Поиск авторов по алфавиту

Автор:Вигилий, Папа Римский

Вигилий, папа Послание об утверждении пятого вселенского собора

Послание папы Вигилия об утверждении пятого вселенского собора.

Возлюбленному брату Евтихию Вигилий.

Никто не находится в неведении о тех соблазнах, которые враг рода человеческого возбудил во всем мире; так что каж-

229

 

 

дого, имеющего дурное намерение, старающегося каким ни есть образом выполнить его желание – ниспровергнуть Церковь Божию, распространенную по всему миру, он заставил образовать разноcти как словом, так и писанием, не только от своего имени, но и от нашего и от имени других; так что нас самих вместе с братьями и соепископами нашими, пребывающих в царствующем городе, и с равным почтением защищающих четыре собора, и искренно пребывающих в одной и той же вере сих четырех соборов, старался отделить от них ухищрениями столь лукавой хитрости; так что мы, Которые были и пребываем единомысленными (с ними) в одной вере, презревши братскую любовь, уклонились в несогласие. Но так как Христос Бог наш, который есть истинный свет, которого тьма не обнимает, удаливши всякое смешение наших мыслей, призвал к миру вселенную и Церковь, так что то, что́ должно быть определено нами, при откровении Господа и исследовании истины, спасительно исполнено: то посему да ведает все ваше братство, что мы во всем принимаем четыре собора, то есть никейский, константинопольский, первый ефесский и халкидонский, вместе с теми же братьями нашими, и с боголюбивою мыслию почитаем их и единодушно сохраняем. А тех, которые не следуют этим святым соборам во всем, что́ определено ими о святой вере, считаем чуждыми собранию святой и кафолической Церкви. Посему, желая, чтобы ваше братство знало о том, что нами сделано, возвещаем ему сею грамотою. Так как ни для кого не тайна, какое было движение из-за трех глав, то есть, о Феодоре, бывшем епископе монсуестском, и его сочинениях, а также о сочинениях Феодорита, и о послании, которое, говорят, написано Ивою к Маре Персу, и как различно об этих (трех) главах было говорено и писано: посему, если во всяком деле правило мудрости требует, чтобы исследуемое было пересмотрено, и не должно служить к стыду когда опущенное в начале, а потом желанием истины найденное. объявляется публично, то сколь более в церковных рассуждениях прилично соблюдать это! Особенно, когда известно, что отцы наши, и преимущественно блаженнейший Августин, просиявший в божественных писаниях, учитель римского красноречия, пересматривали собственные сочинения, исправляли сказанное ими, и прибавляли опущенное и найденное впоследствии. Подобным образом и мы, побуждаемые такими примерами, в рассуждении трех упомянутых глав никогда не переставали исследовать, что более истинно о сказанных трех главах может быть найдено в писаниях наших отцов. Отсюда стало ясно, как чистая истина, что в так называемых речах Феодора мопсуестского, которые повсюду порицаются, содержится противное пра-

230

 

 

