13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феодорит Кирский, блаженный
Феодорит Кирский, блаж. Чтение мест из сочинений, составленных им как против правой веры и против святой памяти Кирилла и двенадцати его глав, так и в защиту Феодора и Нестория и их богохульств
Святой собор сказал: „сказанное и представленное достаточно доказывает церковное предание, что должно анафематствовать еретиков и после смерти. И остальное все, что произведено, показывает, каким образом из давних времен Феодор мопсуестский за нечестивые свои сочинения отвержен был вселенской Церковью и после смерти. Но об этом мы объявим мнение несколько после; теперь же пусть будет прочтено и то, что собрано из сочинений Феодорита, составленных им как против правой веры и против святой памяти Кирилла и двенадцати его глав, так и в защиту Феодора и Нестория и их богохульств“. И Фотин, почтеннейший диакон и нотарий, взявши, прочитал:
126
Из написанного Феодоритом против двенадцати глав святого Кирилла. Из того, что он написал на первое анафематство:
„Итак, ясно из сказанного, что образ Бога не превратился в образ раба, но оставаясь тем, чем был, принял образ раба. Итак, Бог Слово не сделался плотью, но принял плоть живую и разумную; не родился от Девы естеством, зачавшись и образовавшись, и с того времени получивши начало существования, Тот, который прежде веков, и есть Бог, и у Бога, и с Отцом вместе пребывающий и с Отцом познаваемый и покланяемый, но образовавший Себе храм в девической утробе был вместе с образованным и рожденным. Поэтому и святую Деву называем Богородицею, не потому что она родила Бога по естеству, но потому, что она родила человека, соединенного с Богом, который образовал его“ 1).
Того же Феодорита из написанного им против второго анафематства:
„Следуя божественному учению апостолов, мы исповедуем, что Христос един есть, и, по причине единства называем Его Богом и человеком; единства же ипостасного, как странного и чуждого Ему, не знаем никаким образом, ни из божественного Писания, ни из отцов, изъяснявших Писание“ 2).
Его же из написанного им против четвертого анафематства.
„Итак, кому мы припишем следующее: Боже мой, Боже мой, вскую мя оставил еси (Матф. 27, 46): еще: Отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от мене чаша сия (Матф. 26, 39): и еще: Отче, спаси мя от часа сего (Иоан. 12, 27): и следующее: о дни же том или о часе никтоже весть... ни сын человеческий (Мк. 13, 32), и все прочее, что сказано самим Им, или святыми апостолами, сказано и написано о Нем смиренно? Кому припишем голод и жажду (Матф. 4, 2)? Кому бодрствование и сон (Иоан. 4)? Кому неведение и страх (Лук. 22)? Кто нуждался в помощи ангелов? Если это свойства Бога Слова, то таким образом мудрость обнаруживает неведение“?
И спустя несколько: „Неведение принадлежало не Богу Слову, но образу раба, который лишь настолько имел знания, сколько открывало обитающее в нем божество“ 3).
___________________
1) Слич. Деян. Вс. Соб. том. 2, стр. 129.
2) Слич. там же, стр. 136.
3) Слич. там же, стр. 148, 149.
127
Его же из написанного им против десятого анафематства.
„Кто это, который совершен подвигами добродетели, а не по естеству? Кто это обнаружил повиновение, не зная его, пока не испытал? Кто это жил в благоговении с воплем крепким и со слезами приносил моление, не имея силы спасти себя; но молился могущему его спасти и просил освобождения от смерти (Евр. 5, 1-10)? Не Бог Слово, который бессмертен, бесстрастен, бестелесен“.
И спустя несколько: „Но это – то, что Он воспринял от семени Давида, что смертно, подлежит страданию и трепещет смерти, хотя это самое впоследствии разрушило власть смерти по причине единства с воспринявшим его Богом; это – то, что ходило во всякой правде и говорило к Иоанну: остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Матф. 3, 15). Оно получило имя первосвященника по чину Мелхиседекову, ибо оно облечено в немощь нашей природы“ 1).
