбезный митрополит никомидийский, и Соломон, боголюбезный епископ кланейский, как от лица престола сей святой великой церкви (константинопольской), так и от лица антиохийского престола, сказали: «Мы не делали никаких нововведений в учении, но как приняли от вселенских соборов и святых уважаемых отцов, также от предстоятелей сего святого города Сергия, Павла, Пирра и Петра, также от Гонорея, бывшего папы древнего Рима, и Кира, бывшего папы александрийского, то есть, о воле и действии, так и уверовали, веруем и проповедуем, и готовы отстаивать это».
Благочестивейший император Константин сказал: «Если вы хотите отстаивать это, то мы не иначе примем вас, как если вы представите доказательства, как сами сказали, из святых вселенских соборов и святых уважаемых отцов».
Макарий, боголюбезнейший архиепископ Aнтиохии, и бывшие с ним сказали: «Благочестивейший государь, повели хартофилаксу сей святой вели-
22
кой Божией церкви принести из досточтимой патриархии книги святых соборов».
Благочестивейший император Константин сказал: «Повелеваем хартофилаксу, в ведении которого находятся акты святых вселенских соборов, принести их из досточтимой пaтpиapxии сего богохранимого царствующего города и прочитать». — И Георгий, боголюбезнейший диакон и хартофилакс, удалившись на некоторое время и отправившись в библиотеку досточтимой пaтpиapxии, принес книги святых вселенских соборов.
Благочестивейший император Константин сказал: «Пусть почтеннейший Георгий, диакон и хартофилакс, передаст для прочтения принесенные им книги святых соборов».
Стефан, благочестивейший пресвитер и инок, ученик почтеннейшего епископа антиохийского Maкapия, взяв первую книгу деяний святого третьего собора, ефесского первого, стал читать. Когда он дошел до увещательного слова, которое написано блаженной памяти Кириллом, предстоятелем великого города Александрии, к блаженной памяти императору Феодосию и начинается словами: «Что у людей пользуется уважением», и затем прочитал несколько ниже стоящие слова: «утверждение же непоколебимое сего вашего боголюбивого и благочестивейшего царства есть сам Господь наш Иисус Христос, потому что чрез Него цари царствуют и сильные творят правду, как сказано в Писании, ибо воля его всемогуща», тогда Maкapий, святейший архиепископ Aнтиoxии, сказал: «Вот, государь, я доказал, что в Христе одна воля». В ответ на это представители апостольского престола древнего Рима, некоторые из епископов константинопольского синода и славнейшие судьи, вставши, воскликнули следующее: «Макарий, святейший архиепископ города Антиохии, кажется, преувеличенно и неосновательно утверждает на основании прочитанного сейчас текста, что в двух естествах единого Господа нашего Иисуса Христа, то есть, в божеском и человеческом, одна воля. Святейший Кирилл написал эти слова, имея в виду божественное и вседержительное естество Его, которое у Него общее с Отцом и Святым Духом и всемогущее. Потому-то блаженной памяти Кирилл назвал эту волю всемогущей, а не то, чтобы он считал эту волю одною в численном отношении». — Когда прочитана была вся эта книга, благочестивейший император Константин сказал: «Пусть будет прочитана и другая книга третьего собора»,— И Соломон, боголюбезный диакон и нотарий святейшей пaтpиapxии константинопольской, взяв, прочитал с начала до конца. — Тогда благочестивейший император Константин сказал: «На нынешний день, когда окончены деяния святого третьего собора, ефесского первого, для нас достаточно чтения. В следующий день пусть будут прочитаны нам деяния святого четвертого халкидонского собора».
Страница сгенерирована за 0.19 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.