Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл Александрийский, святитель

Кирилл Александрийский, свт. Из второй книги, о том, что один Христос, против Феодора

Святой собор сказал: „так как некоторые высказывают, что написано: „добрый Феодор“; то пусть будет прочтено последовательно как то, что сказано прежде, так и то, что сказано после. для совершеннейшего познания дела“. И Феодул, почтеннейший диакон и нотарий, взявши, прочитал:

 

Из второй книги Кирилла, епископа александрийского, о том, что один Христос, против Феодора.

 

«Что впрочем нечестивый Несторий захотел следовать мнениям Феодора, это не освобождает его от обвинений, а сделает обвинение против него гораздо более важным. Ибо, когда ему было возможно пользоваться правыми словами отцов и чистыми речами о Божестве, он, как оказывается, предпочел ложь истине. Так он опустил то, что принадлежит им; а лучше предпочел присоединиться к гнусным (мнениям) и услаждаться столь неприличными речами. Если кто обвинит того, который имеет такую волю и безумие, что он погрешил в этом, то, думаю, весьма справедливо. Ибо нужно было помнить святейшего Павла, который ясно пишет нам: будьте благоразумными меновщиками; «вся искушающе добрая держите; от всякия вещи злыя отгребайтеся» (1 Сол. 5, 20. 21). Потому что, и имея обыкновение действовать, и стараясь подражать похваляющим совершенное, мы отвергаем гнусные и фальшивые мнения, а принимаем и весьма охотно все, что сияет чистою красотою истины. Но да обратится у нас дело снова на приличный ему и предположенный путь. Добрый Феодор написал против ереси ариан и евномиан

89

 

 

почти дватцать числом весьма обширных книг, а также и другие, изъясняющие евангельские и апостольские книги; каковые труды никто не захотел бы порицать, а скорее, по осуждении, воздал бы честь прилежанию, если бы была в них правота мнений. Если же некто будет ходить вне назначенного, и, оставляя прямой путь истины, пойдет тропинкой искривленной, и уязвит сердца более простых, бросая в них семена развратных помышлений; то оставаться в покое в это время будет не без вреда для тех, которые председательствуют в народе; но они будут иметь награду и выгоду, если будут сопротивляться. Итак, поелику в сих книгах или сочинениях упомянутого мужа, которые мы теперь назвали, найдено нечто исполненное крайнего нечестия: то как возможно было дозволить себе молчать? Ибо он разделяет неделимого Христа, и вместо одного Сына почитает двойственность, удаляющуюся от истины и как бы подкрашенную ложными именами. Так он говорит, что Бог Слово, который от Бога Огца, называется человеком, впрочем это делается неистинно, а человек, тот, который из Марии, как он говорит, которого он лукаво именует нам во многих местах плотию, называется Богом и Сыном Божиим, но и это неистинно».

Святой собор сказал: „прочитанное показало, что благочестивой памяти Кирилл употребил этого рода слова, более обличая Феодора и нечестивые его сочинения, а не похвалу какую-либо высказывая о нем. Пусть будут прочтены и послания святой памяти Григория, которые, говорят, были написаны к Феодору мопсуестскому“.

И почтеннейший диакон и нотарий Феодул 1), взявши, прочитал;

Григорий, препоручая Феодору некоторых взаимно спорящих, и показывая, что они находятся как под собственным (Григория) управлением, так и под управлением его (Феодора), говорит так:

„Что писано было к твоему благоговению господами честнейшими епископами, то и от себя написать признав за нужное, прошу тебя: подай руку свою благородным женщинам и не попусти, чтоб они были притесняемы и гонимы могуществом человека, с которым вступили в дело“.

И потом: „Знаю, что для двоих, для твоего благоговения и для меня, будет прискорбно, если справедливость в этом деле останется в пренебрежении; потому что подсудимые у обоих нас под смотрением. И опасно, чтобы истина не была извра-

___________________

1) По другим: Диодор

90

 

 

щена правдоподобием доводов. Посему и сиди, и вступись за мою немощь“ 1).

