Поиск авторов по алфавиту

Автор:Лев Великий, свт., Папа Римский

Лев Великий, свт. Список отношения, посланного от святейшего и блаженнейшего папы древнего Рима Льва к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину, подтверждающего и принимающего сделанное и определенное на святом шестом вселенском соборе

Список отношения, посланного от святейшего и блаженнейшего папы древнего Рима Льва к благочестивейшему и христолюбивому императору Константину, подтверждающего и принимающего сделанное и определенное на святом шестом вселенском соборе.

Благочестивейшему и светлейшему государю, победителю и триумфатору, императору Константину, возлюбленному сыну Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, епископ Лев, раб рабов Божиих.

Благодарим малые и великие Царя царствующих, во власти которого царства мира, который вручил вам земное царство с тем, чтобы вы сами искали лучше небесного. Ибо важнее то, что вы действуете дерзновенно уповая на Бога, чем то, что вы царствуете по чести, преподанной вам от Бога. Первое полезно вам, последнее подданным. Славу отеческой диадемы вы получили при рождении по небесному милосердию. Ваше благочестие есть плод милосердия, а власть страж благосостояния. Чрез первое царская мысль прилепляется к Богу, чрез вторую даруется подданным правосудие. Изобилие первого помогает бедным, бдительность второй обращает уклонившихся с истинного пути. У царствующих не меньше заботы об обра-

_____________________

1) На одном латинском языке

259

 

 

щении совратившихся, чем о победе над врагами: потому что, мне думается, слуги подчиняются в своей власти тому, по милости и дару которого царствуют. Поэтому и ваше христолюбивое благочестие, соображенное с образом Божиим и приготовившее в глубине собственного сердца достойное жилище Святого Духа, как главу Церкви Господа Иисуса Христа, взявшее за пример истинного благочестия, представляет начальником царства, дарованного ему от Него, так и честное тело Его, которое есть святая мать Церковь, как истый и образцовый сын ее, признательный и почтительный, сделало радостным в собственной непоколебимой крепости. Написано о вас, человеколюбивейший из царей, и о той же святой Церкви, находящейся во всем мире: будут царие кормители твои (Исаии 49, 23); также написано: честь царева суд любит (Псал. 98, 4). Ибо, отдавая преимущество пред делами человеческими божественным, и искренно предпочитая православную веру житейским заботам, что другое делаете вы, если не почитаете праведный суд Божий и сожигаете чистейшую жертву и всесожжение, издающее божественное благоухание, на жертвеннике вашего сердца в честь Его невидимого величества? Мы действительно дерзаем сказать это о предположении вашего благочестивого духа, христианнейший из царей, при содействии благодати Божией, посредством которой одной побеждается всякое заблуждение, и имеет силу у всех предстоятелей церквей Христовых правота евангельской и апостольской веры с союзом искренней любви. Ибо там сияет истина христианской веры, где горит двоякая любовь к Богу и к ближним. Почему, если бы царь царей, всемогущий Бог, не одарил тем и другим своих иереев, то царское благородство никогда не низошло бы к нижайшим своим рабам и, отложивши на время царское достоинство, не пожелало сопричислить себя к обществу иереев ради ревности к Богу. О, какое славное, высокое и истинное смирение, которое удостоило снизойти ради любви к Богу! Итак, что же осталось, августейший и вернейший из царей, если не то, чтобы Бог, дарующий приращение, достойно внушил таковые труды вашему царскому сердцу, умножил и исполнил вас светом кафолического учения, чтобы от него рассеялись облака еретической лжи? Наконец, мы с великою радостию и веселием в Господе приняли в месяце июне, в недавно прошедшем десятом индикте, послов сего апостольского престола матери вашей, римской Церкви, слуг вашего благочестия, сыновей наших, пресвитеров Феодора и Георгия, диакона Иоанна, иподиакона и регионария нашей святой Церкви Константина, вместе с прочими лицами, с ними отправившимися, которые были посланы туда предшественником моим, апостольской памяти папой Агафоном, в восьмом индикте, по делу веры, по повелению вашего благочестия, — приняли со священной грамотой вашего человеколюбия и соборными деяниями, и, как бы из какого-нибудь волнения скорби вступивши в пристань желанного спокойствия, собравшись с силами, начали восклицать с благодарностью: Господи, спаси христианнейшего нашего царя и услышь его в тот день, в который Он призовет тебя, того, чьим богодухновенным попечением сияет во всей вселенной благочестие апостольского и истинного предания и исчез непроницаемый мрак еретической лжи. Достойно петь и говорить вместе с пророком: Господи,