Его же из послания, написанного им к монастырям, против святого Кирилла:
„Стоявшие вблизи насмехаются над нашей битвой, пользуются нашими несчастьями, и радуются, видя, что мы пожраны сами собою. Причиною этого те, которые стараются повредить апостольскую веру, предпринимают положить вместо евангельских догматов непрочное учение, и которые перенесли главы нечестивого Кирилла с анафемою в царствующий город, предпринимая и утверждая своими писаниями, как думали, то, что очевидно произошло от горького корня Аполлинария; они имеют тоже богохульство Ария и Евномия, и, если кто захочет глубже посмотреть, они не чужды безумия Валентина, Манеса и Маркиона. Ибо в первой главе он выбросил совершенное ради нас домостроительство, уча, что Бог Слово не принял человеческого естества, но сам переменился в плоть, и ставя догмат, что вочеловечение нашего Спасителя было совершено не истинно, но мнимо и воображаемо. А это произошло от нечестия Маркиона, Манеса и Валентина. Во второй же и третьей главе, как бы забыв то, что изложил вначале, вводит единство по ипостаси и согласие по единому естественному, уча, что чрез эти наименования совершенно некоторое умерение и смешение божественного естества и образа раба. Это произошло от еретического безумия Аполлинария. В четвертой главе он отвергает разделение евангельских и апостольских слов, и не допускает по учению православных отцов принимать в отношении к божественному естеству те слова, которые приличествуют Богу, а более униженные и по-человечески сказанные относить и прилагать
___________________
1) Слич. там же, стр. 177.
128
к человечеству. И в этом хорошо мудрствующие могут находить родство с нечестием. Ибо Арий и Евномий, называя единородного Сына Божия творением, произведенным из несуществующего, и рабом, дерзнули прилагать человеческое, что сказано Христом Господом по-человечески, к Его божеству, стараясь показать Его чуждым Отчему существу и потому неподобным (Отцу). Сверх сего, скажу кратко, он говорит, что само бесстрастное и неизменяемое божество Христа страдало, и пригвождено было ко кресту и умерло. Это превосходит (безумие) и Ария и Евномия. Ибо и те, которые дерзают называть Творца и художника всего тварью, не впали в такое нечестие. Он хулит и Святого Духа, говоря, что Он исходит не от Отца, по слову Господа, но есть от Сына. И это есть плод семян Аполлинария; она приближается и к злостному богопочитанию Македония. Таковы злостные порождения египетские; а поколения отца хуже. Тогда как те, которым вверено врачевство душ, должны были или в самом зачатии сделать их недоносками, или тотчас по рождении уничтожить, как пагубные и вредные для нашей природы, они великодушно питают их, и считают очень достойными попечения, на погибель как себе, так и другим, которые позволяют себе подставлять им уши“.
Из беседы Феодорита, сказанной против святого Кирилла в Халкидоне, вскоре после первого ефесского собора, когда он из Ефеса прибыл в Константинополь вместе с восточными, в защиту Нестория, как будто несправедливо осужденного:
Видишь ли ты, новый противник Христа, а больше противник Бога, каким образом я и разность естеств знаю, и единства не разрушаю? Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвоздше убисте: его же Бог воскреси из мертвых, разрешив узы ада (Деян. 2, 23-24).
Из другой беседы, сказанной в том же городе против святой памяти Кирилла:
„Неужели я разрушаю единство, новый еретик, а ты не смешиваешь естества? Скажи о несмешанном единстве, и я возвышаю голос. Но что ты говоришь, что два естества сделались одним естеством? Какой пророк научил тебя этому? Кто из апостолов – первый, второй, средний, последний, который после двенадцати, Павел, Варнава? Кто после них учитель? Учись у твоего учителя. Это породил арианин Астерий и Аполлинарий твой отец. Ибо ты сделал себя сыном его: ты сделался наследником его мнений, будь по заслуге и наследником названия“.
Из его же беседы, написанной в том же городе в защиту Нестория.
„Христос да будет для нас вождем слова, – Христос, силою которого вы дерзнули преплыть страшные волны Пропонтиды, чтобы
129
услышать голос наш, который вы считаете отражением гласа вашего пастыря. Ибо вы желаете слышать сладкогласную свирель вашего пастыря, которого его товарищи умертвили, как они думают. Но Бог взывает чрез пророка: пастырие мнози растлиша виноград мой, оскверниша часть мою, даша часть желаемую мою в пустыню непроходную (Иерем. 12, 10) 1).
Послание Феодорита к Андрею, епископу самосатскому, писанное из Ефеса.
„Пишу из Ефеса и приветствую твою святость, которую ублажаю в немощи и считаю любезною Богу, потому что она узнала по слуху, а не по опыту, о тех бедствиях, которые произошли здесь, – бедствиях, превышающих всю силу разума и превосходящих историческое повествование и достойных постоянных слез и непрерывного плача. Ибо телу Церкви грозит опасность быть разодранным, скорее же – оно получило уже разрез, если тот мудрый Врач не поправит отделившиеся и загнившие члены и не соединит их. Опять безумствует Египет против Бога, и воюет с Моисеем и Аароном и слугами его, и весьма большая часть Израиля соглашается с противниками; здравомыслящих же, которые добровольно подъемлют труды за благочестие, чрезвычайно мало. Поругано достопочтенное благочестие. Те, которые низложены, совершают священнические службы; а те, которые низложили, сидят дома, стеная. Те, которые с низложенными отлучены от общения, освободили низложенных от низложения, как они думали. Над таким собором смеются египтяне, и палестинцы, и понтийцы, и азийцы, и с ними запад. Ибо весьма большая часть вселенной подверглась болезни. Какие смехотворцы во время нечестия так осмеяли благочестие в комедии? Какой писатель комедии прочитает когда-либо такую басню? Какой трагический поэт достойно опишет плач об этом? Столь великие и такие бедствия обрушились на Церковь Божию; а лучше (сказать): я рассказал самую малую частицу того, что сделано“.
