Поиск авторов по алфавиту

Послание епископов второй Армении к императору Льву

XLV. Послание епископов второй Армении к императору Льву.

Бдаговеннейшему, благочестивейшему и христолюбивейшему императору постоянному августу Льву, Oтрий, Акакий, Иоанн, Аделфий, Ормизда, Лонгин, епископы второй Армении, (желают) спасения о Господе.

Бог, который прославляет прославляющих Его (1 Цар. 2, 30), находя, что власть вашего миролюбия по сердцу Ему и служит непобедимою пальмою и честью для веры, благосклонно предал вам, христолюбивейший государь, владычество над всеми людьми без всякого ограничения. Ибо Он неожиданно рядом побед и несравненных триумфов покорил вам восстающих (на вас) и украсил ваше благочестие высокими почестями; в нераздельности, без распри и вмешательства посторонних предоставил вам скипетр власти, чтобы вы, твердо и в чистоте храня в себе божественные правила, сохранили их с добрым расположением. Ибо, имея добрую любовь к Господу Богу, вы кроткими словами располагаете к законной жизни и достойному удивления поведению всех, кто находится под скипетром вашей власти; но уделяя одинаковую долю своих сил на пользу прочих людей, вы без тревог сообщаете непоколебимый мир кафолическим церквам всей вселенной, и, подражая милосердию Божию, не презираете ни малых, ни смиренных, и чрез снисхождение достигаете высоты; по делу веры вы снисходите и до нас и делаете нас, которые, вследствие нашего отвержения, ничего не значим на земле, участниками в своих заботах, хотя и не нуждаетесь в сношении с нами, и чрез это подлинно являете величие несравнимого милосердия Божия. Поэтому, вследствие повеления, мы решаемся на то, что сверх сил наших, и наше мнение представляем вашему благочестию. Итак, достопочтенный император, мы живем на краю мира, отстоя от царствующего города на большое расстояние, но не обделены ни в чем милостью вашего владычества; относительно веры мы держимся правых убеждений, но имеем языки, неспособные к словопрениям. Мы обитаем среди иноплеменников армян, и хотя мы правоверны, но не владеем правильно римским языком; потому что мы отделены от римлян некоторым небольшим расстоянием, а больше рекою Евфратом, и по причине постоянно смешанного населения иноплеменников не можем произносить речей. Но мы избегаем проповедующих чуждое учение; потому что они отвергают глаголы Святого Духа и в наставления евангельские привносят собственное учение. Мы, населяющие вторую Армению, наслаждаемся полнейшим единомыслием, исповедуем одну веру, все вообще и каждый в отдельности воссылая за ваше величество молитвы к Богу; мы удалены от всякой ереси и всякого богохульного языка; получив от святых 318-ти отцов единое, во всех отношениях ясное, учение, мы храним нерушимо веру отцов; вопросов же о Боге, как бесполезных и превышающих наше разумение, мы избегаем: всячески уклоняемся даже от тех, которые говорят что-либо иное, и воздерживаемся от излишних вопросов; отталкивая нечестивые книги, мы остаемся вдали от их враждебного для Церкви заблуждения и, при вашем управлении верующими, храним отделенную от плевел пшеницу веры, приняв по преданию в полноте учение отцов,

252

 


и никому не дозволяем говорить ничего лишнего. Ибо неумеренные исследователи божественных предметов и испытатели догматов, излагающие в своих сочинениях как будто учение благочестия, когда говорят что-либо или погрешают в чем-либо против божественного знания, то восстают уже против Бога: желая что-нибудь постановить, один кто-нибудь пишет собственную свою веру, отсекает самого себя от кафолической Церкви, противоречит правым догматам, особенно старается преодолеть верных, мужественно и твердо остающихся в (истинной) вере, и сам изобличается собственным языком. Поэтому, чтобы мы, весьма часто разъединяясь коварством диавола и разделяясь на многие мнения, не могли унизить правой веры, Бог поставил вас защитником веры, — так как своими добрыми деяниями вы уже много раз охранили образ Божий, — дабы, вооружаясь против соблазнов, подавая свою помощь и принося утешение труждающимся в благовестии, вы имели равный с ними триумф. Святая и кафолическая Церковь, принявшая евангельскую веру, — к которой призван и ты, благочестивейший из государей, в которой ты, произнесши благое исповедание, пребываешь и содержишь все предания, какие она заповедала, и от которой не можешь уклониться, потому что призван Иисусом Христом, — хотя и угнетается нечестивыми, однако же не уничтожается, но скорее цветет, сияя догматами благочестия, и, осеняемая вашею верою, охотно вступает в борьбу с врагами, и тем не менее гнушается их злых советов и не увлекается чуждыми и тщетными учениями в разные стороны. Начало нечестия у всех богохульников заключается в той сквернейшей болезни, что они хотят любить себя более всего. Всякий из них, желая призывание Христово отнести к собственному своему имени, изрыгает неподобающие богохульства против Христа: от нас изыдоша, но не беша от нас(1 Иоан. 2, 19). Ибо, удалившись от прямого и царского пути, и бесстыдно отвергши Искупителя нашего Христа, они сами себя устранили от того призывания, которым призваны, а повинующихся им заставили иметь свое нечестивое имя вместо христианской веры, тогда как они были крещены не в иную веру, имели не иных учеников Христовых, вводящих иной образ крещения или проповедующих иного Христа: ибо един Господь, едина вера, едино крещение(Еф. 4, 5). А некоторые, подражая своеволию Иуды, из себя самих породили мерзость богохульства, и, потеряв вместе с благочестием самое имя Христово, каким-то обманом заставили называться своим именем и тех, которые уверовали под их именем. Поэтому-то 318 отцов, в различных телах имевшие одну веру, смело вели войну за благочестие, и с чрезвычайною крепостью защищая истину, и выводя наружу безумное мнение врагов Церкви, своим символом веры привели и приводят к истине как тех, которые жили тогда вместе с ними, так и нас, которые явились спустя много времени. Ибо приступающим к крещению мы передаем то, что́ и приняли, ничего не прибавляя и не убавляя; потому что в этом учении нет ничего менее важного. Итак, чтобы по Писанию нам не подвергнуться осуждению за неготовность, мы смело противополагаем истину всем гнусным ересям. И тем, которые наносят поругание на божественное Писание и привлекают к себе сердца людей простодушных,

