13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл Александрийский, святитель
Кирилл Александрийский, свт. Сочинения из первой книги, которое он написал против Феодора мопсуестского
Святой памяти Кирилла из первой книги сочинения, которое он написал против Феодора:
Феодор:
„Если кто хочет называть Сына Божия, Бога Слово, не в собственном смысле сыном Давидовым, пусть называет, потому что храм Бога Слова произошел от Давида; и того, кто произошел от семени Давидова, пусть называют Сыном Божиим по благодати, а не по естеству, не упуская из внимания естественных родителей, которые не извратили порядка (вещей), не называя телесным того, кто бестелесен, и не говоря, что он и прежде веков от Бога и от Давида, и страстный и бесстрастный. Тело не бывает беcтелесным; что находится долу, то не
64
находится горе; что прежде веков, то не есть уже от семени Давидова; что страстно, то не есть бесстрастно; ибо все это не может соединяться в одном и том же понятии. Что принадлежит телу, то не принадлежит Богу Слову; а что свойственно Богу Слову, то не свойственно телу. Естества станем исповедовать, и домостроительств отвергать не станем“.
Кирилл:
«Утверждающий, что не должно отвергать домостроительств, совершенно извращает таинство вочеловечения. Ибо он решается утверждать, что единородное Слово Божие не сделалось человеком, и не явилось от семени святого Давида; но явно вводит двойственность сынов, природу неравную и ложную по наименованию. То, что говорится не в собственном смысле, показывает, что не существует на самом деле то, о чем говорится; ибо оно заимствует название другого. Итак, если Слово Божие называется человеком не в собственном смысле, то, очевидно, оно и не сделалось человеком. Если не в собственном смысле Сын и Бог тот, который произошел от семени Давидова, то он и не Бог и не Сын по природе и истине. Итак это название ложно по отношению к тому и другому, а по-справедливости тут разумеется самый предмет; ибо тот и другой называется тем, что он не есть“.
Из той же книги: Феодор:
„Когда мы спрашиваем о естественных родителях, то хорошо мудрствующим надлежит называть Бога Слово – не сыном Давида или Авраама, но творцом, а тело – не прежде веков от Отца (сущим), но семенем Авраама и Давида, рожденным от Марии. И когда речь идет о естественных рождениях, то пусть сын Марии не считается Богом Словом; ибо смертный рождает смертного по природе и производит тело подобное себе. Бог Слово имел не два рождения – одно прежде веков, а другое в последние времена, но родился от Отца по естеству, а храм, рожденный от Марии, он образовал себе из самой утробы ее“.
Кирилл:
„Потом, излагая кратко и включив нечто в средину, он опять говорит”:
Феодор:
„Когда же речь идет о спасительном домостроительстве, то Бог называется человеком, не потому, что Он сделался таким,
65
но потому, что Он воспринял это; а человек называется Богом не в том смысле, будто он стал неописуемым и вездесущим, ибо тело и по воскресении было осязаемо; таким же оно взято и на небо, таким же и опять придет, каким было взято“.
Кирилл:
„Явно и очевидно говорится все это вопреки священному писанию; Феодор хулит таинство Христа и как бы порицает Бога Слово за то, что Он ради нас благоволил претерпеть истощение, а что Он сделался человеком – это, по-видимому, оскорбляет Феодора. Он таким образом совершенно уничтожает вочеловечение и величается над неизреченною премудростию, почти говоря вместе с иудееми Спасителю всех нас Христу: «о добре деле камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты человек сый, твориши себе Бога» (Иоан. 10, 33). Но пусть он послушает Того, Кто говорит во всеуслышание: «аще не творю дела Отца моего, не имите ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте» (Иоан. 10, 37. 38). Итак, он знает, что Слово Божие, когда оно явилось человеком, обладало божественною силою и властию, но отвергает, что Оно было Богом, утверждая, что Оно скорее обитало в человеке, как будто Бог Слово явил нам собою человека достойного обожания и удостоившегося высокого наименования божества. Посему несомненно, что он совершенно не ведает силы таинственного воплощения Христа“.
Из той же книги: Феодор:
«Но если, говорится, плоть было то, что пригвождено было ко кресту, то каким образом и солнце скрыло свои лучи, и тьма покрыла всю землю, и земля потряслась, и камни распались, и мертвые воскресли (Мат. 27, 45-53)? Итак, что сказать о тьме, бывшей в Египте во времена Моисее – не в продолжение трех часов, но в течение трех дней (Исх. 10, 22. 23)? А что сказать о прочих чудесах, совершенных чрез Моисее и Иисуса Навина, остановившего солнце (Нав. 10, 12. 13), и о том, как солнце, во времена Езекии, вопреки закону природы, возвратилось вспять (4 Цар. 20, 9-11), и как останки Елисея воскресили мертвого (4 Цар. 13, 21)? И если события, бывшие во время крестных страданий, указывают на то, что страдал Бог Слово, и если они не могли совершиться ради человека; так и то, что было во времена Моисея, а также во времена Иисуса Навина и во времена царя Езекии, было не для рода Авраамова. Если же те чудеса совершены были ради народа иудейского, то тем более бывшие при кресте – ради храма Бога Слова“ 1).