вой вере и учению святых отцов; почему сами святые отцы, писавшие против него, оставили свои Писания для научения святой Церкви. Ибо между прочими его богохульствами мы находим, что он явно сказал, что иной есть Бог Слово и иной Христос, удручаемый страстями души и пожеланиями плоти, и что, мало помалу, восходя от худшего, он дошел до лучшего преспеянием дел, сделался безупречным по жизни, и, как простой человек, крещен был во имя Отца, Сына и Святого Духа, чрез крещение получил благодать Святого Духа, и удостоился усыновления; и по подобию царского изображения, ради лица Бога Слова почитается Христос; и после воскресения он сделался неизменяемым в мыслях и совершенно безгрешным. Кроме того, он сказал, что соединение Бога Слова со Христом совершилось такое, о каком сказал апостол в отношении к мужу и жене: «будета два в плоть едину» (1 Кор. 6:16), и что после воскресения, когда Господь дунул на учеников и сказал: «приимите Дух Свят» (Иоан. 20:22), не дал им Духа Святого. Подобным образом он дерзнул также сказать, что исповедание, которое Фома высказал, осязавши руки и ребра Господа, после воскресения, говоря: «Господь мой и Бог мой» (Иоан. 20:28), он относил не ко Христу (ибо Феодор говорит, что Христос не есть Бог), но что Фома, изумленный чудом воскресения, прославил Бога и сказал эти слова. А что еще хуже, в объяснении, которое тот же Феодор написал на Деяния апостольские, он уподобил Христа Платону, и Манихею, и Епикуру, и Маркиону, говоря, что как каждый из них от своего учения, изобретенного им, назвал своих учеников платониками, и манихееми, и епикурейцами, и маркионитами, таким же образом и Христос, изобретши учение, назвал от него христиан. Итак по причине этого пусть вся кафолическая Церковь знает, что мы справедливо и неукоризненно пришли к тому, что заключается в сем нашем постановлении. Посему осуждаем и анафематствуем, вместе со всеми другими еретиками, которые осуждены и анафематствованы (как известно) вышесказанными четырьмя святыми соборами и кафолическою Церковию, и Феодора, бывшего епископа мопсуестского, и нечестивые его сочинения, равно как и то, что написано Феодоритом против правой веры, и против двенадцати глав святого Кирилла, и против первого ефесского собора, и то, что написано им в защиту Феодора и Нестория. Кроме того анафематствуем и осуждаем послание к Маре Персу еретику, которое, говорят, написано Ивою и которое отвергает, что Христос Слово, воплотившись от святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделался человеком, а говорит, что от нее родился простой человек, которого называем храмом, так что из этого

231

 

 

дается понять, что иной есть Бог Слово, и иной Христос; а на святого Кирилла, учителя и проповедника правой веры, оно клевещет, как на еретика и писавшего подобно Аполлинарию; и упрекает первый ефесский собор, будто он без суда и следствия осудил Нестория; это же послание называет двенадцать глав святого Кирилла нечестивыми и противными правой вере; а защищает Феодора и Нестория и нечестивые их учения и сочинения. Итак вышесказанные нечестивые три главы мы анефематствуем и осуждаем, то есть, нечестивого Феодора мопсуестского вместе с нечестивыми его сочинениями, и все, что нечестиво написал Феодорит, и послание, которое написано, говорят, Ивою, и в котором содержатся сказанные выше нечестивые хулы. И всякого, кто верит, что вышесказанные три главы в какое-нибудь время должны быть приняты или защищаемы, или кто будет стараться когда-нибудь уничтожить настоящее осуждение, подвергаем подобной анафеме. А в отношении всех тех, которые, сохраняя правую веру, проповеданную вышесказанными соборами, осудили или также осуждают упомянутые три главы, определяем, что они братья или соиереи. Что́ же сделано было или мною, или другими в защиту вышесказанных трех глав, то́ мы упраздняем определением настоящей нашей грамоты. Да будет далеко от Церкви кафолической то, чтобы кто-нибудь сказал, что все вышеприведенные богохульства, или мудрствующие подобно им и следующие им, были приняты вышесказанными четырьмя соборами, или одним из них. Ибо совершенно известно, что упомянутыми святыми отцами, и особенно святым собором халкидонским никто, о ком было какое-нибудь подозрение, не был принят, если не отверг вышеприведенные богохульства, или подобные им, или ересь, в которой был заподозрен, или если не отрекся и не осудил богохульства, в которых он подозревался.

 (Подпись) Бог да сохранит тебя здравым, почтеннейший брать! Дано за шесть дней до декабрьских ид, в двадцать седьмой год царствования государя нашего Юстиниана, постоянного августа, в двенадцатый год после консульства славнейшего мужа Василия1)

Конец книги, или святого собора, собранного в Константинополе. Христе Боже, слава Тебе! Аминь2)

__________________________

1)В 553 году по Р.Х.

2)Эта приписка сделана на одном греческом языке, а самое послание. п.Вигилия-на обоих языках. Ред.

232


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.