253

 


мы противимся с какою только можем силою; крепость же, оружие и сила церквей — вы, благочестивейшие государи. Ибо и блаженной памяти Константин, государь воинства всемогущего Христа, имея 318 вооруженных отцов и одержав победу в войне Господней, явился великим у Царя царей, а во всех церквах Божиих стяжал на долгое время незабвенную память, и всякие благочестивые уста прославляют его. Итак благочестивейшие государи, получившие его скипетр, как бы по преемственному наследию от отца, на соборе 150-ти отцов благочестивыми и богоугодными определениями подтвердили веру 318-ти отцов и опровергли виновника нового учения, прогнали от Церкви злую язву, и провозгласили совершенное равенство Отца и Сына и Святого Духа по существу, силе и божеству, по достоинству, власти и господству. Диавол, изощряя язык Нестория, — оружие своей злобы, вздумал по своей дерзости разделить одного и единственного Христа на двух сынов и, разрывая существо поистине единое, с нечестивою хитростью разделил Сына Бога живого особо на человека и особо на Господа Христа. Вскоре после этого блаженной памяти Целестин, наследник престола и учения Петрова, Кирилл, епископ города Александрии, и Акакий, великий наш отец и учитель, мудрствуя одинаково с собравшимся с ними сонмом (епископов) и отражая нападение, направленное против истины, также изгнали виновника лжи вместе с его ложью и укрепили веру 318-ти отцов. Но диавол, не пристыженный и такою победою над ним, опять возобновил и воскресил чрез Евтихия давно затихшее учение Валентина, утверждающее, что Господь Иисус Христос взял тело небесное и пришел к людям. Если бы возможно было для него, хитрого словами, а не мыслями, оспаривающего, чтобы не сказать подменивающего догмат, что (Христос) с телом вознесся на небеса, то мы показали бы ему Господа славы, имеющего на руках язвы гвоздинные (Иоан. 20, 25), и сияющего ими более, чем неприступным светом. Ибо всегда Сый явился во плоти: Творец всего родился от жены, был под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление воспримем(Галат. 4, 5), обнища богат сый(2 Кор. 8, 9), соблаговолил восприять мою плоть, произошел от семени Авраамова, став причастником плоти и крови (Евр. 2, 15), самым близким образом соединился с нами и совокупил во едино с божественным естеством наше по преемству греховное естество. Плоть и кости, по евангелисту (Лук. 24, 39) явили Бога, и Бог природы явился во плоти и костях, чтобы, когда пожерто будет мертвенное животом(2 Кор. 5, 4), уже не было более смерти, потому что чрез смерть восстановляется жизнь. Ибо живое Слово Божие, в самой смерти явив Себя жизнью, провозгласило, что смерти уже нет, и, желая доказать действительность и непризрачность своего присутствия, говорило ученикам: осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лук. 24, 39). Действительно стал подобным нам человеком Тот, кто не перестал быть Богом; Он сделался ходатаем Бога и человеков(1 Тим. 2, 5), начатком усопших, перворожденным из мертвых, вторым Адамом, главою тела Церкви (1 Кор. 15, 20, 45, 47. Кол. 1, 18); ибо пророк говорит: и человек есть, и кто познает его(Иер. 17, 9)? Слова пророка: и человек

254

 


