Поиск авторов по алфавиту

Автор:Прокл, свт., патр. Константинопольский

Прокл, свт. Послание к Иоанну, епископу антиохийскому

Послание Прокла, епископа константинопольского к Иоанну, епископу антиохийскому.

Я думаю, а лучше, наверно, знаю, что тебе, благочестивейший, известно, что немаловажную награду от Бога снискивают те, которые неусыпным оком ума смотрят за церковными нуждами, днем и ночью пекутся и заботятся, чтобы хорошо было управляемо все количество народа, дружественно соединенного, и чтобы православная вера была чиста от негодных плевел, а то, что вследствие предприимчивости противников иногда имеет болезнь, заслуживало попечения, дабы приведено было к тому же мнению и послушанию, как прекрасно взывает божественное Писание: изведший честное от недостойного яко уста моя будет (Иерем. 15, 19). Ибо если за пренебрежение к ближним, впадшим в худшее, и, по беспечности предстоятеля, сделавшимся добычею волчьей пасти поглощающего людей, угрожает неизбежное осуждение беспечному, которого Писание называет наемником, а не пастырем, нерадивым и небрежным; то неужели не совершенно справедливо ревностному в таких делах последовать, а нерадивого при тревожных обстоятельствах избегать? Ибо в нем и то и другое существует, равно достойное осуждения и неизбежного обвинения, – и то, что когда кто сам живет нерадиво, то этим убеждает ви-

137

 

 

дящих к соревнованию в худом, и то, что согрешающих против веры и не исполняющих надлежащего в жизни он не исправляет тотчас, хотя пренебрегающий этим не поставлен вне такого наказания. Пример сего рода я не от себя выдумываю, но пишу, научившись из божественного Писания. Оный Илий, утомленный летами и приносивший жертву в Силоме по закону, сам хотя не совершал того, на что дерзали дети, но содействовал им, когда не возбранял согрешать: потому что, по справедливому рассуждению, не возбранять бесчестные действия значит быть сродну с действующим. И опять, дети, оскорбляя действиями степень, показывая себя через свои грехи недостойными священства, погибали не только за то, что они совершали, но и за то, что вызывали и других ко греху, представляя собою соревновавшим им образ греха. За это равно подверглись наказанию и те, которые нечестиво поступали, и тот, который не возбранял. Ибо отцу повредила беспечность о добродетели, а сыновьям причинило гибель неисправление; и старец потерпел кораблекрушение в буре юношей, расположение к которым он не управлял строгостью. Итак, благочестивейший, тому, кто получил жребий начальствовать над народом и иметь власть священства, должно не только заботиться о том, как явиться самому честным, но и том, чтобы слова его были чисты от всякого осуждения. Ибо хотя первому должно удивляться, но не так, как тому, что сказано после того; сколько то дает заключение об одном только совершающем дела добродетели, столько же это, спасая многих предусмотрительностью, облекается в каждом в твердость благочестия. К чему же говорю я? К тому, что многие здесь, не только некоторые клирики едесские и монахи, но даже лица знатнейшие и славные в воинской службе, у которых воспламеняется горячая ревность к правой вере, громко говорят о благочестивейшем едесском епископе Иве, что он любит безумие Нестория, так что и некоторые главы, которые вместе с книгою, написанною мною к армянам, я отправил к твоему благочестию, главы глупые, невежественные и исполненные всякого нечестия, он перевел на сирский язык и разослал всюду, чтобы многих простецов, неопытным слухом принимающих вредное от людей злонамеренных, убедить мудрствовать так, как запрещено в церкви Божией. Когда ты по прочтении узнаешь их, то со всею скоростью поспеши побудить его, чтобы он подписал книгу, написанную к армянам, а суесловие, или лучше уродословие, или, справедливее сказать, иудейское нечестие этих глав осудив, живым голосом и здравою рукою анафематствовал безумие 1). Ибо бесчестное дело человеку не показываться явно таким, каков

___________________

1) Слич. выше стр. 95.

138

 

 

он есть. Если же, чему я не верю, он имеет болезнь этих глав, пусть защищает: если при непостоянных мнениях существует непрерывное продолжение веры или учения, то каким образом он говорит о двух сынах – одном прежде веков, а другом в последние дни? Или каким образом Христос – другой, чем Бог Слово? Или как он клевещет, что явился на землю и жил с людьми некто чистый, как один из рожденных от совокупления, но не Тот, который без начала и не сотворен, к которому не вменится ин, по словам пророка (Варух. 3, 36)? Ибо хотя и явился во плоти, но воплотился Тот, который выше всякого начала, свободен от всякого страдания, чужд всякого преложения и изменения, который от Отца воссиял превыше смысла, и от Девы родился превыше разума, который не допускает в своем божестве того, что сотворено, и в своей плоти отвергает то, что призрачно, который поистине есть Бог и соделался человеком, и остался тем, чем был, и спас то, чем соделался. Итак, Он есть один Сын единородный. Но не так (думают) некоторые: по извращенному уму и безумию помышления сделавшись родителями этих глав, они явились отцами нечестивых и гибельных для себя недоносков. Потому, если упомянутый сослужитель Ива знает те главы, которые изрыгнуты для погибели читающих и слушающих, то, я думаю, он, как человек благоразумный и с детства воспитанный в божественном Писании, отвращается и отвергает их; пусть он покажет дерзновенным голосом и с некраснеющим лицом, что он мудрствует в душе, отвергая и попирая все главы, приложенные к посланию к армянам, как именно установления и изобретения диавольского безумия, и считая их все достойными анафемы 1), дабы все, находящиеся здесь, знающие истину об этом муже, уже с доверием к нему имели безраздельное мнение. Ибо не должно, благочестивейший, как и сам ты согласен со мною, презирать тех, которые без причины стремясь к худому, вредят себе, но более стараться о тех, которые соблазняются, чтобы безраздельность и согласие распространялись на всех; особенно боящихся того страшного осуждения, которое в евангелии назначается дерзновенным и презрителям за соблазн единого из малых (Матф. 18, 6). Если блаженный Павел постановляет, что священнослужители должны быть образом добрых дел (1 Тим. 4, 12. Тит. 2, 7), то не более ли – творцами и учителями веры, без которой невозможно угодить (Богу)? Ибо некоторые другие добродетели, как получающие совершенство от нравов, имеют свойство научать исправлению; одна только вера, которая по своей природе и разуму выше, – как приближающая к тому, что вечно по своей природе умосозер-

___________________

1) Слич. выше, стр. 96.

139

 

 

цаемо и необъятно, – лучше знания и всякой добродетели, и тем только уступает любви, что Тот, в которого веруем как в Бога, сделался человеком по одной любви. Итак прошу, да будет употреблено старание. Знай, благочестивейший, что упомянутый епископ Ива, послушавшись настоящего послания, услужит не столько другому кому-нибудь, сколько самому себе. Ибо не только те, которые ныне сомневаются о нем, подивятся ему, но и святейший наш отец пресвитер и архимандрит Далматий весьма почтит и подивится, если увидит его мудрствующим согласно с благочестивою верою. А теперь, когда о нем обнародовано более, чем о других, упомянутый святейший отец, по любви своей, неумеренно терзается, что те, которые должны проповедовать о божественном, обвиняются в противном, то по ревности говорящих, то по зависти обвиняющих. Почему я и послал почтеннейшего диакона нашей церкви Феодота к твоему благоговеинству с бумагами, чтобы ты, благочестивейший, знал, что я ценю не презрительное, но ревностное исполнение дела“.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.