260

 

 

силою твоею возвеселится царь, и о спасении твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его (Псал. 20, 1-3). Егда царь праведен сядет на престоле, как говорит один мудрец, не противится пред очима его ничтоже лукаво (Притч. 20, 8). Трудами вашего благочестия, при помощи Господа, уничтожено зло, которое произвело лукавство диавола для обольщения людей, и торжествует благо христианской веры, которое даровал Христос для спасения людей. Пересмотрев по порядку соборные деяния и исследовав все до подробности, мы нашли, что то, что рассказали легаты апостольского престола, согласно с написанным. Мы узнали, что святой великий вселенский шестой собор, который по благодати Божией недавно был созван императорским повелением в царствующем городе, определил и постановил относительно целости православной веры и относительно правил отцов то же самое, что и весь собор, находящийся при сем святом и апостольском престоле, на котором и мы отправляем служение, и единомысленно с нами исповедал, что един от святой и нераздельныя Троицы есть Господь наш Иисус Христос, состоящий из двух естеств не слитно, не раздельно, неразлучно, поистине совершенный Бог и в тоже время совершенный человек, с сохранением особенности каждого из естеств, в Нем соединившихся, совершающий божественное как Бог, и с тем вместе нераздельно совершающий человеческое как человек, исключая только греха, и поэтому истинно проповедал, что Он имеет две естественные воли и два естественные действия, чрез которые главным образом и доказывается истина Его естеств, то есть, что касается удостоверения в различии естеств, из которых и в которых состоит один и тот же Господь наш Иисус Христос. Чрез это мы удостоверились, что сей святой и достохвальный шестой собор, который, по милосердию Божию, открывает верующим истину христианской веры, непреткновенно последовал апостольской проповеди, во всем согласен с определениями пяти святых вселенских соборов, принимает их правила, ничего ни прибавил, ни убавил из того, что определено относительно православной веры, но прямо шествовал царским и евангельским путем. Таким образом сохранился образ священных догматов и учение знаменитых отцов кафолической церкви Христовой, а также канонический порядок соблюден в назидание всех. А также и то поистине достойно и угодно Богу, что истина апостольской проповеди, которая украшает самодержавную власть и сохраняет императорское человеколюбие, умножилась в целом мире посредством эдикта августейшего благочестия и подобно солнечному лучу просветила сердца всех людей, так что откуда они узнают о милостивом доставлении им правосудия, оттуда получают духовно учение благочестия. Итак соборным решением и голосом императорского эдикта, как обоюдоострым мечом духа, уничтожено вместе с древними ересями и заблуждение нового безобразия и низвергнуты виновники лжи вместе с своим богохульством, те, которые богохульными устами пытались утверждать, что одна воля и одно действие в двух ипостасно соединенных естествах Господа нашего Иисуса Христа, из которых и в которых Он нераздельно и неслиянно состоит. Этот обра-

261

 

 