есть
указывают на вочеловечение Того, кто есть Бог и, по учению веры, будет Богом во веки. Итак мы поклоняемся Христу, восприявшему, по домостроительству (Божию), ради нашего спасения страстную плоть и даровавшему нам залог божественного бесстрастия. Ибо, так мудрствуя, состоявшийся в Халкидоне собор святых отцов и веру 318-ти отцов сохранил неповрежденною и неизмененною, и смело противостоя, в лице просвещенных мужей, безрассудствам, даровал блага мира кафолическим церквам, основанным во всей вселенной. И мы также, соединившись с ними в одно тело чрез веру, молим Господа всех, чтобы ваша власть пребыла непоколебимою и перешла к сынам сынов. Если же некоторые, искажая склад речи и словосочетание, покушаются возбудить против церквей брани и распри, то им воспротивится Бог. А мы, одобряя намерение и мысль излагавших веру, отнюдь не отступаем от словосочетания, а имеем в них защитников догматов и бдительных хранителей веры 318-ти отцов, и святых отцов, собравшихся в Халкидоне, почитаем так же, как и самих 318 отцов; потому что они, ничего не прибавляя к их символу, осудили уста, достойные многих наказаний. Итак, получив распоряжение вашего благочестия, и прочитав первое и последнее прошения, поданные вашему величеству александрийскими клириками, я вместе с святейшими епископами нашей области оплакал (описанное) в первом нападение, сделанное овцами на пастыря, и особенно горько скорбел о восстании новых Дафана и Авирона против самого священства (Числ. гл. 16). Ибо наглость изгнала всякий стыд; закон, страх власти и суд находятся в презрении; и гнусные страсти потрясли священнические постановления, подняв на священников руки, которые следовало бы как можно более удерживать; и получили достойный залог своего спасения. Ибо, имея сумасбродный разум, злодей Тимофей, как мы узнали из прошений, если только в них говорится правда, пристрастие к первенству предпочел спасению и решился на злодейские поступки, ринувшись, еще при жизни священника (епископа) Церкви, на кафедру, на которую не имел права, похитив дерзкою рукою управление церковью и в основание священства положив кровопролитие; мало этого: став виновником поражения пастыря, бесстыдно поставил себя самого стражем святого стада тот, кто сам недостоин называться христианином; так как по своей нечестивой надменности не устрашается совершать окровавленными руками досточтимые таинства, и, по осуждении, совершает то, что́ правила святых не позволяют ему даже видеть, когда делают это другие. Он не согласился быть поставленным по церковным правилам, и, быв возведен в епископа теми, которые, кажется, подлежали такому же наказанию, очевидно сам себя лишил общения со всеми церквами, как человек, нанесший оскорбление дарам Божией благодати. Далее, так как он не желает исправить то, что им нечестиво предпринято, если только сказанное об нем согласно с истиной, то он противится отеческим соборам; и так как для него недостаточно бедствий отечества, то он силится произвести смуты во всех церквах, как бы имеющий власть делать, что́ захочет, и не щадит ни живых, ни умерших предстоятелей Церкви; но, как нечестиво получивший власть вопреки всем, он отвергает прежде

255

 


всего тот собор отцов, который созван был по настоянию александрийской кафедры и по внушению Святого Духа. Это, кажется мне, он сделал, чтобы избежать наказания за человекоубийство и прелюбодеяние; потому что там в самом начале (отцы) определили наказывать человекоубийц отлучением. Но он не принял святого вселенского собора халкидонского, не подозревая, что удалил самого себя от веры, изложенной уже прежде этого 318-ю святыми отцами, которую святой халкидонский собор утвердил и укрепил. Если уже он, употребив насилие, достиг кафедры блаженной памяти Кирилла, то ему следовало обратить внимание на сочинения этого мужа и держаться его правил. Но вы, благочестивый и чудною добродетелью превосходящий всех государей, защитите веру, находящуюся под игом тиранства, даруйте силу отеческим постановлениям, освободите священников от опасностей, остановите людей, которые покушаются незаконно восстать против церквей, дабы свободные в ваше время от раздоров, распрей и ссор святые церкви Божии непрестанно воссылали Христу Господу свои молитвы за ваше долгоденствие и спасение, да сохранит Он тебя, непобедимый во всех отношениях, христолюбивейший триумфатор и постоянный август, для всей вселенной и всех святых и кафолических церквей Божиих, на долгие и мирные времена.

Отрий 1), милостию Божиею епископ святой и кафолической церкви митрополии Мелитенской, подписав собственною рукою, высказал в вышеизложенном послании, по повелению вашего благочестия, свое мнение, какое имею относительно исповедания отцов, собиравшихся в Никее, которому следовал и святой вселенский собор халкидонский, а также и мнение относительно Тимофея, обвиняемого в прошениях; молюсь, да сохранится власть ваша на многие лета для святых церквей и всего мира.

Иоанн, епископ аркский, тоже. Аделфий, епископ аравийский, тоже.


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.