13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Юстиниан, император
Юстиниан, имп. Грамота отцам 5 вселенского собора
„Во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа
Император цезарь Флавий Юстиниан, алеманский, готфский, французский, верхнегерманский, аланский, вандальский, африканский, благочестивый, счастливый, славный, победитель и триумфатор, постоянный август, блаженнейшим епископам и патриархам, Евтихию константинопольскому, Аполлинарию александрийскому, Домнину феопольскому, Стефану, Георгию и Дамиану благоговейнейшим епископам, занимающим место Евстохия, блаженнейшего мужа, архиепископа и патриарха иерусалимского, и прочим благоговейнейшим епископам, собравшимся из разных стран в этом царствующем городе.
16
„Искоренять возникавшие по временам ереси посредством собирания благоговейнейших епископов, и единодушным провозглашением правой веры доставлять мир святой Церкви Божией – было всегдашнею заботою православных и благочестивых императоров, предков наших. Посему и блаженной памяти Константин, – в то время, когда богохульствовал Арий и утверждал, что Сын не единосущен Богу Отцу, но есть тварь и сотворен из несущего, – собрал в Никее из разных округов триста восемнадцать святых отцов; и присутствуя на соборе сам для поддержания тех, которые признавали Сына единосущным Отцу, осудил арианское нечестие и позаботился об охранении правой веры. Итак, изложив святой символ или учение веры, святые отцы этим символом научили, что Сын единосущен Богу Отцу, в чем даже тогда многие сомневались. И блаженной памяти Феодосий старший, – в то время, когда Македоний отвергал божество Святого Духа, а Аполлинарий и ученик его Магн богохульствовали относительно домостроительства воплотившегося Бога Слова и утверждали, что Слово не восприняло человеческого ума, но соединилось с плотию, имеющею неразумную душу, – собрав в царствующем городе сто пятьдесят святых отцов и сам приняв участие на соборе, осудил вышеупомянутых еретиков вместе с их нечестивым учением и заставил провозгласить правую веру. Ибо, следуя правой вере, изложенной триста восемнадцатью святыми отцами, эти отцы изъяснили (учение) о божестве Святого Духа и вполне изложили учение о домостроительстве воплотившегося Бога Слова. Также, когда нечестивый Несторий утверждал, что иное Бог Слово и иное Христос, и вводил нечестивую мысль, что один – Сын Бога Отца по естеству, а другой – сын по благодати, и отвергал, что святая славная Приснодева есть Богородица, – когда тот же Несторий заразил своим нечестием почти всех восточных отцов, тогда блаженной памяти Феодосий младший собрал первый ефесский святой собор, на котором председательствовали святые отцы Целестин и Кирилл, и отправив сановников, долженствовавших присутствовать на соборе, заставил и самого Нестория прибыть туда и произвести суд над ним; и когда сделано было расследование, то эти же святые отцы, следуя во всем тому, что́ определено относительно веры прежними святыми отцами, осудили Нестория вместе с его нечестивым учением. После этого последователи нечестивого Нестория, восстав против Кирилла, поспешили (насколько было это в их власти) отразить осуждение, произнесенное против Нестория; но вышеупомянутый блаженной памяти Феодосий, защищая то, что́ справедливо было таким образом определено против Нестория и его нечестия, заставил твердо держаться произнесенного против него обвинения. И потом, когда появился еще без-
17