зец православного и апостольского предания мой предшественник, апостольской памяти папа Агафон, проповедал вместе со своим собором; этот образец, изложивши письменно в своем отношении, он послал вашему благочестию чрез своих послов, доказывая и подтверждая свидетельствами святых и славных учителей Церкви, каковый принял в настоящее время святой и великий собор, собравшийся по вашему приглашению, и во всем вместе с нами одобрил, признавая в нем как бы подлинное учение блаженного Петра, корифея апостолов, и усматривая в нем признаки неподдельного благочестия. Итак, святой вселенский и великий шестой собор, который ваше милосердие по внушению Божию распорядительно созвало и которым руководило ради служения Богу, во всем последовал апостольскому правилу и учению знаменитых отцов. И поелику он, как сказано выше, обстоятельно проповедал определение православной веры, которое с почтением принял апостольский престол блаженного апостола Петра, служение которого, хотя и недостойно, мы отправляем: то и мы, а в лице нашем и сей достопочтенный апостольский престол единомысленно и единодушно соглашается с тем, что им определено, и утверждает властью блаженного Петра, как бы на твердом камне, который есть Христос, так, как будто оно утверждено самим Господом. Ради этого, как принимаем мы и твердо проповедуем пять святых вселенских соборов — Никейский, Константинопольский, Ефесский первый, Халкидонский и еще Константинопольский, которые подтверждает и признает вся Церковь Христова, так принимаем с равным почетом и оценкой и шестой святой собор, недавно происходивший в царствующем городе по благочестивому настоянию вашей светлости, как изъясняющий те (соборы) и согласный с ними, и определяем сопричислить его к ним по достоинству, так как и он был созван одною и равною благодатью Божьей, а также присуждаем внести иереев Христовых, верно собиравшихся на нем, в число святых отцов и учителей Церкви Божией. В этих и в тех один и тот же Дух Божий совершал спасение душ, и неувядающий плод его вменится Господом вашему императорскому благочестию, приснопамятными трудами которого, при помощи благодати Божией, он достиг удивительной зрелости. Сверх этого, анафематствуем вместе с собором все ереси и всех виновников и покровителей их, которые, будучи обольщены кознями диавола, старались ввести заблуждение лжи в церкви вопреки православной и апостольской вере, именно: Ария, Савеллия, Македония, Аполлинария, Евномия, Нестория, Евтихия, Диоскора, Тимофея, Севера, Фемистия, Оригена Адаманта, Дидима и Евагрия, также сочинения Феодорита, направленные против двенадцати глав святейшего Кирилда, вместе с так называемым посланием Ивы к Маре1) Персу, вместе с ними иакова, Феодора, Гаиона, Анфима, Зоара, Доната, Навата, Прискиллиана, Павла, Фотина, Пелагия, Целестия, Юлиана, Фавста и Максимина, которых святая кафолическая и апостольская церковь выделила из списка верных отцов, как плевелы из господня гумна, то есть церкви, веялкой суда Божия, осудив на наказание в геенне. Равным образом,

__________________________

1) По другому чтению, Феодосию

262

 

 

анафематствуем изобретателей нового заблуждения, именно Феодора, епископа фаранского, Кира, епископа александрийского, Сергия, Пирра, Павла, Петра, скорее подсиживателей, чем предстоятелей церкви Константинопольской, также Гонория, который не просветил сей апостольской церкви учением апостольского предания, но старался гнусным предательством опорочить непорочную веру, и всех умерших в своем заблуждении. Равным образом, отрицаемся и анафематствуем подражателей и сообщников их, какие когда-либо были или ныне есть, именно Макария, бывшего обольстителя церкви антиохийской, вместе с учеником его заблуждения, лучше же учителем — Стефаном, вместе с ними Полихрония, поистине нового Симеона, который, забавляясь фантазией еретического безобразия, обещался воскресить мертвых, а когда не последовало исполнения его пустой дерзости, оказался пред всеми лжецом, также мудрствовавших или мудрствующих подобно им, то есть, дерзавших, дерзающих и имеющих дерзать проповедовать одну волю и одно действие в двух естествах Господа нашего Иисуса Христа, которых отверг упомянутый святой и вселенский шестой собор, и Макария удалил от должности предстоятеля, а ученика его Стефана и глупейшего старика Полихрония лишил священнической чести, сообщников их и прочих, которые не восхотели разумети еже ублажити, беззаконие помыслили на ложах своих (Псал. 35, 5), которые старались везде посеять свои заблуждения (в особенности Макарий, который, скрываясь под кожей овцы, оказался волком и из пастыря вышел вором и разбойником, был прогнан истинным пастырем овец Христом, как грабитель и распространитель заразы), и поэтому справедливо были поражены мечем анафемы и, будучи связаны вечными узами, по причине нежелания исправиться содержатся в неисходном заключении, для того, чтобы, оправившись на свободе, они, при своей необузданной дерзости, не заразили кого-либо из неопытных своим тлетворным учением, которые доселе предпочитали упорно оставаться в собственном своем положении, чем спастись, обратившись к познанию истины, ибо от продолжительной болезни затвердело сердце их, и всем казались падшими скорее с сознанием, чем по неведению, как произвольно воcстающие против апостольской истины и ищущие более своей, чем Божией славы. Между тем Господь напоминает заблуждающим, увещевая их к исправлению покаяния: не хощу смерти грешника, но еже обратитися ему и жити (Иезек. 18, 32). Ибо сообразно с тем, как ваше благочестие удостоило напомнить нашему ничтожеству чрез свою священную грамоту о том, чтобы они были научены в догматах православной веры и спасительного учения, дабы они достигли познания здравой веры, мы без замедления подали им, как больным и потерпевшим кораблекрушение в вере, руку духовного учения, чтобы им достигнуть пристани истины; мы без упущения доставили им, насколько сообразно с нашим служением, врачебную помощь к познанию правоты здравой веры, не преминули представить желающим и врачевство увещания. Хотя свойство письма не позволяет рассказать об удивительных подвигах вашей кротости на пользу евангельской и апостольской веры и об особенной бдительности, но ради этого не следует проходить молчанием главные доказательства вашего мужества, когда