Говорят еще о другом послании, писанном вышесказанным святым Григорием как будто к Феодору мопсуестскому. Им весьма сильно побеждаются говорящие неправду. Он особенно увещевает епископа тианского прибыть к празднику мучеников, который в Арианзе, местечке того же святого Григория, торжествуется в месяце, который он сам на языке каппадокийском называет Дафусою. Арианз есть местечко под Назианзом, а Назианз был тогда именно под управлением города Тианы. В послании говорится так:

«И мне, как больному, обязан ты оказать свои услуги, потому что одна из заповедей – посещать больных, и святым мученикам обязан также ежегодным чествованием, какое совершаем в твоих Арианзах в двадцать второй день нашего месяца Дафусы. Притом же немало церковных дел, которые требуют общего рассмотрения. По всем этим причинам соблаговоли, нимало не замедлив, быть у нас. Хотя и труд велик, однако же и награда равновесна“ 2).

К тому же Феодору написано другое послание, которым он просит о согрешивших – бедных своего прихода и питателях бедных. Начало послания такое:

„Слышу, что негодуешь на оскорбления, какие причинены мне монахами и бедными“.

И в конце: „Представь теперь, что припадают к тебе все бедные и питатели бедных, что просят за них все монахи и девы. Вместо них окажи милость всем; потому что достаточно уже приведены в чувство, как сие видно из того, что во мне возымели нужду; а прежде всех окажи милость мне, который прошу за них. Если тебе кажется жестоким, что я потерпел от них бесчестие, то да покажется еще более жестоким, что не слушаешь меня, подающего такой совет» 3).

Есть и другое послание того же святого Григория к тому же Феодору, похваляющее этого Феодора. Оно также скорее оказывается написанным к тианскому епископу: в нем он упоминает о монастыре доселе расположенном в местечке, которое называется Паса и находится под управлением города Тианы. В нем говорится так:

„Да дарует Бог тебя церквам к нашей славе и к пользе многих! Ты столько осмотрителен и тверд в духовном, что делаешь более твердыми всех, которые думают о себе; что по

______________________

1) Григор. Назианз. письм. 123 к Феодору тиан.: Твор. ч. 6, стр. 222. Москва. 1848.

2) Письм. 122 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 221.

3) Письм. 73 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 180. 183.

91

 

 

летам имеют некоторое преимущество. Итак, поелику соблаговолил ты принять меня в участники духовного исследования, разумею дело о клятве, какую, по-видимому, дал Георгий Паспасинский; то объявляю твоему благоговению, что у меня на мысли“ и проч. 1).

И другое (есть) послание к нему же, из которого особенно оказывается, что все они написаны к епископу тианскому. Ибо он просит его, как первого в области, дать епископа Назианзу. В нем говорится так:

«Кстати мне сказать словами Писания: к кому воззову я обиженный? Кто прострет руку мне утесненному (Аввак. 1, 2)? На кого перейдет бремя церкви, доведенной до такого худого состояния и расстройства? Свидетельствуюсь пред Богом и пред избранными ангелами, что сия Божия паства несправедливо страждет, оставаясь без пастыря и без епископа, по причине моего омертвения; потому что меня держит болезнь, вдруг удалила меня от дел церковных, и теперь ни к чему я негоден, непрестанно нахожусь при последнем дыхании, и еще более обременяюсь делами. Поэтому, если бы епархия имела кого другого главою, к нему должна бы взывать и у него испрашивать помощи; но как выше всех твое благоговение, то необходимо обратиться к тебе. Позаботься о своей церкви, как сам заблагорассудишь, и не презри ее в расстроенном состоянии, которого она не заслужила. Не говорю уже о прочем: что сделали ей, и чем угрожают восставшие ныне аполлинаристы, осведомься об этом от господ сопресвитеров моих, от хорепископа Евлалия и от Келевсия, которых с намерением послал я к твоему благоговению. Остановить это не моим уже летам и не моей немощи, а твоему только возможно искусству и твоей силе; потому что тебе, кроме прочего, Бог дал и крепость к общей защите Церкви. А если не буду услышан, что ни говорю, и ни пишу; пусть будет сделано, что одно только и остается сделать, то есть, всенародно всем провозглашено и приведено в известность, что церковь имеет нужду в епископе, чтоб не терпеть ей вреда от моей болезни; а о последующем узнаете“ 2).