__________________
1) Слич. выше стр. 47.
66
Кирилл:
«Ужасеся небо о сем, и вострепета попремногу зело, глаголет Господь» (Иер. 2, 12). О невыносимое злословие! о язык, говорящий нечестие против Бога, и ум, крайне надмевающийся! Неужели для тебя мало, что пригвожден был ко древу Господь славы? Его ты ни Сыном истинным, ни Богом не называешь; но мы веруем, что Он есть истинный Сын и Бог, творец и создатель всего. Ибо не был Он человек просто, но в образе человеческом был Тот, который есть Бог Слово от Бога Отца, не преложение или изменение претерпевший во плоти, но соединенный с нею, по свидетельству священного Писания. Сей-то, пострадавший во плоти и повешенный на древе, совершил чудеса в Египте, являя во всем славу свою чрез мудрого Моисея“.
Из той же книги: Феодор:
„Сын по благодати – человек, происшедший от Марии, а по естеству – Бог Слово. Но что по благодати, то не по естеству, и что́ по естеству, то́ не по благодати. Не два сына. Для плоти, которая от нас, достаточно усыновления, славы и бессмертия по благодати, потому что она стала храмом Бога Слова. Не следует ставить ее выше ее природы и допускать несправедливость в воздаянии подобающей благодарности Богу Слову. В чем же эта несправедливость? В сопоставлении Его с плотию и в мысли, что Он нуждается в плоти для совершенного усыновления. И сам Бог Слово желает почитаться не сыном, но Господом Давида; тело же называть сыном Давида не только не оскорбительно, но и прилично по этому самому“ 1).
Кирилл:
«Итак, что по благодати, то не по естеству, а что по естеству, то не по благодати, и не два сына, по твоему разумению! Но кто по благодати, а не по естеству сын, тот и не есть истинный сын; излишня была слава истинного сыновства для того, кто есть таков по естеству, а не по благодати, то есть, для Бога Слова, который есть от Бога Отца. Итак, по твоему, не должно, как я сказал, быть и называться Сыном Божиим Иисусу Христу, чрез которого мы получили спасение, возвещая смерть Его и исповедуя воскресение! Итак, слово веры, которое мы возвещаем, приводит нас вот к какому исповеданию! Итак, в человека у нас вера, а не в того, который есть по естеству и истине
_____________________
1) Слич. выше стр. 51.
67
Сын Божий! Но если справедливо, что Он получил сыновство по благодати, то Он будет сопричисляться множеству сынов, то есть, нам, которым Он, по дарованной ему свыше благодати, дарует усыновление, «к которому мы и призваны чрез Иисуса Христа, который от семени Давидова по плоти» (Рим. гл. 1). Извещает же тебя и божественный евангелист, говоря: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Иоан. 1, 12). Каким же образом получивший достоинство сыновства от иного может даровать и нам не свою, но приобретенную им отвне благодать“?
И спустя немного: „Сын дал самого себя на испытание, и, будучи совершен во всем, благоволил претерпеть уничижение и родиться по плоти от жены, и назван был сыном Авраама и Давида. Не удивляйся столь благому художеству домостроительства, а уразумевай более таинство. Говоря, что унизительно было бы воплощение Единородного, ты хулишь совет Бога и Отца, ругаешься над самым Сыном, благоволившим, ради тебя, претерпеть истощение. Ибо, когда ты слышишь, как Он говорил небесному Отцу и Богу: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду: в главизне книжне писано есть о мне, еже сотворити волю твою, Боже мой, восхотех» (Псал. 39, 7-9), – то несправедливо, говоришь, что Сын помышлял только о своей славе. Избрал же себе совершенное тело, не для иного созданное, но для себя, по словам его самого: «тело же свершил ми еси», говорит. Послушай еще Павла, говорящего о Боге Слове: «понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися техже» (Евр. 2, 14). И мудрый Иоанн пишет так: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1, 14). Восстань против них и восклицай: „да не оскорбляется нами вместо должной благодарности! Бог Слово не сделался плотию, Бог Слово не приобщился приискренне плоти и крови; не родился, подобно нам, по плоти от жены и не назван сыном Давида. Каким же образом Он восхотел бы потерпеть то́, чем и называть Его есть оскорбление, и что́ несогласно с Его волею“? Но мы, о мудрец, навыкли славословить Бога и Отца, что Он «свершил» тело Сыну; а о самом Сыне говорим, что Он стал плотию, то есть, человеком, ради нас претерпел истощение и подвергся уничижению нашей скудости, но и при этом пребыл Богом и истинным Сыном Бога и Отца. Итак, каким образом Он не восхотел именоваться сыном Давида, если Он вочеловечился, и притом не невольно»?
68
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.