263

 

 

весь мир всюду громко говорит о них. Встань, святая матерь Церковь, сними одежду скорби, облекись в одежду веселия. Вот сын твой, самый состоятельный из царей, твой защитник, твой помощник, — не смущайся. Он опоясан мечем, словом Божиим, которым отделяет неверных от верных, надел на себя щит веры и шлем спасения, надежду. Вот твой поборник, новый Давид, не бойся, дерзай; ибо не тот царь одного иудейского народа, но сей твой благочестивейший царь христолюбивого народа, обагренный в крови Назорея, низверг твоего врага, велеречивого Голиафа, и рассеял во все стороны все его войско, и пробил ударом камня его лоб, на котором не было печати благочестия; после отнятия головы не осталось никакой силы; и вот повсюду носится победное знамя. Итак собирайтесь и сходитесь, благочестивейшие народы всего мира, вместе с иереями Божиих церквей, пойте велегласно, говоря: победил новый Давид, состоятельнейший из августов, не только в тысячах (ибо никто не в состоянии обнять и выразить в числах кафолическую победу евангельской проповеди), но уничтожил самого начальника, врага, предводителя и изобретателя всех зол и всякого заблуждения — диавола вместе с его полками и сподвижниками, оружием истинного православного и апостольского предания и исповедания. Веселись о своем освобождении, святая матерь Церковь, ставшая беcпечальною, часто подвергавшаяся нападению, но никогда не оставленная. Твой непобедимый царь Христос воздвиг тебе в лице христолюбивого царя поборника, благотворителя и щедрого дателя, попечением которого православная вера, снова собравши свой блеск, просвещает весь мир, все верные ликуют, воcсылая благодарение, а неверных угнетает и сокрушает скорбь и поражение; церкви Божии, освободившись от всех своих неприятностей, дышат свободно, наслаждаются царскими дарами, ограждаются самодержавным заступлением; им ваше августейшее благочестие, подражая Христу, обещает по словам Господа: се Аз с вами есмь до скончания века (Матф. 28:20), как Господь Иисус Христос, примером которого пользуется и вечным царством и непрестающею славою да будет наслаждаться; и да распространится его держава на всю вообще вселенную на веки вечные. Ваше императорское великодушие да удостоит принять с обычною снисходительностию нижайшего доставителя настоящего отношения, иподиакона и регионария сего апостольского престола Константина, который недавно присутствовал на святом соборе, там происходившем, вместе с легатами апостольской памяти предшественника моего, и приклони ухо благосклонности к его представлению и прими по достоинству, как диакона. Небесная благодать да сохранит благочестивую державу государя и подчинит ему выи всех народов. — (Дано в майские ноны, индикта десятого).

 


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.