Его же к Несторию после происшедшего соединения между восточными и святейшим Кириллом.
„Господину моему достопочтеннейшему и благочестивейшему и святейшему отцу епископу Несторию, Феодорит (желает) в Господе радоваться.
„Что я не увеселяюсь городскою жизнью, и не связан ни мирскою заботою, ни славою, ни возвышенным седалищем, об этом, я думаю, знает твоя святость. Ибо хотя и ничего другого, но самого одиночества города, управлять которым мне выпал жребий, достаточно, чтобы научить меня этой философии. А в нем не одиночество только, но весьма много тревожных обстоятельств, ко-
___________________
1) См. Деян. Вел. Соб. том I, стр. 830-831. Изд. 2-е, стр. 330.
130
торые могут сделать ленивыми даже тех, кои весьма радуются им. Итак, пусть никто не убедит твою святость в том, что я, из желания епископского седалища, закрывая свои глаза, принял египетские письма, как православные. Ибо, говоря по самой справедливости, я довольно часто их перечитывал, с точностью разбирал и нашел, что они свободны от еретической горечи, и убоялся наложить на них какое-нибудь пятно, ненавидя конечно, подобно кому-нибудь другому, отца сих писем, как виновника возмущений во вселенной. И я надеюсь не потерпеть никаких наказаний, по благодати Его, в день суда, потому что праведный Судия испытывает намерение. С тем, что несправедливо и противозаконно совершено было против твоей святости, я не позволю себе согласиться и тогда, если бы кто-нибудь отсек мне обе руки, при помощи мне божественной благодати, поддерживающей немощь души. Это я письменно сделал известным и тем, которые требовали; отправил также твоей святости ответ на написанное к нам, чтобы ты знал, что никакое время, по милости Божией, не изменило нас, и не научило быть многоногими или превращающимися в разные виды 1), из которых первые подражают камням, а последние листьям по цвету. Я и находящиеся со мною весьма много приветствуем в Господе все братство, находящееся с тобою“.
От Феодорита к Иоанну, епископу антиохийскому.
Так как Бог управляет премудро, промышляя о нашем согласии и заботясь о спасении народов, то Он предуготовил нам собраться воедино, и показал расположения всех согласными одни с другими. Прочитывая сообща египетские письма, и исследуя в точности смысл их, мы нашли, что отправленные оттуда (письма) согласны с сказанным нами и явно противны двенадцати главам, которым, как чуждым благочестия, мы остались противниками доныне; ибо они содержали в себе то, что Слово Божие плотски сделалось плотию, и по ипостаси приняло соединение и смещение по соединению естественному, и что Бог Слово сделался перворожденным из мертвых; разделение же того, что сказано о Господе, они отвергали; к тому же они содержали в себе и другие, чуждые апостольскому учению, отпрыски плевел еретических. Итак, те (письма), которые отправлены ныне, украшаются евангельским превосходством“.
Послание Феодорита, писанное к Иоанну, архиепископу антиохийскому, когда умер Кирилл, архиепископ александрийский 2).
___________________
1) На поле: разумеет полипов и хамелеонов.
