13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Вигилий, Папа Римский
Вигилий, папа Послание к Валентиниану, епископу томийскому в области Скифии
Потом прочтено было из другой хартии:
„Возлюбленнейшему брату Валентиниану, епископу томийскому в области Скифии, Вигилий“.
„Читая писание твоего братства, мы с удовольствием убедились в присутствии в вас пастырской заботливости; почему справедливо могут быть приложены к тебе следующие пророческие слова: спасу овцы моя, ...и восставлю им пастыря единого, и упасет я, раба моего Давида (Иезек. 34, 22. 23). Посему твоя любовь должна следовать и следующим словам Господа нашего: стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст Моих, и воспретиши им от Мене (Иезек. 3, 17), и собравши тех, которые, как ты доносишь, соблазняются разными слухами, непрестанно увещевать, чтобы они не были обольщены теми, которые, скрывая нечестивейший дух под покровом православного, стараются уловить своим коварством сердца неопытных христиан, и, подражая в злобе обычаю отца своего диавола, желают возмутить вверенную тебе церковь разными лживыми сочинениями, и к которым хорошо прилагается апостольское изречение, говорящее: молю вы, братие,
196
блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них: и ниже: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (Рим. 16, 17. 18). А ваше послушание известно во всяком месте. Дай Бог, чтобы верные души их, будучи часто убеждаемы увещанием вашего братства, не были увлечены никаким коварным вещанием от правого пути, который есть Христос, как Он говорит: Аз есмь путь и истина и живот (Иоан. 14, 6); но если, чего не должно быть, будучи возмущены противниками, они, быть может, боятся чего-нибудь сделанного вопреки вере (чего Бог отвращается), то пусть с кротостью, прилично христианам, следуют словам пророка, говорящего: вопроси отца твоего и возвестит тебе (Втор. 32, 7), и другого пророка: устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его (Малах. 2, 7). И так как сын наш, славный и знаменитый муж Визиниан, а вместе с ним и те, которые наблюдают в Константинополе по делам церкви твоего братства, как известно, равным образом сказали, что враги Божии выдумали и то, будто в нашем решении (чего да не будет) осуждены личности епископов Ивы и Феодорита; то пусть прочитают, что мы определили в послании к брату нашему Мине, епископу города Константинополя, о деле, которое здесь поднято, и тогда убедятся, что, при помощи Божией, нами не допущено, или даже не было в намерении ничего, что оказалось бы противным вере и учению достоуважаемых четырех соборов, на которых состоялись определения об одной и той же вере, то есть, никейского, константинопольского, ефесского первого и халкидонского, или что относилось бы к оскорблению одного из тех, которые подписались под вышеписанным определением халкидонской веры, или что открылось бы несогласным с постановлениями наших предметников и предшественников (чего да не будет), но что мы во всем противостояли противникам предстоятелей апостольского престола и блаженной памяти папы Льва и вышеупомянутых соборов. Думаем, не безызвестно вашему братству, что враги христианской веры, с низким и жалким ухищрением, всегда усиливались доказать что четыре евангелиста противоречат один другому (чего да не будет); а святые отцы опровергали их с небесною мудростью посредством книг о согласии евангелий. Вот и ныне также противники святого халкидонского собора (в числе коих мы находим также Рустика и Севастиана, виновников этого соблазна, которых, по их заслугам, мы давно отлучили от священного общения, над которыми, если они не раскаются, – да будет известно вашему братству, – мы намерены произнести канонический приговор), под предлогом лживого защищения, стараются представить, что этот собор говорил вопреки трем вышеупомянутым соборам (чего да не
197
будет). К ним, питающим такие замыслы, прямо относятся слова пророка, говорящего: истинно всуе бысть трость лживая книжником (Иерем. 8, 8). Они опровергали слово Господа нашего, и нет в них никакой мудрости. Научиша язык свой глаголати лжу, неправдоваша и не восхотеша обратитися (Иерем. 9, 5). Если они не покаются, постигнет их приговор псалмопевца, который говорит: еже разрушити врага и местника (Псал. 8, 3). Думаем, что для православных сынов Церкви будет слишком достаточно того, что мы написали тогда к брату и соепископу нашему Мине, т. е. о богохульствах Феодора мопсуестского и его личности, или о послании, которое, говорят, написано Ивой к Маре Персу, и о сочинениях Феодорита, которые написаны против православной веры и двенадцати глав святого Кирилла: потому что в означенном выше постановлении моем можно хорошо узнать, что в самом определении веры, которое произнесли святые святители халкидонского собора, согласно предшествовавшим ему трем другим святым соборам, они ничего не изменили, но похваляя все, что сделано прежними, утвердили своим святым определением навсегда. Впрочем, если и после этого кто-нибудь захочет сомневаться (чего не думаем), просим его, пусть поспешит придти к нам с позволения твоего братства, чтобы из прямого объяснения ему убедиться, что нами соблюдено ненарушимо все, что сделано и написано об одной и той же вере во времена наших предшественников и вышеупомянутых четырех соборов. Таким образом, прекратится для благочестивейших душ соблазн, как и должно быть, и мир, угодный Богу, будет ненарушимо продолжаться в Его Церкви. Мы считаем нужным попросить ваше братство и о том, чтобы оно более не принимало писем от упомянутых прежде Рустика и Севастиана, или от тех, которые окажутся участниками их гнусной дерзости, а также и о том, чтобы ты увещевал всех, принадлежащих к твоему управлению, чтобы они или не читали ничего, доставленного от вышеупомянутых (лиц), или же не доверялись легковерно их лжи. Бог да сохранит невредимым тебя, возлюбленнейший брат. – Дано в 15 день апрельских календ, в 2З год 1) царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 9 год после консульства славнейшего мужа Василия, чрез Иоанна пресвитера и апокрисиария, а он отправил это (послание) чрез человека своего Максентия“.
___________________
1) По другим: в 24 год.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.