К тому же тианскому епископу он написал и другое послание, в котором обвиняет хотевших увлечь его к епископству сасимскому, а особенно Елладия кесарийского; сказавши многое об этом, он просит о Воспорие, епископе догарском, который обвинен был тогда пред тианским епископом и судился у него. В нем говорится так:

______________________

1) Письм. 220 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 319

2) Письм. 124 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 223. 224

92

 

 

„Но присовокуплю к письму еще следующее о государе моем епископе Воспории. Если ваше исследование находит его худым в вере, что выговорить непозволительно, не говорю уже о долговременности и о моем свидетельстве; то судите об этом сами. А если разыскание живущих по близости производит худую о нем славу, и новое есть обвинение; то не увлекайтесь клеветами, и прошу вас не давать им более силы, нежели истине, чтобы не привести в уныние многих, решившихся хорошо поступать“ 1).

Евфранта, благочестивейший муж, епископ тианский, поднявшись, сказал: „объявляю вашему святому собору, – о чем вы и прежде моих слов знаете, – что без причины обольщают себя самих те, которые думают, что святой памяти Григорий написал прочитанные послания к Феодору мопсуестскому. Я, как поставленный в епископа тианской церкви и родом из той самой области, изложу истину. Епископ Феодор был в моем городе во времена святой памяти Григория. Ибо так говорится в священных диптихах: „за Евпсихия, Анфимия, Еферия, Деодата, Каллиопия, Лонгина, Феодора“. В тоже время под управлением города Тианы были и Догара и Назианз, даже до времен сего благочестивого царствования. Когда же благочестивейший император даровал права метрополии городу, который некогда назывался Мукиссос, а теперь называется Юстинианополь, то вместе с другими городами подчинил ему и Догару и Назианз. И Арианз, откуда был родом святой памяти Григорий, действительно есть местечко, находящееся под управлением Назианза; в этом местечке он убеждал блаженного Феодора совершит празднество; и месяц у каппадокийцев имеется, называемый на провинциальном наречии Дафусою, о котором он и упоминает в одном из посланий. Местечко же, которое называется Паса и в котором находился монастырь, управляемый тогда монахом Георгием, который в послании называется Пасинским 2), отстоит от метрополии Тианы в двенадцати милях, и находится под управлением того же города доныне. Но и город Догара, как я сказал, был тогда под управлением той же метрополии Тианы, и епископ тианский поставлял епископов. Посему он и убеждает того блаженного Феодора, как имеющего митрополичьи права над вышесказанными городами, сам будучи обременен уже старостию, поставить епископа в Назианз вместо него самого. Киликия вторая, под управлением которой находится Мопсуест, никакой связи никогда и не имела и не имеет с Каппадокиею второю, или с местечками, или с городами ее, потому что в средине

_____________________

1) Письм. 139 к нему же: Твор. ч. 6, стр. 241. 242.

2) По другим: Пассенским, Паспасинским (слич. выше стр. 155)

93

 

 

находится Киликия первая и разделяет Каппадокию и Киликию вторую. А Мопсуесть есть часть Киликии второй. И невозможно было святой памяти Григорию писать об управлении церквами Каппадокии второй и о поставлении епископов епископу города, находящегося в другом округе и под управлением другого митрополита, также как он и не имел права избрать епископа“.

Когда таким образом это сказано было Евфрантою 1), почтеннейшим епископом метрополии Тианы, встал Феодосий, почтеннейший епископ города, который в древности назывался Мукиссос, а теперь называется Юстинианополь, и сказал следующее: „благочестивейший Евфранта все изложил вашему святому собору истинно. Это знаю и я, потому что происхожу из той области, и под управлением моим находятся теперь Догара и Назианз, под управлением которого находится местечко Арианз. И никакой связи с названными местечками или городами никогда не имела Килнкия вторая или ее епископы».

Святой собор сказал: „и сами по себе послания святого Григория показывают, что они были писаны к благочестивой памяти Феодору, епископу Тианы, метрополии Каппадокии второй, а не к нечестивому Феодору мопсуестскому. Присоединились к тому и заявления почтеннейших епископов. А о том, что и после смерти должно анафематствовать еретиков, уже нечто было читано; впрочем, если что-нибудь другое относится к этому, пусть будет прочтено“.

Диодор, архидиакон и первенствующий из почтеннейших нотариев, сказал: „у нас под руками извлечения, относящияся к настоящему вопросу, о том, что должно осуждать еретиков и после смерти“.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.