умный Евтихий с учением, что тело Господа не единосущно нам, и когда многие взволновались как в Константинополе, так и в Ефесе, тогда в защиту его сделана была еретиками такая уловка, что из-за него низвергнут был даже епископ царствующего города, блаженной памяти Флавиан. Но блаженной памяти Маркиан собрал в Халкидоне святых отцов, и когда произошел между епископами большой спор, то не только своих сановников послал на собор, но прибыл и сам, и привел всех в согласие. Следуя во всем тому, что в защиту веры определено тремя вышеупомянутыми святыми соборами и что́ присуждено относительно обвинения еретиков и их нечестия, эти святые отцы осудили и предали анафеме Евтихия и его нечестивое учение, а также и Нестория с его нечестивым учением, потому что в то время некоторые старались защищать Нестория и его нечестивое учение. Сверх того, те же халкидонские святые отцы предали анафеме тех людей, которые передали или передают иной символ, кроме того, который изложен триста восемнадцатью святыми отцами и изъяснен ста пятидесятью святыми отцами. Итак, после всех этих событий, совершившихся в разные времена, вышеупомянутые блаженной памяти отцы наши своими законами утвердили и оградили то, что определено было на каждом соборе, и изгнали еретиков, покушавшихся воспротивиться определениям вышеупомянутых четырех святых соборов и возмутить церкви. Но когда, по смерти блаженной памяти Маркиана, произошел в разных местностях спор о святом соборе халкидонском, то блаженной памяти Лев написал всем епископам во все места, чтобы каждый из них объявил собственное мнение относительно этого святого собора и чтобы, не рассчитывая друг на друга, каждый отвечал на то, о чем спрошен. По прошествии непродолжительного времени, снова восстали последователи Нестория и Евтихия и произвели такие смуты в святых Божиих церквах, что произошли в них разделения и расколы и церкви не имели между собою никакого общения. Ибо никто не осмеливался, переходя из города в город, вступать в общение (с другою церковию), ни клирик, переходя из одного города в другой, вступать в число (клириков) этой церкви. Когда же Господь Бог по своему милосердию вручил нам управление государством, то в основание и начало нашего правления мы положили соединить разделившихся священников святых Божиих церквей от востока до запада; и, совершенно пресекши спор, воздвигнутый последователями нечестивых Евтихия и Нестория против халкидонского собора, побудили провозглашать этот собор в святых Божиих церквах наравне с прочими вышеупомянутыми тремя святыми соборами, верно зная, что изложенное на нем во всем согласно с прочими тремя святыми соборами, и удовлетворили многих,
18
восстающих против этого святого собора, а других, оказавшихся упорными противниками этому собору, изгнали из святых Божиих церквей и досточестных монастырей, чтобы в святых церквах проповедовалась одна и та же вера, которую провозгласили четыре святые собора, – будучи постоянно охраняема единодушием и миром святых Божиих церквей и их священников. Когда мы, при помощи Божией, сделали это в утверждение четырех святых соборов и когда наши деяния приняты были в святой Божией Церкви, то последователи Нестория, желавшие свое нечестие усвоить святой Божией Церкви и не могшие достигнуть этого чрез Нестория, вздумали ввести оное чрез Феодора мопсуестского, Несториева учителя, который богохульствовал гораздо хуже Нестория и сверх прочих бесчисленных хулений, направленных против Христа Бога нашего, говорил, что иное – Бог Слово, иное – Христос, – также и чрез нечестивые сочинения Феодорита, которые этот написал против правой веры и первого ефесского святого собора и против святой памяти Кирилла и его двенадцати глав, и в особенности чрез злотворное послание, которое, как говорят, написал Ива к Персу Маре и которое все наполнено нечестием Феодора и Нестория. Ибо при помощи этого нечестивого послания они старались освободить от осуждения не только нечестие, но и самые личности Феодора и Нестория, которых он особенно хвалит (защищает) и оправдывает, – этим нечестивым посланием старались освободить их от осуждения, говоря что оно принято святым халкидонским собором. Но они говорят это не в защиту святого собора, а стараясь его именем, как они думают, утвердить свое нечестие. Но известно, что это нечестивое стремление защитников имеет целью то, чтобы, если удастся им, не проповедовалось, что Бог Слово сделался человеком, и чтобы святая славная Дева Мария не проповедовалась Богородицею. Ибо это именно нечестиво изложили в своих сочинениях Феодор и