2) Это послание, кажется, не принадлежит Феодориту, а, скорее, оно составлено еретиками и особенно тем обличается оно в подложности, что Иоанн антиохийский умер прежде бл. Кирилла: ибо существует послание Кирилла к Домну, преемнику Иоанна,
131
„Наконец, поздно и на силу умер злой человек. Ибо добрые и благодетельные люди переселяются туда прежде времени, а злые живут долговременно. И я думаю, что промыслительный Раздаятель всех благ раньше времени избавляет первых от человеческих скорбей и, как победителей, освобождает от борений и переводит в лучшую жизнь; жизнь эта, без конца, без печали и беспокойства обещана в награду тем, которые борются за добродетель. Любителям же и совершителям зла Он попускает долее пользоваться настоящею жизнью, или для того, чтобы они насытились злобою и после научились добродетели, или для того, чтобы терпели наказание и в сем мире, за свои вредные нравы обуреваясь в течение долгого времени горестными и бедственными волнами настоящей жизни. А его, несчастного, Правитель наших душ не оставил, подобно другим, долее наслаждаться тем, что кажется увеселительным, но зная злобу сего мужа, ежедневно возраставшую и вредившую телу Церкви, отрезал, как бы какую-нибудь язву, и отъял поношение от сынов Израиля. Отшествие его обрадовало оставшихся в живых; но опечалило, может быть, умерших, и можно опасаться, чтобы они, слишком отягченные его сообществом, опять не отослали его к нам, или чтобы он не убежал от тех, которые отводят его, подобно как тиран циника Лукиана 1). Итак, надобно позаботиться, и твоей святости нужно особенно предпринять эту поспешность, – приказать обществу носильщиков умерших положить какой-нибудь величайший и тяжелейший камень на гробницу, чтобы он опять сюда не пришел и снова не стал доказывать нетвердые мнения. Пусть возвещает новые догматы находящимся в аду и пусть там разглагольствует днем и ночью, как хочет. Ибо мы не боимся, чтобы он и их разделил, говоря публично против благочестия и окружая смертью бессмертное естество. Потому что его закидают камнями не только те, которые научены божественному, но также и Немврод, и Фараон, и Сеннахерим, и всякий подобный им противник Бога. Но я без причины стал бы говорить: ибо он, несчастный, молчит невольно. Изыдет, – говорится, – дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4). Он же имеет и другое молчание. Ибо обнаженные дела его связывают язык, зажимают рот, обуздывают чувство, заставляют молчать, принуждают клониться к земле. Посему я плачу и рыдаю о несчастном; ибо весть о его смерти доставила мне не чистое удовольствие, но смешанное с печалью. Я радуюсь и услаждаюсь, видя обще-
___________________
читанное на соборе халкидонском (Деян. 14). Этот Домн поставлен был на место вышесказанного Иоанна, уже по смерти его, как говорится в следующем деянии. Примеч. Лабе.
1) Разумеется рассказ в диалоге Лукиана, под заглавием „Тиран“.
132
ство церковное освобожденным от такого рода заразы; печалюсь и рыдаю, помышляя, что он, жалкий, не успокоился от зол, но умер, покушаясь на большие и худшие. Ибо он, как говорят, бредил возмутить и царствующий город, и снова противоборствовать благочестивым догматам, и обвинить твою святость, почитающую их. Но Бог видит и не презрел: Он наложил узду на его уста и удила на его губы, и возвратил его в землю, из которой он взят. Да будет же, по молитвам твоей святости, чтобы он снискал милосердие и прощение, и чтобы безмерная милость Божия победила его злобу. Прошу твою святость освободить нас от смущений душевных. Ибо многочисленные и разнообразные слухи несутся со всех сторон и смущают нас, возвещая общие бедствия. Некоторые говорят, что и твое благочестие против воли отправляется в народное собрание. И я доныне презирал, как ложное, то, что разглашается. А так как увидел, что все говорят одно и тоже, то счел необходимым узнать истину от твоей святости для того, чтобы нам или посмеяться над этим, как ложным, или по справедливости оплакать, как истинное“.
И еще, после смерти блаженного Кирилла, тот же Феодорит в беседе, сказанной в Антиохии, в присутствии Домна, понося его смерть, говорит следующее:
„Никто уже никого не принуждает богохульствовать. Где говорящие, что Бог распят на кресте? Бог не распинается. Распят на кресте человек Иисус Христос, который от семени Давида, сын Авраама. Умерший есть человек Иисус Христос; а Бог Слово воскресил свой храм. Кто от Давида, тот подобен Давиду. Человек рождает человека; а кто по естеству есть Сын Божий, тот есть Бог Слово; Христос же есть сын Давида, но храм Сына Божия. Нет уже спора: восток и Египет под одним игом. Умерла ненависть, и вместе с тем прекратился спор: пусть успокоятся феопафиты“ 1).
И еще в другой беседе он так сказал:
„Осязал Фома того, который воскрес, и воздал поклонение Тому, который воскресил“.
Святой собор сказал: „имея в виду то, что нечестиво написал Феодорит, должно удивляться проницательности святого халкидонского собора. Ибо, зная его богохульства, он прежде довольно часто употреблял против него многие воззвания: а после иначе не принял бы его, если бы он наперед не анафематствовал Нестория и его богохульства, в защиту которых прежде писал. Итак, по окончании предложенного об этом, вопрос об остальной главе пусть будет предложен нам в другой день“.
___________________
1) Т. е., учившие, что пострадал Бог.
133
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.