Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Перевод послания, которое, говорят, написано было епископом Ивою к Маре персу

Перевод послания, которое, говорят, написано было епископом Ивою к Маре персу 4).

Мы поспешили вкратце сообщить тебе, твоей светлой мудрости, которая в немногом познает многое, о том, что прежде сего, и ныне происходило здесь, зная что это, написанное нами твоему благочестию, старанием твоим сделается известным для всех, там находящихся, и что преданное Богом писание не испытало никакого извращения. Начинаю изложение предмета с тех рассказов, которые и ты сам знаешь. В то самое время, как твое

___________________

1) По другим: в судебной палате почтенной епископии сего царствующего города.

2) По другим: Домн.

3) По другим: Феодор.

4) Слич. том. 4, стр. 224 – 229.

134

 

 

благочестие было здесь, произошел спор между этими двумя человеками, Несторием и Кириллом: они написали один против другого пагубные книги, которые послужили соблазном для слушающих. Ибо Несторий сказал в своих книгах, как и твое благочестие знает, что блаженная Мария не есть Богородица, так что многие думали, что он был (последователь) ереси Павла самосатского, который говорил, что Христос был чистый человек. А Кирилл, желая опровергнуть книги Нестория, погрешил и оказался впавшим в учение Аполлинария. Ибо и он написал подобно ему, что сам Бог Слово сделался человеком, так что не было различия между храмом и обитающим в нем. Он написал двенадцать глав, которые, полагаю, и твое благочестие знает, о том, что естество божества и человечества Господа нашего Иисуса Христа одно, и что, как он говорит, не должно разделять слова – сказал ли их Господь о себе, или евангелисты о Нем. Это полно всякого нечестия, как и твоя святость знает – даже прежде, чем мы сказали. Ибо как возможно, чтобы бывшее в начале Слово объято было храмом, родившимся из Марии? или чтобы слова: умалил еси его малым чим от ангел (Псал. 8, 6) сказаны были о божестве Единородного? Церковь говорит так, как и твое благочестие знает и я от начала научен и утвержден божественным учением, из слов блаженных отцов. Два естества, одна сила, одно лице, которое есть один сын Господь наш Иисус Христос. Вследствие этого прения, победители и благочестивейшие императоры повелели первейшим из епископов собраться в город Ефес и сообща рассудить о книгах Нестория и Кирилла. Но, прежде чем все епископы, которым повелено было собраться, прибыли в Ефес, этот Кирилл, предупредив, овладел слухом (всех) посредством (какой-то) отравы, ослепляющей очи мудрых. Он нашел вину в ненависти (которую питали) к Несторию. И прежде, нежели святейший и боголюбивейший архиепископ Иоанн прибыл на собор, Нестория без суда и следствия низложили с епископства. А через два дня после его осуждения мы прибыли в Ефес. Когда мы узнали, что при осуждении Нестория, учиненном ими, они постановили и утвердили двенадцать глав, написанных Кириллом, которые были противны истинной вере, и согласились с ними, как согласными с истинною верою, то все восточные епископы осудили этого Кирилла и произнесли отлучение на других епископов, которые соглашались с (его) главами. После этого беспорядка каждый возвратился в свой город. Несторий же, так как был ненавидим городом и вельможами, в нем находившимися, не мог возвратиться туда. Восточный собор остался вне общения с теми епископами, которые сообщались с Кириллом. От этого между ними произошла великая скорбь; епископы были во вражде с

135

 

 

епископами, и народы с народами; и исполнилось на деле написанное, что будут врагами домашние его (Матф. 10, 36). Отсюда произошли многие оскорбления против нас со стороны язычников и еретиков. Никто не смел отправиться из города в город или из области в область; но каждый преследовал ближнего (своего), как врага. Многие же, не имея пред очами страха Божия, под предлогом ревности о церквах, спешили привести в действие вражду, которую скрывали в сердцах своих. Один из таковых есть тиран нашего города, которого и ты знаешь; он, под предлогом веры, наказывает не только живых, но и тех, которые давно отошли к Богу. Один из сих (последних) есть блаженный Феодор, проповедник истины и учитель Церкви, который не только при жизни своей обращал еретиков к истинной вере своей, но и после смерти в своих сочинениях оставил сынам Церкви духовное оружие, как узнало и твое благочестие, обращавшееся с ним, и убедилось из написанного им. Его-то (Феодора) дерзнул он, на все дерзавший, открыто анафематствовать перед церковью, его, который по ревности Божией не только свой собственный город от заблуждения обратил к истине, но и отдаленные церкви научил своим учением. И о книгах его повсюду произведено было много исследований, не потому, чтобы они были чужды истинной веры, – ибо всегда при жизни его тот сам постоянно хвалил его и читал его книги, – но по причине скрытой вражды, которую тот имел против него за то, что он открыто обличил его на соборе. Между тем как происходило это зло и каждый, по Писанию (Суд. гл. 17 и 21), поступал, как хотел, достопоклоняемый Бог наш, всегда пекущийся по своему милосердию о Церкви, возбудил сердце вернейшего и победителя императора послать великого и известного при его дворе мужа, с тем, чтобы он заставил почтеннейшего и святейшего архиепископа востока господина Иоанна примириться с Кириллом; ибо он им низложен был с епископства. По получении послания императора, он отправил святейшего и боголюбезнейшего Павла, епископа емесского, написав через него истинную веру и поручив ему, чтобы он, если Кирилл согласится с этою верою и анафематствует говорящих, что божество страдало, и говорящих, что одно естество божества и человечества, вошел с ним в общение. Бог же, всегда пекущийся о своей Церкви, искупленной собственною Его кровию, восхотел, чтобы и сердце египтянина умягчилось и без затруднения согласилось с (истинною) верою и приняло ее, а всех, верующих не по ней, анафематствовало. Когда же они вошли в общение друг с другом, то распря прекратилась, в Церкви водворился мир: и в ней нет уже раскола, но мир, как (было) прежде. А те слова, которые были написаны святейшим и боголюбезнейшим архи-

136

 

 

епископом Иоанном, и ответы, какие получил он от Кирилла, – самые послания (их), – я присовокупил к этому (посланию), которое отправил к твоей святости, дабы, читая их, ты знал и всем (любящим мир) возвестил, что распря уже успокоилась и средостение вражды разрушено, и (что) те, кои восставали против живых и мертвых, подверглись стыду – оправдываться в своих преткновениях и учить противоположно прежнему своему учению. Ибо никто не дерзает сказать, что одно естество божества и человечества, но исповедует и храм и Того, кто обитает в нем и кто есть единый сын Иисус Христос. Я написал это твоему благочестию по великой любви, которую к тебе имею, зная что святость твоя ночью и днем упражняется в учении Божием, дабы быть полезною многим“.

Святой собор сказал: „мы знаем, что благочестивой памяти Прокл отправил к Иоанну, почтеннейшей памяти епископу антиохийскому, послание, в котором он написал, что перед ним обвинен был Ива в том, что предан мнениям Нестория и некоторые из нечестивых глав Феодора перевел на сирский язык, переписал их и разослал повсюду. Итак, пусть будет прочтено вышесказанное послание, относящееся к настоящему исследованию“. И Каллоним, почтеннейший диакон и нотарий, взявши, прочитал:


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.