Несторий; те же хулы произносит и тот, кто написал послание. Итак, следуя святым отцам и желая, чтобы правая вера проповедовалась в Божиих церквах без всякого искажения, желая также пресечь покушение нечестивцев, мы сначала спросили вас о вышеупомянутых нечестивых трех глав, не вызывая вас из ваших церквей; и вы объявили нам ваше мнение (об них), за которое мы и одобрили вас; так как вы, не сумняся и со всяким дерзновением, признали правую веру и осудили нечестивую. А так как и после сделанного вами обвинения некоторые остаются при тех же заблуждениях и защищают те же нечестивые три главы то мы вызвали вас в царствующий город и увещеваем вас, собравшихся вместе, снова объявить ваше мнение относительно этих глав. Ибо и Вигилию, благоговейнейшему папе древнего Рима, мы объяснили о трех главах по-
19
дробно все, – когда он прибыл в наш царствующий город, – и спрашивали его, как он думает об этом деле; и сам он не раз, не два, а довольно часто в своих писаниях произносил анафему на нечестивые три главы. А что у него всегда была мысль об осуждении трех глав, – это он выразил и в весьма многих иных своих поступках и в осуждении Рустика и Севастиана, бывших диаконов древнего Рима, которые, сначала приняв сделанное им решение, в котором он предал анафеме эти нечестивый главы, потом приняли и стали защищать нечестивое их учение. Но он писал и объявлял об осуждении этих глав также Валентиниану, епископу скифскому, и Аврелиану, епископу церкви арелатской, которая есть первая из святейших церквей Галлии, и заповедовал им не принимать ничего, что осужденные диаконы пишут противного вышеупомянутому решению; коротко сказать: он всегда оставался при этом мнении. Обо всем этом мы объявим вам в свое время. А так как потом, по прибытии вашем, как сказано, в этот царствующий город, между вашею святостию и Вигилием, благоговейнейшим папою древнего Рима, была взаимная переписка о том, чтобы всем вам собраться вместе и произнести согласное с тем, что определено в защиту веры четырьмя святыми соборами, суждение о тех, которые бессознательно или сознательно защищают нечестивые главы: то мы и еще, чрез наших сановников и чрез некоторых из вас, просили его прибыть со всеми и сообща рассудить о вышеупомянутых главах для того, чтобы дать правой вере соответствующую ей форму, и в силу того, что мы в своих грамотах и его и вашу святость спрашивали об этом; пусть или главы будут осуждены всеми, как нечестивые, или он открыто объявит свое мнение, если считает их согласными с правдою. Ибо несвойственно христианам вместе с правою верою принимать нечестивое учение и не различать истины от лжи. Но он ответил нам, что окажет нам содействие, самостоятельно действуя по вопросу о вышеупомянутых трех главах. Итак убеждаем еще вас рассудить об них; ибо желаем, чтобы вы знали, что мы и сохраняем и защищаем и приемлем то, что́ изложено и определено об единой и той же вере четырьмя святыми соборами, никейским, константинопольским, ефесским первым и халкидонским, и что́ установлено ими относительно церковной обрядности, – приемлем и храним и все то, что́ согласно с ними. А все то, что́ несогласно с ними, или окажется написанным кем-либо против того, что́ определено о единой и той же вере четырьмя святыми соборами или одним из них, все то отвергаем, как совершенно чуждое истины; следуем же во всем святым отцам и учителям святой Божией Церкви, то есть, Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову и Григорию нисско-
20
му, Амвросию, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем все, что́ написано и изъяснено ими о правой вере и в осуждение еретиков. Итак, твердо держась всего вышесказанного, мы приемлем тех отцов и священников, которые содержат и в святой Божией Церкви проповедуют то, что́ относительно веры изложили четыре святые собора и что́ проповедовали упомянутые святые отцы. А так как еретики всячески хотят защитить Феодора и Нестория и их нечестивое учение, как сказано выше, и говорят, что нечестивое послание, написанное, как оказывается, Ивою к Персу Маре, принято святым халкидонским собором: то мы просим вас рассмотреть то, что́ написано Феодором как в других сочинениях, так и в символе, который был читан и в Ефесе и в Халкидоне и подвергся анафеме на том и другом соборе, вместе с теми, которые так мудрствовали или мудрствуют, – просим также рассмотреть и то, что́ об нем и его хулениях написали святые отцы и обнародовали наши предшественники, равно и то, что́ написали о нем писатели церковной истории. Из всего этого вы узнаете, что как сам он, так и его хуления с давнего времени осуждены святыми отцами, что и за его хулы в предшествовавшие времена даже имя его было исключено из диптихов церкви, в которой он был епископом. Просим вас порассудить и о безрассудной проповеди тех, которые утверждают, будто не следует анафематствовать еретиков после смерти, и просим держаться в этом случае учения святых отцов, которые не только при жизни осуждали еретиков, но и по смерти анафематствовали умерших (нераскаявшимися) в своем нечестии, равно как оправдывали и вписывали в священные диптихи тех, которые осуждены несправедливо; это сделано и над Иоанном 1) и над Флавианом, блаженной памяти епископами константинопольскими. Ибо ваше благоговеинство знает, что́ сказал Господь в евангелии о себе самом: «веруяй в он не будет осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единородного Сына Божия» (Иоан. 3, 18). Но известно, что это сказано не только о живых, но и о тех, которые умерли (оставаясь) в своем нечестии. В особенности же просим вас обратить внимание на то, что́ нечестиво написано Феодоритом против правой веры и первого ефесского святого собора и против святой памяти Кирилла и против двенадцати его глав, и что́ тот же Феодорит нечестиво написал в защиту Феодора и Нестория и их хулений против святой памяти Кирилла. Просим также сделать исследование и о нечестивом послании, которое написал Ива к Персу
____________________
1) На поле: разумеется Златоуст.
21
Маре; в нем составитель его отрицает, что Бог Слово сделался человеком и что святая славная Приснодева Мария есть Богородица. Это же нечестивое послание осуждает и первый ефесский святой собор за то, будто Несторий осужден на нем без суда и следствия, а святой памяти Кирилла, учителя Церкви, называет еретиком и его двенадцать глав нечестивыми, Феодора же и Нестория и их нечестивое учение защищает и одобряет. И так как некоторые, как сказано, дерзают утверждать, что послание, содержащее вышеупомянутое нечестие, принято и святым халкидонским собором: то просим вас сличить то, что́ сказано этим святым собором в определении его, изложенном в защиту веры, с тем, что содержится в нечестивом послании, чтобы всесторонне доказать справедливое, а нечестивое осудить. Итак, все вышеупомянутое рассмотрите со всею внимательностию, как прилично священникам, содержащим в уме страх Божий и будущий суд, и не предпочтите ничего благочестию, правой вере и истине, славе и хвале Божией, содержа в уме и апостольское изречение, произнесенное против тех, которые передают противное правой вере, и ясно говорящее, что «аще мы, или ангел с небесе благовестить вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет» (Гал. 1, 8. 9). Помните также и заповедь апостола Петра, который говорит: «готови присно (будьте) ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании» (1 Петр. 3, 15) и немедленно объявите ваше мнение о том, о чем мы вас спрашивали; потому что когда вопрошаемый о правой вере надолго откладывает ответ, – это не иное что показывает, как только отрицание им правого исповедания. Ибо в вопросах и ответах, касающихся веры, нет ни первого ни второго; но кто окажется более готовым в исповедании правды, тот и приятен Богу. Блогодать Божия да сохранит вас, святые и благоговейнейшие отцы, на многие лета. – Дано в четвертый день майских нон, в Константинополе в 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия“.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.